Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс
Оценка 4.9

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
Детсад—5 кл
13.06.2017
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс
И.Э. Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..."
Подготовка к сочинению по картине И.docx
Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5­й класс  I. Работа над темой 1. Вступительное слово учителя. Целевая установка. Здравствуйте! Добрая ласковость слова Стёрлась на нет в ежедневном привете. Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,  Это же – дольше живите на свете. (Е. Шевелёва) – Здравствуйте. Будьте здоровы. Присаживайтесь. Ребята, сегодня урок русского языка я  предлагаю посвятить развитию речи. (Записать в тетрадь число и тему урока). 2. Подготовка к работе над картиной. – Уже несколько раз вы пользовались таким типом речи как описание. Что характерно для  описания? (В описании говорится об одновременных признаках.) – Чтобы ваше описание было красочным, выразительным и точным, какие художественные  средства надо использовать? (Сравнения, метафоры, слова в переносном значении.) – А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя  прилагательное.) Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака,  Или снежная равнина,  Или поле и шалаш,  Обязательно картина  Называется пейзаж. (Г. Гладков)   – А кто знает, что такое пейзаж? (Пейзаж  – 1. Общий вид какой­нибудь местности.  2. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в  литературном произведении.) – Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти  изображения служили лишь фоном для портрета или какой­нибудь сцены.  И только в 17 веке появились пейзажи­картины, в которых природа стала их главным  содержанием. –  Знаете, ребята, о чём я подумала? Ведь скоро наступит последний зимний месяц, когда мы еще можем наблюдать зимнюю природу. –  Кстати, какое имя он носит? (Февраль) – Действительно, февраль. Чтобы достойно его встретить, давайте­ка вспомним народные  приметы, пословицы, поговорки, стихотворения, загадки об этом месяце. . Недаром утверждает народная мудрость: " Февральский снег весною пахнет". – Красота февральского пейзажа, пронизанного светом, тончайшие переходы тени,  переливы красок поражали не только писателей и поэтов, но и художников. 3. Слово о художнике 1 – Сегодня, ребята, мы познакомимся с творчеством известного художника­пейзажиста,  тонкого знатока русской природы Игоря Эммануиловича Грабаря. 4.  – Игорь Эммануилович Грабарь после окончания юридического факультета Петербургского  университета поступил в высшую художественную школу при Академии художеств. Его  учителем был Илья Репин «Бурлаки на Волге». Грабарь был певцом родной природы.  Интересовало художника состояние природы в разные времена года, в разное время дня. Об этом свидетельствуют названия картин живописца. "Сентябрьский снег." "Белая  зима.  Грачиные гнёзда." "Мартовский снег." "Лучезарное утро." "Ясный осенний вечер." "Зимний  пейзаж." "Берёзы летом." И многие другие проникнуты радостным светлым чувством.  "Февральская лазурь"– одно из лучших его полотен. –5. Беседа по картине 1. Рассмотрим картину И. Э. Грабаря "Февральская лазурь", в учебнике помещена  репродукция этой картины, мы будем внимательно рассматривать картину и свои  наблюдения вносить в тетрадь – Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? 6. Лирическое отступление Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. (Н. Рыленков). 7. Воспоминания И.Э Грабаря А) А вот Грабарь сумел уловить её    своеобразие, и открылось оно ему неожиданно: "Я  стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей.  Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на  верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной  зрелища фантастической красоты: какие­то перезвоны и перекликания всех цветов радуги,  объединённых голубой эмалью неба. "Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно", – подумал я. Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без  перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину... Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона  вперёд, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба..." Б) Воспоминания И.Э. Грабаря помещены и в ваших учебниках. Внимательно прочитайте  отрывок из воспоминаний Грабаря. Упражнение 366 – Все ли слова вам знакомы? Уточните значение их по словарю. 8. Первичное восприятие картины – Каково общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? (Радостное,  праздничное) – Какие чувства, желания рождает пейзаж? 9. Работа по картине А) – Каков, по­вашему, замысел художника? О чём эта картина? (Передать красоту  февральского дня. День – необыкновенный, морозный, необычный, чудесный, солнечный,  прекрасный, зимний, ясный.) – Почему названа "Февральская лазурь"? (Своё название картина получила потому, что на  ней изображён прекрасный солнечный февральский день.) – Что, по­вашему мнению, больше всего нравится художнику на переднем плане? (Берёза). 2 – Опишите, какие оттенки цвета использовал художник, когда писал её ствол и ветви,  прошлогоднюю листву? (Белоствольная красавица – береза.) – Что можно сказать о других берёзках? (Стройные, тонкие, белоствольные, статные, ждут  весны.) Б)  – А как выглядит снег на картине Грабаря? Много ли его? Какого он цвета на солнце и в  тени? (Снег на солнце блестит, сверкает, сияет, светится. Перламутровый — сиреневый,  нежно­розовый, голубой, бирюзовый, лазурный.) В) Рассмотрите небо: – Есть ли на нём облака? (Нет.) –  Есть ли на нем солнце? (Нет, но мы чувствуем его присутствие, золотистый солнечный  свет.) – Какого цвета оно вверху и на горизонте? (Ослепляет голубизной, огромное, синее,  лазурное, бирюзовое, голубое.) Г) Какую роль в воплощении замысла художника играет задний план картины? – Какие краски преобладают на заднем плане? (Тёмные, холодные тона) – Почему автор дал задний план в тёмных, холодных тонах? (На заднем плане царство зимы.  Солнце не проникает в чащу.) Д) Вывод. На картине «Февральская лазурь» изображен прекрасный солнечный день.  Ослепляющее своей голубизной небо, белоствольная красавица­берёза и сиреневатый снег  представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение. И  несмотря на то, что в центре картины – берёза, художник назвал своё полотно не «Берёза»,  а «Февральская лазурь». 10. Речевая подготовка – Наша речь должна быть не только богатой по содержанию, но и правильной по форме,  образной. Очень важно избегать неоправданных повторов слов. В связи с этим: Задание 1. Подберите синонимы к словам: Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист, автор картины, певец русской природы. Картина – полотно, репродукция, холст, пейзаж. Картина чудесная – замечательная, прекрасная. Художник создаёт – пишет, изобразил, создал, сумел передать. Задание 2. Постарайтесь использовать разные средства, чтобы сделать своё описание образным,  выразительным. Укажите, в каких случаях будет уместно использовать переносный смысл,  ввести олицетворение.(Снег играет, солнце льёт лучи, задумчивые берёзки.) 11. Составление плана описания картины 1. Вступление. Краткие сведения о писателе. 2. Что я вижу на картине? О чём эта картина? 3. Описание картины (передний, средний, задний планы) А) Февральский день Б) Небо В) Снег Г) Береза – красавица Д) Другие березки Е) Кустарник на горизонте. 12 .  Сочинение 3 Постарайтесь так рассказать о картине Грабаря в своем сочинении, чтобы даже тот, кто  никогда ее не видел, смог мысленно представить «Февральскую лазурь» И.Э. – полотно,  отличающееся звучностью красок, жизнерадостностью, полного света, гармонии, красоты. II. Итог урока Послушать работы учащихся. Отметить лучшие варианты, сделать вывод. III. Домашнее задание Закончить работу над сочинением. 4

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс

Подготовка к сочинению по картине И.Э. Грабаря "Февральская лазурь". 5-й класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2017