Рабочий лист урока
Фамилия, имя___________________________класс________дата________
Тема урока_____________________________________________________
Девиз урока:
СО_________________
СО___________________
СО_________________
_______________ ______________
______________
_________________это ___________________________________________ «Теоретики»
1. Разобрать по составу
______ПРИЧАСТИЕ________________________________________
_
2. Выяснить происхождение слова «причастие», используя
«Школьный этимологический словарь русского языка» под
редакцией Н.М. Шанского.
___________________________________________________________
3. Подобрать однокоренные слова
___________________________________________________________
4. Дать определение причастию как части речи
Причастие – это
которая_______________________________________________
_____________________________________________________________ «Исследователи»
1. Есть ли причастия в других языках? (смотри справочные
материалы урока)
__________________________________________________________
2. Какой термин
причастия? Обоснуйте свой ответ.
более точно выражает
суть «гибридности»
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Распределить по столбикам свойства причастия, «унаследованные»
от глагола и прилагательного
ГЛАГОЛ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Изменяется по падежам, числам, по родам.
Синтаксическая роль определение.
Синтаксическая роль – в краткой форме сказуемое
Имеет полную и краткую форму.
Время наст., прош.,
Вид сов., несов.
Возвратность.
4. Доказать, что в словосочетаниях разные части речи
Блестящий ученый блестящее от росы поле «Конструкторы»
1. Составить формулу причастного оборота
___________________________________________________________
2. Составить алгоритм нахождения причастного оборота, определив
последовательность действий цифрами 1, 2, 3.
Найдите определяемое слово
(существительное или местоимение),
от которого ставится вопрос к
причастию.
Установите, есть ли при причастии слово,
к которому ставится вопрос от причастия
(зависимое слово).
Найдите причастие. 3. Составьте схему выделения причастного оборота, расположив
стикеры в нужном порядке.
«Грамотеи»
1.Составьте опорный конспект слитного и раздельного написания
Не с причастиями.
НЕ слитно
НЕ раздельно
1. Полные причастия с зависимыми словами.
2. Не употребляется без НЕ.
3. Есть противопоставление с союзом А.
4. Краткое причастие.
5. Нет противопоставления с союзом А.
6. Нет зависимого слова.
2.
Раскройте скобки, выберите слитное или раздельное написание
причастий с НЕ: (Не)исчерпаемые богатства; никем (не)нарушаемая тишина;
(не) раскрывшийся цветок; рожь (не)сжата; (не)меркнущий свет;
(не)видимые узы; (не)созревшие, а лишь набирающие силу колосья.
Из истории подсолнуха:
Были времена, когда подсолнечнику,
считавшемуся воплощением божества,
поклонялись ацтеки, населявшие Северную
Америку. Это растение, произраставшее
исключительно в указанной местности, лишь с 16
века начинает свое путешествие по миру.
Семечко – «дитя» подсолнуха, с древности прозванное «солнечным
цветком», начали культивировать индейцы. Крупное яркожёлтое, как солнце,
соцветие, поворачивающееся навстречу солнечным лучам, привлекало их
внимание.
Семечки подсолнуха представляют собой своеобразную, созданную
матушкойприродой кладовую, способную в течение длительного времени
хранить и поставлять нашему организму многие полезные и необходимые
питательные вещества.
В России подсолнечник оказался двумя столетиями позже. Есть версия,
что произошло это не без участия Петра I, очарованного «солнечным
цветком» в Голландии.
Подсолнечник, пришедший на Кубань в 70е годы 19го века, покорил ее
поля. В 1912 году открывается первое на Кубани опытноселекционное поле
"Круглик", душой которого становится Василий Степанович Пустовойт.
Удивительна судьба этого ученогоселекционера,
разглядевшего
перспективность выращивания подсолнечника на Кубани.
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, а затем
оккупация, во время которой фашистами были разрушены оранжереи в
"Круглике", только на время приостановили работу кубанского селекционера.
Он эвакуировался в Закавказье. Жена Мария Николаевна и дочь Галина не
смогли сесть на последний отходящий в Краснодар поезд. Мария Николаевна,
рискуя жизнью, сохранила весь селекционный материал (пакетики с
семенами), накопленный Василием Степановичем за тридцать лет его неустанных поисков. Благодаря этому счастливому обстоятельству В. С.
Пустовойт продолжил свои исследования по селекции подсолнечника...
Ученый скрестил техасский дикий гелиантус с культурным
подсолнечником и получил гибрид с новыми свойствами.
Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника. Среди них
непревзойденный сорт «Передовик» прекрасное растение, имеющее
корзинку, туго набитую семенами, диаметром до 40 сантиметров! Этот
красавец отечественных полей, перешагнувший границы России, миролюбиво
"завоевал" многие страны и континенты нашей планеты. Вот о чем рассказало
мне родное поле, когда я смотрел на его широкий простор, горящий желтым
живым пламенем. (По книге Виталия Бардадыма "Радетели Земли
Кубанской").
«Экспериментаторы»
Задание: Проанализировать роль причастий в текстах разных стилей речи.
1. В научном стиле:
Закон __________________?
На тело, погруженное в жидкость или газ,
действует выталкивающая сила, направленная
вертикально вверх и равная весу жидкости или газа,
вытесненных телом.
слов_____, самостоятельных частей речи_____
причастий__________
Греческий механик,
физик, математик,
инженер
2. В стихотворной речи
Замените причастия прилагательными в отрывке
из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина».
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Люблю дымок ______________жнивы,
В степи ____________________обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету ______________________берез. Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Почему?
3. Сделать вывод о выразительной «силе» причастия, опираясь на
высказывания ученых в справочных материалах урока
Причастия придают тексту ______________________________________
______________________________________________________________
Эту мысль очень точно отразил__________________________________
Справочные материалы
причастие
ПР И Ч АА С Т ИЕ, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая
наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями
прилагательного (род, падеж). Действительное п. Страдательное
п.
| прил. причастный, -ая, -ое. П. оборот.
II. П Р И Ч АА С Т И Е, -я, ср.
1. То же, что причащение.
2. Символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с
кусочками просвиры, принимаемые верующими во время
церковного обряда причащения.
Словарь русского языка
Ожегова С.И.
причастие
пр ич аА стие калька лат. participium, которое калькирует греч.
μετοχή – то же: μέτοχος "участвующий", μετέχω "принимаю
участие", потому что причастие имеет отчасти особенности
имени, отчасти глагола (Томсен, Gesch. 19).
Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964
—1973.
В.И. Даль «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»
В. Ломоносов
: «Сии глагольные имена служат к сокращению
М.
человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу…»
Иными словами, причастие несёт в себе значение и действия,
и признака предмета. Поэтому к нему часто можно одновременно задавать разные вопросы: и что делающий? (что делавший?), и какой?При таком
обилии и разнообразии признаков неудивительно, что учёные долго не могли
найти для причастия место в системе частей речи.
Одни лингвисты признавали его самостоятельной частью речи. И это
логично: такого набора признаков нет ни у одной из общепризнанных частей
речи.
Другие языковеды относили причастие к отглагольным прилагательным.
В этом случае главными считались грамматические свойства: особенности
образования форм и роль в предложении.
А в современных школьных учебниках причастие чаще называют особой
неспрягаемой формой глагола. Добавим, что так же определяется причастие и в
школьных учебниках по близкородственному украинскому языку. Только
называется оно другим термином:
[диепрыкмэтнык] (буквально —
«дееприлагательное, действующее прилагательное»).
"Портрет причастия"
"Портрет причастия"
"Портрет причастия"
"Портрет причастия"
"Портрет причастия"
"Портрет причастия"
"Портрет причастия"
"Портрет причастия"
"Портрет причастия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.