Разработка
урока литературы
в 7 классе по рассказу
Рэя Дугласа Брэдбери
«Каникулы»
учителя русского языка
и литературы школы № 21
Нурмановой З.А.
Тема урока: Рэй Дуглас Брэдбери. Рассказ «Каникулы».
Цели урока: продолжить, знакомство учащихся с творчеством Р.Брэдбери, вспомнить понятие «фантастика» как жанр литературы; формировать умение выделять композиционные особенности и художественное своеобразие рассказа «Каникулы»; раскрыть основную идею рассказа; воспитывать интерес к чтению произведений Брэдбери.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование и оформление: портрет Р.Д.Брэдбери, мультимедийный проектор, экран, слайды для словарной работы, иллюстрации к рассказу «Каникулы», текст рассказа.
На доске эпиграфы: «Каникулы» - это рассказ о том, как мы можем потерять что-то важное в жизни, если мы слишком заняты, чтобы остановиться и насладиться моментом».
Рэй Дуглас Брэдбери.
«Я не пытался предвидеть будущее, я пытался предотвратить один из его возможных вариантов».
Из интервью с Р. Брэдбери.
Ход урока:
I. Оргмомент.
Мониторинг посещаемости класса. Настрой учащихся на продуктивную работу.
II. Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня мы еще раз прикоснёмся к творчеству известного американского писателя – фантаста Рэя Брэдбери. В прошлом году мы читали его фантастический рассказ «Улыбка о постапокалиптическом мире (2061 г.), в котором мальчик, потрясённый уничтожением портрета Моны Лизы, спасает кусочек полотна с улыбкой прекрасной женщины. Тогда мы сделали вывод о том, что именно такие люди, как Том, смогут возродить в будущем цивилизацию.
В своих произведениях Рэй Брэдбери часто поднимает тему будущего нашего мира и стремится уберечь нас от возможных ошибок.
В книгах, культуре и искусстве, по мнению писателя, лежит ключ к спокойствию и стабильности гармоничного мира в недалёком будущем, когда человек вступит в контакт с другими цивилизациями.
III. Введение нового материала.
Выступление подготовленного ученика с сообщением о жизни и творчестве Рэя Брэдбери.
Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган, в штате Иллинойс. Родители мальчика интересовались киноискусством, интенсивно развивавшимся в те годы, поэтому дали сыну втрое имя Дуглас, в честь известного актёра тех лет Дугласа Фэрбенкса. Отца Рэя звали Леонард Сполдинг Брэдбери, его предки были первыми англичанами – переселенцами в Северной Америке. Мать писателя Мари Эстер Моберг была шведкой по национальности. В трудные для страны времена семья переехала в Лос-Анжелес, где Рэй закончил среднюю школу. Из-за тяжёлого материального положения юноша не смог получить высшее образование и три года продавал газеты на улицах Лос-Анжелеса. С 9 до 22 лет он все своё свободное время проводил в библиотеках.
К 20 годам Рэй Брэдбери твёрдо решил стать писателем. В 1947 году вышел первый сборник рассказов молодого писателя «Тёмный квартал». Большую известность. Брэдбери принесли «Марсианские хроники». Книга стала прорывом в области научной фантастики. Сам автор считал, что это произведение было лучшим из всего, что он написал за всю свою жизнь.
IV. Активизация и закрепление материала.
Учитель: Итак, фантастический рассказ, который мы сегодня прочитаем, называется «Каникулы». Вспомним, что такое фантастика.
Фантастика (от греч. рhantastike – искусство воображать) – литературный жанр, объединяющий художественные произведения, в которых повествуется о событиях, мирах и героях, нарушающих границы реальности.
- Знаете ли вы историю происхождения слова каникулы?
Слово каникула (Canicula) в переводе с латинского языка означает «собачка». Так римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Дело в том, что, когда в летнее время в Древнем Риме Солнце находилось в этом созвездии, стояли очень жаркие дни. Считалось, что именно Сириус насылает жар на Землю. Эти дни (с 22 июля по 23 августа) были временем летнего отдыха – каникулы.
- Какие ассоциации вызывает у вас слово каникулы?
Составление кластера «Каникулы».
- Вернёмся к нашему кластеру в конце урока.
Работа со словарём.
Слова и их значение проецируются на экран.
Читает один из учащихся.
Босс - (амер.) начальник, руководитель.
Дёготь – тёмная, липкая, густая жидкость для обработки деревянных шпал (то есть опор для рельсов) от гниения.
Дрезина - небольшая железнодорожная тележка, передвигаемая по рельсам вручную или с помощью двигателя.
Испарина – пот, выступающий на теле.
Йеллоустон – Йеллоустонский национальный парк в США, заповедник.
Катавасия – суматоха, беспорядок.
Миля – (здесь) британская и американская мера длины, равная приблизительно 1609 метров.
Монтерей, Пало, Альто - горда в штате Калифорния США.
Мнимый – (здесь) притворный, ложный.
Мехико – Сити (Мехико) – столица Мексики.
Миссисипи – крупная река в США.
Ноготки, маргаритки, вьюнки – маленькие садовые и полевые цветы.
Парадокс – неожиданное, странное мнение, расходящееся с общепринятыми мнениями и научными положениями; мнение, противоречащее здравому смыслу.
Сакраменто, Сиэттл, Вашингтон – крупные города США.
Сэндвич (сандвич) – бутерброд из двух кусочков хлеба и начинки между ними.
Таксон – город в США.
Тент – навес из парусины, брезента, используется для защиты от солнца, дождя и т.д.
Флорида – штат в США.
Чикаго – крупный город в США.
Чтение рассказа «Каникулы» вслух.
Аналитическая беседа.
- Как начинается рассказ? В чём необычность пейзажа?
- Почему автор, описывая прекрасный летний день, употребляет слово ПАРАДОКС?
- Как вы думаете, в каком настроении путешествует семья? Почему?
- Какие чувства вызывают у вас слова «тихо». «великое безмолвие», «пустынный», «печально», «настороженно», «сокрушительная тишина», «покой?
- Герои оказались в «сокрушительной тишине». Как вы понимаете это выражение?
- Почему вокруг тишина, а мы испытываем чувство тревоги и безысходности?
- Почему герои совершают остановку?
- Сколько остановок они предполагают сделать?
- Как вы думаете, почему семья путешествует именно по железной дороге? Случаен ли выбор писателя?
- Можно ли считать монорельсовую дорогу в рассказе метафорой? Куда ведёт эта дорога? В будущее?
- Зачем героям эта остановка в их долгом пути?
- Подумайте, почему Рэй Брэдбери в своём рассказе использовал ретроспективную композицию? (Когда прошлое героев выясняется лишь по мере развития действия сюжета).
- Обратили ли вы внимание на то, что автор не дал имён взрослым героям (родителям), а у мальчика есть имя? Почему так?
- Как случилось, что все люди в городе, стране, на планете исчезли?
- Все ли в семье рады исчезновению людей?
- Отец Джима накануне происшедшего мечтал, чтобы всё исчезло с лица земли, кроме моря, цветов, травы, деревьев и животных: «Всё оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает».
- Почему он так желал этого?
- Сбылась ли мечта отца мальчика? Почему же плачет мужчина?
- Как автор описывает слезу отца? Прочитайте этот эпизод.
- В конце рассказа Джим пишет записку, которую вкладывает в бутылку и бросает в море. Как вы думаете, что написано в этой записке?
- Почему мать и отец с беспокойством смотрят на бутылку, вместе с которой уплывает желание сына? И почему мать не решилась спросить сына, что он написал?
- Ребята, в рассказе»Каникулы» отсутствует развязка. Как вы думаете, почему автор обрывает повествование? Обостряет ли это ситуацию?
- В чём абсурдность произошедшего в этом рассказе?
V. Обобщение.
- Вернёмся к нашему кластеру. Какое ключевое слово можно применить к рассказу «Каникулы»? Если вы не нашли его, допишите сами ручкой другого цвета.
- А теперь прошу вас ещё раз прочитать эпиграфы к нашему уроку и прокомментировать их, опираясь на знание рассказа «Каникулы».
- В чём, по-вашему, заключается основная идея рассказа «Каникулы»?
Предполагаемые ответы учащихся:
· Уметь видеть в жизни хорошее.
· Важно предусматривать возможные последствия своих действий и желаний.
· Главная ценность для человека – другой человек, человеческие привязанности и всё, чему человек отдаёт свои дни.
VI. Итоги урока, оценивание работы учащихся.
VII. Задание на дом по выбору учащихся:
Ø Дописать своё продолжение рассказа «Каникулы» или
Ø изобразить в рисунках эпизоды этого рассказа.
Нурманова Замира Аблокуловна,
учитель русского языка и литературы
средней школы номер 21
города Ангрена Ташкентской области.
Тел. +998909571197
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.