Цели:
• Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
• Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
• Учить правильно произносить звук [Ш] с механической помощью.
• Продолжать учить выделять звук [Ш] из ряда слов.
• Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
• Упражнять в подборе слов-антонимов.
• Закрепить название морских обитателей.
• Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Постановка звука [Ш]
Цели:
Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Продолжать формирование длительной направленной воздушной струи.
Учить правильно произносить звук [Ш] с механической помощью.
Продолжать учить выделять звук [Ш] из ряда слов.
Продолжать формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза.
Упражнять в подборе словантонимов.
Закрепить название морских обитателей.
Развивать внимание, память, мелкую моторику.
Оборудование:
Игрушка «Гном»; наборное полотно; комплект букв разрезной азбуки;
Картинки или игрушка «Змейка»; семь картинок для игры «Запомни по символу»;
картинка «Подводный мир» (наложенные друг на друга изображения).
1. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сегодня к нам на занятие собирается какойто гость. Но кто это,
ты узнаешь чуть позже.
2. Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделать
гимнастику. Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3 – 4 раза),
затем «Колечко» (повторить 3 – 4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а
губки округлены.
А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение
«Лопату» (повторить 3 – 4 раза). После этого подуй на язычок.
Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть большая, широкая,
вынесена изо рта (повторить 2 – 3 раза). А сейчас подуй на носик, чтобы он
почувствовал ветерок (повторить 3 – 4 раза), спрячь язычок за верхние зубки и
удержи его в этом положении (повторить 3 – 4 раза).
3. А теперь пора узнать, кто же к нам пришел. Я произнесу слово, а ты выдели
первый звук и обозначь его буквой. Все буквы по порядку выставляй на наборное
полотно. Слушай внимательно: ГруШа, НатаШа, ОпуШка, МаШина.
При произнесении каждого слова логопед выделяет первый звук и звук [ш],
показывая его правильное звучание.
Составь из букв слово. Что у тебя получилось?
Р е б е н о к. Гном.
Л о г о п е д. Правильно, на занятие пришел гном (выставляет игрушку).4. У гнома есть змейка. Она любит шипеть. Давай покажем, как она это
делает. Чтобы змейка зашипела, ей нужно посвистеть: ссс. В это время ты
лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука [ш] от звука
[с] с механической помощью).
5. Посмотри на змейку, какая она? Она короткая?
Р е б е н о к. Нет, длинная!
Л о г о п е д. Она злая?
Р е б е н о к. Нет, добрая!
Л о г о п е д. Она грустная?
Р е б е н о к. Нет, веселая!
Л о г о п е д. Она колючая?
Р е б е н о к. Нет, гладкая!
6. Л о г о п е д. Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и
спряталась. (Постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью) Давай
ее поищем. Я буду произносить слова, а ты внимательно слушай. Как только
услышишь, что змейка шипит: шшш, кричи громко: «Вот ты где!»
Собака, шапка, жираф, фартук, машина, халат, мешок, снежинка, подушка и
т.д.
Давай еще раз покажем, как шипит змейка. (Постановка звука [ш] от звука
[с] с механической помощью)
7. А сейчас гном отправляется гулять. Он идет по дорожке и называет
картинки, которые попадаются ему на пути. Это замок, а много чего? Правильно,
много замков.
Ребенок образует форму каждого слова, ориентируясь на вопрос логопеда.
По мере прохождения «дорожки» картинки переворачиваются изображением вниз,
символом вверх.
8. Пришел гном на берег моря, надел акваланг, нырнул. Воздух из акваланга
выходит, шипит. (Постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью).
Рядом появились разные рыбы.
Пальчиковая игра
Посмотри скорей, мой друг!
Рыбы плавают вокруг:
Рыбамеч, рыбамолот и рыбапила,
Рыбаудильщик и рыбаигла.
Ребенок выполняет движения пальцами.
9. Опустился гном еще глубже (постановка звука [ш] от звука [с] с
механической помощью). Помоги ему разглядеть медузу, осьминога, морскую
звезду и морского конька.Ребенок находит подводных обитателей среди наложенных изображений и
называет их.
10. Вернулся гном на берег и пошел домой по дорожке. Посмотри на символы
и вспомни, какие картинки они обозначают.
Ребенок вспоминает каждую картинку, глядя на символы. Для проверки
названную картинку нужно перевернуть.
11. Итог занятия.
Л о г о п е д. Сегодня на занятии ты учился правильно шипеть и показал
гному, как хорошо уже это у тебя получается!