Урок 25
Подробное изложение
с языковым анализом текста
Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Образовательные ресурсы:
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Толковый словарь.
3. Интернет-ресурсы:
• http://sitesovety.ru> osennie-listya-kartinki.html
•
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B8%D0%B2%D1%8B&icolor=
&itype=&iorient=&isize=&type=&site=&wp=&recent=&iw=&ih=&rpt=image
Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, план, записанные на доске; листья (гербарные экземпляры, иллюстрации) осины, клена, ивы.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня урок по развитию речи.
– На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.
II. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52).
1. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению».
– Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению».
– Что было не ясно при чтении памятки? (Ответы учащихся.)
При необходимости учитель поясняет пункты памятки.
2. Работа над текстом изложения.
1) Чтение текста про себя.
– Внимательно прочитайте текст про себя.
– Кто автор текста? (Н. Сладков.)
– Какую картину вы представили, читая текст? (Высказывания учащихся.)
– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)
– Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста?
При необходимости учитель поясняет значение непонятных слов, словосочетаний, предложений, обращаясь к толковому словарю. По возможности организует работу учащихся с толковым словарем.
2) Определение темы и главной мысли текста.
– О чем текст? (О ёлочке.)
– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)
– Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.)
Учитель демонстрирует листья (гербарные экземпляры, иллюстрации) осины, клена, ивы.
Учащиеся рассматривают и объясняют, почему писатель дал такие названия листьям деревьев: красные китайские фонарики, оранжевые звезды, золотые рыбки.
– Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)
– Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.)
Учитель обращает внимание детй на то, что в данном тексте присутствуют элементы описания. Предлагает учащимся найти элементы описания в тексте: описание осенних листьев осины, клена, ивы.
3) Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана.
а) Чтение первой части, определение темы.
– Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.)
– Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.)
– Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.)
– Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.)
– Чему она удивилась? (Высказывания учащихся.)
– Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)
– Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)
б) Чтение второго абзаца, определение темы.
– С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.
– Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)
– Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)
в) Чтение третьего абзаца, определение темы.
– Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)
– Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)
– Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)
– Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)
– Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)
4) Структура текста.
– Сколько частей в тексте? (Три части.)
– О чем вы напишете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)
– О чем напишете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)
– Как вы закончите свой рассказ? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)
5) Пересказ текста.
– Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.)
– А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)
– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)
– О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)
– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)
– Соответствует ли содержание рассказа теме?
– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)
Физкультминутка (см. урок 2)
3. Орфографическая подготовка.
Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.
Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.
4. Письменное изложение текста.
– Закройте учебники. Запишите текст.
5. Самопроверка.
Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.
6. Чтение записанного текста.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что писали? (Изложение текста.)
– Как готовились к написанию изложения?
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.