Цели:
1. Научить различать погоду и климат, научить описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных явлений.
2. Научить определять температуру с помощью термометра.
Оборудование: термометр уличный, комнатный и медицинский, веер, змейка, кипящая жидкость в сосуде, стекло для конденсации капель, рисунки различных сезонов года, календарь погоды, плакат «Погода и климат» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Окружающий мир (2й класс).
Урок 19.
Тема: Погода и климат.
Цели:
1. Научить различать погоду и климат, научить описывать погоду и объяснять причины происхождения погодных
явлений.
2. Научить определять температуру с помощью термометра.
Оборудование: термометр уличный, комнатный и медицинский, веер, змейка, кипящая жидкость в сосуде, стекло для
конденсации капель, рисунки различных сезонов года, календарь погоды, плакат «Погода и климат» из комплекта
«Наглядные материалы по окружающему миру для 2го класса».
Этапы урока
Ход урока
© ООО «Баласс», 2012
Формирование УУД
и технология оценивания
учебных успеховΙ
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
проблемы.
Повторение.
– С какими понятиями познакомились на прошлом уроке? (Мы узнали о погоде
и климате.)
– Как вы думаете, сегодня у нас будет новая тема? (Нет.) Почему?
Предположения детей.
– Сегодня мы с вами закрепим знания, полученные на предыдущем уроке.
– Чем бы вы хотели заняться сегодня на уроке?
– Составим план урока.
План (примерный). 3 3
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
. Совместное
ΙΙ
ΙΙ.
Самостоятельное
применение
знаний.
1 4 3 3 4 3
3 5 3 4 3
Работа в группах.
– Выполните задание.
1я группа
.
– Определите, что относится к климату, а что к погоде:
Сегодня налетел сильный ветер, небо покрылось тучами, и из них полился
© ООО «Баласс», 2012
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.мелкий дождь. А обычно зимой у нас идёт снег.
ОТВЕТЫ:
Погода. Сегодня налетел сильный ветер, небо покрылось тучами, и из них
полился мелкий дождь.
Климат. А обычно зимой у нас идёт снег.
2я группа
.
– Определите, что относится к климату, а что к погоде:
Весной тает снег, ярко светит солнце. А в этом году в апреле ещё шёл снег и
мела метель.
ОТВЕТЫ:
Климат. Весной тает снег, ярко светит солнце.
Погода. А в этом году в апреле ещё шёл снег и мела метель.
3я группа
.
– Определите, что относится к климату, а что к погоде:
Осень радовала нас солнечными и тёплыми днями, хотя уже давно должны были
идти дожди.
ОТВЕТЫ:
Погода. Осень радовала нас солнечными и тёплыми днями, …
Климат. … хотя уже давно должны были идти дожди.
4я группа
.
– Определите, что относится к климату, а что к погоде:
Лето всегда ждёшь с нетерпением, так хочется солнечного тепла, ласкового
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать
других.
2. Строить речевое
высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли
в устной форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
Личностные результаты
© ООО «Баласс», 2012ветра и озорного дождя. Вот уже неделю с неба смотрит на нас палящее солнце,
очень душно, а дождя всё нет и нет.
ОТВЕТЫ:
Климат. Лето всегда ждёшь с нетерпением, так хочется солнечного тепла,
ласкового ветра и озорного дождя.
Погода. Вот уже неделю с неба смотрит на нас палящее солнце, очень душно, а
дождя всё нет и нет.
Работа в Рабочих тетрадях.
Работа с Рабочими тетрадями по вариантам.
Вариант 1 – задания 1, 4 и 6.
Вариант 2 – задания 2, 3 и 6.
Вариант 3 – задания 3, 5 и 7.
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтото исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою
работу? Почему?
ТОУУ
– Что мы сейчас делали?
© ООО «Баласс», 2012– Какие умения формировали?
Максимум
Работа в учебнике.
– Часто в программе «Новости» мы слушаем прогноз погоды на завтрашний
день или на неделю.
– Как называют людей, изучающих погоду? И нужно ли погоду предсказывать?
(Это метеорологи. Да, это нужно и нам, и другим людям.)
– Да и как можно предсказать погоду завтрашнего дня?
Предположения детей.
– Мы сегодня с вами попробуем стать метеорологами. Для этого мы должны
познакомиться с секретами предсказаний погоды на с. 75.
Дети выводят признаки хорошей погоды и выполняют задание 10 в Рабочей
тетради.
– На одном из прошлых уроков вы знакомились с поясами Земли. Учёные
метеорологи установили, что и осадки распределяются на Земле определённым
порядком. Количество осадков на Земле учёные отметили на схеме на с. 76.
– Попробуйте подготовить ответы на вопросы со с. 77.
Работа в группах.
Вопросы к сильному ученику, озвучившему ответы на вопросы (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе ответить на вопросы?
– Ты ответил всё правильно или были недочёты?
ТОУУ
© ООО «Баласс», 2012– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно ответил на вопросы, но и объективно оценил свою
работу.
ΙΙΙ. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Кто из ребят больше всех помог в обсуждении?
– Как работал ты?
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему учились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
IV. Домашнее
задание.
Деятельность учеников:
По усмотрению учителя.
описывать погоду, вести дневник наблюдений за погодой, анализировать природные явления;
характеризовать основные этапы круговорота воды в природе;
определять температуру с помощью термометра. Понятия: температура, осадки, погода.
Урок 20.
Тема: Повторение и обобщение работы, проверочная работа № 4.
Возможные ответы проверочной работы № 4.
© ООО «Баласс», 2012I вариант. 1. Необходимый уровень: ось Земли направлена на Полярную звезду. Повышенный уровень: когда наше
полушарие наклонено к солнцу, в наших краях наступает лето (лето Северного полушария). Максимальный уровень: для
морского путешествия к берегам Антарктиды имеет смысл выбрать декабрь, январь и февраль, когда в Антарктиде лето.
2. Необходимый уровень: холодный, умеренный и жаркий пояса освещённости. Повышенный уровень: на рисунке
изображено падение лучей солнца в полдень в умеренном поясе. 3. Необходимый уровень: нагретый воздух лёгкий, он
поднимается вверх. 4. Необходимый уровень: судя по описанию погоды, это лето. Повышенный уровень: ветер сильный.
II вариант. 1. Необходимый уровень: за время жизни Земля обернулась вокруг Солнца столько же раз, сколько полных
лет школьнику. Повышенный уровень: когда наше полушарие наклонено от солнца, в наших краях наступает зима (зима
Северного полушария). Максимальный уровень: весна на острове Кенгуру у берегов Австралии наступает в сентябре
ноябре. 2. Необходимый уровень: холодный пояс – 2, умеренный пояс – 2, жаркий пояс – 1. Повышенный уровень: на
рисунке изображено падение лучей солнца в полдень в жарком поясе. 3. Необходимый уровень: холодный воздух
тяжёлый, он опускается вниз. 4. Необходимый уровень: судя по описанию погоды, это зима. Повышенный уровень:
облачность – ясно, отсутствие облачности.
Дополнительный материал к уроку.
Детям на карточках предлагаются вопросы для проверки знаний.
Блицпроверка № 1 (выделен верный ответ).
1. Вещество имеет состояния:
а) газообразное, твёрдое, жидкое;
б) твёрдое, мягкое, прозрачное;
в) жидкое, ледяное, парообразное.
2. Выбери верное высказывание:
© ООО «Баласс», 2012а) утром солнце появляется на востоке, а вечером – на севере;
б) если смотреть на закат, то север будет находиться справа;
в) в 12 часов солнце находится на юге, при этом образуются самые длинные тени.
3. Планеты и звёзды по форме:
а) круглые;
б) шарообразные;
в) плоские.
4. Выбери строчку, где перечисляются только планеты:
а) Луна, Земля, Меркурий;
б) Солнце, Марс, Венера;
в) Юпитер, Полярная звезда, Нептун.
5. Выдели ситуацию, когда действует закон всемирного тяготения:
а) за окном поезда плыли деревья, дома и дороги;
б) за моим окном падал жёлтый лист;
в) мой дом кажется издалека очень маленьким.
6. День наступает потому, что:
а) на небе появилось солнце;
б) Земля вращается вокруг Солнца;
в) Земля вращается вокруг своей оси.
7. На Земле сменяются времена года потому, что:
© ООО «Баласс», 2012а) Земля обращается вокруг Солнца;
б) меняется расстояние от Земли до Солнца;
в) Земля вращается вокруг своей оси.
8. Выбери верное утверждение:
а) Зимой в холодном поясе наблюдается полярный день;
б) летом в умеренном поясе поздно темнеет;
в) в жарком поясе зимой прохладнее, чем летом.
9. Выбери строчку, которая относится к погоде:
а) обычно летом очень жарко;
б) осенью идут частые дожди;
в) както в мае выпал снег.
– Проверьте себя.
Педагог называет правильный результат, не обсуждая содержание. Те, у кого ответы не совпали, ставят на полях
минус и подсчитывают темы, которые вызвали затруднения. На основании этого дети распределяются для
дальнейшей работы в группы по выделенным ими темам. Дети, успешно справившиеся с заданием, становятся
консультантами. Они прикрепляются к каждой группе или организуют специальную команду, которая согласованно
проверяет работу каждой группы и разрешает переходить к другим заданиям.
Задания, которые помогут ребёнку выстроить логические связи между темами.
1. Задание на нахождение лишнего и классификацию.
© ООО «Баласс», 2012– Вернёмся к нашим темам. Выберите из предложенных лишнюю.
Земля в космосе. Всемирное тяготение. Смена времён года.
Дети предлагают варианты.
– Найдите пары.
Смена дня и ночи. Погода и климат.
Где на Земле теплее? Смена времён года.
Земля имеет форму шара. Притяжение Земли.
Дети представляют варианты.
– Разбейте на группы.
Из чего состоят все предметы? Природные часы, календарь и компас. Земля имеет форму шара.
Земля в космосе. Притяжение Земли. Смена дня и ночи. Смена времён года. Где на Земле теплее?
Погода и климат.
Дети совещаются и представляют согласованный вариант.
2. Задание на выявление логических связей между темами.
– Укажите причину явлений.
Природные часы, календарь и компас.
1. Почему у Земли такая форма?
2. Почему планеты не улетают от Солнца?
3. Почему, когда в Москве день, в Америке наступает ночь?
© ООО «Баласс», 20124. Почему, когда на Северном полюсе наступает полярная ночь, на Южном – полярный день?
– Укажите, что последует, если:
1. твёрдое тело нагреть?
2. сначала идти на юг, потом повернуть направо?
3. бросить самолётик и камень вверх?
– Составление схемы из тем.
– Раздели темы на группы по причине возникновения явлений. Укажи причину.
Земля имеет форму шара. Земля в космосе. Смена дня и ночи. Природные часы, календарь и компас.
Притяжение Земли. Смена времён года. Где на Земле теплее? Наклон земной оси. Из чего состоят все
предметы? Погода и климат.
3. Составь на основе прошлого задания схемы взаимосвязи тем и причин.
Каждая часть даётся в виде отдельных разрозненных табличек, дети должны их составить сами. Можно группам
предложить только одну часть, а далее идёт согласование и взаимопроверка.
Три состояния вещества Всемирное тяготение Наклон оси
***
газообразное жидкое твёрдое Солнечная система пояса освещённости
***
атмосферные явления форма Земли вращение Земли вокруг себя и вокруг Солнца
полюса смена времён года
круговорот воды в природе смена дня и ночи календарь наличие сторон света
© ООО «Баласс», 2012