"Портрет причастия"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Рабочий лист урока.docx
Рабочий лист урока Фамилия, имя___________________________класс________дата________ Тема урока_____________________________________________________ Девиз урока:                                                           СО_________________                                                                       СО___________________                                                                                         СО_________________ _______________                                                         ______________                                                       ______________ _________________это ___________________________________________«Теоретики» 1. Разобрать по составу       ______ПРИЧАСТИЕ________________________________________ _ 2. Выяснить происхождение слова «причастие», используя   «Школьный этимологический  словарь русского языка» под  редакцией Н.М. Шанского. ___________________________________________________________      3. Подобрать однокоренные слова ___________________________________________________________ 4. Дать определение причастию как части речи Причастие – это которая_______________________________________________ _____________________________________________________________«Исследователи» 1. Есть   ли   причастия     в   других   языках?   (смотри     справочные материалы урока) __________________________________________________________ 2. Какой   термин   причастия?   Обоснуйте свой ответ.   более   точно   выражает     суть   «гибридности» _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________  3. Распределить по столбикам свойства причастия, «унаследованные» от глагола и прилагательного                         ГЛАГОЛ          ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ     Изменяется по падежам, числам,  по родам.  Синтаксическая роль ­  определение. Синтаксическая роль – в краткой форме ­ сказуемое Имеет  полную и краткую форму.  Время наст., прош.,  Вид  сов., несов.  Возвратность. 4. Доказать, что в словосочетаниях разные части речи Блестящий ученый  ­ блестящее от росы поле«Конструкторы» 1. Составить формулу причастного оборота ___________________________________________________________ 2. Составить алгоритм нахождения   причастного оборота, определив  последовательность действий цифрами 1, 2, 3.                    Найдите определяемое слово (существительное или местоимение), от   которого   ставится   вопрос   к причастию. Установите, есть ли при причастии слово, к которому ставится вопрос от причастия (зависимое слово). Найдите причастие.3. Составьте  схему выделения причастного оборота, расположив  стикеры в нужном порядке. «Грамотеи» 1.Составьте опорный конспект слитного и раздельного написания  Не с причастиями. НЕ  слитно НЕ  раздельно 1. Полные причастия с зависимыми словами. 2. Не употребляется без НЕ. 3. Есть противопоставление с союзом А. 4. Краткое причастие. 5. Нет противопоставления с союзом А. 6. Нет зависимого слова. 2.  Раскройте скобки, выберите слитное или раздельное написание  причастий с НЕ:(Не)исчерпаемые богатства; никем (не)нарушаемая тишина;  (не) раскрывшийся цветок; рожь (не)сжата; (не)меркнущий свет;   (не)видимые узы;  (не)созревшие, а лишь набирающие силу колосья. Из истории подсолнуха:                                 Были времена, когда подсолнечнику,  считавшемуся   воплощением божества,  поклонялись ацтеки, населявшие Северную  Америку. Это растение, произраставшее  исключительно в указанной местности, лишь с 16  века   начинает свое путешествие по миру.             Семечко  –  «дитя»  подсолнуха,  с  древности   прозванное  «солнечным цветком», начали культивировать индейцы. Крупное ярко­жёлтое, как солнце, соцветие,   поворачивающееся   навстречу   солнечным   лучам,   привлекало   их внимание.   Семечки   подсолнуха   представляют   собой   своеобразную,   созданную матушкой­природой   кладовую,   способную   в   течение   длительного   времени хранить   и   поставлять   нашему   организму   многие   полезные   и   необходимые питательные вещества. В России подсолнечник оказался двумя столетиями позже. Есть версия, что   произошло   это   не   без   участия   Петра   I,   очарованного   «солнечным цветком» в Голландии.      Подсолнечник, пришедший на Кубань в 70­е годы 19­го века, покорил ее поля. В 1912 году открывается первое на Кубани опытно­селекционное поле "Круглик",   душой   которого   становится   Василий   Степанович   Пустовойт. Удивительна   судьба   этого   ученого­селекционера,   разглядевшего перспективность выращивания подсолнечника на Кубани.            Нападение   гитлеровской   Германии   на   Советский   Союз,   а   затем оккупация,   во   время   которой   фашистами   были   разрушены   оранжереи   в "Круглике", только на время приостановили работу кубанского селекционера. Он эвакуировался в Закавказье. Жена Мария Николаевна и дочь Галина не смогли сесть на последний отходящий в Краснодар поезд. Мария Николаевна, рискуя   жизнью,   сохранила   весь   селекционный   материал   (пакетики   с семенами),   накопленный   Василием   Степановичем   за   тридцать   лет   егонеустанных   поисков.   Благодаря   этому   счастливому   обстоятельству   В.   С. Пустовойт продолжил свои исследования по селекции подсолнечника...      Ученый   скрестил   техасский   дикий   гелиантус   с   культурным подсолнечником и получил гибрид с новыми свойствами.      Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника. Среди них непревзойденный   сорт   «Передовик»   ­   прекрасное   растение,   имеющее корзинку,   туго   набитую   семенами,     диаметром   до   40   сантиметров!   Этот красавец отечественных полей, перешагнувший границы России,  миролюбиво "завоевал" многие страны и континенты нашей планеты.   Вот о чем рассказало мне родное поле, когда я смотрел на его широкий простор, горящий желтым живым   пламенем.   (По   книге   Виталия   Бардадыма   "Радетели   Земли Кубанской"). «Экспериментаторы» Задание:  Проанализировать  роль  причастий в текстах  разных стилей речи. 1. В научном стиле:                      Закон   __________________?          На тело, погруженное в жидкость или газ,  действует выталкивающая сила, направленная  вертикально вверх и равная весу жидкости или газа,  вытесненных телом.   слов_____,   самостоятельных частей речи_____    причастий__________                                                                  Греческий механик, физик, математик, инженер 2. В стихотворной речи Замените причастия прилагательными в отрывке  из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина». Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Люблю дымок ______________жнивы, В степи ____________________обоз И на холме средь желтой нивы Чету ______________________берез.Какой вариант обладает большей изобразительной силой?  Почему? 3. Сделать вывод о выразительной «силе» причастия, опираясь на  высказывания ученых  в  справочных материалах урока          Причастия придают тексту ______________________________________         ______________________________________________________________  Эту мысль очень точно отразил__________________________________ Справочные материалы причастие ПР И Ч АА С Т ИЕ, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). Действительное п. Страдательное п. | прил. причастный, -ая, -ое. П. оборот. II. П Р И Ч АА С Т И Е, -я, ср. 1. То же, что причащение. 2. Символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда причащения. Словарь русского языка Ожегова С.И. причастие пр ич аА стие калька лат. participium, которое калькирует греч. μετοχή – то же: μέτοχος "участвующий", μετέχω "принимаю участие", потому что причастие имеет отчасти особенности имени, отчасти глагола (Томсен, Gesch. 19). Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964 —1973. В.И. Даль «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»     В.      Ломоносов    : «Сии глагольные имена служат к сокращению  М.   человеческого слова,  заключая в себе имени и глагола силу…»                     Иными словами, причастие несёт в себе значение и  действия,  и признака предмета. Поэтому к нему часто можно одновременно задаватьразные вопросы: и что делающий? (что делавший?), и какой?При таком  обилии и разнообразии признаков неудивительно, что учёные долго не могли  найти для причастия место в системе частей речи.          Одни лингвисты признавали его самостоятельной частью речи. И это  логично: такого набора признаков нет ни у одной из общепризнанных частей  речи.          Другие языковеды относили причастие к  отглагольным прилагательным.  В этом случае главными считались грамматические свойства: особенности  образования форм и роль в предложении.        А в современных школьных учебниках причастие чаще называют особой неспрягаемой формой глагола. Добавим, что так же определяется причастие и в школьных   учебниках   по   близкородственному  украинскому   языку.   Только называется   оно   другим   термином:   [диепрыкмэтнык]   (буквально — «дееприлагательное, действующее прилагательное»).

Посмотрите также