Тема урока: Поэтический взгляд на мир в стихотворении Б. Заходера «Моя Вообразилия»
Васильева Н.В. Урок: Литературное чтение. Класс: 2
Цель: продолжить знакомство с творчеством Б. Заходера, его произведением «Моя Вообразилия».
Формировать у детей навыки выразительного чтения; совершенствовать различные виды речевой деятельности
Развивать эстетическую восприимчивость детей; вызвать в их сознании и воображении образы и картины, которые находятся в центре стихотворения;
развивать воображение;
Открыть тайну поэзии Б. Заходера
Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
Задачи урока:
- напомнить детям о том, что такое художественный вымысел в поэзии и литературе;
- на примере стихотворения Б. Заходера «Моя вообразилия» ещё раз показать, что человек, обладающий фантазией (поэт, писатель, художник, музыкант, ребёнок) может создавать в своем воображении самые необычные, фантастические образы, целую страну («Вообразилию»), целый мир;
Оборудование: мультимедиапроектор, портрет Б. В. Заходера, конверты со словами на каждой парте, вывеска «Необычный зоопарк», рисунки вымышленных животных, учебник Свиридовой «Литературное чтение» для 2-го класса, листок с эпиграфом, живой цветок лилии, детские рисунки и мини-сочинения о вымышленных животных.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование внутренней позиции школьника, положительного отношения к игрушкам; знание, понятие, соблюдение и оценка основных моральных форм поведения и базовых ценностей (добро, терпение, любовь); развитие интереса к учебному труду.
Предметные: умение слушать текст стихотворения, различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Тип урока: изучение новых знаний.
Предметные: умение слушать текст стихотворения, различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Эпиграф. Поэт – доподлинный поэт –
Готов воспеть любой предмет...
А то, чего на свете нет
(И, слава Богу, не бывает), -
Ещё охотнеё воспевает!
Ход урока.
1. Подготовка к новой теме.
Посещение музея фантастических животных.
- Ребята, я предлагаю вам посетить зоопарк. Но зоопарк этот не обычный, а фантастический. (слайд 1)
- Посмотрите, кто это? (Котодинозавр, жирлевбаб, слонокит и т. д.).
Экскурсоводами будут наши ребята, и они познакомят нас со своими животными. (Дети выходят к доске и рассказывают о своих животных. Где живет? Чем питается?) (слайд 2, 3, 4)
- В наших лесах живут такие звери? (Нет.)
-А в какой стране они могут жить? (В какой-то неизвестной стране.)
2. Определение темы урока.
А). Словесное рисование.
Я предлагаю вам совершить путешествие в необыкновенную страну. А для начала нарисуйте словами образ крокослонокиторога. (слайд 5)
- Что помогло вам при выполнении этого задания? (Фантазия, воображение.)
- Ваша фантазия помогла вам создать смешные образы несуществующих животных. Так в какую страну мы будем путешествовать? (Дети предлагают различные варианты названия страны).
- А что мы создали? (Образ. Значит страна Вообразилия.)
- Так какая тема нашего урока? Поэтический взгляд на мир в стихотворении Б. Заходера «Моя Вообразилия». (слайд 6)
Б). Сведения об авторе.
- Что вы знаете о Б. В. Заходере? (слайд 7) (Сообщения детей)
- Надо сказать, что Б. В. Заходер писал стихи специально для детей, и все они стали любимыми и детьми и взрослыми.
- Можем ли мы попасть в эту страну?
- А что вы сможете там увидеть?
- Чтобы изобразить таких диковинных животных, надо было их вообразить. А у Бориса Заходера есть целая страна Вообразилия. Хотите в неё попасть? (слайд 8)
- Чтобы попасть в страну вообразилию, нам нужен какой-то проводник. - Кто может быть таким проводником? (поэт, писатель)
Тогда вперёд!
3. Первичное восприятие текста.
Учитель читает наизусть стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия». (стр. 108.)
(При чтении слов «Вырастают крылья» - (слайд 9). Конец стихотворения - (слайд 10)
4. Сравнительный анализ стихотворения.
- Попробуем разобраться в этой стране. Я то тут впервые!
Поделитесь своими впечатлениями.
5.Выборочное чтение.
- Кто может попасть в эту страну? Найдите и прочитайте. (Тот, у кого есть воображение).
- Какие чудеса там происходят? Прочитайте.
- Попробуем предположить, а о чем могут болтать цветы? (слайд 11)
(Затем учитель достает спрятанный живой цветок лилии и дает детям понюхать).
- Где находится эта страна Вообразилия?
- Есть ли она на географической карте?
6. Словарная работа.
(Проводится в ходе работы над текстом).
- Кем становится тот, кто попал в эту страну? (Кудесником.) (слайд 12)
- Подберите синонимы к слову «кудесник». (Маг, чародей, волшебник...)
Статуя – скульптурное изображение человека или животного (мраморная, бронзовая)
Кудесник – в суеверных представлениях: волшебник.
- Ребята, а как вы понимаете такие слова: кудесник, статуя, львы косматые, всесилие.
- Хорошо ли там живется?
- Почему крылья вырастают у того, кто захочет?
- А если вам плохо, эта страна вам поможет? Подтвердите словами из стихотворения.
- Я не знаю, как попасть в страну Вообразилию. Помогите мне, ребята.
- А кто из вас уже там, в этой стране?
- Что вы там видите?
Спасибо, я обязательно воспользуюсь вашими советами и попытаюсь побывать в этой стране, а сейчас мы немного отдохнём.
7. Физминутка. Спал цветок и вот проснулся, (слайд 13)
Больше спать не захотел,
Потянулся, встрепенулся,
Крылышками помахал и улетел.
8. Работа с эпиграфом.
- Ребята, сегодня на урок я приготовила такие слова Бориса Заходера: (слайд 14)
Поэт – доподлинный поэт –
Готов воспеть любой предмет...
А то, чего на свете нет
(И, слава Богу, не бывает), -
Ещё охотней воспевает!
- Объясните, как вы понимаете эти слова?
- А почему поэт ещё охотней воспевает то, чего на свете не бывает? Подходят ли эти слова к нашему уроку, если да то почему?
9. Исследование.
1. Я предлагаю провести исследование предположением:
«Взгляд поэта на мир - обман или фантазия?» (слайд 15)
Это нам с вами нужно будет выяснить.
2. Работа в паре.
Давайте для начала выполним такое задание: у вас на партах лежал конвертики со словами. Разделите их на две группы. Объясните свое решение:
Слова: врать, сочинять, обманывать, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать. (слайд 16)
- Как можно назвать каждую группу? (слайд 17)
(1 – умысел - тайное намерение, заслуживающее осуждения; 2 – вымысел - то, что создано воображением, фантазией.)
- Что же получается, что вранье и фантазия одно и то же? (Нет, фантазия – это выдумка, никому не приносящая вреда. Это творческое воображение.)
М/итог.
- А что, Б. Заходер действительно знает, где находится такая страна? (да, она у него в душе, в голове).
10. Игра «Пантомима».
Сейчас мы с вами поиграем. Я предлагаю вам пофантазировать. Изобразите с помощью жестов и мимики следующих животных:
лягушку, кошку, кенгуру, обезьяну, крокозая, тигрокрыса.
Молодцы, у вас замечательно получилось.
- Что помогло вам справиться с этим заданием? (Воображение).
- А в нашем классе есть девочка, которая тоже живёт в такой стране. Это Саша Гулявкова. Она сочиняет стихи и сейчас нам их прочтет.
11. Итог урока.
Сегодня на уроке мы снова встретились с детским поэтом Б. Заходером – замечательным художником русского слова. Мне кажется, что живое слово поэта уже разбудило у многих из вас «душу и ум». Так пусть оно введёт вас в мир фантазии, воображения, мир красоты. Мы будем вдыхать «аромат» художественного слова поэта, ценить его открытия.
И всё-таки, возвращаясь к нашей гипотезе, взгляд поэта на мир – это обман или фантазия?
- А вот закончить урок я хочу такими словами: (слайд 18)
Страна Вообразилия –
Такую мы все знаем.
С Борисом Заходером
Там снова побываем.
Неправда и фантазия.
Как нам их распознать?
Для этого мы будем
Стихи его читать.
11. Домашнее задание.
- Для чего автор написал такое стихотворение? (Чтобы мы смеялись, развивали фантазию, чувство юмора.) А хочется ли вам его ещё раз прочитать?
Значит сегодня на дом будет такое задание по выбору: выучить стихотворение наизусть; выразительно его читать или нарисовать рисунок к стихотворению на странице 108. (слайд 19)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.