Литературное чтение
Тема: А. Шынбатыров. Урок чуткости
Цель: знакомство с рассказом А. Шынбатырова «Урок чуткости», формирование нравственных качеств личности - чуткости и отзывчивости в отношениях с друзьями, умение понять друга.
Планируемые результаты (задачи урока):
предметные: понимание и осмысление содержания рассказа,
умение прокомментировать его, определять тему и идею прочитанного текста; личностные: воспитание чуткости и отзывчивости к друзьям, умение помочь им; системно-деятельностные: обучение умению работать с текстом, выражать свои мысли в логической последовательности, делать самостоятельные выводы; развитие творческого воображения, умение сравнивать, рассуждать, делать умозаключения; находить слова, выражающие основную мысль в произведении, умение работать в коллективе; учить проявлять внимание к мнению других, производить языковой анализ текста.
Тип урока: урок получения новых знаний
Ход урока
1.Организационно-мотивационный момент.
2. Проверка домашнего задания
выборочное чтние
пересказ отрывка из повести
вопросы по произведению
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Актуализация знаний:
- Что такое чуткость, отзывчивость, сочувственное отношение к проблемам друга?
- Назовите произведения, в которых друзья чутки и внимательны по отношению друг к другу.
- Расскажите об этих героях (повторение: «Слепой музыкант», «Мой первый друг»).
4. Слово учителя.
- Вы каждый день встречаетесь друг с другом. Учитесь в одном классе.
- Но так ли хорошо вы знаете друг друга?
- Всегда ли вы внимательны и чутки друг к другу?
- Сегодня мы поговорим об этом.
- Прочитаем рассказ о герое, открывшем для себя с новой стороны своего товарища по классу, о котором был совсем другого мнения.
5. Чтение и анализ рассказа.
- С какой просьбой обратился учитель к Сейтжану?
- Кого просил попроведовать?
- Почему герою не хотелось идти к Терликбаю?
- Какого мнения был он об однокласснике? (С ним никто не дружил, он был замкнутым, учился неважно, был медлительный, угрюмый, не разговаривал ни с кем.)
- Расскажите, как Сейтжан пришел домой к Терликбаю.
- Где он увидел его?
- С каким чувством он подал ему руку? Почему? (Важно и небрежно.)
- Почему больной товарищ не лежал в постели? Чем он это объяснил?
- Какие изменения в поведении Терликбая заметил Сейтжан? (Медлительность его исчез-ла, говорил с гордостью, движения быстрые и точные, красиво работал.) Опиши дом, где жил Терликбай.
- Что удивило героя? (Удивила мебель, сделанная Терликбаем и его братом.)
- О чем говорила обстановка дома, куда зашел Сейтжан? (О трудолюбии, мастерстве, золотых руках обитателей дома.)
- Что увидел и от чего «замер на месте» Сейтжан, придя в гости к Терликбаю?
- Какими новыми качествами характера раскрылся перед ним тот, с кем в классе никто не дружил?
- Какие чувства овладели героем, когда он услышал печальный рассказ Терликбая о траге-дии в семье?
- Что вызвало у героя жалость и сочувствие к товарищу? (Отец погиб, умерла мать, брат онемел.)
- Понял ли герой, почему Терликбай в классе такой замкнутый?
- Как ты понимаешь название рассказа?
- Что такое чуткость?
- К кому мы должны быть внимательными и чуткими?
- Какой вывод сделал для себя Сейтжан, когда рассказал о посещении Терликбая?
- Как ты думаешь, чему может научиться герой у Терликбая?
- Возможна ли между ними дружба? На каких общих интересах она будет основана?
6. Работа в тетради.
Ответы на вопросы
7. Подведение итогов урока.
- Нужно быть чуткими и внимательными к товарищам по классу.
Работа в группах:
1 группа:
- Напиши всех героев произведения.
2 группа:
- Охарактеризуй каждого героя (1-2 прилагательных).
Терликбай
Амирбек -агай
Сейтжан
8. Задание на дом: чтение и пересказ рассказа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.