Поурочное планирование по теме "Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков в слове" (1 класс)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 7.Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков в слове.docx

Дата: _________________________

Учитель: ______________________

Класс: 1

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте)

Тема: «Выделение первого звука в слове. Выделение гласных звуков в слове» (стр.11, 2023 год.)

Цели урока:

- Формировать умение выделять первый звук в слове

- Учить выделять гласные звуки в слове

- Развивать фонематический слух учащихся

- Способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса

Планируемые результаты:

Личностные:

- Проявление интереса к изучению родного языка

- Осознание значимости чтения для личного развития

Предметные:

- Различать звуки речи

- Устанавливать последовательность звуков в слове и определять их количество

- Выделять первый звук в слове

- Определять гласные звуки в слове

Метапредметные:

Познавательные:

- Сравнивать звуковой состав слов

- Анализировать звуковую структуру слова

Коммуникативные: 

- Участвовать в диалоге при выполнении заданий

- Отвечать на вопросы учителя

Регулятивные:

- Понимать и удерживать учебную задачу урока

- Оценивать правильность выполнения учебной задачи   

Ход урока:

Этап 1. Мотивирование на учебную деятельность

-Здравствуйте, ребята! Давайте начнем наш урок с рассматривания картинки. Кого вы на ней видите?

(Дети отвечают: группу людей, царевну, богатырей)

-Молодцы! А кто знает, из какой сказки эти герои?

(Предполагаемые ответы детей: из сказки А.С. Пушкина)

-Отлично! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

(Предполагаемые ответы детей: о сказках, о словах, о звуках)

-Верно! Тема нашего урока: "Слоги и ударение". А чему, по-вашему, мы должны научиться сегодня?

(Предполагаемые ответы детей: делить слова на слоги, находить ударение)

-Молодцы! Наша цель - научиться делить слова на слоги и определять ударение.

Этап 2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

-Ребята, давайте разберемся, что такое слог. Слог - это часть слова, которую мы произносим одним выдохом. В каждом слоге есть гласный звук.

-Давайте попробуем. Произнесите слово "чашка".

(Дети произносят: чашка)

-Хорошо! В этом слове мы слышим два слога: чаш-ка. Давайте произнесем это слово по слогам, хлопая в ладоши: чаш-ка.

(Дети произносят "чаш-ка", хлопая в ладоши на каждый слог)

-Отлично! Вы заметили, что слово "чашка" мы произнесли с двумя хлопками? Это потому, что в этом слове два слога.

Этап 3. Актуализация знаний

-Скажите, какие предметы вы видите на картинках внизу страницы?

(Ответы детей: чашка, кастрюля, чайник, миска)

-Молодцы! Теперь давайте попробуем определить, сколько слогов в этих словах. Я буду показывать на картинки, а вы будете называть слово и хлопать столько раз, сколько в нем слогов.

(Учитель показывает на картинки, дети называют слова и хлопают соответствующее количество раз)

Этап 4. Освоение нового материала

1) Осуществление учебных действий по освоению нового материала

-Теперь давайте разберемся, что такое ударение. Ударение - это выделение одного из слогов в слове. Ударный слог произносится сильнее.

-Посмотрите на последнюю строчку в учебнике. Что там написано?

(Дети читают: "Ударение обозначается так")

-Правильно! Давайте попробуем найти ударение в слове "чашка". Произнесем его: ЧАШка. Какой слог мы произносим сильнее?

(Ответы детей: первый слог)

-Верно! Поэтому мы ставим значок ударения над первым слогом.

2) Проверка первичного усвоения

-Давайте проверим, как вы поняли новый материал. Я буду показывать на картинки, а вы будете называть слово, делить его на слоги и определять ударение:

- Чашка (Ответ: чаш-ка, ударение на первый слог)

- Кастрюля (Ответ: кас-трю-ля, ударение на второй слог)

Этап 5. Применение нового материала

1) Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

-Теперь давайте поработаем с оставшимися картинками. Нужно разделить слова на слоги и определить ударение.

(Дети по очереди выходят к доске и выполняют задание с картинками чайник и миска)

2) Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

-А теперь давайте подумаем, как мы можем использовать знание о слогах и ударении в жизни. Когда вы учите стихотворение, как вам может помочь умение делить слова на слоги и находить ударение?

(Ответы детей: легче запомнить слова, правильно их произносить)

-Правильно! Видите, как знание о слогах и ударении помогает нам красиво и правильно говорить?

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним:

- Что такое слог? (Ответ: часть слова, которую мы произносим одним выдохом)

- Что такое ударение? (Ответ: выделение одного из слогов в слове)

- Как мы обозначаем ударение? (Ответ: специальным значком над ударным слогом)

-А теперь давайте проведем рефлексию. Я буду показывать картинки, а вы будете поднимать руку, если можете разделить это слово на слоги и найти ударение. Если вам трудно, не поднимайте руку.

(Учитель показывает картинки: чашка, кастрюля, чайник, миска)

(Дети поднимают руки в зависимости от своего понимания)

-Посмотрите, как много рук поднято! Значит, урок был полезным, и вы многому научились.

-Что вам понравилось больше всего на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы узнали о словах и слогах?

Спасибо за внимание и активную работу! До свидания!