«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: помочь учащимся разобраться в идейном содержании повести, подвести их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает; показать, как страшна духовная ограниченность для становления личности; учить детей защищать чувство человеческого достоинства; развивать творческие способности детей и коммуникативные навыки.
Иконка файла материала Будьте друг к другу милосердными.doc
«По страницам повести В. Железнякова «Чучело» Цели: помочь учащимся разобраться в идейном содержании повести, подвети их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и  для тех, кто ее совершает; показать,  как страшна духовная ограниченность для становления личности; учить детей защищать чувство человеческого достоинства; развивать творческие способности детей и коммуникативные навыки. Форма урока – аналитическая беседа с элементами игры. Оборудование: 1. Тексты повести В. Железнякова «Чучело». 2. Презентация с детскими иллюстрациями к произведению. 3. Видеозаписи эпизодов из одноименного кинофильма. Предварительная подготовительная работа 1. Прочтение повести учащимися. 2. Работа над иллюстрациями к повести. 3. Выразительное чтение отрывка «Сожжение чучела». Ход урока. 1. Оргмомент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Обращение к эпиграфу.                             Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно.      Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие.                                                                                               В. Железников. Приступая   к   разговору   о   повести   Владимира   Железнякова   «Чучело»,   мы попытаемся   уяснить,   почему   автор   считает   поступки   главной   героини достойнейшими и что значит быть милосердным. 4. Сообщение учащегося об истории создания произведения  (это задание дается заранее)      Владимир Железняков – имя известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях.  «Разноцветные истории», «Хорошим людям –   доброе   утро»,   «Путешественник   с   багажом»,   «Чудак   из   6   «Б»   ­   даже   в   их названии   мы   ощущаем   улыбку   автора.   Его   жизненная   позиция   оптимистична: людям   надо   верить.   И   надо   уметь   мечтать.   И   желать   хорошим   людям   только доброго утра и ясного счастливого дня!Потом в жизни писателя случилась личная беда, и он понял, что писать о детях по­прежнему, светло и весело, не может.     С горечью и гневом рассказывал он однажды на встрече с учителями о том, как в   течение   ряда   лет   был   свидетелем   вандализма   подростков   на   могиле   своего старшего   друга   К.Г.   Паустовского   в   Тарусе.   Они   приносили   сюда   спиртное, распивали его, нимало не смущаясь дикостью поступка, а потом расстреливали бутылки на гробнице… Ни просьбы, ни строгие предупреждения, ни обращения к совести – ничто не помогало. Подрастали одни, на мену им приходили другие, и все повторялось сначала.      После долгого перерыва писатель вновь возвратился к письменному столу. И написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны,   особенно   после   экранизации.   О   ней   спорили,   с   ней   соглашались,   ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.   Орбакайте, тогда 12­летняя девочка.       В   кинофильме   роль   Лены   Бессоновой   превосходно   сыграла   Кристина 5.Слово учителя      Сегодня мы попытаемся разобраться в содержании повести и извлечь из нее важные и нужные каждому из нас нравственные уроки.           Книга   серьезна   по   содержанию   и   при   чтении   требует   сосредоточенного внимания. Давайте проверим,  насколько вы готовы к обсуждению проблематики повести, к разговору  о  ее  героях. 6.Аналитическая беседа о книге и ее героях. ­ Кто является главными героями повести?  (Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев) ­ Где происходит действие повести, в каком городе? Что автор рассказывает нам о нем? Зачитайте отрывок описания города, в каком живут герои. (Начиная со слов: Ленкин дед, Николай Николаевич Бессольцев, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городе на берегу Оки, где­то между Калугой и Серпуховым и до слов: Но прошло время, окончилась война, и городок   вновь   возродился.   Он   стоял   теперь,   как   и   прежде,   размашисто   и вольно   на   нескольких   холмах,   которые   крутыми   обрывами   подступали   к широкой излучине реки) ­ Что мы знаем о предках Бессольцевых, живших  в этом городе? (Рассказ о докторе Бессольцеве) ­ Итак, мы с вами познакомились с главными героями повести и историей их семьи и города, в котором они живут. ­ А теперь, поделитесь вашими впечатлениями о книге. Каким словом вы бы его выразили:   понравилась,   запомнилась,   взволновала,   потрясла?   Аргументируйте свой ответ. ­ Какие страницы книги показались особенно яркими? Перескажите их (Пересказ понравившихся эпизодов)­   Как   вы   думаете,   почему   Лену   Бессольцеву   ее   товарищи   по   классу   назвали Чучелом? (Как   ни   странно   это   звучит,   но   девочку   так   прозвали   из­за   абсолютной искренности в поведении, из­за открытости навстречу людям….) ­ Есть ли прозвища у других ребят? (Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная Кнопка) ­ О чем это свидетельствует? (О жестокости людей) ­ Подумайте, детская жестокость – это явление времени? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человека, став взрослым, может остаться жестоким? (К   сожалению,   детская   жестокость,   как   показывает   наша   жизнь,   если взрослые не сумели  вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством …). ­Что   произошло   в   повести?   Как   можно   обозначить   проблему   повести?   За   что одноклассники объявили Лене бойкот? (Лучший друг Лены Димка Сомов предал ее, она за него заступилась, потому что   всегда   считала,   что   друзьям   надо   помогать   и   быть   милосердными   к людям). 7.Словарная работа. ­ Что такое бойкот? (Бойкот – прекращение отношений с кем­нибудь в знак протеста против чьего­ либо поведения, поступка). 8. Продолжение беседы ­ Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над чувством человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения. ­ Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва? ­ Какое страшное унижение учинили ребята Лене? 9. Подготовленное чтение отрывка «Сожжение чучела» ( Со слов:  «Сжечь ее на костре!»  до «Первым опомнился Димка») ­ Попробуйте объяснить поведение Лены. Это был страх, злость. Она тоже стала жестокой, забыла, что такое милосердие?! 10. Продолжение беседы. Чтение учителя: «Дедушка, знаешь, я пришла на костер одним человеком, встала с земли навстречу Димке совсем другим».­ Каким человеком Лена встала с земли? Почему? (Она стала суровее, замкнутее, почти перестала верить людям). Лена убежала в парикмахерскую. Как вы думаете, зачем она это сделала? (Так она утверждала себя, так она показала свое отношение к прозвищу). 11. Просмотр видеофильма «Посещение Лены парикмахерской и дня рождения Димки» В конце этого эпизода Лена говорит: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди» 12. Продолжение беседы ­ Права ли Лена? (Да, безусловно права: они действительно бедны и по образу жизни (пустое времяпровождение,  отсутствие   интересов,  примитивные  развлечения),   и по душевным своим качествам (недобрые, нечуткие, грубые) ­ Обратимся к дедушке Лены – Николаю Николаевичу Бессольцеву. Он собирает картины. Зачем они ему? Какой прок от них? (Для него картины – это его жизнь. Это живые люди. На них запечатлены его предки. Одних он знал сам, о других только слышал. Он живет не один, а в его доме полно людей. Он с ними разговаривает). ­ Лена однажды в разговоре с дедом называет себя «предательницей», потому что стыдилась заплат на его пальто. А по­вашему, Лена действительно предательница? (Да.   Здесь   следует   углубить   понятие   «предательство»,   особенно   по отношению к старикам и близким людям). ­ Чем же закончилась эта история? (Лена уезжает вместе с дедушкой) ­ Что это? Трусость или проявление гордости, человеческого  достоинства? Вспомните     и   посмотрите,   как   Лена   и   ее   дедушка   прощаются   с   ребятами (просмотр видеофрагмента) ­ Как вы оцениваете поступок, поведение Лены и ее дедушки при прощании? 13. Итог Слово учителя. Итак, ребята, мы прожили с Леной и ее дедушкой какой­то период жизни в этом небольшом провинциальном городке. Мы бродили по его улицам, видели друзей Лены   по   школе   и   на   уроках   в   роли   учеников,   и   на   страшном   костре   в   роли палачей… И вот прощаемся с ними. Давайте подумаем: изменились ли ребята от того, что в их жизни  были Лены и ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев. ­ Выскажите и обоснуйте ссылкой на текст свою точку зрения. ­ Чему же учит нас книга, какие нравственные уроки дает нам писатель? (ответы учеников) Я согласна с вами, дорогие друзья. И рада, что книга заставила вас подумать об очень важных и нужных уроках. Запись выводов в тетрадь:Не быть жестокими к людям, далеким и близким, к животным, к Защищать   свое   человеческое   достоинство,   не   позволять   его 1) цветам и травам – ко всему живому на земле. 2) топтать никому и никогда, ибо это грозит гибелью личности. 3) друзьях, ибо разочарование больно ранят душу. 4) быть добрым. Наконец, книга учит разбираться в людях, в настоящих и мнимых Надо быть милосердным, то есть иметь «милое сердце», значит Я надеюсь, что вы запомните те нравственные уроки, которые вы вынесли из этой повести. И помните, прежде всего чем обижать, унижать человека – поставьте себя на его место. 14. Выставление и комментарий оценок. 15. Домашнее задание: письменный ответ «Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело»? Почему?

Посмотрите также