Урок литературы в 5 классе
.
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: Поэты ХХ века о родине, природе и о себе
Цели урока: познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения
Планируемые результаты:
Предметные: научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, находить выразительные средства языка
Познавательные: приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование поэтического текста
Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности
Коммуникативные: формировать ситуацию сотрудничества
Средства обучения: презентация, учебник.
Учебник: Литература 5 класс. Ч 2. В.Я. Коровина, В.П.Журавлёв, В.И. Коровин. Просвещение, 2019 г.
Ход урока
Орг. момент.
Беседа «Что такое Родина?».
- Ребята, скажите, а что такое Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Из чего состоит это понятие на ваш взгляд? Что для тебя обозначает слово «Родина»?
- А вот составитель Толкового словаря Сергей Иванович Ожегов определил это значение:
Родина – отечество, родная сторона; место рождения, происхождения чего-нибудь, кого-нибудь.
- Вы согласны с таким значением?
- Давайте теперь с вами составим словосочетания с этим словом:
Любовь к Родине, как вы понимаете смысл этой фразу?
Защита Родины, каков смысл этой фразы?
Новая тема:
- Вот с вами мы и выяснили, что же такое Родина. Многие деятели культуры в своём творчестве поднимают эту тему и уделяют этой теме значительное место.
- Сегодня мы с вами обратимся к творчеству поэтов ХХ века и увидим, как в их творчестве отражается тема Родины и родной природы.
- А сейчас запишем число и тему урока: «Русские поэты 20 века о Родине и родной природе».
Бунин. «Помню – долгий зимний вечер»
Слово учителя
И.А. Бунин. Посмотрите на годы жизни писателя-поэта. Пришлось время его жизни на рубеж XIX-XX веков. Надо заметить, что Бунин родился в старинной дворянской семье, имевшей корни задолго до рождения поэта. И какие корни! Из рода Буниных происходила Анна Андреевна Бунина- талантливая поэтесса XVIII века, поэт-романтик, автор “Спящей красавицы” В.А. Жуковский, прославленный путешественник-географ Семенов- Тяншанский.
Однако, к началу 20 века старинное дворянское гнездо Буниных фактически угасло. Так что Бунин родился в семье знатной, но обедневшей, вскоре и совсем разорившейся.
Хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии, где в полном одиночестве (без сверстников) в общении с сельской природой прошло детство писателя, стал для него своеобразной точкой отсчета для восприятия красоты окружающего мира.
“Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной” - писал впоследствии Бунин.
Да, именно детство, полное поэзии.
- Вспомните и скажите, чем отличается поэзия (стихи) от прозы?
Вывод: Поэзия- это море слов, объединенных в океан мыслей. А лирика рисует отдельные состояния человека, а точнее лирического героя в определенный момент жизни. Выражает живое, непосредственное чувство, переживание.
2. Установка на прослушивание стихотворения.
- Слушая стихотворение, постарайтесь уловить в нем что-то таинственное. Попробуйте разобраться в состоянии души лирического героя, его чувствах, ощущениях.
- Вслушайтесь в стихотворение, попытайтесь проникнуть не только в глубину мысли, но и в способ его построения.
3. Чтение стихотворения учителем.
4. Выявление эмоционального впечатления.
- Какая картина возникает в вашем воображении?
- Что вы “видите” в ней?
- Какое настроение поэта она передает вам?
5. Повторное чтение стихотворения учеником.
- Как нужно читать стихотворение?
6. Построчный анализ стихотворения.
- Перечитайте 1 строфу
а) какая картина представляется ? (зима, ночь, мрак, тучи)
б) какое слово, по-вашему, главное (ключевое) ? (вечер)
Эпитеты, создающие образ вечера: долгий, зимний.
в) укажите существительные, с помощью которых создается образ вечера? (свет лампады- полумрак-тишина-буря)
Возникает чувство страха, беспокойства, уныния, настороженности.
Глаголы – помню, льется, плачет – стоят в форме настоящего времени, что указывает на то, что воспоминания прошлого (детства) свежи и продолжительны. С помощью метафоры – буря плачет – слышим заунывные порывы ветра, наводящие тоску.
Словарная работа: лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой.
- Прочитайте 2 строфу.
Она начинается с прямой речи, сопровождающейся обращением- дорогой мой.
а) кто произносит эти слова? (Мама. И от одного только слова становится на душе спокойнее, ощущаем защиту, заботу, покровительство)
- что желает мама? (Чтобы дитя задремало. Появляется мотив сна, ассоциирующийся с отдыхом, покоем, забвением от страха, беспокойства).
б) для чего необходим сон? (“Чтобы бодрым и веселым завтра утром быть опять”.Сон необходим, чтобы забыться, избавиться от неприятных ощущений, овладевших лирическим героем).
- Прочитайте 3-4 строфы.
Строчки начинаются с глагола –позабудь. Это анафора. Глагол стоит в форме повелительного наклонения и указывает на приказ, просьбу.
а) что должен позабыть лирический герой?(“Вой вьюги”-метафора, маму. То есть должен забыть то, что его окружает, реальность
б) что нужно вспомнить? (“шепот ветра”-метафора- он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры
Словарная работа: межа
Здесь развивается мотив сна, отстраняющий от реальности. Глагол вспомни в форме повелительного наклонения переносит нас в мир воспоминаний о лете. Заканчивается прямая речь. Наречия “медленно, плавно” употреблены не случайно. Они помогают замедлить ход вещей. Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая.
- Прочитайте 5-6 строфы.
Появляется местоимение “я”. Лирический герой выдает себя, доверчиво поддаваясь знакомым советам матери. Героем овладевают другие ощущения: исчезает чувство беспокойства, страха.
а) Обратите внимание на форму глагола- внимал- .(Явно выражена смена времени. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время.
б) В каком состоянии находится лирический герой? (В состоянии покоя, сновидения, призрачного видения.
Словарная работа: обвеянный – окруженный, взятый в чьи – либо сети; грезы – сновидения, светлая мечта, призрачное видение.
Пунктуация стихотворения:
Первое тире (пауза) – указывает на расстояние и время, кажется, что происходящее было с героем давно т. е. в детстве.
Второе тире – разделяет реальность и грезы.
Третье тире – переход в другое состояние – сон.
7. Обобщение.
а) как надо читать стихотворение? (спокойно, напевно, плавно)
б) прочитайте стихотворение выразительно.
в) сколько частей можно выделить в стихотворении? (3 части).
- обоснуйте ответ.
г) какие времена года изображаются поэтом?
д) о чем это стихотворение?
Это стихотворение о детстве, о природе, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. А воспоминания о лете согревают, оберегают в зимнюю пургу.
Н. Рубцов «Родная деревня».
Одним словом, из замечательных поэтов, в творчестве которого нашла своё отражение тема Родины был Николай Михайлович Рубцов. В его стихотворения мы видим чувство, которым проникнут лирический герой к русской природе. В своих стихотворениях поэт воспевает родную природу.
Ему было 5 лет, когда началась ВОВ. Выросший сиротой, Рубцов знал одну – единственную мать – Родину, и ей он посвятил свои лучшие песни, лучшие минуты вдохновения. Переполнявшие его чувство любви и нежности к родной земле способствовало раннему взрослению. Именно это придало его поэзии ту степень серьезности и подлинности.
Николай Рубцов родился с этим чувством родины, ему не надо было искать. Он много объехал земель и много видел, но не было для него родней и ближе северной - скудной на урожай, но щедрой на душевное тепло – земли. Не зря он говорит в своей «Звезде полей», что:
…Только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…
У вас в учебнике на стр. 158 есть еще одно стихотворение, посвящённое его родине, называется оно «Родная деревня».
Схема работы над стихотворением:
Читает учитель. Чтение стихотворения про себя. Выразительное чтение.
- Во время прочтения подумайте над таким вопросом:
1. Какая основная мысль стихотворения?
- Вы прослушали стихотворение. Как вы думаете, какова основная тема этого стихотворения? Какие чувства и мысли в этом стихотворении отражены автором? Назовите главную мысль, идею этого стихотворения. Как вы думаете, какой строфой выражена главная мысль (идея) стихотворения? Какие художественные средства использует автор, чтобы передать нам свои чувства? Какие чувства возникли у вас после прочтения стихотворения?
Вопросы для анализа стихотворения.
1. Какие мысли передает нам поэт, рассказывая о родине, вспоминая минуты особого состояния души? Поэт передает воспоминания детских лет, которые были самыми яркими. Образ малой родины ассоциируется у него с начальной школой и желанием, когда он вырастет, уехать и посмотреть на жизнь других мест.
2. Почему стихотворение начинается строками: «Хотя проклинает проезжий//Дороги моих побережий…»? За что можно проклинать дороги? Возможно, речь идет в буквальном смысле о состоянии дорог. Особенно весной и осенью дороги в российской глубинке становятся непроходимыми, а поэту это знакомо не понаслышке.
3. Объясните значение слова «побережий» в данном стихотворении. Малая родина, детский дом.
4. Определите, какой частью речи будет слово «проезжий» в первой строке стихотворения и слово «проезжий» в шестой строке? В первой строке слово будет именем существительным, во второй – именем прилагательным. В данном случае это эпитет к слову «гостем».
5. На что указывает повтор строки: «Где кончил начальную школу!»? Повтор данной строки служит своеобразным рефреном, усиливающим восприятие детства именно годами учебы в начальной школе.
6. Сколько раз в стихотворении повторяется местоимение «я»? Какую роль выполняем повтор этого местоимения? Местоимение 1 лица единственного числа употребляется два раза. Данный повтор служит средством выражения автобиографии самого поэта.
7. Почему в четвертом четверостишии употреблено местоимение 3 лица единственного числа «он», а не 1-го лица единственного числа «я»? В детстве каждому кажется будущее каким-то далеким и нереальным, поэтому взрослый герой – он.
8. Автор говорит о том, что цель лирического героя «Я тоже отсюда уеду!» Почему в детстве все хотят уехать из родных мест? Желание осуществить мечту, как у Рубцова. Он мечтал о море.
9. Как вы понимаете строки: «Когда ж повзрослеет в столице,/ Посмотрит на жизнь за границей, / Тогда он оценит Николу, / Где кончил начальную школу…» Приобретает жизненный опыт, увидит жизнь разных мест и сможет сравнивать.
10. Как вы думаете, почему автор обращается к детским воспоминаниям? Детские воспоминания самые яркие, добрые, светлые. Они, как правило, помогает человеку понять самого себя, дать верную оценку совершенным поступкам, предотвратить совершение ошибки.
11. Выпишите имена существительные, создающие образный ряд стихотворения? Подчеркните те, которые встречаются в тексте дважды. Какую роль они выполняют? Проезжий, дороги, побережий, деревня, Никола, школа, мальчишка, гость, след, дорогу, девчонок, пеленок, провинция, столицу, столице, жизнь, за границей, Никола, школа. Дважды в стихотворении встречаются слова: дорога, школа, Никола, столица. Они являются ключевыми в этом стихотворении.
12. Выпишите глаголы. В какой форме они употреблены в этом стихотворении? Что достигается употреблением глаголов в форме совершенного вида? Проклинает, люблю, кончил, бывает, торопится, уеду, храбрится, шляться, отправляться, повзрослеет, посмотрит, оценит, кончил. Употребление всех глаголов можно разделить на две группы: совершенного и несовершенного вида:
Глаголы совершенного вида
Глаголы несовершенного вида
Кончил, уеду, повзрослеет, посмотрит, оценит.
Проклинает, люблю, торопится, храбрится, шляться, отправляться.
указывают на то, что действие уже свершилось, помогают понять, что данное стихотворение написал уже взрослый автор.
позволяют говорить, что данные действия происходят в душе героя постоянно. Это его покаяние перед детскими воспоминаниями.
13. Много ли эпитетов в стихотворении? Почему? Эпитетов мало. Пылкий мальчишка, гостем проезжим, удивленных девчонок. Все они раскрывают качественную характеристику человека.
14. В конце последних строк трех четверостиший стоят такие знаки препинания «!» и «?». Почему? Эти знаки препинания передают эмоциональное состояние лирического героя.
15. Какие картины детства встают перед глазами поэта? Картины детских воспоминаний: школа, детский дом, неброская северная природа, окружающая его.
Работа с картиной В.М. Васнецова «Алёнушка».
- Ребята, не только в поэзии мы можем видеть любовь к Родине, также эта тема была достаточно хорошо освещена и в других видах искусства, например в живописи.
- Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Алёнушка». Он делал эскизы декораций, писал портреты и картины на исторические темы. А значит, тема родины для него тоже важна.
- В истории русского искусства он навсегда останется прежде всего художником – сказочником, художником- сказителем, который умело оживлял в своих полотнах страницы самых любимых в народе легенд и сказок.
- Скажите, что вы видите на это репродукции?
- Героиня какой сказки изображена на картине?
- Какой момент сказки запечатлен на этом полотне?
- О чем думает Алёнушка? Что она чувствует?
- Какая природа её окружает?
- Видели ли вы такие уголки природы? Где их можно увидеть?
- Можно ли образ Алёнушки считать символом? Если да, то, что он символизирует?
Итог:
Одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, «пропускает через себя». передавая в своих стихотворениях любовь к родной земли
Домашнее задание:
Сделать анализ одного из стихотворений.
Выставление оценок.
Всем спасибо за работу на уроке, можете быть свободны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.