Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников
Оценка 4.9

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Оценка 4.9
Научные работы
docx
изобразительное искусство
3 кл
25.10.2017
Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников
В данной работе дается понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников, рассматривается теоретическое обоснование творческих способностей личности, показывается реализация педагогических условий развития художественно-творческих способностей младших школьников на уроках. Материал публикации предназначен для студентов, преподавателей начальной школы и родителей учащихся.
Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников.docx
Терновых Е.А., ВКК МБОУ СОШ №98 Понятие и характеристика художественно­творческих способностей у младших школьников Развитие художественно­творческих способностей учащихся начальной школы   ­   одна   из   важных   задач   педагогической   теории   и   практики   на современном этапе. Проблема развития человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством. Таланты появлялись как  бы  сами  собой, стихийно  создавали  шедевры  литературы  и  искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся   человеческой   культуры.   В   наше   время   ситуация   коренным образом   изменилась.   Жизнь   в   эпоху   научно­технического   прогресса становится   все   разнообразнее   и   сложнее.   И   она   требует   от   человека   не шаблонных,   привычных   действий,   а   подвижности,   гибкости   мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.  Сегодня   вопрос   о   развитии   художественно­творческих   способностей учащихся   в   теории   и   практике   обучения   стоит   особенно   остро,   так   как исследования   последнего   времени   выявили   у   младших   школьников значительно   больше,   чем   предполагалось   ранее,   возможности   усваивать научные   понятия,   применять   знания   и   умения,   как   в   привычной,   так   и   в нестандартной ситуации [3].  Этот   процесс   пронизывает   все   этапы   развития   личности   ученика, пробуждает   инициативу   и   самостоятельность   принимаемых   решений, привычку   к   свободному   самовыражению,   уверенность   в   себе.   При формировании   художественно­творческих   навыков   воспитывается эстетический   взгляд   на   предмет,   культура   речи,   поведения,   труда, эстетический вкус, творческое начало личности. Итак, под способностями понимаются индивидуально­психологические и   двигательные   особенности   индивида,   которые   имеют   отношение   к успешности   выполнения   какой   –   либо   деятельности,   но   не   сводятся   к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у ребенка. При этом успешность в какой – либо деятельности может быть обеспечена не отдельной способностью,   а   лишь   тем   своеобразным   их   сочетанием,   которое характеризует личность. Способности ­ психические особенности, от которых зависит возможность, осуществление и степень успешности деятельности [1]. Теоретическое   обоснование   творческих   способностей   личности представлено в трудах Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Т.Н. Дороновой и других. По мнению Комаровой, творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [1]. Творческие   способности,   являются   довольно   сложным,   процессом,   и доступными только человеку. Это понятие, очень тесно связано с понятием «творчество» или «творческая деятельность». Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, то это создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех   в   большей   или   меньшей   степени,   оно   же   является   нормальным   и постоянным спутником, детского развития [4]. Творчество есть необходимое условие существования, творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в детстве. В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим   образом.   Творческие   способности   –   это   индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им   творческой   деятельности   различного   рода,   проще   назвать   это креативностью.   Также   можно   сказать,   что   это   структурные   компоненты креативности [2]. Какие   же   условия   нужно   создать   для   оптимального   развития художественно­творческих   умений,   навыков   и   творческих   способностей младших школьников в целом? Само   понятие   «условия»   определяется   как   «обстоятельство,   от которого   что­нибудь   зависит»   [3].  Большинство   исследователей   (М.В. Манохина,   В.И.   Загвязинский,   М.В.   Копосова,   А.В.   Москвина,   А.П. Тряпицина и другие) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно:    потребности в поиске;  положительной мотивации;    вариативности   путей   организации   усвоения   программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;  сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и   отношений;  приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;  осознания   и   нивелировки   штампов   и   стереотипов   мышления   и самовыражения [1].  Для   успешной   организации   развития   художественно­творческих способностей необходимо знание мотивов, побуждающих учащихся активно участвовать в этом сложном процессе. Антипова Л.Г. определяет следующие мотивы:  мотив   будущего   (учащиеся   стараются,   чтобы   занять   достойное место в группе, коллективе);  мотив   престижа   (учащиеся   стараются,   чтобы   занять   достойное место в группе, коллективе);   познавательный интерес (любознательность); мотив   долга   (готовность   работать   в   области   избранной профессии);   мотив влияния уважаемого человека; мотив   принуждения   (выполняют   работу,   чтобы   избежать неприятностей) [2]. Для   выявления   условий   эффективной   организации   художественно­ творческой деятельности детей необходимо решить следующие задачи: определить место творческой личности в процессе образования; изучить   способы   и   методы   обучения   художественному   творчеству;  найти   эффективные   формы   организации   художественно­ творческих занятий в процессе образования. Реализация   педагогических   условий   развития   художественно­ творческих способностей младших школьников на уроках по одной учебной дисциплине   будет   способствовать   повышению   уровня   творческой деятельности   учащихся   начальных   классов   на   уроках   по   другим   учебным дисциплинам. Список литературы 1. Глуханюк Н.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Н.С Глуханюк,   С.Л.   Семенова,   А.А.   Печеркина.   –   М.:   Академический   проект, 2009. –288 с.  2. Кулагина И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина.  М.: Эксмо, 2009.  176с. 3. Лебедев   С.А.   Философия   науки:   Словарь   основных   терминов   / С.А.Лебедев. – М.: Академический Проспект, 2009. ­320 с.  4. Левина   М.М.   Технологии   профессионального   педагогического образования: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Левина. М.: Издательский центр «Академия», 2001. ­ 272 с. 5. Никитина     А.В.   Развитие   творческих   способностей.   Начальная школа / А.В. Никитина, 2001. –  93 с.

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников

Понятие и характеристика художественно-творческих способностей у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2017