Литература. 7 класс.
Урок 1. 2.09.15
Введение. Изображение человека как важнейшая идейнонравственная проблема литературы. ИКТ
1. Вступительное слово.
2. Требования к уроку: учебник, тетрадь, книги для вн. чтения
3. Работа по теме. Что значит талантливый читатель?
1) Горький писал: «Всем хорошим в себе я обязан книгам». Смысл высказывания
2) Знакомство с учебником:
1 – переплет – как оформлен? кто изображен? Чья картина? Где узнать?
2 – ТЛ – автор? выходные данные?
3 – форзацы – как оформлены? связь живописи и литературы.
4 – содержание: разделы; какие авторы знакомы (назвать произведение)
5 – список к вн. чтению В/ч Антуан де СентЭкзюпери «Маленький принц». Пушкин «Скупой рыцарь», Солоухин
«Подворотня», Шукшин «Чудик», Яковлев «Багульник»
4. Работа с учебником с. 3 – 5
1) Выразительное чтение – 1в. М. Горький, 2в – К. Паустовский. Тема текста? Идея? Ключевые слова
Найдите, почему нужно любить?
как нужно читать? Озаглавить тексты
2) Работа с пословицами – вопр.2 с.5
Д/з Предания – вопр. 2, выраз. чт. – с. 8 10 вопр.
любите книгу
читайте
Предание как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. ИКТ.
Урок 2.3.09.15
1. Повторение. 1) Фольклор ? Жанры ?
2) Вспомним героев сказок и былин – презентация, пословицы?
2.Работа по теме
1) Предание ..? Бывальщина ?
2) Чтение преданий – выразительно
Просмотр видео. Каким видим И. Грозного? каким видим в преданиях?
Какими предстают цари? Иван Грозный? Петр 1?
3) Словарная работа: устар. ... разговор. –
4) рассказ, близкий к тексту.
Д/з Былины с. 11 – 15 вопр., с 15 – 17 вопр. с 17 «Вольга и Микула...»
Урок 3. 9. 09.15
Понятие о былине. Былина "Вольга и Микула Селянинович". Прославление мирного труда.ИКТ
1. Повторение. Предания. Чем отличаются от сказки и былин?
2. Работа по теме. Запись. Эпиграф – слова Горького. Почему?
1) Словарная работа – былина (по памяти)
2) Беседа: Собирание былин. Кто начал в 17 – 18 вв., кто в 19 веке? Исполнители былин? Прослушивание записи.
3) Просмотр видео. Запись информации
Как по другому называли былины?
периоды развития
сходство со сказкой
Различия героев сказок и былин?
3. Работа с былиной.
1) Словарная работа – сноски. Чем отличается от других? Кто главный герой?
2) Как подчеркивается превосходство Микулы Селяниновича? Читаем: а) портреты героев – что подчеркивается? б)
описание поля, труда? б) Какой прием используется?
4. Выразительные средства живописи. Как художники показывают превосходство? Как словом и живописью можно
показать отношение к герою?
5. Выразительные средства: эпитеты, повторы.
Д/з «Садко» выраз., вопр. 1 – 5
Урок 4. 10. 09.15
Рр №1. Былина «Садко». Герои былин, образы богатырей в творчестве русских художников. ИКТ.
1. Повторение. Чем отличается былина «Вольга...» от других? Кто главный герой? Как это выразил автор?
Выразительные средства?
2. Работа по теме. 1) Словарная работа: Купец Лавка2 Ударить о заклад – Гусли яровчатые – Тема ?
2) Вступительная беседа: к какому циклу относится былина? Кто главный герой? Что запомнилось? история его жизни?
По иллюстрациям.
3. Работа с былиной. 1) Прослушивание начала: Кто и за что помог разбогатеть? Чем понравился Садко? Тема искусства.
2) Чтение эпизода «В синем море» «На синем море сходилась...». Что делает в последние минуты жизни? О чем думает
перед смертью? Что берет с собой? Какое произведение напоминает? Просмотр фрагмента фильма. Сравнение. 4. Богатыри в искусстве: 1) Повторение. 2) Рассказ по картине
Иван Билибин изобразил Микулу … (каким? 23 эпитета).
Художник хотел подчеркнуть, что … Поэтому…
Д/з стр. 42 – 44, вопр. 1,2. стр. 45 – 49 вопр.1,2. наиз. 5 пословиц из разных разделов
Константин Васильев изобразил эпизод, когда … Мы видим
Садко… Художник хотел подчеркнуть, что …
Урок 5. 16. 09
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Проект «Мое любимое стихотворение».
2. Словарная работа Пословица – это… Поговорка отличается ...
1. Формулировка темы. Без труда не... Друзья познаются... как снег на голову и...
Эпиграф «Без пословицы не проживешь» Как понимаете?
ИКТ.
3. Высказывания о пословицах
1) В.И. Даль (записать имя) Что знаете? Выразительное чтение. Идея?
2) Пушкин А.С. – по памяти
4. Работа с пословицами
1) Определить темы в каждой группе, идею
2) Поговорки. Когда мы так говорим?
Соотнесите
1.Не покладая рук
2.Без сучка без задоринки
3.Откуда ни возьмись
3) Пословицы народов мира. Объяснить любую
о дружбе
о знаниях
о языке, о слове
5. Викторина
1) «Подскажи словечко»
А)Неожиданно
Б)Точно
В)Хорошо
На чужой сторонушке рад своей… Где кто родится, там и … Каждый кулик свое болото…
Родная сторона мать, чужая … Глупа та птица, которой гнездо свое … Где выросла сосна, там она и
Мир освещается солнцем, а человек — Не стыдно не знать, стыдно … Красна птица перьем,
Человек без семьи, что дерево без … В хорошей семье хорошие дети … Вся семья вместе, так и душа …
2) «Собери пословицу». человек соловей без родины песни без. никто а научился не мудрым родился.
Д/з стр. 50 – 52, вопр. 1, «Из похвалы...» выраз., стр. 53 – 54 выраз. вопр. 1,2
а человек…
Урок 6. 17. 09
"Поучение" Владимира Мономаха.
Рр №2 Учимся писать поучения. Домашняя творческая работа. ИКТ
1. Повторение.
Фольклор? Жанры фольклора?
2. Понятие ДРЛ
1) Когда? Где зародилась литература?
2) Как трудились над книгой? Сноски – слова. От корки до корки?
3) «Повесть временных лет» о чем? жанры?
3. Аналитическое чтение «Похвалы...»
1) Исторический комментарий: Ђ (ять) = е, рЂки
Ъ (ер) – безуд. гласный после тверд.
Ь (ерь) безуд. гласный после мягк.
Въ Киевь
Закон открытого слога – после каждой согласной – гласный (домъ, книжныхъ)
2) читаем др. текст – перевод. За что же хвалят книги?
4. Аналитическое чтение «Поучения...»
1) Видео. Каковы заслуги в развитии Руси?
2) Чтение. Какие кажутся значимыми и сегодня? В чем основная мысль?
3) Словарная работа
чтить, почитать
творить
приветить
молвить 5. Подготовка к творческой работе. Композиция. С чего начинает? Заканчивает?
Обращение
23 поучения
Концовка
Постарайтесь использовать: чтите, почитайте, привечайте, молвите
Д/з «Повесть о Петре и Февронии» вопр.
Урок 7. 23. 09
"Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности. Проект «Нарисуем прочитанное». ИКТ.
1. Повторение
ДРЛ. Когда? В связи с чем? Жанры?
2. Работа по теме
1) Просмотр видео до город Муром славится. О каком произведении идет речь?
2) Сравните с повестью. Повесть написана в 16 веке Ермолаем Еразмом
3. Образы главных героев
1) Чтение по ролям «Юноша, слуга его... Вскоре скончался князь Павел»
Дайте характеристики. Какими видим героев?
2) Словарная работа – благочестиво и праведно?
3) Анализ эпизодов: изгнание Февронии
Почему покинули Муром? Как ведут себя герои?
Антитеза.
Зная, что такое антитеза, сопоставьте поведение главных героев повести и бояр. Какими в этом эпизоде
показаны Пётр и Феврония, а какими бояре?
4) Последние дни жизни
4. Итоги. Гимн – значение. Гимн любви?
5. Черты жития. какие черты можно отметить?
1. Рождение святого.
2. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу.
3. Уход из родительского дома.
4. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря.
5. Прижизненные чудеса.
6. Смерть святого.
7. Посмертные чудеса.
6. Просмотр видео. Когда канонизированы? Причислены к лику святых? (1547 г.)
Когда отмечается День Любви, Семьи и Верности (8 июля, с 2008)
Д/з Ломоносов стр. 64 – 66 – беседа, стихи выраз. вопр. 2 стр. 68
Урок 8. 24. 09
М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия ...» Патриотизм поэта. ИКТ
1. Слово о поэте.
1) Эпиграф «Живой и творческий ум и ученая любознательность Ломоносова не знали границ» Б.В. Шергин
2) беседа о поэте
3) Дополнения (на слайдах)
4) Личность Ломоносова – записать характеристики
2. Теория «трех штилей»
линии сравнения
высокий
средний
низкий
Линии сравнения? Заполнить
3. «К статуе Петра...»
1) чтение, осмысление.
2) Зрак – однокоренные слова
3) «переводчик» церковно – славянские – град – гласит –
4. «Ода на день восшествия...»
1) Ода составьте словарную статью. (жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение,
посвященное какомулибо событию или герою,
2) Осмысление
как понимаете «Что может собственных ...». Платон ( древнегреческий философ, математик, физик, основатель «Академии». Ньютон(английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей
классической физики).
3) Подобрать синонимы:
Дерзайте
Раченьем
питают
Отраду
утеха
4) Выразительное чтение
Д/з Державин, 3 вопроса, стихи выраз., вопр.1 и вопр.1 с. 70
«Маленький принц» 1 октября
Г.Р.Державин. Стихотворенияразмышления о смысле жизни, о судьбе. Проект «Мое любимое
Урок 9. 30. 09
стихотворение».
1. Слово о поэте
1) Эпиграф. Осмысление. Ум и сердце человечье // Были гением моим
2) Беседа о поэте – 3 вопроса классу. Как понимаете?
преследовал злоупотребления… предал позору…
3) Словарная работа – новаторство? в чем заключалось?
2. «Признание»
1) Чтение. Слова высок. – низк.
2) Осмысление «Ум и сердце ...были гением моим»
Гений 1. Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.
2. Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г.
3. В древнеримской мифологии: дух покровитель человека, позже вообще олицетворение добрых
или злых сил. Добрый г.
3. «На птичку»
1) Слушаем. Настроение? Строй мыслей и чувств? Идея ...
4. Последние стихи. Строй мыслей и чувств?
Д/з «Маленький принц» гл. 1 V, V111, X – XV, XX, XXI, XXV
Урок 10. 1. 10
В/ч №1. Антуан де СентЭкзюпери «Маленький принц». Образ «странного героя» в литературе. ИКТ
1. Слово о писателе. Эпиграф. ...зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
2. Вступительная беседа
1) Посвящение. Взрослые и дети. Что изображено? Как складывались отношения со взрослыми? С
кем находит общий язык?
3. Планета МП
1) Что мы узнаем о ней? Зачем нужен барашек? (гл. 5)
2) Правило? С кем же общался МП. Как он оценивает свои отношения с Розой? (8, стр. 283)
4. Путешествие МП.
1) По рядам: 10 – король, 11 – честолюбец, 13 – деловой человек.
Чем не понравились взрослые?
2) Гл. 14 О ком? Продолжите фразу: «…из всех только он один не смешон, ...». (стр. 296)
4. МП на планете Земля
1) Разочарование. гл. 20 читаем. В чем разочарование? Как чувствует себя?
2) Лис и МП.
Приручить? (гл. 21, с. 304 – 305)
По ролям «Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья...»
Как понимаете «зорко одно лишь...». Что понял Мп? Секрет Лиса? Как понимаете?
5. Итоги.
1) Найти ответ: Одни только дети знают, чего ищут. ....то, что они ищут можно найти в…. (гл. 25)
осмысление.
2) Адажио Розы. К какому эпизоду музыка?
3) Камбурова «Маленький принц» Д/з Пушкин. стр. 72 – 75 вопросы 2, «Медный всадник» с. 77 – 79 выраз., вопр. с. 79 80
А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра I. Проект «Мое любимое
Урок 11. 7. 10
стихотворение»
1. Чтение любимого стих –я
2. Работа по теме. Формулировка.
1) О ком? Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение! В.А.
Жуковский. Что за памятник? Кому? ЦЕЛИ?
2) Беседа о поэте
3. Работа с произведением. Историческая основа
1) Словарная работа – поэма
2) Читаем начало: кто Он? Какой город? Зачем? «Все флаги в гости будут к нам»
3) Видео. Когда был построен город? Как относились к городу? Как относится Пушкин?
4) Ломоносов «Полтавская баталия». История создания памятника
5. Аналитическое чтение.
1) Выразительное чтение. (Прошло 100 лет...)
Какие литературные приемы помогают воспеть град Петров? (Антитеза) Определить: оделася Нева,
оживленным берегам.
2) Выразительное чтение последних строк.
Какое ключевое слово в этой строфе? Найдите эпитеты в этом описании. Что автор любит в этом
городе?
3) «Гимн городу» из балета Глиера «Медный всадник» Какова тональность. Что передаёт эта музыка,
как она звучит? Каким строчкам вступления она соответствует?
Д/з «О летописном исочнике...» «Сказание о смерти..», «Песнь о вещем...»
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. ИКТ
Урок 12. 8. 10
1. Чтение любимого стих –я
2. Работа по теме.
1) Формулируем по картинкам. Цели?
1) Слушаем «Сказание о смерти Олега». О чем повествуется? Как связано с уроком?
2) Читаем летопись. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» – это пересказ сохранившейся в летописи
легенды. Но больше различного. Помимо Олега главным героем является...
3. Аналитическое чтение «Песни...»
1) Словарная работа – вещий, кудесник
2) Олег и волхв. Прослушивание.
Каким показан кудесник? Как раскрываются отношения героев? Кто более привлекателен? Как вы
понимаете слова:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен»?
В словах вдохновенного кудесника Пушкин декларирует.... (из вступ. статьи – слова Бонди)
3) По ролям до «Прощай мой ..». 4. Язык «Песни...»
1) ИВС в песни. Составление таблицы. Эпитеты, сравнения, олицетворения.
2) Устаревшие слова: Пращ – древнее ручное боевое оружие для метания камней. Ныне – ..Хозары –
одно из племён кочевников. Перун – верховный бог у древних славян, громовержец. Отрок – Сеча –
Нива – Тризна –
Понятие историзмов и архаизмов. Сделайте выводы.
5. Выразительное чтение по иллюстрациям
Д/з Пушкин – драматург, «Борис Годунов», вопр. 1,2 стр. 97
А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца. ИКТ
Урок 13. 14. 10
1. Формулировка темы – просмотр видео (о ком? зачем?)
2. Словарная работа – драма – драматургия. Сократить – ключевые слова
литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для
исполнения на сцене.
драматическое искусство; теория построения драматических произведений
3. Работа со вступительной статьей
1) Образы героев
Пимен – Годунов – Григорий (Самозванец) Народ –
4. Аналитическое чтение.
1) Читаем – слова Пимена, Григория зачем пишет? (безымянный? – как характеризует? ) Что
говорит Григорий о летописце?
2) Сон Григория – как расшифруем?
Честолюбие Чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению
3) Читаем – Пимен «Не сетуй...» Что советует? Что говорит о царях? О Борисе?
Последние слова Григория? Как относится к Борису и Пимену?
4) Видео
5. Словарная работа
Днесь – Днём, Присно В будущем, Отрок Молодой слуга или подросток, Келья Жилище монаха,
Сетовать Расстраиваться, печалиться, Клобук Головной убор монаха, Послушание Обет, который
берёт на себя ученик монаха, обязуясь его во всём слушаться
Д/з О «Повестях ....» с. 97 – 98, «Станционный смотритель» Вопр. стр. 112 113
Урок 14. 15. 10
А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Тема «маленького человека» Проект «Мое любимое
стихотворение»
я
в Болдине писал, как
1. Формулировка темы. О каких повестях идет речь? Как назван цикл? «Осень подходит. Это любимое
мое время здоровье мое обыкновенно крепнет пора моих литературных трудов настает… Скажу тебе (за
тайну), что
давно уже не писал…Написал я прозою 5 повестей…»
А.С.Пушкин, октябрь 1830
2. Понятие «цикл» что объединяет? Вымышленный автор, Современная жизнь обыкновенных людей
3. Работа по содержанию повести
1) Словарная работа – сноски с. 99 100
2) Читаем сначала до «искренним состраданием»
Что характерного из жизни героя сообщает автор? Как все относятся? А как автор?
Сострадание –
3) Образ «маленького человека» герой низшего социального статуса, но с высокими душевными
качествами.
4. Аналитическое чтение 1) Встреча рассказчика с героями: Какими увидели героев? История блудного сына о чем?
Раскаяние – прощение
2) Встреча 2. «Лошади стали у почтового...» Что изменилось? Как изменился Самсон Вырин? Почему?
рассказ в рассказе – история Дуни и Минского? Как отнесся? «Старик пришел к себе...» стр. 109. А
что в душе? «Таков был рассказ приятеля моего..»
3) Третья встреча – Что узнаем о судьбах героев?
4) Роль картинок «История блудного сына» сравните, какова связь? какие различия?
5. Идея повести
Д/з Черновик – отзыв о произведении Пушкина Я хочу рассказать о произведении Пушкина «...»
Тема ...Герои – ... Понравился ... Вызывает осуждение... Особенно запомнился... Учит ...
Заставляет задуматься..
Дуня и Минский. Р№3 Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»
Урок 15. 21. 10
Урок 16. 22. 10
Рр №4 Аудиторное сочинение по творчеству А. С. Пушкина. ИКТ.
1. Понятие «отзыв»
2. Работа над отзывом
Что необходимо отразить в отзыве?
3. Примерный план – шаблон
Я хочу рассказать о произведении А.С. Пушкина «...». В нем автор повествует о...
Герои .... Запомнился // понравился ..., потому что .... Вызывает осуждение...
Особенно поразил(о) // запомнил(о) сь ...
Это произведение научило меня...
Д/з Пушкин «Скупой рыцарь»
В/ч №2. Пушкин «Скупой рыцарь» Проект «Нарисуем прочитанное»
Урок 17. 28. 10
1. Тема. Цели?
«Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь». В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы:
«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы».
В письме П.А.Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких
трагедий».
2. Универсализм творчества: лирика – эпос – драма. Какие произведения?
3. Анализ
1) Осмысление заглавия. Рыцарь 1.Конный воин. 2.Самоотверженный, благородный человек.
Скупой –
2) Анализ 1 сцены. Прослушивание.
В чем состоят проблемы Альбера?
3) Чтение ЖИД – Деньги? .. до АЛЬБЕР Вон. пес
Что предлагает ему жид? Как реагирует на предложение?
4) Сцена 2. До ремарки.
С кем сравнивает себя Барон? Почему так дорожит золотом? Качество – честолюбие
После ремарки Какими способами накапливает? Как характеризует? До какой степени дошла
жажда денег?
5) Сцена 3 Герцог. Это очень странно – стр. 262
Кто прав в споре отца и сына?
Бросить перчатку ?
В наши дни, когда мы говорим «бросить перчатку», то имеем в виду побуждение к спору, дискуссии,
и, естественно, перчатками не бросаемся.Впервые в образном смысле это выражение употребил в
одной из своих статей писатель Иван Александрович Гончаров применительно к Чацкому и Фамусову,
персонажам пьесы Грибоедова «Горе от ума».
как вы расцениваете вызов отца и принятие сыном? Смерть Б. Почему?
Последние строки – смысл?
Д/з Лермонтов с.114 – 117 вопросы, беседа. «Песня про купца...» ч.1
Урок 18. 29. 10
М. Ю Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» Сюжет поэмы, его историческая основа. ИКТ
1. Формулировка темы – портрет – восстановить название
1) Осмысление эпиграфа. Лермонтов – это явление в поэзии, которое принято называть чудом. Части речи –
принято, который
2) Просмотр видео – каким я представляю Лермонтова в детстве? до 4. мин.
3) Беседа по статье
2. Историческая основа «Песни...»
1) Лермонтов, следуя историческим источникам, правдиво изобразил характеры и конфликты, верно передал
дух, колорит эпохи Ивана Грозного. Просмотр видео. Какая эпоха?
2) Опричнина – опричник ?
Купец –
3. Аналитическое чтение.
Каким видим Кирибеевича в первый раз? Чем опечален? Что говорит о силе его любви? Как реагирует царь?
А как автор? Как относитесь к поступку?
Д/з «Песня ...» ч.2, 3. По ролям, вопр. 1 4
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.