Цели:
• Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Продолжить формирование длительной направленной воздушной струи.
• Учить правильно произносить звук [с] с механической помощью и по подражанию.
• Продолжить учить выделять звук [с] из ряда звуков.
• Продолжить учить образовывать относительные прилагательные.
• Упражнять в правильном употреблении форм винительного и родительного падежа единственного числа имен существительных.
• Развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Постановка звука [С]
Цели:
Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Продолжить формирование длительной направленной воздушной струи.
Учить правильно произносить звук [с] с механической помощью и по
подражанию.
Продолжить учить выделять звук [с] из ряда звуков.
Продолжить учить образовывать относительные прилагательные.
Упражнять в правильном употреблении форм винительного и родительного
падежа единственного числа имен существительных.
Развивать внимание, пространственную ориентировку, мелкую моторику.
Оборудование:
Игрушкадразнилка «Малыш»; длинная тонкая палочка для постановки звука
[с]; предметные картинки с изображением предметов посуды (чайник, чашка, ложка,
вилка, тарелка); пирожки (муляжи или плоскостные изображения; набор рыбок.
1. Организационный момент.
Логопед. Сегодня я хочу познакомить тебя с Малышом. Он еще маленький и
совсем ничего не умеет. Вот он и хочет у тебя поучиться.
2. Малыш тебе улыбается, и ты ему улыбнись (упражнение «Улыбка»). У
малыша нет зубов, покажи ему, какой у тебя заборчик из зубов (упражнение
«Забор»). Давай научим Малыша показывать язычком лопатку, но сначала
похлопаем по язычку: пяпяпя (упражнение «Накажем непослушный язык»).
А теперь положи на нижнюю губу плоский язычок. Вот и получилась лопатка!
(Упражнение «Лопата», сопровождается работой с игрушкойдразнилкой.)
Устал Малыш, решил отдохнуть. И язычок тоже устал. Положи его на
нижнюю губу и подуй на него, чтобы язычок отдохнул (упражнение «Ветерок»).
От ветерка язычку стало холодно. Спрячь его за нижние зубки (упражнение
«Язычок спит»). Молодец!
3. Малыш проголодался. Давай угостим его чаем. Нальем воду в чайник: сс
с. Научи малыша свистеть так, как свистит водичка изпод крана (постановка
звука [с] с механической помощью).
4. Чайник уже закипает. Он должен засвистеть: ссс. Как только ты
услышишь, что чайник закипел, скажи Малышу: «Кипит!» Слушай внимательно:
т,с,в,з,с,ш,с,п,ф,с.
Давай покажем, как свистел чайник: ссс (постановка звука [с] с
механической помощью, затем по подражанию).5. Малыш будет пить чай с пирожками. Посмотри, сколько здесь пирожков.
Этот пирожок с малиной, он малиновый. А этот пирожок с яблоками, какой он?
Этот пирожок с вишней, какой он?.. (Вишневый)
Этот пирожок с клубникой, какой он?.. (Клубничный.)
Этот пирожок с разными ягодами, какой он?.. (Ягодный.)
Этот пирожок с разными фруктами, какой он?.. (Фруктовый.)
6. Наелся Малыш, пошел посуду мыть. Вода изпод крана свистит: ссс
(постановка звука [с] с механической помощью, затем по подражанию).
А какую посуду вымыл Малыш? Что он вымыл? (Показывает картинку
Теперь чего нет на столе? (Аналогичная работа с остальными
«Чашка».)
картинками.)
Убрал Малыш посуду в шкафчик, скрипнул дверцей: ссс (постановка
звука [с] по подражанию, при затруднении с механической помощью).
7. Отправился Малыш на речку, и мы пойдем вместе с ним. Посмотрел он в
воду, а там плавают рыбки. Покажи ему рыбок, которые плывут вправо. А теперь
тех, что плывут влево. Малыш хочет покормить рыбок, сыплет в воду крошки: ссс
(постановка звука [с] по подражанию, при затруднении с механической
помощью).
8. Прежде, чем уйти с речки, Малыш хочет поиграть с рыбками.
Пальчиковая игра
В нашей речке там и тут
Рыбки плавают, мой друг.
1,2,3,4,5 –
Можем рыбок сосчитать.
Ребенок повторяет за логопедом только движения.
9. Итог занятия.
Л о г о п е д. Сегодня ты не только познакомился с Малышом, но еще раз
поучился сам и поучил Малыша произносить звук [с]. У тебя уже хорошо
получается, а в следующий раз получится еще лучше!