Поурочное планирование по теме "Слово и слог. Как образуется слог" (1 класс)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 6.Слово и слог. Как образуется слог.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Слово и слог. Как образуется слог»

Цели урока:

- Познакомить с понятием слога и как он образуется в словах

- Развивать навыки деления слов на слоги

- Способствовать пониманию связи между звуками и слогами в словах

Планируемые результаты:

Личностные:

- Проявлять интерес к изучению языка и слов

- Формировать положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию

Предметные:

- Различать слоги и целые слова

- Определять количество слогов в слове

- Понимать, что слоги образуются вокруг гласных звуков

- Практиковаться в устном делении простых слов на слоги

Метапредметные:

- Сравнивать и группировать слова по количеству слогов

- Анализировать структуру слова путем выделения слогов

- Использовать логическое мышление для определения слоговых границ в словах

- Участвовать в обсуждениях о слогах и структуре слов

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с веселой игры. Я буду произносить слова, а вы будете хлопать в ладоши столько раз, на сколько частей можно разделить слово. Готовы?

Учитель произносит: кот, со-ба-ка, дом, ма-ши-на.

(Дети хлопают один раз на "кот" и "дом", три раза на "со-ба-ка" и "ма-ши-на")

-Молодцы! А теперь скажите, почему вы хлопали разное количество раз для разных слов?

(Ответы детей: потому что слова можно разделить на разное количество частей)

-Отлично! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о частях слова, о том, как делятся слова)

-Верно! Тема нашего урока: "Слово и слог". А чему, по-вашему, мы должны научиться сегодня?

(Предполагаемые ответы детей: делить слова на части)

-Молодцы! Наша цель - научиться делить слова на части, которые называются слогами, и понять, как эти части образуются.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, давайте разберемся, что такое буква, звук и слог. Буква - это значок, который мы видим и пишем. Звук - это то, что мы слышим и произносим. А слог - это часть слова, которую мы произносим одним выдохом.

-Давайте попробуем. Произнесите слово "мама".

(Дети произносят: мама)

-Хорошо! В этом слове мы слышим четыре звука: [м] [а] [м] [а]. Но букв в нем всего три: "м", "а", "м", "а". А теперь давайте произнесем это слово по слогам, хлопая в ладоши: ма-ма.

(Дети произносят "ма-ма", хлопая в ладоши на каждый слог)

-Отлично! Вы заметили, что слово "мама" мы произнесли с двумя хлопками? Это потому, что в этом слове два слога.

Этап 3. Актуализация знаний

-Скажите, какие буквы вы знаете?Назовите их.

(Ответы детей: называют известные им буквы)

-Молодцы! Теперь давайте попробуем определить, сколько слогов в словах. Я буду показывать картинки, а вы будете называть слово и хлопать столько раз, сколько в нем слогов.

(Учитель показывает картинки: кот, ры-ба, во-ро-на)

(Дети называют слова и хлопают соответствующее количество раз)

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Теперь давайте разберемся, как образуется слог. В каждом слоге есть звук, который мы можем тянуть и петь. Такие звуки называются гласными. Например, в слове "рыба" мы можем тянуть звуки [ы] и [а]. Давайте попробуем: рыыыыы-бааааа.

-Попробуем разделить на слоги слово "ворона". Произнесем его медленно: во-ро-на. Сколько звуков, которые мы можем тянуть, вы слышите?

(Ответы детей: три)

-Правильно! Поэтому в этом слове три слога. Каждый слог содержит один гласный звук. Гласный звук это тот, который тянется.

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду произносить слова, а вы будете хлопать в ладоши столько раз, сколько в слове слогов:

- Дом (Ответ: один хлопок)

- Кош-ка (Ответ: два хлопка)

- Ма-ши-на (Ответ: три хлопка)

- Кро-ко-дил (Ответ: три хлопка)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поиграем в игру "Домики для слогов". У меня есть картинки с предметами и три домика: с одним, двумя и тремя окошками. Нужно поселить картинку в тот домик, сколько в слове слогов.

(Учитель показывает картинки: дом, ко-ра, ба-боч-ка, кот, ли-са, те-ле-фон)

(Дети по очереди выходят к доске и размещают картинки в соответствующие домики)

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, как мы можем использовать знание о слогах в жизни. Когда вы зовете маму или папу, как вы их называете?

(Ответы детей: ма-ма, па-па)

-Правильно! Вы произносите эти слова по слогам. Это помогает вам говорить громче и четче. Видите, как знание о слогах помогает нам в жизни?

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

- Что такое слог? (Ответ: часть слова, которую мы произносим одним выдохом)

- Что есть в каждом слоге? (Ответ: гласный звук, который можно тянуть)

- Как можно определить количество слогов в слове? (Ответ: прохлопать или посчитать гласные звуки)

-А теперь давайте проведем рефлексию. Я буду показывать картинки, а вы будете поднимать руку, если можете разделить это слово на слоги. Если вам трудно разделить слово на слоги, не поднимайте руку.

(Учитель показывает картинки: мяч, яб-ло-ко, кни-га, те-ле-ви-зор)

(Дети поднимают руки в зависимости от своего понимания)

-Посмотрите, как много рук поднято! Значит, урок был полезным, и вы многому научились.

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о словах и слогах?

Спасибо за внимание и активную работу! Помните, что знание о слогах помогает нам правильно и красиво говорить. До свидания!