«Подарки» зимы (стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur56_+.doc
Литературное чтение Урок 56. Тема раздела: «ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ…» Тема: «Подарки» зимы (стихотворения К. Бальмонта «Снежинка», И. Бродского «Вечером») Цели:  • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;   •  развитие   умений  самостоятельно  прогнозировать  содержание   текста   по   заглавию,  фамилии   автора,  иллюстрации, ключевым словам;  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).   Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 1  2  1. Проверка домашнего задания. 1.   «Какой   я   увидел   зиму   в   стихотворениях   С.   Есенина». иллюстраций детей (портреты Зимы). 2. Выразительное чтение наизусть. 2. Введение в тему урока (учебники пока закрыты). – Тема сегодняшнего урока – «“Подарки” зимы». Какие же подарки может нам преподнести   зима?   Попробуйте   предположить,   о   чём   будем   читать.  Выставка © ООО «Баласс», 2013 (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  1II. Развитие  умений. Высказывания детей. – Как вы думаете, почему слово «подарки» взято в кавычки?  Учитель выслушивает ответы детей, но не комментирует их. 2  4  2  2  4  1. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Снежинка». 1. Работа с текстом до чтения. –  Имя   поэта   нам   уже   знакомо.   Что   читали?   Кто   хочет   прочитать   наизусть стихотворение «Капля»? – Что ждёте от новой встречи с поэтом? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (самостоятельно, про себя). 2. Выявление первичного восприятия. – Какие ожидания оправдались? –  Вы   почувствовали   настроение   этого   стихотворения?   Какое   оно?  (Светлое, приподнятое, поэт восхищается смелостью снежинки, любуется её красотой...) – Какие картины представляли, когда читали? Расскажите. 3. Повторное чтение (вслух по смысловым частям – картинам). Развитие воображения, эмоций детей: комментированное чтение. Константин Бальмонт СНЕЖИНКА Светло­пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!  (Почему поэт так называет снежинку – «смелая»? Что можете предположить?) Дорогой бурною Легко проносится, работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. © ООО «Баласс», 2013 2Не в высь лазурную – На землю просится.  («Бурная дорога» – это какая?  (Трудная, опасная.)  Это дорога с небес на землю. А снежинка «легко проносится», не боится, ей хочется на землю...) Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нём, лелеющем, Светло качается. Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится  бешено.  (С кем  снежинка дружит? –  С ветром,  он  её  и  крутит,  и лелеет, и утешает. –  Представьте себе эти картины: снежинка то взлетает, но крутится, то медленно качается, как на качелях...) Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда   кристальная.  (Увидели   снежинку?   Она   похожа   на... кристаллов). Расскажите, какой вы её представили.) Лежит пушистая Снежинка смелая. Какая чистая, Какая   белая!  (Что   вы   заметили   в   этой   строфе?  –   Она   почти   дословное повторение 1­й строфы. – Почему поэт повторяет эти строчки, как вы думаете? (Ответы детей.) Обратите внимание: в 1­й и последней строфах в конце стоит восклицательный знак.) 4. Беседа, подготовка к выразительному чтению.  (звезду   из 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре и в группах. © ООО «Баласс», 2013 3а)   –  В   стихотворении   поэт   выразил   свои   чувства,   настроение.   Попробуйте выбрать   из   ряда   слов   те,   которые   называют   их   наиболее   точно:  удивление, радость,   восхищение,   восторг,   умиление,   огорчение,   отчаяние,   грусть, сочувствие, счастье. б) – Какой приём использовал поэт, чтобы мы могли увидеть, представить себе эту снежинку? (Олицетворение.) в)  –  Как   будем   читать   это   стихотворение?  (Торжественно,   с   восторгом, удивлением, с восклицательной интонацией в 1­й и последней строфах...) 5. Выразительное чтение (дети, затем учитель). 6. Обобщающий вопрос: –  В этом стихотворении идёт речь о каких­то подарках? А ведь наша тема – «Подарки» зимы...  Дети, скорее всего, сумеют понять и сказать, что сама снежинка – смелая и   прекрасная   –   это   и   есть   подарок   нам,   мы   можем   ею   любоваться   и восхищаться. –  Интересно,   а   о   каком   же   подарке   мы   узнаем   из   стихотворения   Иосифа Бродского «Вечером»? Название подсказывает вам что­то? 2. Чтение стихотворения И. Бродского «Вечером». 1. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (про себя). – Прочитайте самостоятельно, попробуйте найти ответ на вопрос темы урока. 2. Выявление первичного восприятия. – Какое чудо произошло? – Ведь это настоящий подарок, не так ли? 3. Повторное чтение. © ООО «Баласс», 2013 4делая   минимальные   необходимые Может   прочитать   учитель, комментарии: «…и   встретился   с   мотыльком»  (Почему   именно   встретился,   а   не   увидел мотылька? – Встретился, как со старым другом, обрадовался ему.); «…как   июньские   дни»  (Всё   произошло   зимой,   а   мотылёк   напомнил   поэту… лето, его согрели тёплые воспоминания о лете). 4. Беседа после чтения. – Это стихотворение, конечно, не только о зиме. А о чём ещё, как вы думаете? (Это стихотворение не только о зиме, но и об одиночестве, о желании тепла, о приятном воспоминании, о встрече с прекрасным, которое дарит надежды на будущее.)  Учитель   может   объяснить   детям,   что   в   лирических   стихотворениях передаются мысли и чувства лирического героя. Он близок к самому поэту, но в то же время их не следует абсолютно отождествлять. 5. Выразительное чтение детей. 2. Работа с текстами после чтения. 1. Обобщающий вопрос: –  О   каких   же   подарках   зимы   нам   рассказали   К.   Бальмонт   и   И.   Бродский? Почему в теме урока это слово в кавычках? – А что вы ещё можете назвать подарками зимы? 2. Рассказ учителя об авторах. – Вы прочитали два стихотворения разных поэтов. Кого А. Блок назвал «поэтом с утренней душой»? (К.Д. Бальмонта.) В 1907 году А. Блок писал: «Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих © ООО «Баласс», 2013 5пор не равен ему в его “певучей силе”». – А услышали ли вы мелодичность стихов К. Бальмонта? Вспомните другие его стихи.  («Капля»,   «Осень».)  Во   всех   стихах   поэта   чувствуется   искренность, светлый, жизнеутверждающий тон, любовь к природе, красоте... С творчеством И. Бродского вы ближе познакомитесь позже, в старших классах. Его имя известно во всём мире, его стихи переведены на многие языки. В 1987 г. Иосиф Александрович Бродский за своё творчество был удостоен Нобелевской премии. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? ΙΙΙ . Итог. – Прочитайте строки, которые относятся к иллюстрациям. – Какая музыка подошла бы к танцу снежинки? – Почему авторы учебника поместили рядом эти стихи? (Они противоположны по настроению, ощущению, отношению к зиме, но оба – о её подарках людям.) – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. 1. Выучить стихотворение по выбору наизусть. 2. Подобрать музыку (аудиозапись) для стихотворения «Снежинка». 3. Сделать выписки на страничку «Зима» в тетради. © ООО «Баласс», 2013 6© ООО «Баласс», 2013 7

Посмотрите также