Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Оценка 4.9

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
25.04.2019
Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Урок литературного чтения 3 класс Предмет: литературное чтение Класс: 3 Тип урока: изучение нового материала Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа. Цели: Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык;
№8.docx
Урок литературного чтения 3 класс Предмет: литературное чтение Класс: 3 Тип урока: изучение нового материала Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа. Цели: Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять  значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию  с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией,  поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;  анализировать и оценивать собственные творческие и деловые  возможности.Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство  ответственности за порученное дело;Воспитательные: воспитывать интерес к русскому  языку; чувство гордости за свой язык; Планируемый результат: Познавательные УУД: формировать умение употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение;Личностные  УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы,  осознавать сущность выполненной работы на уроке. Предметные: Различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в  текстах, уметь анализировать пословицы и поговорки, распределять пословицы по  тематическим группам. Основные понятия: пословица, поговорка. Организация пространства: групповая работа. Ход урока: І. Орг. момент Проверка домашнего задания. II. Формулирование темы урока, постановка цели У каждой группы листок с шифровкой. 1 группа: страха, у, велики, глаза. 2 группа: рубят, щепки, лес, летят. Учащимся нужно расшифровать свою запись. 1 группа: у страха глаза велики. 2 группа: лес рубят ­ щепки летят. ­ Как вы думаете, а что это такое? (Это пословицы и поговорки) ­ Значит, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Самооценка работы группы) III. Работа по теме. Актуализация знаний. ­ Пословицы и поговорки это мудрость кого? (народная) ­ Они относятся к устному народному творчеству. ­ Ребята, а вы сможете объяснить, что такое пословица и поговорка? ­ Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю. Каждая группа должна найти объяснение, что такое пословица и поговорка. 1 группа находит объяснение понятия – пословица. 2 группа – объяснение понятия – поговорка. Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое,  ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с  дидактическим уклоном. Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое­либо явление жизни. Часто  имеет юмористический характер. ­ Давайте оформим наши знания в виде схемы: Пословица Краткость, меткость, мудрость Поучительность, содержит вывод Ритм, рифма Поговорка Образное крылатое выражение Отношение к чему­либо без вывода Знакомство с творчеством писателя В.И.Даля Рассказ о В.И. Дале. Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Они дошли  до нас в произведениях древней русской литературы. Уже с XVI в. началось собирание  пословиц и поговорок. Самым известным собирателем русской народной мудрости  является Владимир Иванович Даль, живший в 19веке. Уроженец Луганской губернии,  сейчас город Луганск. Кстати, отец В.И. – датчанин, а мать – немка. Сам же Даль всю  жизнь посвятил собиранию и систематизации русских пословиц. Изъездил всю Россию.  Записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. Результатом этой  кропотливой работы стал сборник «Пословицы русского народа», кроме него В. И. Даль  подготовил и издал капитальный труд — четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок в качестве примеров  слов. ­ Итак, ребята, вы выполняли работу, теперь оцените вашу группу. Все ли у вас  получилось, быстро ли нашли определение. Слаженно ли работали. (Самооценка работы  группы) Разделение пословиц на темы. Объяснение и понимание смысла пословиц и поговорок. Работа с пословицами. Трудно сказать, с каких пор в народе начали употреблять пословицы и поговорки.  Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении  его истории. Пословицы украшают речь, делают ее яркой, образной. ­ Не всегда мы можем объяснить их происхождение. Вот две истории о происхождении  пословиц и поговорок: 1) Видит око, да зуб неймет ­ так говорят про ситуацию, когда кто­ либо что­то видит (наблюдает), но не может с этим ничего поделать. Дословно ­ видит, но  попробовать на вкус не может. 2) Про ленивого человека мы говорим: работает спустя рукава, а про трудолюбивого ­  работает, засучив рукава. Какое отношение к работе имеют рукава? Оказывается, в  старину одежду носили с очень длинными рукавами ­ так люди защищались от холода. Для  работы рукава приходилось поднимать, подгибать ­ засучивать. Разделение пословиц на темы. ­ Объясните, как вы это понимаете. Пословица ­ мудрость народная. Поговорка – цветочки, пословица – ягодки. ­ Сейчас мы будем собирать пословицы­ягодки. Попробуем найти мудрость в пословицах и объяснить их смысл. Работаем по группам: ­ Ребята, о чем могут быть пословицы и поговорки? (О дружбе, о Родине, о родителях, о  друзьях и дт.) ­ Задача каждой группы найти пословицу для каждой темы, которую я назову. 1 тема: найдите и объясните смысл пословиц о дружбе. 2 тема: найдите и объясните смысл пословиц о трудолюбии. 3 тема: найдите и объясните смысл пословиц о временах года. На листе записаны пословицы и поговорки: 1. Дружба ­ великая сила. 2. Всяк человек по делу познаётся. 3. Зимой снег глубокий,  летом хлеб высокий. 4. Друга на деньги не купишь. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6.  Кто трудиться рад ­ тот будет хлебом богат. 7. Старый друг лучше новых двух. 8. Делу  время ­ потехе час. 9. Март с водой, апрель с травой. 10. Друг в беде ­ друг вдвойне. 11.  Лето собирает, зима съедает. 12. Кончил дело ­ гуляй смело. 13. Человек без друзей, что  сокол без крыльев. 14. Февраль богат снегом, апрель водою. 15. Землю красит солнце, а  человека ­ труд. (Самооценка работы группы). Учатся соотносить и анализировать пословицы народов мира. ­ Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа? За все берется, но не все удается (русс.) ­ В любом деле нужно умение (удм.) Кто рано встает, тому бог подает (русс.) – Ранняя пташка ловит червяка (англ.) Терпенье и труд, все перетрут (русс.) Терпеливый нашел и вбил гвоздь в камень (татар.) IV. Контролирующее задание Игра «Пословица или поговорка» ­ Ребята, я буду читать предложения, а вы должны определить, что это – пословица или  поговорка. 1. Глаза боятся, а руки делают (пос.) 2. Семь пятниц на неделе (пог.) 3. Хлеб всему голова (пог.) 4. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи (пос.) 5. У Федорки всегда отговорки (пог.) 6. Сам пропадай, а товарища выручай (пос.) ­ Оцените свою работу. Самооценка работы группы. V. Рефлексия учебной деятельности на уроке ­ Итак, о чем мы сегодня говорили? ­ Какую цель ставили? Достигли цели? ­ Для чего нужны пословицы и поговорки? ­ А кто из вас работал «спустя рукава»? ­ Оцените свою деятельность на уроке: Красный – справились Зеленый – требуется помощь Синий – не справились Спасибо за урок! VI. Домашнее задание.

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2019