Автор: Крылова Елена Геннадьевна, учитель математики МБОУ «Северская СОШ» Ключевского района Алтайского края.
Подготовка к ОГЭ по математике в условиях реализации ФГОС основного общего образования
Важнейшим требованием общества к подготовке выпускников школ является формирование у них широкого научного мировоззрения основанного на прочных знаниях и жизненном опыте готовность к применению полученных знаний и умений в процессе своей жизнедеятельности.
Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой (значительный вклад в расширение данной темы внесли: В.С. Абатурова, Е.М.Ложкина, С.Ю.Полякова Л.Э.Хаймина и др.), но, тем не менее, и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к решению тех реальных проблем, с которыми он столкнётся в жизни. Идея формирования у школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС [1]. В Стандарте прописаны метапридметные требования к результатам освоения программ основного общего образования: «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике…»[3]. Реализация этого требования предусматривает ориентацию образовательных систем на развитие у учащихся качеств, необходимых для жизни в современном обществе и осуществлению практического взаимодействия с объектами природы, производства, быта. Важная роль в системе подготовки учащихся к применению приобретаемых знаний в практических целях принадлежит изучению школьного курса математики, поскольку универсальность математических методов позволяет отразить связь теоретического материала с практикой на уровне общенаучной методологии. Это определяет значимость математики в формировании у учащихся умений решать задачи, возникающие в процессе практической деятельности человека. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы..
Включение практико-ориентированных задач в отдельные разделы школьного курса математики и в КИМ по математике (1-6 задания) – это одно из важных направлений в развитии школьного математического образования.
Цель работы: показать приемы с практико-ориентированным содержанием для повышения мотивации школьников на уроках математики в 6-9 классах, способствующие успешной подготовке к ГИА по математике.
Материал подобран в соответствии с демоверсией по математике 2020 года.
Как показывает опыт, дети с трудом переносят полученные на одном предмете знания на другой предмет. Поэтому, систематическое проведение интегрированных уроков помогут решить эту проблему. Обращение к знаниям в разных областях помогает увидеть неразрывную связь между учебными предметами, связь школьных предметов с жизнью, подготовиться к ГИА.
Интегрированный урок – это особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия
В 6 классе на уроках математики и географии созвучен ряд тем: масштабом и его виды, построение и работа с графиками и диаграммами, определение среднего арифметического (средних температур), координаты. Целесообразно при организации повторения в 6 классе провести несколько интегрированных уроков математики и географии результатом которых станет проект «Школьный двор».
Этапы выполнения проекта:
- составление простейшего плана пришкольной территории при помощи шагомера. На этом этапе решаются несколько задач: ориентировка на местности, вычисление длины, работа с разными единицами измерения, определение сторон горизонта и движение по азимуту, вычисление периметра, построение примерного плана;
- построение плана пришкольной территории. На этом этапе целесообразно показать вид местности сверху используя любую доступную программу, например Google Планета Земля. Производится анализ и обработка данных, выбор разумного масштаба, построение плана на бумаге;
- усложнение технического задания в соответствии с возрастом обучающихся-;
- защита проекта.
При организации повторения в 7 классе целесообразно добавить к данному проекту задачи на вычисление площади зданий, пришкольного огорода, школьной теплицы. Совместно с учителем биологии изучить видовое разнообразие растительности на пришкольном участке, определить процент озеленения территории. Совместно с учителем технологии провести уроки по определению сортов овощей, которые наиболее рентабельны для выращивания на пришкольном участке. Решить задачи на вычисление процентов (всхожесть семян, нахождение площади укрывочного материала для оборудования теплицы).
В 8 классе добавить задачу на нахождение кратчайшего расстояния до объекта, на вычисление количества материала, необходимого для облагораживания пришкольной территории (покраска окон, ремонт изгороди, замена заасфальтированной территории на плитку и т.д.), расчет стоимости закупки материалов. Совместно с учителем физики провести расчет загазованности пришкольной территории. На данном этапе, помимо исследований и наблюдений отрабатываются навыки работы с таблицами, диаграммами, графиками. Целесообразно добавить работу с таблицами Excel.
В 9 классе можно предложить добавить к имеющемуся проекту новый объект, который, с точки зрения учащихся улучит состояние пришкольной территории (например, игровая площадка для детей дошкольного возраста), провести расчет количества материалов, необходимых для реализации проекта, составить смету с учетом анализа цен в нескольких торговых точках. Итоговый проект, кроме того, что поможет подготовиться к задачам 1-6 ОГЭ, может являться допуском к ГИА в 9 классе.
В результате такой работы у ребенка повышается мотивация к обучению и развивается формирующее оценивание. Учитель перестает быть «транслятором знаний» и занимает позиции фасилитатора.ю тьютера [4].
Успешность реализации данного подхода зависит от нескольких факторов: слаженность работы учителей-предметников, уровень подготовленности детей, поддержка администрации и др., но самое основное – желание учителя. Надеюсь, что идей, изложенные с статье, будут полезны и помогут преодолеть воздействие негативных внешних факторов и добиться положительных результатов в обучении и воспитании.
1. Соларёва Н.В.«Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации школьников на уроках математики»
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра теории и методики обучения математике
2. Лебедев С.В. Методика обучения и воспитания (математика). Модуль 1. Непрерывный курс математики: содержательный аспект: Учебно-методическое пособие с электронным приложением на CD для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – педагогическое образование. Профиль – математическое образование/ С.В.Лебедева – Саратов, 2014. – 149с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
4. Я – эффективный учитель.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.