Дата: _________________________
Учитель: ______________________
Класс: 1
Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)
Тема: «Слово и слог. Как образуется слог»
Цели урока:
- Познакомить с понятием слога и как он образуется в словах
- Развивать навыки деления слов на слоги
- Способствовать пониманию связи между звуками и слогами в словах
Планируемые результаты:
Личностные:
- Проявлять интерес к изучению языка и слов
- Формировать положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию
Предметные:
- Различать слоги и целые слова
- Определять количество слогов в слове
- Понимать, что слоги образуются вокруг гласных звуков
- Практиковаться в устном делении простых слов на слоги
Метапредметные:
- Сравнивать и группировать слова по количеству слогов
- Анализировать структуру слова путем выделения слогов
- Использовать логическое мышление для определения слоговых границ в словах
- Участвовать в обсуждениях о слогах и структуре слов
Ход урока:
Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность
-Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с веселой игры. Я буду произносить слова, а вы будете хлопать в ладоши столько раз, на сколько частей можно разделить слово. Готовы?
Учитель произносит: кот, со-ба-ка, дом, ма-ши-на.
(Дети хлопают один раз на "кот" и "дом", три раза на "со-ба-ка" и "ма-ши-на")
-Молодцы! А теперь скажите, почему вы хлопали разное количество раз для разных слов?
(Ответы детей: потому что слова можно разделить на разное количество частей)
-Отлично! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
(Предполагаемые ответы детей: о частях слова, о том, как делятся слова)
-Верно! Тема нашего урока: "Слово и слог". А чему, по-вашему, мы должны научиться сегодня?
(Предполагаемые ответы детей: делить слова на части)
-Молодцы! Наша цель - научиться делить слова на части, которые называются слогами, и понять, как эти части образуются.
Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
-Ребята, давайте разберемся, что такое буква, звук и слог. Буква - это значок, который мы видим и пишем. Звук - это то, что мы слышим и произносим. А слог - это часть слова, которую мы произносим одним выдохом.
-Давайте попробуем. Произнесите слово "мама".
(Дети произносят: мама)
-Хорошо! В этом слове мы слышим четыре звука: [м] [а] [м] [а]. Но букв в нем всего три: "м", "а", "м", "а". А теперь давайте произнесем это слово по слогам, хлопая в ладоши: ма-ма.
(Дети произносят "ма-ма", хлопая в ладоши на каждый слог)
-Отлично! Вы заметили, что слово "мама" мы произнесли с двумя хлопками? Это потому, что в этом слове два слога.
Этап 3. Актуализация знаний
-Скажите, какие буквы вы знаете?Назовите их.
(Ответы детей: называют известные им буквы)
-Молодцы! Теперь давайте попробуем определить, сколько слогов в словах. Я буду показывать картинки, а вы будете называть слово и хлопать столько раз, сколько в нем слогов.
(Учитель показывает картинки: кот, ры-ба, во-ро-на)
(Дети называют слова и хлопают соответствующее количество раз)
Этап 4. Освоение нового материала
1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала
-Теперь давайте разберемся, как образуется слог. В каждом слоге есть звук, который мы можем тянуть и петь. Такие звуки называются гласными. Например, в слове "рыба" мы можем тянуть звуки [ы] и [а]. Давайте попробуем: рыыыыы-бааааа.
-Попробуем разделить на слоги слово "ворона". Произнесем его медленно: во-ро-на. Сколько звуков, которые мы можем тянуть, вы слышите?
(Ответы детей: три)
-Правильно! Поэтому в этом слове три слога. Каждый слог содержит один гласный звук. Гласный звук это тот, который тянется.
2) Проверка первичного усвоения
-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду произносить слова, а вы будете хлопать в ладоши столько раз, сколько в слове слогов:
- Дом (Ответ: один хлопок)
- Кош-ка (Ответ: два хлопка)
- Ма-ши-на (Ответ: три хлопка)
- Кро-ко-дил (Ответ: три хлопка)
Этап 5. Применение нового материала
1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Теперь давайте поиграем в игру "Домики для слогов". У меня есть картинки с предметами и три домика: с одним, двумя и тремя окошками. Нужно поселить картинку в тот домик, сколько в слове слогов.
(Учитель показывает картинки: дом, ко-ра, ба-боч-ка, кот, ли-са, те-ле-фон)
(Дети по очереди выходят к доске и размещают картинки в соответствующие домики)
2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
-А теперь давайте подумаем, как мы можем использовать знание о слогах в жизни. Когда вы зовете маму или папу, как вы их называете?
(Ответы детей: ма-ма, па-па)
-Правильно! Вы произносите эти слова по слогам. Это помогает вам говорить громче и четче. Видите, как знание о слогах помогает нам в жизни?
Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия
-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:
- Что такое слог? (Ответ: часть слова, которую мы произносим одним выдохом)
- Что есть в каждом слоге? (Ответ: гласный звук, который можно тянуть)
- Как можно определить количество слогов в слове? (Ответ: прохлопать или посчитать гласные звуки)
-А теперь давайте проведем рефлексию. Я буду показывать картинки, а вы будете поднимать руку, если можете разделить это слово на слоги. Если вам трудно разделить слово на слоги, не поднимайте руку.
(Учитель показывает картинки: мяч, яб-ло-ко, кни-га, те-ле-ви-зор)
(Дети поднимают руки в зависимости от своего понимания)
-Посмотрите, как много рук поднято! Значит, урок был полезным, и вы многому научились.
-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?
-Что нового вы узнали о словах и слогах?
Спасибо за внимание и активную работу! Помните, что знание о слогах помогает нам правильно и красиво говорить. До свидания!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.