Погода и климат.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1. Научить различать погоду и климат, научить описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных явлений. 2. Научить определять температуру с помощью термометра. Оборудование: термометр уличный, комнатный и медицинский, веер, змейка, кипящая жидкость в сосуде, стекло для конденсации капель, рисунки различных сезонов года, календарь погоды, плакат «Погода и климат» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Иконка файла материала konsp_okr_2kl_ur19_ 20.doc
Окружающий мир (2­й класс). Урок 19. Тема: Погода и климат.  Цели: 1. Научить различать погоду и климат, научить описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных  явлений. 2. Научить определять температуру с помощью термометра. Оборудование: термометр уличный, комнатный и медицинский, веер, змейка, кипящая жидкость в сосуде, стекло для  конденсации капель, рисунки различных сезонов года, календарь погоды, плакат «Погода и климат» из комплекта  «Наглядные материалы по окружающему миру для 2­го класса». Этапы урока Ход урока © ООО «Баласс», 2012 Формирование УУД и технология оценивания учебных успеховΙ . Актуализация  знаний и  постановка  учебной  проблемы. Повторение. – С какими понятиями познакомились на прошлом уроке? (Мы узнали о погоде  и климате.) – Как вы думаете, сегодня у нас будет новая тема? (Нет.) Почему?  Предположения детей. – Сегодня мы с вами закрепим знания, полученные на предыдущем уроке. – Чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке? – Составим план урока. План (примерный).  3  3 Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? . Совместное  ΙΙ ΙΙ.   Самостоятельное  применение  знаний.  1 4 3 3 4 3  3  5  3  4  3 Работа в группах. – Выполните задание.  1­я группа    . – Определите, что относится к климату, а что к погоде:  Сегодня налетел сильный ветер, небо покрылось тучами, и из них полился  © ООО «Баласс», 2012 Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника.мелкий дождь. А обычно зимой у нас идёт снег. ОТВЕТЫ: Погода. Сегодня налетел сильный ветер, небо покрылось тучами, и из них  полился мелкий дождь. Климат. А обычно зимой у нас идёт снег. 2­я группа    . – Определите, что относится к климату, а что к погоде: Весной тает снег, ярко светит солнце. А в этом году в апреле ещё шёл снег и  мела метель. ОТВЕТЫ: Климат. Весной тает снег, ярко светит солнце.  Погода. А в этом году в апреле ещё шёл снег и мела метель.  3­я группа    . – Определите, что относится к климату, а что к погоде: Осень радовала нас солнечными и тёплыми днями, хотя уже давно должны были идти дожди. ОТВЕТЫ: Погода. Осень радовала нас солнечными и тёплыми днями, …  Климат. … хотя уже давно должны были идти дожди. 4­я группа    . – Определите, что относится к климату, а что к погоде: Лето всегда ждёшь с нетерпением, так хочется  солнечного тепла, ласкового  2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты © ООО «Баласс», 2012ветра и озорного дождя. Вот уже неделю с неба смотрит на нас палящее солнце,  очень душно, а дождя всё нет и нет. ОТВЕТЫ: Климат. Лето всегда ждёшь с нетерпением, так хочется  солнечного тепла,  ласкового ветра и озорного дождя. Погода.  Вот уже неделю с неба смотрит на нас палящее солнце, очень душно, а  дождя всё нет и нет. Работа в Рабочих тетрадях. Работа с Рабочими тетрадями по вариантам.  Вариант 1 – задания 1, 4 и 6.  Вариант 2 – задания 2, 3 и 6.  Вариант 3 – задания 3, 5 и 7. 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому ПОКА было трудновато? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою  работу? Почему? ТОУУ – Что мы сейчас делали? © ООО «Баласс», 2012– Какие умения формировали? Максимум Работа в учебнике. – Часто в программе «Новости» мы слушаем прогноз погоды на завтрашний  день или на неделю. – Как называют людей, изучающих погоду? И нужно ли погоду предсказывать?  (Это метеорологи. Да, это нужно и нам, и другим людям.) – Да и как можно предсказать погоду завтрашнего дня?  Предположения детей. – Мы сегодня с вами попробуем стать метеорологами. Для этого мы должны  познакомиться с секретами предсказаний погоды на с. 75. Дети выводят признаки хорошей погоды и выполняют задание 10 в Рабочей  тетради. – На одном из прошлых уроков вы знакомились с поясами Земли. Учёные­  метеорологи установили, что и осадки распределяются на Земле определённым  порядком. Количество осадков на  Земле учёные отметили на схеме на с. 76. – Попробуйте подготовить ответы на вопросы со с. 77.  Работа в группах. Вопросы к сильному  ученику, озвучившему ответы на вопросы (начало формирования  алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе ответить на вопросы? – Ты ответил всё правильно или были недочёты? ТОУУ © ООО «Баласс», 2012– Ты составил всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно ответил на вопросы, но и объективно оценил свою  работу. ΙΙΙ. Итог урока. – Что нового узнали? – Кто из ребят больше всех помог в обсуждении? – Как работал ты? – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему учились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? IV. Домашнее  задание. Деятельность учеников: По усмотрению учителя.  описывать погоду, вести дневник наблюдений за погодой, анализировать природные явления;   характеризовать основные этапы круговорота воды в природе;   определять температуру с помощью термометра. Понятия: температура, осадки, погода. Урок 20. Тема: Повторение и обобщение работы, проверочная работа № 4. Возможные ответы проверочной  работы № 4. © ООО «Баласс», 2012I   вариант. 1. Необходимый уровень:  ось Земли направлена на Полярную звезду. Повышенный уровень: когда наше  полушарие наклонено к солнцу, в наших краях наступает лето (лето Северного полушария). Максимальный уровень: для  морского путешествия к берегам Антарктиды имеет смысл выбрать декабрь, январь и февраль, когда в Антарктиде лето.  2. Необходимый уровень: холодный, умеренный и жаркий пояса освещённости. Повышенный уровень: на рисунке  изображено падение лучей солнца в полдень в умеренном поясе. 3. Необходимый уровень: нагретый воздух лёгкий, он  поднимается вверх. 4. Необходимый уровень: судя по описанию погоды, это лето. Повышенный уровень: ветер сильный. II    вариант. 1. Необходимый уровень:  за время жизни Земля обернулась вокруг Солнца столько же раз, сколько полных  лет школьнику. Повышенный уровень: когда наше полушарие наклонено от солнца, в наших краях наступает зима (зима  Северного полушария). Максимальный уровень: весна на острове Кенгуру у берегов Австралии наступает в сентябре­ ноябре. 2. Необходимый уровень: холодный пояс – 2, умеренный пояс – 2, жаркий пояс – 1. Повышенный уровень: на  рисунке изображено падение лучей солнца в полдень в жарком поясе. 3. Необходимый уровень: холодный  воздух  тяжёлый, он опускается вниз. 4. Необходимый уровень: судя по описанию погоды, это зима. Повышенный уровень:  облачность – ясно, отсутствие облачности. Дополнительный материал к уроку. Детям на карточках предлагаются вопросы для проверки знаний. Блицпроверка № 1 (выделен верный ответ). 1. Вещество имеет состояния: а) газообразное, твёрдое, жидкое; б) твёрдое, мягкое, прозрачное; в) жидкое, ледяное, парообразное. 2. Выбери верное высказывание: © ООО «Баласс», 2012а) утром солнце появляется на востоке, а вечером – на севере; б) если смотреть на закат, то север будет находиться справа; в) в 12 часов солнце находится на юге, при этом образуются самые длинные тени. 3. Планеты и звёзды по форме: а) круглые; б) шарообразные; в) плоские. 4. Выбери строчку, где перечисляются только планеты: а) Луна, Земля, Меркурий; б) Солнце, Марс, Венера; в) Юпитер, Полярная звезда, Нептун. 5. Выдели ситуацию, когда действует закон всемирного тяготения: а) за окном  поезда плыли деревья, дома и дороги; б) за моим окном падал жёлтый лист; в) мой дом кажется издалека очень маленьким. 6. День наступает потому, что: а) на небе появилось солнце; б) Земля вращается вокруг Солнца; в) Земля вращается вокруг своей оси. 7. На Земле сменяются времена года потому, что: © ООО «Баласс», 2012а) Земля обращается вокруг Солнца; б) меняется расстояние от Земли до Солнца; в) Земля вращается вокруг своей оси. 8. Выбери верное утверждение: а) Зимой в холодном поясе наблюдается полярный день; б) летом в умеренном поясе поздно темнеет; в)  в жарком поясе зимой прохладнее, чем летом. 9. Выбери строчку, которая относится к погоде: а) обычно летом очень жарко; б) осенью идут частые дожди; в) как­то в мае выпал снег. – Проверьте себя. Педагог называет правильный результат, не обсуждая содержание. Те, у кого ответы не совпали, ставят на полях  минус и подсчитывают темы, которые вызвали затруднения. На основании этого дети распределяются для  дальнейшей работы в группы по выделенным ими темам. Дети, успешно справившиеся с заданием, становятся  консультантами. Они прикрепляются к каждой группе или организуют специальную команду, которая согласованно  проверяет работу каждой группы и разрешает переходить к другим заданиям. Задания, которые помогут ребёнку выстроить логические связи между темами. 1. Задание на нахождение лишнего и классификацию. © ООО «Баласс», 2012– Вернёмся к нашим темам. Выберите из предложенных лишнюю.  Земля в космосе.  Всемирное тяготение. Смена времён года.             Дети предлагают варианты. – Найдите пары.       Смена дня и  ночи.                        Погода и климат.       Где на Земле теплее?                    Смена времён года.          Земля имеет форму шара.            Притяжение Земли.          Дети представляют варианты. – Разбейте на группы.       Из чего состоят  все предметы?    Природные часы, календарь и компас.    Земля имеет форму шара.     Земля в космосе.    Притяжение Земли.    Смена дня и  ночи.    Смена времён года.    Где на Земле теплее?        Погода и климат. Дети совещаются и представляют согласованный вариант. 2. Задание на выявление  логических связей между темами. – Укажите причину явлений. Природные часы, календарь и компас.  1. Почему у  Земли такая форма?    2. Почему планеты не улетают от Солнца?       3. Почему,  когда в Москве день, в Америке наступает ночь? © ООО «Баласс», 20124. Почему, когда на Северном полюсе наступает полярная ночь, на Южном – полярный день?             – Укажите, что последует, если:  1. твёрдое тело нагреть? 2. сначала идти на юг, потом повернуть направо? 3. бросить самолётик и камень вверх? – Составление схемы из тем. – Раздели темы на группы по причине возникновения явлений. Укажи причину. Земля имеет форму шара.    Земля в космосе.    Смена дня и  ночи.    Природные часы, календарь и компас.   Притяжение Земли.    Смена времён года.    Где на Земле теплее?    Наклон земной оси.    Из чего состоят все  предметы?   Погода и климат. 3. Составь на основе прошлого задания схемы взаимосвязи тем и причин.  Каждая часть даётся в виде отдельных разрозненных табличек, дети должны их составить сами. Можно группам  предложить только одну часть, а далее идёт согласование и взаимопроверка. Три состояния вещества           Всемирное тяготение         Наклон оси                             *** газообразное   жидкое    твёрдое        Солнечная система         пояса освещённости                             *** атмосферные явления      форма Земли           вращение Земли вокруг себя и вокруг Солнца                                          полюса                                             смена времён года       круговорот воды в природе              смена дня и   ночи             календарь             наличие сторон света    © ООО «Баласс», 2012