По рассказ Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы»
Оценка 4.8

По рассказ Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
13.08.2023
По рассказ Рэя Дугласа Брэдбери «Каникулы»
Замира абдллкуловна, [12.08.23 20:15] Урок литературы по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы" позволит семиклассникам повторить изученное ранее о фантастике как жанре литературы. Работая с текстом произведения, учащиеся научатся выделять композиционные особенности и оценят художественное своеобразие рассказа.
Разработка.docx

Разработка

урока литературы

в 7 классе по рассказу

Рэя Дугласа Брэдбери

«Каникулы»

учителя русского языка

и литературы школы № 21

Нурмановой З.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Рэй   Дуглас Брэдбери. Рассказ  «Каникулы».

Цели урока: продолжить, знакомство учащихся с творчеством Р.Брэдбери, вспомнить понятие «фантастика» как жанр литературы; формировать умение выделять композиционные особенности и художественное своеобразие рассказа «Каникулы»; раскрыть основную идею рассказа; воспитывать интерес к чтению произведений Брэдбери.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование и оформление: портрет Р.Д.Брэдбери,  мультимедийный проектор, экран, слайды для словарной работы, иллюстрации к  рассказу  «Каникулы», текст рассказа.

На доске эпиграфы: «Каникулы» - это рассказ о том, как мы можем потерять что-то важное в жизни, если мы слишком заняты, чтобы остановиться и насладиться моментом».                      

                                                                             Рэй Дуглас Брэдбери.

                     «Я не пытался предвидеть будущее, я пытался предотвратить один из его возможных вариантов».     

                                                                                     Из интервью с Р. Брэдбери.

Ход урока:

I.                  Оргмомент.

Мониторинг посещаемости класса. Настрой  учащихся на продуктивную работу.

II.                Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня мы еще раз прикоснёмся к творчеству известного американского писателя – фантаста Рэя  Брэдбери. В прошлом году мы читали его фантастический рассказ «Улыбка о постапокалиптическом мире (2061 г.), в котором мальчик,  потрясённый уничтожением портрета Моны Лизы, спасает кусочек полотна с улыбкой прекрасной женщины. Тогда мы сделали вывод о том, что именно такие люди, как Том, смогут возродить в будущем цивилизацию.

                 В своих произведениях Рэй  Брэдбери часто поднимает тему будущего нашего мира и стремится уберечь нас от возможных ошибок.

  В книгах, культуре и искусстве, по мнению писателя, лежит ключ к спокойствию и стабильности гармоничного мира в недалёком будущем, когда человек вступит в контакт с другими цивилизациями.

III.             Введение нового материала.

Выступление подготовленного ученика с сообщением о жизни и творчестве Рэя  Брэдбери.

 

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городке Уокиган, в штате Иллинойс. Родители мальчика интересовались киноискусством, интенсивно развивавшимся в те годы, поэтому дали сыну втрое имя Дуглас, в честь известного актёра тех лет Дугласа Фэрбенкса. Отца Рэя звали Леонард Сполдинг Брэдбери, его предки были первыми англичанами – переселенцами в Северной Америке. Мать писателя Мари Эстер Моберг была шведкой по национальности. В трудные для страны времена семья переехала в Лос-Анжелес, где  Рэй       закончил среднюю школу. Из-за тяжёлого материального положения юноша не смог получить высшее образование и три года продавал газеты на улицах Лос-Анжелеса. С 9 до 22 лет он все своё свободное время проводил в библиотеках.

К 20 годам Рэй Брэдбери твёрдо решил стать писателем. В 1947 году вышел первый сборник рассказов молодого писателя «Тёмный квартал». Большую известность. Брэдбери принесли «Марсианские хроники». Книга стала прорывом в области научной фантастики. Сам автор считал, что это произведение было лучшим из всего, что он написал за всю свою жизнь.

IV.            Активизация и закрепление материала.

Учитель:  Итак, фантастический рассказ, который мы сегодня прочитаем, называется «Каникулы». Вспомним, что такое фантастика.

Фантастика (от греч. рhantastike – искусство воображать) – литературный жанр, объединяющий художественные произведения, в которых повествуется о событиях, мирах и героях,  нарушающих границы реальности.

- Знаете ли вы историю происхождения слова каникулы?

Слово каникула (Canicula)  в переводе с латинского языка означает «собачка». Так римляне называли Сириус – самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. Дело в том, что, когда в летнее время в Древнем Риме Солнце находилось в этом созвездии, стояли очень жаркие дни. Считалось, что именно Сириус насылает жар на Землю. Эти дни (с 22 июля по 23 августа) были временем летнего отдыха – каникулы.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово каникулы?

Составление кластера «Каникулы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


- Вернёмся к нашему кластеру в конце урока.

Работа со словарём.

Слова и их значение проецируются на экран.

Читает один из учащихся.

Надпись: Б

               Босс -   (амер.) начальник, руководитель.    

Надпись: Д

             

              Дёготь – тёмная, липкая, густая жидкость для обработки деревянных шпал (то есть опор для рельсов) от гниения.

Надпись: И Дрезина - небольшая  железнодорожная тележка, передвигаемая по рельсам вручную или с помощью двигателя.

 

Испарина – пот, выступающий на теле.

Надпись: Й

Йеллоустон – Йеллоустонский национальный парк в США, заповедник.

Надпись: К

Катавасия – суматоха, беспорядок.

 

Надпись: ММиля – (здесь) британская и американская мера длины, равная приблизительно 1609 метров.

Монтерей, Пало, Альто - горда в штате Калифорния США.

Мнимый – (здесь) притворный, ложный.

Мехико – Сити (Мехико) – столица Мексики.

Надпись: НМиссисипи – крупная река в США.

Ноготки, маргаритки, вьюнки – маленькие садовые и полевые цветы.

 

Надпись: ППарадокс – неожиданное, странное мнение, расходящееся с общепринятыми мнениями и научными положениями; мнение, противоречащее здравому смыслу.

Надпись: С

Сакраменто, Сиэттл, Вашингтон – крупные города США.

Сэндвич (сандвич) – бутерброд из двух кусочков хлеба и начинки между ними.

Надпись: Т

Таксон – город в США.

Надпись: ФТент – навес из парусины, брезента, используется для защиты от солнца, дождя и т.д.

 

Флорида – штат в США.

Надпись: Ч

Чикаго – крупный город в США.

 

Чтение рассказа «Каникулы» вслух.

Аналитическая беседа.

-  Как начинается рассказ? В чём необычность пейзажа?

- Почему автор, описывая прекрасный летний день, употребляет слово ПАРАДОКС?

- Как вы думаете, в каком настроении путешествует семья? Почему?

- Какие чувства вызывают у вас слова «тихо». «великое безмолвие», «пустынный», «печально», «настороженно», «сокрушительная тишина», «покой?

- Герои оказались в «сокрушительной тишине». Как вы понимаете это выражение?

- Почему вокруг тишина, а мы испытываем чувство тревоги и безысходности?

- Почему герои совершают остановку?

- Сколько остановок они предполагают сделать?

- Как вы думаете, почему семья путешествует именно по железной дороге? Случаен ли выбор писателя?

- Можно  ли считать монорельсовую дорогу в рассказе метафорой? Куда ведёт эта дорога? В будущее?

- Зачем героям эта остановка в их долгом пути?

- Подумайте,  почему Рэй Брэдбери в своём рассказе использовал  ретроспективную композицию? (Когда прошлое героев выясняется лишь по мере развития действия сюжета).

- Обратили ли вы внимание на то, что автор не дал имён взрослым героям (родителям), а у мальчика есть имя? Почему так?

- Как случилось, что все люди в городе, стране, на планете исчезли?

- Все ли в семье рады исчезновению людей?

- Отец Джима накануне происшедшего мечтал, чтобы всё исчезло с  лица земли, кроме моря, цветов, травы, деревьев и животных: «Всё оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто  не задевает».

- Почему он так желал этого?

            - Сбылась ли  мечта  отца мальчика? Почему  же плачет  мужчина?

- Как автор описывает слезу отца? Прочитайте этот эпизод.

- В конце рассказа Джим пишет записку, которую вкладывает в бутылку и бросает в море. Как вы думаете, что написано в этой записке?

- Почему мать и отец с беспокойством смотрят на бутылку, вместе с которой уплывает желание сына? И почему мать не решилась спросить сына, что он написал?

- Ребята, в рассказе»Каникулы» отсутствует   развязка. Как  вы думаете, почему  автор обрывает  повествование?  Обостряет  ли  это  ситуацию?

-  В  чём  абсурдность произошедшего в  этом  рассказе?

V.               Обобщение.

-  Вернёмся  к  нашему  кластеру. Какое  ключевое  слово  можно  применить  к рассказу «Каникулы»?  Если  вы  не   нашли его, допишите  сами  ручкой другого  цвета.

-  А  теперь  прошу вас ещё раз  прочитать эпиграфы  к   нашему  уроку и прокомментировать  их, опираясь  на  знание  рассказа «Каникулы».

- В чём, по-вашему, заключается основная идея рассказа «Каникулы»?

Предполагаемые   ответы   учащихся:

·        Уметь видеть в жизни  хорошее.

·        Важно предусматривать  возможные последствия своих действий  и    желаний.

·        Главная  ценность  для  человека – другой  человек, человеческие привязанности и  всё, чему человек отдаёт  свои   дни.

VI.            Итоги урока, оценивание   работы  учащихся.

VII.         Задание   на  дом  по  выбору  учащихся:

Ø Дописать своё продолжение  рассказа «Каникулы»   или

Ø изобразить  в рисунках эпизоды этого  рассказа.

   

 

                                   Нурманова Замира Аблокуловна,

                                   учитель русского языка и литературы

                                   средней школы номер 21

                                   города Ангрена Ташкентской области.

                                   Тел. +998909571197

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 


 

Разработка урока литературы в 7 классе по рассказу

Разработка урока литературы в 7 классе по рассказу

Тема урока : Рэй Дуглас Брэдбери

Тема урока : Рэй Дуглас Брэдбери

В книгах, культуре и искусстве, по мнению писателя, лежит ключ к спокойствию и стабильности гармоничного мира в недалёком будущем, когда человек вступит в контакт с…

В книгах, культуре и искусстве, по мнению писателя, лежит ключ к спокойствию и стабильности гармоничного мира в недалёком будущем, когда человек вступит в контакт с…

I. Активизация и закрепление материала

I. Активизация и закрепление материала

Босс - (амер.) начальник, руководитель

Босс - (амер.) начальник, руководитель

Чикаго – крупный город в США.

Чикаго – крупный город в США.

Сбылась ли мечта отца мальчика?

Сбылась ли мечта отца мальчика?

Нурманова Замира Аблокуловна, учитель русского языка и литературы средней школы номер 21 города

Нурманова Замира Аблокуловна, учитель русского языка и литературы средней школы номер 21 города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2023