Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения
Оценка 4.9

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
18.01.2018
Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения
Разработка урока по развитию речи в 6 классе. Содержит материал для подготовки учащихся к написанию сжатого изложения с элементами сочинения художественного стиля; повторения алгоритма написания сжатого изложения; проводится работа по формированию навыков анализа текста художественного стиля, выделения в тексте главной и второстепенной информации.
Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения текста художественного стиля.docx
Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения текста художественного  стиля. Урок русского языка в 6­м классе Цели:       повторить алгоритм написания сжатого изложения;  продолжить работу по формированию навыков анализа текста художественного  стиля, выделения в тексте главной и второстепенной информации;  подготовить учащихся к написанию сжатого изложения с элементами сочинения  художественного стиля;  раскрыть важную нравственную проблему ответственности людей за сохранение  природы;  продолжить воспитание у учащихся чувства ответственности за окружающий мир.  Оборудование:  1. Дидактический материал (текст изложения ­ 1 экземпляр для каждого учащегося); 2. Фотографии ромашки; 3. Схемы предложений с диалогом и обращением; 4. Таблички с указанием типов текста:    “повествование” “описание” “рассуждение” 1. Вступительная беседа с классом.  Ход урока Если бы я сейчас сказала, что на сегодняшнем уроке вы будете писать изложение, кто  воспринял бы эту новость с радостью? Почему? Вам приходилось писать и изложения, и сочинения. Чем же они отличаются друг от друга? А зачем в школе учатся писать изложения и сочинения? 2. Постановка целей урока (совместно с детьми) 3. Слово учителя.  На уроке мы будем готовиться к написанию изложения с элементами сочинения.  Изложения сжатого. ­ Как вы понимаете этот термин? Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, другие ­ подробно.  ­ Какие же кратко, а какие — подробно? Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.  Заключительная часть работы ­ написание сочинения­миниатюры, в котором каждый из вас  выскажет собственную точку зрения, сделает выводы.  II. Объяснение нового материала.  1. Чтение учителем текста Ю. Яковлева “Солнце с белыми лучами”  (Приложение).  У каждого ученика есть 1 экземпляр данного текста, по которому он работает на уроке.  2. Аналитическая беседа по тексту.  ­ О чём идёт речь в тексте? Какова тема? Кто автор текста? Читали ли вы произведения Ю. Яковлева? Какова же идея? С какой целью автор написал этот рассказ? (Предупреждает нас о том, к чему приведёт неразумное обращение с природой) ­ Какое название этому тексту дали бы вы? ­ Автор назвал его “Солнце с белыми лучами”. Почему он выбрал такое название? ­ Запишите название.  ­ Какого стиля текст? Докажите.  (Художественного. Действие разворачивается в будущем. Образ ромашки писатель создаёт с помощью изобразительных средств).  ­ Какие художественные средства использует автор? Чего этим достигает? (Эпитеты: странный цветок; самый родной цветок нашей земли; удивительное  растение, незнакомое растение; Метафоры: белое колесико с жёлтой сердцевинкой;, маленькое солнце с белыми  лучами; рост стебля;, цветок­инопланетянин; от детства до старости светило  маленькое солнце с белыми лучами; глаза стали сухими; он (цветок) стал чужим; в их  голосе прозвучало разочарование; Сравнения: они покрывали поля. . . казалось, что выпал снег; он стал чужим, как  инопланетянин; Гипербола: их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо; Олицетворения: таинственный новосёл, никого цветок не оставил равнодушным, белое  колесико встречало человека; они покрывали поля. . . ) ­ Как вы понимаете выражение “тёплый летний снег”? Это оксюморон. Означает совмещение несовместимого. Более точное определение  прочитайте в словаре лингвистических терминов. [1] ­ Запишите термин и примеры в словарь (“живой труп”, “жутко смешно”, “страшно  весело”).  ­ Посмотрите расположенные на доске фотографии ромашки. Расскажите об этом  растении по фотографиям, не используя художественные средства.  ­ В каком стиле получился текст? (В научном).  ­ Что отличает художественный стиль от научного? (Наличие изобразительных средств).  ­ Можно ли в научном стиле передать эмоции, авторское отношение к изображаемому  предмету? А в художественном? ­ Вы в своих творческих работах должны использовать как можно больше изобразительно­ выразительных средств, так как этого требует художественный стиль речи.  3. Работа над составлением плана.  ­ С какой целью мы обычно составляем план текста? ­ Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам,  формулировать основную мысль) ­ Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну  микротему).  ­ Прочитайте 1­й абзац. О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его  нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как  озаглавить? (На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).  1. Незнакомый цветок.  Странный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, маленькое солнце с белыми  лучами ­ Перескажите 1­ю часть. ­ Прочитайте 2­й абзац.  ­ Эта часть очень важна для раскрытия темы? (Нет). Значит, сократим её.  ­ Придумайте название и выпишите ключевые слова.  2. Отец изучает незнакомца.  Рост стебля, диаметр колесика, экзотические цветы.  ­ Перескажите эту часть сжато. Обязательно ли использовать диалог? ­ Прочитайте 3­й абзац. Важен ли он для раскрытия темы?  ­ Следовательно, основную мысль передадим кратко.  3. Для всех это растение загадочное.  Таинственный новосёл, цветок­инопланетянин, не оставил равнодушным.  ­ Перескажите эту часть сжато.  ­ Прочитайте 4­й и 5­й абзацы. Почему мы их объединили? Нужно ли их сокращать? (Нет. В них заключена информация, важная для раскрытия темы. Содержится разгадка тайны  растения).  4. Ромашка из бабушкиного детства.  Удивительное растение, она из детства, ромашка, слёзы на глазах, безжалостно  срывали, низко наклонилась к ромашке.  ­ Перескажите фрагмент близко к тексту.  ­ Прочитайте 6­й абзац. Какая мысль содержится в данной части? (Главная, здесь  заключена  идея.  ­ Какие слова повторяются дважды? Почему? (не уберегли) 5. ”Мы виноваты перед вами, дети!” Не уберегли ромашку, самый родной цветок нашей земли, стал чужим, инопланетянин. ­ Как вы считаете, может ли отдельный человек повлиять на состояние природы?  Обоснуйте свою мысль.  ­ Запишите последний пункт плана. Это вопрос, над которым вы должны поразмышлять и  написать сочинение­миниатюру. Оно должно стать логическим завершением изложения,  выводом.  6. В ответе ли каждый из нас за природу? 4. Словарная работа.  ­ Как избежать повтора слов? ­ Найдите и зачитайте текстовые синонимы слова “ромашка”.  Странный цветок, неизвестный цветок, белое колесико с жёлтой сердцевинкой, солнце с белыми лучами, таинственный новосёл,  цветок­инопланетянин, удивительное растение, самый родной цветок нашей земли.  ­ Найдите эти текстовые синонимы среди ключевых слов, уже выписанных вами в тетрадь,  и подчеркните их.  5. Пунктуационная работа.  ­ Какие знаки препинания вызывают трудность? ­ Посмотрите схемы, найдите предложения, которые соответствуют им.  ­ Вспомните правила постановки данных знаков препинания (оформление диалога,  обращения): Схемы: 1) А:­П! 2) – П? – а.  3) – П, ­ а.  4) [О! . . . ].  5) […, о]! 6. Работа над определением типа текста.  ­ Определите тип данного текста.  (повествование с элементами описания)  Напротив всех пунктов плана, кроме заключительного (6­го), располагаю таблички  “повествование” ­ Какие части — описание? Почему так решили? (1, 4) На доске рядом с этими пунктами плана располагаю ещё и таблички “описание”.  ­ Какого типа должен быть текст последнего абзаца, то есть ваше сочинение? Почему?  (Рассуждение) Прикрепляю табличку “рассуждение”.  ­ Каковы обязательные компоненты текста­рассуждения? (Тезис, аргументы, вывод). 7. Устный пересказ сжатого текста по плану.  ­ Надо ли использовать изобразительные средства в изложении? Почему? ­ Выступление 2­х учащихся с пересказом текста. Комментарий учителя и одноклассников. ­ Выскажите своё мнение: ответственны ли люди за окружающую их природу? Подберите примеры, доказательства.  8. Слово учителя о “Красной книге”, о растениях, занесённых в неё.  ­ Почему появилась “Красная книга”? ­ Испытываете ли вы гордость за то, что существует “Красная книга”?  Обоснуйте свою точку зрения.  III. Заключительная беседа.  ­ Что такое сжатое изложение с элементами сочинения? ­ Какие части текста можно “сжать”, а какие нет? ­ Как строится текст­рассуждение? ­ Что такое оксюморон? Примеры? ­ Получили ли вы помощь в подготовке к изложению? В чём испытываете сложность? ­ На следующем уроке вы будете писать изложение с элементами сочинения по тексту Ю.  Яковлева “Солнце с белыми лучами”.  Список литературы  1. Розенталь Д. Э. , Теленкова М. А. Словарь­справочник лингвистических терминов:  Пособие для учителя. – 3­е изд. , испр. и доп. – М. : Просвещение, 1985. – С. 175 2. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5­9 кл. : Кн. для  учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик, Л. Л. Новосёлова. – М. : Просвещение, 1991. – С. 113­115. Приложение  Солнце с белыми лучами Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своём  открытии: ­ Мама, мы нашли странный цветок! ­ Он растёт за домом, около клёна с красными листьями.  ­ Мы не знаем его названия. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой. Он похож на  маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок? И они зашагали к клёну с красными листьями. Присели на корточки и стали  разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Цветок действительно был похож на белое колёсико с жёлтой сердцевинкой, но и на солнце с белыми лучами  тоже.  ­ Значит, не ты посадила его? — сказали дети, и в голосе их прозвучало  разочарование. Они стали ждать отца.  Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Он долго  рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр колесика. Все  тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал открытие своих детей. А  дети терпеливо ждали, что скажет отец.  ­ Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет много экзотических цветов.  Приходили соседи, разглядывали таинственного новосёла. Одни говорили, что в  природе появился новый вид. Другие не исключали, что цветок — инопланетянин,  семечко занесло на Землю потоком космических частиц. Третьи глубокомысленно  молчали. Но никого цветок не оставил равнодушным.  И тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далёком  времени, о котором люди знают только по книгам.  Бабушка долго смотрела на цветок и молчала. Потом сняла очки, словно они мешали  ей рассмотреть удивительное растение, и дети заметили на глазах у бабушки слёзы. ­ Это ромашка, ­ тихо сказала бабушка, ­ Ро ­ маш ­ ка, ­ по слогам повторили дети. – Мы никогда не слышали про ромашку.  Она из Африки или Австралии? ­ Она из моего детства. Когда­то давно ромашек было очень много. Они покрывали  поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось, что выпал снег.  Тёплый летний снег. Мы из ромашек плели венки. Когда я провожала дедушку на  войну, то подарила ему ромашки. Белое колесико с жёлтой сердцевинкой встречало  человека весной и катилось рядом с ним до осени. От детства до старости человеку  светило маленькое солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось всё  меньше. Их безжалостно срывали, каждый, кто проходил мимо.  ­ Зачем? – четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку, а она молчала, не  знала, что ответить. Потом покачала головой: ­ Срывали просто так.  Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом посмотрела на  детей внимательно, и глаза её стали сухими: ­ Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной цветок нашей  земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.  (По Ю. Яковлеву. )

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения

Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2018