«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»
Оценка 4.6

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
6 кл—7 кл
03.12.2017
«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»
Цели: помочь учащимся разобраться в идейном содержании повести, подвести их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершает; показать, как страшна духовная ограниченность для становления личности; учить детей защищать чувство человеческого достоинства; развивать творческие способности детей и коммуникативные навыки.
Будьте друг к другу милосердными.doc
«По страницам повести В. Железнякова «Чучело» Цели: помочь учащимся разобраться в идейном содержании повести, подвети их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и  для тех, кто ее совершает; показать,  как страшна духовная ограниченность для становления личности; учить детей защищать чувство человеческого достоинства; развивать творческие способности детей и коммуникативные навыки. Форма урока – аналитическая беседа с элементами игры. Оборудование: 1. Тексты повести В. Железнякова «Чучело». 2. Презентация с детскими иллюстрациями к произведению. 3. Видеозаписи эпизодов из одноименного кинофильма. Предварительная подготовительная работа 1. Прочтение повести учащимися. 2. Работа над иллюстрациями к повести. 3. Выразительное чтение отрывка «Сожжение чучела». Ход урока. 1. Оргмомент. 2. Сообщение темы и цели урока. 3. Обращение к эпиграфу.                             Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно.      Сердце горит, голова пылает, требует мести, а поступки достойнейшие.                                                                                               В. Железников. Приступая   к   разговору   о   повести   Владимира   Железнякова   «Чучело»,   мы попытаемся   уяснить,   почему   автор   считает   поступки   главной   героини достойнейшими и что значит быть милосердным. 4. Сообщение учащегося об истории создания произведения  (это задание дается заранее)      Владимир Железняков – имя известное в детской литературе. Большую часть жизни он писал добрые книги о детях.  «Разноцветные истории», «Хорошим людям –   доброе   утро»,   «Путешественник   с   багажом»,   «Чудак   из   6   «Б»   ­   даже   в   их названии   мы   ощущаем   улыбку   автора.   Его   жизненная   позиция   оптимистична: людям   надо   верить.   И   надо   уметь   мечтать.   И   желать   хорошим   людям   только доброго утра и ясного счастливого дня! Потом в жизни писателя случилась личная беда, и он понял, что писать о детях по­прежнему, светло и весело, не может.     С горечью и гневом рассказывал он однажды на встрече с учителями о том, как в   течение   ряда   лет   был   свидетелем   вандализма   подростков   на   могиле   своего старшего   друга   К.Г.   Паустовского   в   Тарусе.   Они   приносили   сюда   спиртное, распивали его, нимало не смущаясь дикостью поступка, а потом расстреливали бутылки на гробнице… Ни просьбы, ни строгие предупреждения, ни обращения к совести – ничто не помогало. Подрастали одни, на мену им приходили другие, и все повторялось сначала.      После долгого перерыва писатель вновь возвратился к письменному столу. И написал повесть «Чучело». Книга стала событием не только в литературной жизни страны,   особенно   после   экранизации.   О   ней   спорили,   с   ней   соглашались,   ее отвергали, страшась увидеть в повести самих себя.   Орбакайте, тогда 12­летняя девочка.       В   кинофильме   роль   Лены   Бессоновой   превосходно   сыграла   Кристина 5.Слово учителя      Сегодня мы попытаемся разобраться в содержании повести и извлечь из нее важные и нужные каждому из нас нравственные уроки.           Книга   серьезна   по   содержанию   и   при   чтении   требует   сосредоточенного внимания. Давайте проверим,  насколько вы готовы к обсуждению проблематики повести, к разговору  о  ее  героях. 6.Аналитическая беседа о книге и ее героях. ­ Кто является главными героями повести?  (Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев) ­ Где происходит действие повести, в каком городе? Что автор рассказывает нам о нем? Зачитайте отрывок описания города, в каком живут герои. (Начиная со слов: Ленкин дед, Николай Николаевич Бессольцев, уже несколько лет жил в собственном доме в старом русском городе на берегу Оки, где­то между Калугой и Серпуховым и до слов: Но прошло время, окончилась война, и городок   вновь   возродился.   Он   стоял   теперь,   как   и   прежде,   размашисто   и вольно   на   нескольких   холмах,   которые   крутыми   обрывами   подступали   к широкой излучине реки) ­ Что мы знаем о предках Бессольцевых, живших  в этом городе? (Рассказ о докторе Бессольцеве) ­ Итак, мы с вами познакомились с главными героями повести и историей их семьи и города, в котором они живут. ­ А теперь, поделитесь вашими впечатлениями о книге. Каким словом вы бы его выразили:   понравилась,   запомнилась,   взволновала,   потрясла?   Аргументируйте свой ответ. ­ Какие страницы книги показались особенно яркими? Перескажите их (Пересказ понравившихся эпизодов) ­   Как   вы   думаете,   почему   Лену   Бессольцеву   ее   товарищи   по   классу   назвали Чучелом? (Как   ни   странно   это   звучит,   но   девочку   так   прозвали   из­за   абсолютной искренности в поведении, из­за открытости навстречу людям….) ­ Есть ли прозвища у других ребят? (Лохматый, Рыжий, Живодер, Железная Кнопка) ­ О чем это свидетельствует? (О жестокости людей) ­ Подумайте, детская жестокость – это явление времени? Или оно накладывает отпечаток на общее формирование характера, и человека, став взрослым, может остаться жестоким? (К   сожалению,   детская   жестокость,   как   показывает   наша   жизнь,   если взрослые не сумели  вовремя ее пресечь, пышным цветом расцветает, когда человек становится взрослым. И тогда она ведет к преступлению, потому что жестокий человек не останавливается даже перед убийством …). ­Что   произошло   в   повести?   Как   можно   обозначить   проблему   повести?   За   что одноклассники объявили Лене бойкот? (Лучший друг Лены Димка Сомов предал ее, она за него заступилась, потому что   всегда   считала,   что   друзьям   надо   помогать   и   быть   милосердными   к людям). 7.Словарная работа. ­ Что такое бойкот? (Бойкот – прекращение отношений с кем­нибудь в знак протеста против чьего­ либо поведения, поступка). 8. Продолжение беседы ­ Почему Лена не сказала ребятам о поступке Димки? Можно ли смеяться над чувством человека? Выскажите и аргументируйте свою точку зрения. ­ Одобряете ли вы Лену Бессольцеву, которая готова была пожертвовать всем ради близкого друга? Надо ли это делать? Пойдет ли это на пользу человеку, во имя которого приносится жертва? ­ Какое страшное унижение учинили ребята Лене? 9. Подготовленное чтение отрывка «Сожжение чучела» ( Со слов:  «Сжечь ее на костре!»  до «Первым опомнился Димка») ­ Попробуйте объяснить поведение Лены. Это был страх, злость. Она тоже стала жестокой, забыла, что такое милосердие?! 10. Продолжение беседы. Чтение учителя: «Дедушка, знаешь, я пришла на костер одним человеком, встала с земли навстречу Димке совсем другим». ­ Каким человеком Лена встала с земли? Почему? (Она стала суровее, замкнутее, почти перестала верить людям). Лена убежала в парикмахерскую. Как вы думаете, зачем она это сделала? (Так она утверждала себя, так она показала свое отношение к прозвищу). 11. Просмотр видеофильма «Посещение Лены парикмахерской и дня рождения Димки» В конце этого эпизода Лена говорит: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди» 12. Продолжение беседы ­ Права ли Лена? (Да, безусловно права: они действительно бедны и по образу жизни (пустое времяпровождение,  отсутствие   интересов,  примитивные  развлечения),   и по душевным своим качествам (недобрые, нечуткие, грубые) ­ Обратимся к дедушке Лены – Николаю Николаевичу Бессольцеву. Он собирает картины. Зачем они ему? Какой прок от них? (Для него картины – это его жизнь. Это живые люди. На них запечатлены его предки. Одних он знал сам, о других только слышал. Он живет не один, а в его доме полно людей. Он с ними разговаривает). ­ Лена однажды в разговоре с дедом называет себя «предательницей», потому что стыдилась заплат на его пальто. А по­вашему, Лена действительно предательница? (Да.   Здесь   следует   углубить   понятие   «предательство»,   особенно   по отношению к старикам и близким людям). ­ Чем же закончилась эта история? (Лена уезжает вместе с дедушкой) ­ Что это? Трусость или проявление гордости, человеческого  достоинства? Вспомните     и   посмотрите,   как   Лена   и   ее   дедушка   прощаются   с   ребятами (просмотр видеофрагмента) ­ Как вы оцениваете поступок, поведение Лены и ее дедушки при прощании? 13. Итог Слово учителя. Итак, ребята, мы прожили с Леной и ее дедушкой какой­то период жизни в этом небольшом провинциальном городке. Мы бродили по его улицам, видели друзей Лены   по   школе   и   на   уроках   в   роли   учеников,   и   на   страшном   костре   в   роли палачей… И вот прощаемся с ними. Давайте подумаем: изменились ли ребята от того, что в их жизни  были Лены и ее дедушка Николай Николаевич Бессольцев. ­ Выскажите и обоснуйте ссылкой на текст свою точку зрения. ­ Чему же учит нас книга, какие нравственные уроки дает нам писатель? (ответы учеников) Я согласна с вами, дорогие друзья. И рада, что книга заставила вас подумать об очень важных и нужных уроках. Запись выводов в тетрадь: Не быть жестокими к людям, далеким и близким, к животным, к Защищать   свое   человеческое   достоинство,   не   позволять   его 1) цветам и травам – ко всему живому на земле. 2) топтать никому и никогда, ибо это грозит гибелью личности. 3) друзьях, ибо разочарование больно ранят душу. 4) быть добрым. Наконец, книга учит разбираться в людях, в настоящих и мнимых Надо быть милосердным, то есть иметь «милое сердце», значит Я надеюсь, что вы запомните те нравственные уроки, которые вы вынесли из этой повести. И помните, прежде всего чем обижать, унижать человека – поставьте себя на его место. 14. Выставление и комментарий оценок. 15. Домашнее задание: письменный ответ «Какое чувство во мне оставила повесть «Чучело»? Почему?

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»

«По страницам повести В. Железнякова «Чучело»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2017