1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика |
Хусаинова Айшат Ибрагимовна |
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс |
10 |
Тема урока |
Лексика и лексические |
Дата |
7 мая |
Уровень изучения |
Базовый |
Тип урока |
☐комбинированный урок |
Планируемые результаты: |
|
Личностные совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира |
|
Метапредметные — продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки; —продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками; — продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, дифференциации и группировки, умения делать выводы на основе языкового анализа. |
|
Предметные -умение определять основные виды лингвистических словарей, знать их назначение -сопоставление словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей. -использование основных лингвистических словарей и справочников в учебной деятельности |
|
Ключевые слова: ПАРОНИМЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СЛОВАРЬ СЛОВАРНАЯ СТАТЬЯ ВИДЫ СЛОВАРЕЙ ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Базовые понятия, единые для школьного образования ЛЕ́КСИКА (от греч. λεξιϰός – относящийся к слову), совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется и по отношению к отд. пластам словарного состава (Л. бытовая, деловая, поэтическая и т. п.), и для обозначения всех слов, встречающихся у к.-л. писателя (напр., лексика А. С. Пушкина) или в к.-л. одном произведении (напр., Л. «Слова о полку Игореве»). Л. – предмет изучения лексикологии, семасиологии и ономасиологии. Л. прямо или косвенно отражает действительность, реагирует на изменения в обществ., материальной и культурной жизни народа, постоянно пополняется новыми словами для обозначения новых предметов, явлений, процессов, понятий.
НО́РМА, 1) социальная норма – формальное и неформальное правило, средство регуляции и регламентации социального поведения людей. Система социальных Н. представляет собой необходимую предпосылку упорядоченной социальной жизни, обеспечивающую определённый уровень единообразия человеческих поступков, совершаемых в типовых социальных ситуациях, что является условием потенциальной прогнозируемости индивидуальных действий и специфич. доверия как основы устойчивых и воспроизводимых во времени социальных отношений (взаимной установки вступающих во взаимодействие встретить «ожидаемую», социально приемлемую и одобряемую реакцию со стороны «другого» на тот или иной типовой поступок). |
|
Краткое описание Соответствует обновленному ФГОС Урок по предмету «Русский язык» для 10 класса по теме «Словари». Комбинированный урок. На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Инструкция по выполнению практической работы», «Интерактивная статья (параграф учебника)», «Обучающие видеоролики», «Чек-лист самоконтроля подготовки к ГИА». |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||
Предложите ученикам посмотреть анимационный ролик, прочитать статью на портале Грамота.ру и ответить на вопросы. Прежде чем начать урок, ответьте мне на вопрос: 1. Что является объектом изучения предмета русский язык?» 2. Словарный состав языка называется … 3. Какой раздел русского языка изучает правильность написания слова? 4. Это два слова, связанные грамматически, где одно слово является главным, другое-зависимым 5.Какой раздел русского языка изучает написание слова? 6. Какой раздел русского языка изучает произношение слов? 7.Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Наука, изучающая словарный состав языка, называется… То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение) Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное) Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное) А где хранятся все слова русского языка? [в словарях].
Формулы речевого этикета Обучающие видеоролики
Запустить Формулы речевого этикета Просмотрите анимационный ролик «Словари».
|
||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний |
||
Запустите тестовые задания. Предложите ученикам выполнить их. Работу можно организовать в парах или индивидуально. Обсудите результаты. Словари Диагностическая работа
Запустить
|
||
Этап 1.3. Целеполагание |
||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Сформулируйте цель урока Предполагаемый ответ: Тема нашего урока: «Словари».
Цели: мы научимся определять основные виды лингвистических словарей, знать их назначение, выполнять лексикографические упражнения, направленные на обучение работы со словарем сопоставлять словарных статей из лингвистического и энциклопедического словарей. — продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки
|
||
БЛОК 2. Освоение нового материала |
||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала |
||
Предложите ученикам прочитать текст. Предупредите, что время на подготовку составляет не более 5 минут. Далее попросите выписать фразеологизм, указать его значение, дать пояснение, в каком словаре можно найти фразеологический оборот и его толкование. Взаимосвязь единиц языка разных уровней Интерактивная статья (параграф учебника) Запустить
Взаимосвязь единиц языка разных уровней Прочитай текст. Выпиши один фразеологизм.
|
||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения |
||
Работа по карточкам. В предложенных вариантах найдите предложения, в которых допущена ошибка в употреблении выделенного слова. Укажите цифру, обозначающую номер выбранного предложения. Запишите рядом предложение в исправленном виде.
1. По лужам потянулись ледяные иглы, стало неуютно, глухо и нелюдимо. 2. Существует класс рыб с костной тканью в скелете и чешуе. 3. Важные для истории документы были отданы в архив на вечное хранение. 4. Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное наказание. 5. “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, - сказал старик. 6. Впереди весна – самая красочная пора жизни всего живого на земле. 7. Густой туман одел долину, горы, поэтому дороги не было видно. 8. Современная информационная служба дает возможность на высоком уровне решать проблемы организации труда. 9. В политике двойные стандарты неприменимы. 10. Величественная власть искусства заключается в том, что оно волнует человека и очищает его душу.
Взаимопроверка -использование основных лингвистических словарей и справочников в учебной деятельности
|
||
БЛОК 3. Применение изученного материала |
||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях |
||
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях Рекомендации для учителя Запустите тестовые задания. Предложите ученикам выполнить их. Работу можно организовать в парах или индивидуально. Обсудите результаты. Фразеологизмы Диагностическая работа Запустить
|
||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни |
||
Работа в паре *Определите, в каких значениях употребляются в тексте слово угол. «Хочется перечислить несколько наиболее острых углов, куда меня загоняли. Мать говорила «Марш в угол!» Я шел, становился и думал. После войны я снимал углы, в самые худшие годы. Угол зрения. В этот угол меня загоняли неоднократно. Вдруг в углу газеты, обычно в правом верхнем, мне приписывали угол зрения, не совпадающий с прямым и верным» (Б. Слуцкий).
|
||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) |
||
Предложите ученикам привести примеры работы с разными словарями в подготовке к заданию № 27 ГИА-11. Работа со словарями Инструкция по выполнению практической работы Запустить
|
||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности |
||
Запустите тестовые задания. Предложите ученикам выполнить их. Работу можно организовать в парах или индивидуально. Обсудите результаты. Словари Диагностическая работа ИнструкцияЗапустить
|
||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков |
||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика |
||
Предложите ученикам написать диктант. По завершении работы задайте вопросы:
Создание словаря В. И. Даля Диагностическая работа Запустить Задание 1
Напиши диктант. Сначала прослушай текст целиком, потом записывай по предложениям вслед за диктором, затем проверь написанное
|
||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание |
||
Этап 5.1. Рефлексия |
||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам Фронтальная Я узнал… Я научился… Мне захотелось На практике я буду использовать…
|
||
Этап 5.2.Домашнее задание |
||
Предложите ученикам воспользоваться интерактивным ресурсом и выполнить задания. Попросите их указать, какими словарями они могут воспользоваться для подготовки к этим заданиям. Работа с заданиями на карточках.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.