Урок обществознания в 7 классе
«Подросток в группе»
Является третьим занятием по главе 2 «Подросток в социальной сфере»
курса «Обществознание» за 7 класс по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцова.
Содержание урока соответствует требованиям программы
Цели
Предметные: формирование представлений о группе и значения группы в жизни подростка
Личностные: формирование умения группового межличностного взаимодействия и принятия ценностей общества.
Сравнение, сопоставление разных точек зрения, проявление терпения и доброжелательности друг к другу, доверие к
собеседнику (соучастнику) деятельности (групповая работа).
Метапредметные: формирование умения обобщать, делать выводы продуктивное общение и взаимодействие в процессе
совместной деятельности, принятие позиции другого, ориентирование в различных источниках информации, критическое
оценивание и интерпретация информации
Задачи:
Обучающая:
Обеспечить усвоение обучающимися понятий: группа, малая группа, формальные и неформальные лидеры, групповой
давление, конформизм; рассмотреть роль группы в жизни подростка
Развивающая:
Развивать коммуникативную и информационную компетенции
Способствовать развитию критического мышления (практического, проблемного, рефлексивного)
Воспитывающая:
Воспитывать уважение и терпимость к другим, формирование собственной личности со своими принципами и умением
отстаивать эти принципы; способствовать формированию активной жизненной позиции.
Тип урока: По основной дидактической цели
урок изучения и первичного закрепления новых знаний
взаимного обучения с элементами интерактивной работы учащихся; с применением технологии развития
Урок
критического мышления; индивидуальной и групповой формы технологии «Мозгового штурма»;
Формы организации познавательной деятельности:
индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы работы:
Урок по структуре РКМ (технологии развития критического мышления) с использованием следующих приёмов и
методов:
Организационный момент: игра «Имя – качество» (момент знакомства с классом)
1) На стадии «Вызов» мотивационный (мотивация учебной деятельности посредством интригующей ситуации
целеполагания:
видеосюжет (отрывок из фильма «Чучело»)
эпиграф
зашифрованное название темы урока
приём «З –Х – У» в виде таблицы (как целеполагание) в тетради
(знаю – хочу узнать (заполняется на этом этапе урока) – узнал (заполняется в конце урока) 2) На стадии «Осмысление»:
игра «Ассоциации»
составление кластера «Группа»
самостоятельное формулирование обучающимися определения «Группа», опираясь на составленный кластер
проблемные вопросы
приём ИНСЕРТ «Чтение с остановками» «Монолог Влады»
приём «Мозговой штурм» на протяжении всех этапов урока
составление мини проекта «Моя группа»
3) На стадии «Рефлексия»:
ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока «Группа – благо или зло?
окончательное заполнение таблицы «З Х – У» («узнал»)
заполнения листа самооценки
психологическая рефлексия настроения
Средства обучения:
презентация
видеосюжет
Раздаточный материал:
«Монолог Влады» (чтение с остановками)
рабочий лист (цветок радуги) для мини проекта «Моя группа»
лист самооценки Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
План – конспект урока
Орг. момент.
Приветствие учеников.
Игра «Имя – качество»
Я – Ольга ответственная, а
вы?
Дети здороваются, садятся
(группы уже
сформированы)
Обучающиеся называют
свои имена и качества на
первую букву своего имени
1. Стадия «Вызов»
(проспективная
рефлексия)
Попробуйте определить тему
урока по 3 подсказкам:
видеосюжет
эпиграф (1 слайд)
Ответы детей
«Подросток в группе)
Участвуют в полиалоге
Результат
деятельности
Настрой на работу
на уроке
Психологическая
разрядка (снятие
напряжённости,
особенно, если это
урок в незнакомом
классе)
Любое
интригующее начало
вызывает
заинтересованность
Формируемые
ключевые
компетенции
Умение
организовать
свою
деятельность (групповом обсуждении),
Что знают по этой теме,
что хотят узнать пытаются
ответить на проблемный
вопрос, но
сталкиваются с
затруднениями
зашифрованное понятие (2
слайд)
Тема урока «Подросток в
группе» (запись в тетради)
Приём З Х – У (цели урока)
«знаю хочу узнать»
Что вы знаете по этой теме?
Что хотите узнать?
Цель:
– проблемный вопрос:
«Группа – благо или зло?»
( слайд) и запись на доске
Цель: включение
обучающихся в
деятельность на
личностно –
значимом уровне.
Выявление
затруднений в
момент постановки
проблемы и
обсуждение
затруднений.
А) Мотивация учебной
деятельности
посредством
интригующей ситуации
Б) Постановка
проблемы как цели
урока
Умение
устанавливать
взаимосвязь
между изученным
и новым
материалом
учащихся к
дальнейшему
учебному процессу
«Мозговой
штурм»
Побуждающий
диалог
Мотивация
обучающихся к
поиску новых
знаний
Обучающиеся
анализируют
полученную
информацию,
самостоятельно,
определяют границы
знания и незнания и
вследствие этого
формулируют цели
урока
Регулятивные
учебные действия:
целеполагание
(определяют тему,
задачи урока)
планируют свои 2. Стадия
«Осмысление»
Цель: осмысление
опыта,
систематизация
новой информации,
осознание новых
идей, включение
новых знаний в
систему имеющихся
знаний
Учитель предлагает, используя
приём, игру «Ассоциации»
ответить на вопрос
что такое группа?
Почти у каждого из нас есть
свой круг общения. Это наши
приятели в классе, друзья,
живущие с нами в одном дворе
и т.п. В психологии такую
группу людей называют малой
группой. Попробуйте дать
определение понятию « Малая
группа» (Работаем в группах)
Малая группа– это
немногочисленная по составу
группа, члены которой
объединены определенным
видом деятельности и
находящиеся в
непосредственном личном
общении.(запись в тетрадях)
( слайд)
Обучающиеся отвечают
на вопросы.
На доске составляется
кластер.
действия в
соответствии с
поставленными
целями урока
Актуализируют
имеющиеся знания и
представления о
группах
Предметные:
Происходит
осмысление
понятий: группа,
малая группа, лидер
Метапредметные
: продуктивно
общаются в
процессе
совместной
деятельности
Самостоятельно
формулируют определение
«малой группы»
Классифицируют группы
по разным признакам (в
Личностные:
проявление
познавательного
интереса,
активность в составьте классификацию
групп (классификация групп –
слайд)
Проблемные вопросы:
1) Почему разные люди
объединяются в разные группы?
2) Как строятся отношения
внутри группы?
3) Кто может быть лидером?
(формальный, неформальный
лидер)
Благодаря своей сплоченности,
группа может навязать
отдельному человеку такие
правила поведения, поступки и
требования, с которыми он,
возможно, не согласен, но
которым вынужден
подчиняться.
Негативное влияние группы
Приём ИНСЕРТ – чтение с
остановками (раздаточный
материал)
качестве подсказки служат
слайды презентации)
освоении способов
решения учебной
задачи
Отвечают на проблемные
вопросы
Групповая работа
(каждой группе даны
Метапредметные:
Взаимодействуют в
процессе
совместной
Умение решать
проблему в Как называется такое явление?
(Это явление в науке
называется подростковой
жестокостью,
групповым давлением)
Посмотрите на слайд, где
представлены те способы
оказания давления, которые
наиболее часто используются в
компании сверстников. Давайте
их рассмотрим.
1. Лесть
2. Шантаж
3. Уговоры
4. Угрозы, запугивания
5. Насмешки
6. Похвала
7. Подкуп
8. Призыв «делай как мы!»
9. Обман
Учитель предлагает детям
поразмышлять о своих
поступках и предположить,
конкретной
ситуации
незаконченные отрывки из
«Монолога Влады»)
Ребята обсуждают
ситуацию и продолжают
рассказ, придумывая,
осмысливая варианты
продолжения события,
исходя из собственного
психологического
восприятия сюжета о
подростковой жестокости.
деятельности
Формирование
нравственных
ценностей, в
частности
неприятия насилия
как формы общения
в подростковой
среде.
Обучающиеся делают
Умение какая из двух линий поведения
им ближе:
«мне легче идти на поводу у
толпы» или
«мне легче идти против
толпы». Просит привести
примеры из своей жизни,
подтверждающие ответ,
подводя, таким образом,
учащихся к понятию
«конформизм». (Определение
понятия высвечивается на
экране).
Конформизм.
Мы довольно часто не можем
противостоять групповому
давлению и уступаем, вовсе не
желая этого. Такое явление в
психологии получило название
конформизма. (Показ слайда
«Конформизм»)
Конформизм – это склонность
человека уступать под
влиянием давления со стороны
другого человека или группы
людей.
собственный выбор,
аргументируя и дополняя
его примерами.
Возможна небольшая
дискуссия
обосновывать
свою точку зрения
Записывают в тетради. Отвечают:
чаще всего – это люди с
заниженной самооценкой
Участвуют в полиалоге:
уверенность в себе,
знания, умение постоять за
себя, устремлённость, не
боятся быть не таким как
все, стойкость, храбрость
Вопрос:
Как вы думаете, кто чаще
всего подвергается групповому
давлению?
Вопрос:
Какие черты личности
помогают противостоять
групповому давлению?
Считается, что умение
отказаться от ненужных вам
предложений, сказать «нет»,
если на вас оказывается
групповое давление, признак
психологически здоровой
личности, самодостаточной.
Понятно, что в реальной жизни
не такто просто принять
решение. Однако можно заранее
обдумать, какие приёмы можно
было бы использовать, для того,
что бы отказаться от
навязчивых предложений.
Приём «Мозговой штурм»
Как отказаться от группового давления?
После предположений
учащихся:
Высказывают свои
предположения
Приемы отказа: (Показ 8
слайда)
1. Выбрать союзника
2. Сменить тему
3. «Продинамить»
4. «Задавить интеллектом»
5. Упереться
6. Обходить стороной
Физкультминутка –
интерактивные игры на
мобилизацию «Волна» или
«Руки – ноги»
Положительное влияние
группы
Приём «Мозговой штурм»
Считается, что малая группа
помогает человеку реализовать
одну из важнейших
потребностей – потребность во
взаимодействии с себе подобными (командный дух),
избавляет от чувства
одиночества, дает ощущение
защищенности, возможности
реализовать себя, раскрыть свои
самые лучшие стороны. (слайд
9)
Составьте мини проект
собственной группы.
Смоделируйте собственную
группу ( цветок радуга–
раздаточный материал)
Возможно принятие каждой
группой определённой
социальной роли
(слайд 10)
1) Название (кратко и
определяет суть группы)
2) Кто может входить в группу?
3) Структура – лидеры.
4) Основные цели и задачи
группы
5, 6, 7 –правила (законы) группы
Учитель уточняет
понимание учащимися своих
действий на данном этапе
групповой работы
Работают в группах
Метапредметные:
продуктивно
общаются в
процессе
совместной
деятельности
Умение
осуществлять
организаторскую
деятельность
(работать в
группах)
Умение выделять
новые знания
Представители групп
представляют результаты
работы групп Анализируют полученную
информацию и отвечают на
проблемный вопрос, цель,
поставленную в начале
урока,
дописывают в таблицу,
что самое важное узнали на
уроке
заполняют лист
самооценки
(индивидуальная работа)
совершают рефлексию
настроения
Предметный
Формируется
осознанное
представление о
группах в обществе,
о значении группы в
жизни подростка
Личностные:
рефлексия
результатов своей
работы, настроения
и оценивание своей
работы
Умение давать
самооценку
результатов своей
деятельности и
оценку
деятельности
класса
3. Рефлексия
(ретроспективная)
Цель: осознание
обучающимися своей
учебной
деятельности,
самооценка её
результатов и оценка
деятельности всего
класса
Учитель подводит итог
восточной притчей
(«Всё в твоих руках)
Итак, Подросток в группе –
благо или зло?
Рефлексия учителя:
«Хотите узнать, что для меня
было самым интересным на
уроке?»
Рефлексия настроения
(смайлики –
слайд 9)
Домашнее задание – творческая
работа – сочинение «Школьная
жизнь моих родителей».
Учитель раздаёт план
сочинения (приложение 6)
Домашнее задание (на выбор)
– слайд 11
– составить синквейн на тему
«группа»
СТР 84. ПРОВЕРЬТЕ ВАШИ
ЗНАНИЯ
ПРАКТИКУМ. Прощание: пожатие рук по
цепочке (тепло рук, тепло
ваших сердец) И доброе
слово…
Раздаточный материал № 1
Монолог Влады:
1группа:
Дети жестоки. И огромную долю жестокости я испытала на себе. Меня зовут Влада, мне 14 лет. Все началось с
обыденной ситуации: я перешла в новую школу. 1 сентября волнуясь, но все же с радостью пошла в новый класс. Но
встретилась с глухой стеной непонимания. Меня почему то все сразу же невзлюбили. Не знаю, что послужило этому
виной, но факт остается фактом. Я стала изгоем. Ежедневно я испытывала…..
(что испытывала Влада?) ( насмешки, язвительные высказывания, оскорбления со стороны новых одноклассников.)
2 группа:
Меня никто не хотел слушать, с моим мнение не считались. А девчонки демонстративно подчеркивали свою ненависть ко
мне путем постоянных придирок к чемулибо. Однажды ко мне подошла одноклассница и под дружное хихиканье своих
подруг заявила мне:…?
(… "Ты распускаешь обо мне слухи! Да кто ты вообще такая?! Откуда взялась? Я разберусь с тобой!" На мое
недоуменное "О чем ты?" мне в ответ назначили встречу после школы. Я отказалась.)
3 группа
Но у выхода из школы меня все равно подкараулили не буду описывать, что там произошло но…..?
( …домой я пришла с ссадинами, ушибами и царапинами. Родителям сказала, что упала с лестницы. Я никогда не имела
привычки жаловаться, все хотела решить сама. Но уже несколько месяцев ситуация не изменяется. Нет, меня больше не
караулят группами по 10 человек, но ежедневные оскорбления это просто невыносимо. Подскажите, что мне делать?)
Раздаточный материал № 2 Лист самооценки
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника обсуждения
главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Моя оценка за урок _____
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
"Подросток в группе" презентация и конспект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.