ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЯЗЫКОВЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА
Оценка 4.7

ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЯЗЫКОВЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
14.01.2017
ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ С ЯЗЫКОВЫМ АНАЛИЗОМ ТЕКСТА
Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце. Тип урока: решение частных задач. Планируемые результаты обучения: Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Урок 25. Подробное изложение с языковым анализом текста.docx

Урок 25
Подробное изложение
с языковым анализом текста

Задача деятельности учителя: способствовать формированию умений учащихся определять тип, тему текста и его частей, подбирать заголовок к тексту и передавать содержание текста с использованием тех языковых средств выразительности, которые даны в тексте-образце.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся письменно излагать текст на основе зрительного восприятия.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и  составлять  план  выполнения  заданий  на  уроке  под  руководством учителя.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.

Образовательные ресурсы: 

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Толковый словарь.

3. Интернет-ресурсы:

•  http://sitesovety.ru> osennie-listya-kartinki.html

•  http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%B8%D0%B2%D1%8B&icolor=
&itype=&iorient=&isize=&type=&site=&wp=&recent=&iw=&ih=&rpt=image

Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, план, записанные на доске; листья (гербарные экземпляры, иллюстрации) осины, клена, ивы.

Сценарий урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня урок по развитию речи.

– На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце.

II. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 52).

1. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к изложению».

– Откройте учебник на с. 147. Ознакомьтесь с памяткой «Как подготовиться к изложению».

– Что было не ясно при чтении памятки? (Ответы учащихся.)

При необходимости учитель поясняет пункты памятки.

2. Работа над текстом изложения.

1) Чтение текста про себя.

– Внимательно прочитайте текст про себя.

– Кто автор текста? (Н. Сладков.)

– Какую  картину  вы  представили,  читая  текст?  (Высказывания учащихся.)

– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

– Какие слова, словосочетания, предложения были непонятны при чтении текста?

При необходимости учитель поясняет значение непонятных слов, словосочетаний, предложений, обращаясь к толковому словарю. По возможности организует работу учащихся с толковым словарем.

2) Определение темы и главной мысли текста.

– О чем текст? (О ёлочке.)

– Какой представили ёлочку? (Высказывания учащихся.)

– Что ёлочке дарили деревья ежегодно в день ее рождения? (Осина дарит красные китайские фонарики. Клен – оранжевые звезды. Ива засыпает тонкими золотыми рыбками.)

Учитель демонстрирует листья (гербарные экземпляры, иллюстрации) осины, клена, ивы.

Учащиеся рассматривают и объясняют, почему писатель дал такие названия листьям деревьев: красные китайские фонарики, оранжевые звезды, золотые рыбки.

– Подберите такой заголовок к тексту, чтобы он отражал тему текста. (Осенние подарки для ёлочки. Осенние подарки.)

– Определите тип текста: это текст-описание или текст-повествование. Объясните, почему. (Текст-повествование. Текст повествует о появлении ёлочки, о том, что на ее день рождения каждый год деревья дарят ей подарки, что ёлочка счастлива.)

Учитель обращает внимание детй на то, что в данном тексте присутствуют элементы описания. Предлагает учащимся найти элементы описания в тексте: описание осенних листьев осины, клена, ивы.

3) Анализ содержания текста. Языковой анализ. Составление плана.

а) Чтение первой части, определение темы.

– Прочитайте первый абзац текста. Почему автор называет деревце не «ёлка», а «ёлочка»? (Она маленькая, только появилась на свет.)

– Какие глаголы использует автор, говоря о ёлочке? (Появилась, раздвинула, высунулась, осмотрелась.)

– Что означает словосочетание «появилась на свет»? (Родилась.)

– Почему ёлочке пришлось раздвинуть листья и травинки? (Она была настолько маленькой, что ее не было видно среди трав и опавших листьев.)

– Чему она удивилась? (Высказывания учащихся.)

– Что означает словосочетание «роняли листву»? (Листья падали с деревьев.)

– Подберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Ёлочка появилась на свет осенью.)

б) Чтение второго абзаца, определение темы.

– С какого предложения начинается вторая часть и почему? (Вторая часть начинается с предложения «Прошло много лет», потому что ёлочка росла.) Прочитайте второй абзац текста.

– Напомните, какие подарки дарили ёлочке деревья. Какого цвета были листья-подарки осины, клена, ивы? (У осины – красные, у клена – оранжевые, у ивы – желтые.) С чем сравнивает их автор? Каких листьев-подарков на ёлочке было больше? (Ивы.) Какое слово помогло вам ответить на вопрос? (Засыпает.) Какие глаголы использует автор, чтобы не повторялось слово «дарит»? (Роняет, засыпает.)

– Выберите предложение, которое может быть заголовком к этой части. (Каждую осень деревья дарят ёлочке подарки.)

в) Чтение третьего абзаца, определение темы.

– Приятно ли было ёлочке получать подарки? Как автор сказал об этом? (И стоит ёлочка счастливая.)

– Какая ёлочка была в день своего рождения? (Удивленная.)

– Что означает в этом тексте слово «нарядная»? (Вся усыпанная разноцветными листьями.)

– Какие слова вам хотелось бы использовать в изложении этой части? (Учитель обращает внимание на построение последнего предложения: «Раскинула лапки, а на ладошках подарки».)

– Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая.)

4) Структура текста.

– Сколько частей в тексте? (Три части.)

– О чем вы напишете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

– О чем напишете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

– Как вы закончите свой рассказ? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

5) Пересказ текста.

– Что расскажете в первой части? (О том, когда появилась ёлочка, какая она была в день своего рождения.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.)

– А теперь подумайте, о чем расскажете во второй части? (О том, какие подарки получала ёлочка в день рождения.)

– Сколько для этого потребуется предложений? (Не менее пяти предложений.)

– О чем расскажете в заключении? (Напишем о том, какая стояла ёлочка.)

– Сколько предложений для этого потребуется? (Два-три предложения.)

– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)

– Соответствует ли содержание рассказа теме?

– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)

 Физкультминутка (см. урок 2)

3. Орфографическая подготовка.

Слова для орфографической подготовки на доске с пропусками: 1-я часть текста – р_няли, л_ству; 2-я часть текста – д_рит, китайские ф_нар_ки, р_няет, _ранж_вые, з_сыпает, з_л_тые.

Ученики находят данные слова в тексте и называют буквы, которые в них пропущены. Учитель вписывает каждую букву красным мелом.

4. Письменное изложение текста.

– Закройте учебники. Запишите текст.

5. Самопроверка.

Учащиеся определяют, раскрыта ли тема, последовательно ли изложено содержание, использованы ли средства речевой выразительности текста-образца, выделены ли части текста; проверяют орфографическую правильность написанного.

6. Чтение записанного текста.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что писали? (Изложение текста.)

– Как готовились к написанию изложения?

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок 25 Подробное изложение с языковым анализом текста

Урок 25 Подробное изложение с языковым анализом текста

На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце

На уроке будем письменно излагать текст на основе зрительного восприятия, используя те языковые средства выразительности, которые даны в тексте-образце

Учитель обращает внимание детй на то, что в данном тексте присутствуют элементы описания

Учитель обращает внимание детй на то, что в данном тексте присутствуют элементы описания

Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая

Какое предложение будет заголовком к этой части? (И стоит ёлочка счастливая

III. Итог урока. Рефлексия деятельности

III. Итог урока. Рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017