Конспект урока математики в 4 классе.
Цели урока:
1. познакомиться с понятиями «катет», «гипотенуза»;
2. вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;
3. повторить виды углов, треугольников;
4. закреплять умение решать задачи разного вида;
5. развивать логическое мышление, память, внимание, навыки самоанализа, познавательные интересы.
Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон 4 класс (2 часть), прямоугольники на каждого ребенка, вырезанные из картона со сторонами 10 и 6 см, блок-схема для устного счета (Приложение 1 состоит из 4-х листов: рис. 1-4), ножницы, плакат с формулой вычисления площади прямоугольного треугольника (Приложение рис 3 рис. 6), рисунок Древнего Египта (Приложение 2 рис. 5 jpg).
Площадь прямоугольного
треугольника
Конспект урока математики в 4 классе.
Цели урока:
1. познакомиться с понятиями «катет», «гипотенуза»;
2. вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;
3. повторить виды углов, треугольников;
4. закреплять умение решать задачи разного вида;
5. развивать логическое мышление, память, внимание, навыки
самоанализа, познавательные интересы.
Оборудование: учебник математики Л. Г. Петерсон 4 класс (2 часть),
прямоугольники на каждого ребенка, вырезанные из картона со сторонами 10
и 6 см, блоксхема для устного счета (Приложение 1 состоит из 4х листов:
рис. 14), ножницы, плакат с формулой вычисления площади прямоугольного
треугольника (Приложение рис 3 рис. 6), рисунок Древнего Египта
(Приложение 2 рис. 5 jpg).
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3
Рисунок 4Рисунок 5
Рисунок 6I. Организационный момент
Здравствуйте, всем доброе утро! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой
формулой нахождения площади, а для этого нам придётся отправиться в
Древний Египет, а также вспомним какие бывают треугольники и узнаем что
такое катет и гипотенуза. Повторим проценты и продолжим отрабатывать
вычислительные навыки.
II. Актуализация опорных знаний
1) вычисления по блоксхеме. (Приложение 1)
2) логические задачи:
На веревке завязали 5 узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
Купили 4 шара красного и желтого цвета. Красных шаров больше. Сколько
шаров каждого цвета купили?
Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов покажет 2 таких
термометра?
3) виды треугольников
На какие группы по виду углов можно разделить треугольники,
изображенные на доске? (На доске размещены различные треугольники).
Разделите треугольники на группы: тупоугольные, остроугольные и
прямоугольные.
Как будете действовать?
III. Открытие нового
1) Назовите в прямоугольных треугольниках стороны, которые образуют
прямой угол.
Прочитайте в учебнике на стр. 94 №2 как называются эти стороны.
А как называется сторона противолежащая прямому углу?
№2 стр. 94.
Назовите у прямоугольных треугольников катеты и гипотенузы.2) Древние египтяне заметили, что любой участок земли можно разбить на
треугольники. (На доске рисунок. Приложение 2)
Значит, зная, как вычислять площадь треугольника, можно найти площадь
любой фигуры. И египетские землемеры научились вычислять площадь
треугольника. Давайте и мы найдем способ вычисления, представив себя
древними египтянами.
Постановка задачи: научиться вычислять площадь треугольника.
3) Площадь прямоугольного треугольника.
Площадь какой фигуры мы умеем вычислять? Как?
Практическая работа.
Перед вами прямоугольники. Измерьте стороны и найдите его площадь.
Проведите диагональ и разрежьте по ней.
Сколько фигур получилось?
Как они называются?
Какие они по площади? Докажите. (Путем наложения)
Чему равна площадь каждого треугольника? Sпр. : 2
А как мы нашли площадь прямоугольника? Значит, какой записью можно
заменить букву S?
А что такое «а» и «в» в прямоугольном треугольнике?
Значит, делаем вывод, как найти площадь прямоугольного треугольника?
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведению
катетов.
S = (a х b) : 2 (Приложение 3)
Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 95.
Физкультминутка.
(Гимнастика для глаз)
Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им многомного,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх
– влево – вниз.
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз.
Быстро поморгать.
IV. Первичное закрепление
Давайте используем наши знания на практике.
1). Стр. 95 № 5.
а) Посмотрите на чертеж №5(1). Что известно? Что заметили?
Как найти площадь треугольника?
Запишите.
б) Рассмотрите чертеж №5(2). Из каких фигур состоит данная фигура?
Как найти площадь всей фигуры?
Запишите решение.
в) №5(3). Самостоятельное решение, проверка.
V. Повторение пройденного1) Решение задачи. Стр. 96. № 8.
Прочитайте задачу.
Как заполним схему к задаче?
Ваши предложения по решению задачи? (Решение задачи.)
2) Самостоятельное решение № 10(а) и №12(а) на стр. 96. (Несколько
учеников работают у доски).
VI. Рефлексия
Что понравилось на уроке?
Что нового для себя узнали?
Что показалось трудным?
Какую формулу мы сегодня вывели?
Где можно в жизни применить эти знания?
VII. Оценивание
VIII. Домашнее задание
1 уровень: стр. 96 № 10(б), 11(а)
2 уровень: стр. 96 № 9, 11(в) .