Цели:
• Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
• Формировать направленную воздушную струю.
• Учить правильно произносить звук [Л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
• Продолжать учить выделять звук [Л] из потока других звуков.
• Закрепить умение подбирать слова-антонимы и образовывать формы винительного падежа существительных.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Постановка звука [Л]
Цели:
Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме.
Формировать направленную воздушную струю.
Учить правильно произносить звук [Л] с опорой на зрительный и слуховой контроль.
Продолжать учить выделять звук [Л] из потока других звуков.
Закрепить умение подбирать словаантонимы и образовывать формы винительного
падежа существительных.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование.
Магнитофонная запись «Снег скрипит»; Снежинки; Картинка или игрушка Дед
Мороз; Мешок Деда Мороза; пунктирное изображение «Морозные узоры; разрезная
картинка «Снеговик»; набор игрушек, среди которых машина, мишка, пирамидка, пароход,
вертолет.
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Послушай, что это за звук? (Включает аудиозапись «Снег скрипит»).
Правильно, это снег скрипит и хочет тебе о чемто рассказать.
2. Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лег на нижнюю губу,
показывает, какой он внимательный и послушный (упражнение «Лопата»). Очень хочется
язычку послушать интересную историю и от нетерпения он то выглядывает, то снова
прячется за зубки (упражнение «Вкусное варенье»). Бегает язычок, ищет местечко
поудобнее (упражнение «Индюк»). Устроился на диване (ребенок упирает широкий
язычок в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение «Бочки» – воздушная
струя направляется в щеки).
3. Ну что же, теперь можно послушать, о чем расскажет снег.
Это было холодной зимой. Вьюга злилась, выла во дворе: ллл (ребенок упирает
язычок в верхние зубы и гудит сердито, как вьюга.) Зимний ветер гудел в трубах: ллл.
Ребенок показывает, как гудит ветер.
Собрался в это время Дед Мороз детей с праздником поздравить.
(Выставляет картинку или игрушку Дед Мороз.)
4. Идет Дед Мороз по сугробам, ребятишкам подарки в мешке несет. (Выставляет
мешок Деда Мороза.) Послушай, какие подарки он приготовил, и посчитай их, загибая
пальчики вместе со мной.
Дед Мороз несет детишкам
В своем мешке машину, мишку,
Пирамидку, пароход
И винтокрылый вертолет.
Ребенок на каждое название игрушки поочередно загибает пальчики, начиная с мизинца,
сначала на правой, а затем на левой руке.
Сколько же игрушек приготовил Дед Мороз?
Р е б е н о к. Пять.
Л о г о п е д. Идет Дед Мороз, снегом все вокруг засыпает. Налетел ветер, поднял,
закружил в воздухе снежинки: ллл.
Ребенок показывает, как гудит ветер.Остановился Дед Мороз, стал ловить снежинки, но не все, а только те, которые
подбрасывает ему ветер. Послушай внимательно звуки, а когда услышишь звук [л], поймай
для Деда Мороза снежинку.
Логопед по одной предлагает ребенку снежинки и произносит: а, у, л, в, у, н, л, м, в, л.
Ребенок повторяет звуки.
5. Пришел Дед Мороз в город. Идет и стекла на окнах морозными узорами
разрисовывает: ллл.
Ребенок вслед за логопедом произносит звук.
Рисует узоры на окнах, старается. А на что же похожи его узоры? На одном узоре
можно разглядеть елочку.
Ребенок обводит изображение елочки по точкам и при этом произносит: ллл.
6. Подошел Дед Мороз к детскому саду и остановился. Решил в мешок заглянуть.
Но что это? Мешокто пустой! Наверное, Дед Мороз забыл положить игрушки в мешок.
Нужно вернуться в лес за подарками. Но устал Дед Мороз, тяжело ему. Кто же поможет
ему исправить ошибку? Думал он, думал да и слепил себе из снега помощника. Кто же
помощник у Деда Мороза?
Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик».
7. Побежал Снеговик в лес. Быстро бежит, только ветер у него в ушах гудит: ллл.
Как гудит ветер?
Р е б е н о к: ллл.
Л о г о п е д. Прибежал и видит, что в ледяной избушке Деда Мороза на столе лежат
игрушки. Вспомни и выбери среди них только те, которые нужно было отнести
ребятишкам. Бери нужную игрушку, клади в мешок и называй, что положил.
Ребенок из общего набора игрушек выбирает и называет машину, мишку, пирамидку,
вертолет, пароход. При затруднении выбора игрушек можно еще раз поиграть с ребенком, попросив
его сгибать пальчики одновременно на правой и левой руке.
Взял снеговик нужные игрушки и принес Деду Морозу забытые подарки.8. Утром дети нашли подарки Деда Мороза. А когда вышли на прогулку, увидели
снеговика.
Снеговик не маленький, а … большой.
Он не злой, а … добрый.
Ведро у него на голове не полное, а … пустое.
Оно не тяжелое, а … легкое.
Носморковка у снеговика не короткий, а … длинный.
Глазаугольки у него не закрыты, а … открыты.
Встрече с ребятишками он не сердится, а … радуется.
9. Итог занятия.
Л о г о п е д. Вот и закончилась эта удивительная история. Ты не просто ее слушал,
но и помогал ее рассказывать. А какой звук ты при этом учился красиво произносить?
Р е б е н о к. Ллл.