Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
Детсад—5 кл
13.06.2017
И.Э. Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."
Подготовка к сочинению по картине И.docx
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря
"Февральская лазурь". 5й класс
I. Работа над темой
1. Вступительное слово учителя. Целевая установка.
Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,
Это же – дольше живите на свете.
(Е. Шевелёва)
– Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я
предлагаю посвятить развитию речи.
(Записать в тетрадь число и тему урока).
2. Подготовка к работе над картиной.
– Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи как описание. Что характерно для
описания? (В описании говорится об одновременных признаках.)
– Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные
средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.)
– А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя
прилагательное.)
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж. (Г. Гладков)
– А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж – 1. Общий вид какойнибудь местности.
2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в
литературном произведении.)
– Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти
изображения служили лишь фоном для портрета или какойнибудь сцены.
И только в 17 веке появились пейзажикартины, в которых природа стала их главным
содержанием.
– Знаете, ребята, о чём я подумала? Ведь скоро наступит последний зимний месяц, когда мы
еще можем наблюдать зимнюю природу.
– Кстати, какое имя он носит? (Февраль)
– Действительно, февраль. Чтобы достойно его встретить, давайтека вспомним народные
приметы, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки об этом месяце.
. Недаром утверждает народная мудрость: " Февральский снег весною пахнет".
– Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени,
переливы красок поражали не только писателей и поэтов, но и художников.
3. Слово о художнике
1 – Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художникапейзажиста,
тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря.
4.
– Игорь Эммануилович Грабарь после окончания юридического факультета Петербургского
университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его
учителем был Илья Репин «Бурлаки на Волге». Грабарь был певцом родной природы.
Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об
этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег." "Белая зима.
Грачиные гнёзда." "Мартовский снег." "Лучезарное утро." "Ясный осенний вечер." "Зимний
пейзаж." "Берёзы летом." И многие другие проникнуты радостным светлым чувством.
"Февральская лазурь"– одно из лучших его полотен.
–5. Беседа по картине
1. Рассмотрим картину И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", в учебнике помещена
репродукция этой картины, мы будем внимательно рассматривать картину и свои
наблюдения вносить в тетрадь
– Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе?
6. Лирическое отступление
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. (Н. Рыленков).
7. Воспоминания И.Э Грабаря
А) А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я
стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.
Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на
верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной
зрелища фантастической красоты: какието перезвоны и перекликания всех цветов радуги,
объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то
и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало,
и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без
перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал
я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона
вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."
Б) Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте
отрывок из воспоминаний Грабаря.
Упражнение 366
– Все ли слова вам знакомы? Уточните значение их по словарю.
8. Первичное восприятие картины
– Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? (Радостное,
праздничное)
– Какие чувства, желания рождает пейзаж?
9. Работа по картине
А) – Каков, повашему, замысел художника? О чём эта картина? (Передать красоту
февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный,
прекрасный, зимний, ясный.)
– Почему названа "Февральская лазурь"? (Своё название картина получила потому, что на
ней изображён прекрасный солнечный февральский день.)
– Что, повашему мнению, больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза).
2 – Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви,
прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза.)
– Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут
весны.)
Б)
– А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в
тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый,
нежнорозовый, голубой, бирюзовый, лазурный.)
В) Рассмотрите небо:
– Есть ли на нём облака? (Нет.)
– Есть ли на нем солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный
свет.)
– Какого цвета оно вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее,
лазурное, бирюзовое, голубое.)
Г) Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины?
– Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холодные тона)
– Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? (На заднем плане царство зимы.
Солнце не проникает в чащу.)
Д) Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день.
Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавицаберёза и сиреневатый снег
представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И
несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза»,
а «Февральская лазурь».
10. Речевая подготовка
– Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме,
образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим:
Задание 1. Подберите синонимы к словам:
Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы.
Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж.
Картина чудесная – замечательная, прекрасная.
Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать.
Задание 2.
Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным,
выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл,
ввести олицетворение.(Снег играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки.)
11. Составление плана описания картины
1. Вступление. Краткие сведения о писателе.
2. Что я вижу на картине? О чём эта картина?
3. Описание картины (передний, средний, задний планы)
А) Февральский день
Б) Небо
В) Снег
Г) Береза – красавица
Д) Другие березки
Е) Кустарник на горизонте.
12 . Сочинение
3 Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто
никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э. – полотно,
отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты.
II. Итог урока
Послушать работы учащихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод.
III. Домашнее задание
Закончить работу над сочинением.
4
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.