Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Оценка 4.9

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
05.08.2018
Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
презентация к уроку Пушкин "скупой рыцарь"
Публикация является частью публикации:
Литератур1.docx
Литература. 7 класс. Урок 1. 2.09.15 Введение. Изображение человека как важнейшая идейно­нравственная проблема литературы. ИКТ 1. Вступительное слово. 2. Требования к уроку: учебник, тетрадь, книги для вн. чтения 3. Работа по теме. Что значит талантливый читатель? 1) Горький писал: «Всем хорошим в себе я обязан книгам». Смысл высказывания 2) Знакомство с учебником: 1 – переплет – как оформлен? кто изображен? Чья картина? Где узнать? 2 – ТЛ – автор? выходные данные? 3 – форзацы – как оформлены? связь живописи и литературы. 4 – содержание: разделы; какие авторы знакомы (назвать произведение) 5 – список   к вн.   чтению В/ч   Антуан де Сент­Экзюпери «Маленький принц». Пушкин «Скупой рыцарь», Солоухин «Подворотня»,  Шукшин «Чудик», Яковлев «Багульник» 4. Работа с учебником с. 3 – 5 1) Выразительное чтение – 1в. М. Горький, 2в – К. Паустовский. ­ Тема текста? Идея? Ключевые слова ­ Найдите,  почему нужно любить? ­ как нужно читать? ­ Озаглавить тексты 2) Работа с пословицами – вопр.2 с.5 Д/з Предания – вопр. 2, выраз. чт. – с. 8 ­10 вопр. любите книгу читайте Предание как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. ИКТ. Урок 2.3.09.15 1. Повторение. 1) Фольклор ­ ? Жанры ­ ? 2) Вспомним героев сказок и былин – презентация, пословицы? 2.Работа по теме 1) Предание ­ ..? Бывальщина ­ ? 2) Чтение преданий – выразительно ­ Просмотр видео. Каким видим И. Грозного? каким видим в преданиях? ­ Какими  предстают цари? Иван Грозный? Петр 1? 3) Словарная работа: устар.  ­ ... разговор. –  4) рассказ, близкий к тексту. Д/з Былины с. 11 – 15 вопр., с 15 – 17 вопр. с 17 «Вольга и Микула...» Урок 3. 9. 09.15 Понятие о былине. Былина "Вольга и Микула Селянинович". Прославление мирного труда.ИКТ 1. Повторение. ­ Предания. Чем отличаются от сказки и былин? 2. Работа по теме. Запись. Эпиграф – слова Горького. Почему? 1) Словарная работа – былина (по памяти) 2) Беседа:  Собирание былин. Кто начал в 17 – 18 вв., кто в 19 веке? Исполнители былин? Прослушивание записи. 3) Просмотр видео. Запись информации Как по ­ другому называли былины? периоды развития сходство со сказкой Различия героев сказок и былин? 3. Работа с былиной. 1) Словарная работа – сноски. ­ Чем отличается от других? Кто главный герой? 2) Как подчеркивается превосходство Микулы Селяниновича? Читаем: а) портреты героев – что подчеркивается? б) описание поля, труда? б) Какой прием используется? 4. Выразительные средства живописи. Как художники показывают превосходство? ­ Как словом и живописью можно показать отношение к герою? 5. Выразительные средства: эпитеты, повторы. Д/з «Садко» ­ выраз., вопр. 1 – 5 Урок 4. 10. 09.15 Рр №1. Былина «Садко».  Герои былин, образы богатырей  в творчестве русских художников. ИКТ. 1.   Повторение.   ­   Чем   отличается   былина   «Вольга...»   от   других?   Кто   главный   герой?   Как   это   выразил   автор? Выразительные средства? 2. Работа по теме. 1) Словарная работа: Купец ­ Лавка2 ­ Ударить о заклад – Гусли яровчатые – Тема ­? 2) ­ Вступительная беседа: к какому циклу относится былина? Кто главный герой? Что запомнилось? история его жизни? По иллюстрациям. 3. Работа с былиной. 1) Прослушивание начала: ­ Кто и за что помог разбогатеть? Чем понравился Садко? Тема искусства. 2) Чтение эпизода «В синем море» ­ «На синем море сходилась...». ­ Что делает в последние минуты жизни? О чем думает перед смертью? Что берет с собой? Какое произведение напоминает? ­ Просмотр фрагмента фильма. Сравнение. 4. Богатыри в искусстве: 1) Повторение. 2) Рассказ по картине Иван   Билибин   изобразил   Микулу   …   (каким?   2­3   эпитета). Художник хотел подчеркнуть, что … Поэтому… Д/з стр. 42 – 44, вопр. 1,2. стр. 45 – 49 вопр.1,2. наиз. 5 пословиц из разных разделов Константин   Васильев   изобразил   эпизод,   когда   …   Мы   видим Садко… Художник хотел подчеркнуть, что … Урок 5. 16. 09 Пословицы и поговорки. Народная мудрость  пословиц и поговорок. Проект «Мое любимое стихотворение». 2. Словарная работа Пословица – это… Поговорка отличается ... 1. Формулировка темы. Без труда не... Друзья познаются... как снег на голову и...  Эпиграф «Без пословицы не проживешь» Как понимаете? ИКТ. 3. Высказывания о пословицах 1) В.И. Даль (записать имя) Что знаете? Выразительное чтение. Идея? 2) Пушкин А.С. – по памяти 4. Работа с пословицами 1) Определить темы в каждой группе, идею 2) Поговорки. Когда мы так говорим? ­ Соотнесите 1.Не покладая рук 2.Без сучка без задоринки 3.Откуда ни возьмись 3) Пословицы народов мира. Объяснить любую о дружбе о знаниях о языке, о слове  5. Викторина 1) «Подскажи словечко» А)Неожиданно Б)Точно В)Хорошо На чужой сторонушке рад своей… Где кто родится, там и … Каждый кулик свое болото…  Родная сторона ­ мать, чужая ­… Глупа та птица, которой гнездо свое  … Где выросла сосна, там она и   Мир освещается солнцем, а человек — Не стыдно не знать, стыдно … Красна птица перьем,  Человек без семьи, что дерево без … В хорошей семье хорошие дети … Вся семья вместе, так и душа … 2) «Собери пословицу».  человек соловей без родины песни без. никто а научился не мудрым родился. Д/з стр. 50 – 52, вопр. 1, «Из похвалы...» ­ выраз., стр. 53 – 54 выраз. вопр. 1,2 а человек… Урок 6. 17. 09 "Поучение" Владимира Мономаха. Рр №2 Учимся писать поучения. Домашняя творческая работа. ИКТ 1. Повторение.  ­ Фольклор? Жанры фольклора? 2. Понятие ДРЛ 1) Когда? Где зародилась литература? 2) Как трудились над книгой? Сноски – слова. От корки до корки? 3) «Повесть временных лет» ­  о чем? жанры? 3. Аналитическое чтение «Похвалы...» 1) Исторический комментарий: Ђ (ять) = е, рЂки Ъ (ер) – безуд. гласный после тверд. Ь (ерь) ­ безуд. гласный после мягк. Въ   Киевь Закон открытого слога – после каждой согласной – гласный (домъ, книжныхъ) 2) читаем др. текст – перевод. За что же хвалят книги? 4. Аналитическое чтение «Поучения...» 1) Видео. Каковы заслуги в развитии Руси? 2) Чтение. Какие кажутся значимыми и сегодня? В чем основная мысль? 3) Словарная работа чтить, почитать ­ творить приветить молвить 5. Подготовка к творческой работе. Композиция. С чего начинает? Заканчивает? Обращение 2­3 поучения Концовка Постарайтесь использовать: чтите, почитайте, привечайте, молвите Д/з «Повесть о Петре и Февронии» вопр. Урок 7. 23. 09 "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Гимн любви и верности. Проект «Нарисуем прочитанное». ИКТ. 1. Повторение ­ ДРЛ. Когда? В связи с чем? Жанры?  2. Работа по теме 1) Просмотр видео до город Муром славится. О каком произведении идет речь?  2) Сравните с повестью. Повесть написана в 16 веке Ермолаем  Еразмом 3. Образы главных героев 1) Чтение по ролям «Юноша, слуга его... Вскоре скончался князь Павел» ­ Дайте характеристики. Какими видим героев?  2) Словарная работа – благочестиво и праведно? 3) Анализ эпизодов: изгнание Февронии ­ Почему покинули Муром? Как ведут себя герои? Антитеза. Зная,   что  такое   антитеза,   сопоставьте   поведение   главных   героев   повести   и   бояр.   Какими   в   этом   эпизоде показаны Пётр и Феврония, а какими ­ бояре? 4) Последние дни жизни 4. Итоги. Гимн – значение. Гимн любви? 5. Черты жития. какие черты можно отметить? 1. Рождение святого. 2. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. 3. Уход из родительского дома. 4. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и  основание монастыря. 5. Прижизненные чудеса. 6. Смерть святого. 7. Посмертные чудеса. 6. Просмотр видео. Когда канонизированы? Причислены к лику святых? (1547 г.) Когда отмечается День Любви, Семьи и Верности (8 июля, с 2008) Д/з Ломоносов стр. 64 – 66 – беседа, стихи выраз. вопр. 2 стр. 68 Урок 8. 24. 09 М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия ...»  Патриотизм поэта. ИКТ 1. Слово о поэте. 1) Эпиграф «Живой и творческий ум и ученая любознательность Ломоносова не знали границ» Б.В. Шергин 2) беседа о поэте 3) Дополнения (на слайдах) 4) Личность Ломоносова – записать характеристики 2. Теория «трех штилей» линии сравнения высокий  средний  низкий ­ Линии сравнения? Заполнить 3. «К статуе Петра...» 1) чтение, осмысление. 2) Зрак – однокоренные слова  3) «переводчик» ­ церковно – славянские – град – гласит – 4. «Ода на день восшествия...» 1) Ода ­   составьте словарную статью. (жанр лирики, представляющий собою торжественное стихотворение, посвященное какому­либо событию или герою, 2) Осмысление  ­ как понимаете «Что может собственных ...». Платон ( древнегреческий философ, математик, физик, основатель   «Академии».   Ньютон(английский физик,   математик, механик и астроном,   один   из   создателей классической физики).  3) Подобрать синонимы: Дерзайте  Раченьем  питают Отраду  утеха 4) Выразительное чтение Д/з  Державин, 3 вопроса, стихи выраз., вопр.1 и вопр.1 с. 70 «Маленький принц» ­ 1 октября Г.Р.Державин. Стихотворения­размышления о смысле жизни, о судьбе.  Проект «Мое любимое Урок 9. 30. 09 стихотворение». 1. Слово о поэте 1) Эпиграф. Осмысление. Ум и сердце человечье // Были гением моим 2) Беседа о поэте – 3 вопроса классу. Как понимаете? преследовал злоупотребления…  предал позору… 3) Словарная работа – новаторство?  в чем заключалось? 2. «Признание» 1) Чтение. Слова высок. – низк. 2) Осмысление «Ум и сердце ...были гением моим» Гений 1. Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.  2. Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г.  3. В древнеримской мифологии: дух ­ покровитель человека, позже ­ вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. 3. «На птичку»  1) Слушаем. Настроение? Строй мыслей и чувств? Идея ­ ... 4. Последние стихи. Строй мыслей и чувств? Д/з  «Маленький принц» гл. 1 ­ V, V111,  X – XV, XX, XXI, XXV Урок 10. 1. 10 В/ч №1.  Антуан де Сент­Экзюпери «Маленький принц». Образ «странного героя» в литературе. ИКТ 1. Слово о писателе. Эпиграф. ...зорко  одно  лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. 2. Вступительная беседа 1) Посвящение.   Взрослые и дети. Что изображено? Как складывались отношения со взрослыми? С кем находит общий язык? 3. Планета МП 1) Что мы узнаем о ней? Зачем нужен барашек? (гл. 5) 2) Правило? С кем же общался МП. Как он оценивает свои отношения с Розой? (8, стр. 283) 4. Путешествие МП.  1) По рядам: 10 – король, 11 – честолюбец, 13 – деловой человек. ­ Чем не понравились взрослые? 2) Гл. 14 О ком? Продолжите фразу: «…из всех только он один не смешон, ...». (стр. 296)  4.  МП на планете Земля 1) Разочарование. гл. 20 читаем. В чем разочарование? Как чувствует себя? 2) Лис и МП.  ­ Приручить? (гл. 21, с. 304 – 305) ­ По ролям «Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья...» ­ Как понимаете «зорко одно лишь...». Что понял Мп? Секрет Лиса? Как понимаете? 5. Итоги. 1) ­ Найти ответ: ­Одни только дети знают, чего ищут.  ....то, что они ищут можно найти в…. (гл. 25)  ­ осмысление. 2) Адажио Розы. К какому эпизоду музыка? 3) Камбурова «Маленький принц» Д/з Пушкин. стр. 72 – 75 вопросы 2, «Медный всадник» с.  77 – 79 выраз., вопр. с. 79 ­ 80  А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Прославление деяний Петра I.  Проект «Мое любимое Урок 11. 7. 10 стихотворение» 1. Чтение любимого стих –я 2. Работа по теме. Формулировка.  1) О ком?  Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как привидение! В.А. Жуковский. Что за памятник? Кому? ЦЕЛИ? 2) Беседа о поэте 3. Работа с произведением. Историческая основа 1) Словарная работа – поэма 2) Читаем начало: кто Он? Какой город? Зачем? «Все флаги в гости будут к нам» 3) Видео. Когда был построен город? Как относились к городу? Как относится Пушкин? 4) Ломоносов «Полтавская баталия». История создания памятника 5. Аналитическое чтение. 1) Выразительное чтение. (Прошло 100 лет...) Какие литературные приемы помогают воспеть град Петров? (Антитеза) Определить: оделася Нева, оживленным берегам. 2) Выразительное чтение последних строк.  Какое ключевое слово в этой строфе? Найдите эпитеты в этом описании. Что автор любит в этом городе? 3)  «Гимн городу» из балета Глиера «Медный всадник» Какова тональность. Что передаёт эта музыка, как она звучит? Каким строчкам вступления она соответствует? Д/з «О летописном исочнике...» «Сказание о смерти..», «Песнь о вещем...» А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. ИКТ Урок 12. 8. 10 1. Чтение любимого стих –я 2. Работа по теме. 1) Формулируем по картинкам. Цели? 1) Слушаем «Сказание о смерти Олега». О чем повествуется? Как связано с уроком? 2) Читаем летопись. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» – это пересказ сохранившейся в летописи легенды. Но больше различного. Помимо Олега главным героем является... 3. Аналитическое чтение «Песни...» 1) Словарная работа – вещий, кудесник 2) Олег и волхв. Прослушивание. Каким показан кудесник? Как раскрываются отношения героев? Кто более привлекателен? Как вы понимаете слова: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен»? В словах вдохновенного кудесника Пушкин декларирует.... (из вступ. статьи – слова Бонди) 3) По ролям до «Прощай мой ..». 4. Язык «Песни...» 1) ИВС в песни. Составление таблицы. Эпитеты, сравнения, олицетворения. 2) Устаревшие слова: Пращ – древнее ручное боевое оружие для метания камней. Ныне – ..Хозары – одно из племён кочевников. Перун – верховный бог у древних славян, громовержец. Отрок – Сеча –  Нива – Тризна – Понятие историзмов и архаизмов. Сделайте выводы. 5. Выразительное чтение по иллюстрациям Д/з Пушкин – драматург, «Борис Годунов», вопр. 1,2 стр. 97 А.С.Пушкин. "Борис Годунов" (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца. ИКТ Урок 13. 14. 10 1. Формулировка темы – просмотр видео (о ком? зачем?) 2. Словарная работа – драма – драматургия. Сократить – ключевые слова  литературное произведение в диалогической форме с серьёзным сюжетом (в отличие от комедии) для исполнения на сцене. драматическое искусство; теория построения драматических произведений 3. Работа со вступительной статьей 1) Образы героев Пимен –  Годунов –   Григорий (Самозванец) Народ – 4. Аналитическое чтение. 1) Читаем – слова Пимена, Григория   ­ зачем пишет? (безымянный? – как характеризует? ) Что говорит  Григорий о летописце? 2) Сон Григория – как расшифруем? Честолюбие ­ Чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению 3) Читаем – Пимен «Не сетуй...» Что советует? Что говорит о царях? О Борисе? ­ Последние слова Григория? Как относится к Борису и Пимену? 4) Видео 5. Словарная работа Днесь – Днём, Присно ­ В будущем, Отрок ­ Молодой слуга или подросток, Келья ­ Жилище монаха, Сетовать ­ Расстраиваться, печалиться, Клобук ­ Головной убор монаха, Послушание ­ Обет, который берёт на себя ученик монаха, обязуясь его во всём слушаться Д/з О «Повестях ....» с. 97 – 98, «Станционный смотритель» ­ Вопр. стр. 112 ­ 113   Урок 14. 15. 10 А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Тема «маленького человека»  Проект «Мое любимое стихотворение»   я     в   Болдине   писал,   как   1. Формулировка темы. О каких повестях идет речь? Как назван цикл? «Осень подходит. Это любимое мое время ­ здоровье мое  обыкновенно  крепнет ­ пора  моих  литературных трудов  настает… Скажу тебе (за тайну),   что     давно   уже   не   писал…Написал   я   прозою   5   повестей…» А.С.Пушкин, октябрь 1830 2. Понятие «цикл» ­ что объединяет? Вымышленный автор, Современная жизнь обыкновенных людей 3. Работа по содержанию повести 1) Словарная работа – сноски с. 99 ­ 100 2) Читаем сначала до  «искренним состраданием» Что характерного из жизни героя сообщает автор? Как все относятся? А как автор? Сострадание –  3) Образ «маленького человека» ­ герой низшего социального статуса, но с высокими душевными качествами. 4. Аналитическое чтение 1) Встреча рассказчика с героями: Какими увидели героев? История блудного сына  ­ о чем? Раскаяние – прощение 2) Встреча 2. «Лошади стали у почтового...» Что изменилось? Как изменился Самсон Вырин? Почему? рассказ в рассказе – история Дуни и Минского? Как отнесся? «Старик пришел к себе...» стр. 109. А что в душе? «Таков был рассказ приятеля моего..» 3) Третья встреча – Что узнаем о судьбах героев?  4) Роль картинок «История блудного сына» ­ сравните, какова связь? какие различия? 5. Идея повести Д/з Черновик – отзыв о произведении Пушкина ­  Я хочу рассказать о произведении Пушкина «...» Тема   ­   ...Герои   –   ...   Понравился   ...   Вызывает   осуждение...   Особенно   запомнился...   Учит   ... Заставляет задуматься.. Дуня и Минский. Р№3 Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» Урок 15. 21. 10 Урок 16. 22. 10 Рр №4 Аудиторное сочинение по творчеству А. С. Пушкина. ИКТ. 1. Понятие «отзыв» 2. Работа над отзывом ­ Что необходимо отразить в отзыве? 3. Примерный план – шаблон Я хочу рассказать о произведении А.С. Пушкина «...». В нем автор повествует о... Герои ­ .... Запомнился // понравился  ..., потому что .... Вызывает осуждение...  Особенно поразил(о) // запомнил(о) сь ... Это произведение научило меня... Д/з Пушкин «Скупой рыцарь» В/ч  №2.  Пушкин «Скупой рыцарь» Проект «Нарисуем прочитанное» Урок 17. 28. 10 1. Тема. Цели? «Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь». В 1830 году в Болдино Пушкин написал четыре пьесы:  «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». В письме П.А.Плетневу Пушкин сообщал, что привез «несколько драматических сцен, или маленьких трагедий». 2. Универсализм творчества: лирика – эпос – драма. Какие произведения? 3. Анализ  1) Осмысление заглавия. Рыцарь ­ 1.Конный воин. 2.Самоотверженный, благородный человек. Скупой –  2) Анализ 1 сцены. Прослушивание. В чем состоят проблемы Альбера? 3) Чтение ЖИД – Деньги? .. до АЛЬБЕР Вон. пес Что предлагает ему жид? Как реагирует на предложение? 4) Сцена 2. До ремарки. ­ С кем сравнивает себя Барон? ­ Почему так дорожит золотом? Качество – честолюбие После ремарки ­ ­ Какими способами накапливает? Как характеризует? До какой степени дошла жажда денег? 5) Сцена 3 Герцог. Это очень странно – стр. 262 ­ Кто прав в споре отца и сына? ­ Бросить перчатку ­ ?  В наши дни, когда мы говорим «бросить перчатку», то имеем в виду побуждение к спору, дискуссии, и, естественно, перчатками не бросаемся.Впервые в образном смысле это выражение употребил в одной из своих статей писатель Иван Александрович Гончаров применительно к Чацкому и Фамусову, персонажам пьесы Грибоедова «Горе от ума». ­ как вы расцениваете вызов отца и принятие сыном? ­ Смерть Б. Почему? ­ Последние строки – смысл? Д/з Лермонтов с.114 – 117 вопросы, беседа. «Песня про купца...» ч.1 Урок 18. 29. 10 М. Ю Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» Сюжет поэмы, его историческая основа.  ИКТ 1. Формулировка темы – портрет – восстановить название 1) Осмысление эпиграфа. Лермонтов – это явление в поэзии, которое принято называть чудом. Части речи – принято, который 2) Просмотр видео – каким я представляю Лермонтова в детстве?    до 4. мин. 3) Беседа по статье 2. Историческая основа «Песни...» 1) Лермонтов, следуя историческим источникам, правдиво изобразил характеры и конфликты, верно передал дух, колорит эпохи Ивана Грозного. Просмотр видео. Какая эпоха? 2) Опричнина – опричник ­ ? Купец –  3. Аналитическое чтение. ­ Каким видим Кирибеевича в первый раз? Чем опечален? Что говорит о силе его любви? Как реагирует царь? А как автор? Как относитесь к поступку? Д/з «Песня ...» ч.2, 3. По ролям, вопр. 1 ­ 4

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть

Поурочные планы по литературе 7 класс 1 четверть
Скачать файл