Тема: «пОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ муромских» Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
Цели:
1) Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести, выявить черты жития и признаки сказки в данном литературном памятнике.
2) Развивающие: развивать память, речь, креативное мышление.
3) Воспитательные: прививать любовь к чтению, воспитывать чувства патриотизма.
Оборудование: ИКТ-презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя.
Мы каждый год 14 февраля празднуем день Святого Валентина, даже не задумываясь о том, что отмечаем католический праздник. А у нас действительно есть свои покровители любви – святые Петр и Феврония. 8 июля – православный день влюбленных.
На сегодняшнем уроке мы должны выяснить: действительно ли судьба Петра и Февронии ярче для нас, русских, чем история Святого Валентина. И поможет нам в этом древнерусская «Повесть о святых Петре и Февронии Муромских». Мощи святых до сих пор хранятся в одном из храмов города Мурома. К ним съезжаются верующие со всех уголков России, чтобы попросить у святых благословления на счастливую семейную жизнь. Верующие не презентуют друг другу открытки и шоколадные сердца, зато искренняя молитва святым Петру и Февронии способна подарить встречу с долгожданным избранником и лад в семейных отношениях.
Обращение к эпиграфу урока:
Ф. Адлер говорил: «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит нравственность человеческого общества».
- Как вы понимаете это высказывание, которое является эпиграфом к сегодняшнему нашему уроку?
- А что, на ваш взгляд, главное в жизни? (великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность…)
- Как вы думаете, может ли меняться отношение к главным истинам в жизни человека на протяжении веков или оно остается неизменным?
- Возможно, что в древности мы найдем ответ на этот вопрос, ведь древнерусская литература составляет период в 700 лет из 1000 (с X в. по XVII в.)
- Сегодня мы погрузимся в мир древнерусской литературы - спокойный, торжественный, созерцательный, мудрый. Перенесемся в далекий ХVI век…
II. Проверка домашнего задания.
Тест-контроль.
(+) 1. Змей поведал о своей смерти жене Павла.
(–) 2. Петр убил лукавого змия топором.
(+) 3. От крови змия тело Петра покрылось струпьями и открылись
язвы.
(–) 4. Феврония была из села Майского. (из Лаского.)
(–) 5. Брат Февронии был скалолазом.
(+) 6. Феврония нарочно сказала Петру не мазать мазью один
струп, чтобы проверить его.
(–) 7. Петр с первого раза взял Февронию в жены.
(+) 8. В Муроме бояре и их жены невзлюбили Февронию.
(+) 9. Петр и Феврония заранее заказали себе гроб.
(+) 10. Их причислили к лику святых.
(+) 11. У них не было детей.
(+) 12. Феврония вышивала для соборного храма Богородицы
воздух с ликами святых.
(–) 13. Души Петра и Февронии отошли в разное время.
(+) 14. Сразу после смерти их положили в разные гробы.
(+) 15. После смерти их пытались разлучить два раза.
III. Изучение новой темы.
1. Аналитическая беседа по «Повести о Петре и Февронии Муромских».
– Какой закон нарушил Петр?
– Каково наказание? (нарушил данное слово, и болезнь возобновилась. «Если же нам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, (клятву давать) целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу». Из «Поучения…» с. 53, 3-й абз. снизу.)
– Что потребовали от петра бояре? (с. 52. «Более же всего чтите гостя… простолюдин ли, или знатный, или посол… (Из «Поучения…») с. 53, 1-й абз. снизу. Не родом человек славен, а своими делами.)
Задание: «гордости не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу…» Из «Поучения…».
– Что же случилось с
боярами, когда Петр отрекся от престола
(княжения)?
– Что можно сказать о характерах главных героев, об их чувствах, судьбе? (В названии «Повести о житии новых муромских святых чудотворцев…» Петр называется благонравным, и преподобным, и достойнейшим похвалы. Петр, узнав о Змии, сразу вызвался помочь брату Павлу. Женился он на Февронии ради мудрости ее». Он «дал ей твердое слово» и выполнил его. А потом любовь к ней заполнила всю его душу и, чтобы не потерять ее, отказался от княжения.
Феврония мудра, умна, бескорыстна. На предложение бояр взять богатства и оставить Петра ответила: «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра». В названии повести Феврония наделяется теми же эпитетами, что и Петр: «благонравная», « преподобная», «достойнейшая похвалы». Петр и Феврония любили детей («чадолюбивые отец и мать»), «всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей». Разве не заслужили они всеобщего поклонения? Бог наделил их святостью, а в народе они слыли «новыми муромскими чудотворцами». И покоятся эти чудотворцы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы «внутри града» «на просвещение и во спасение граду тому».)
Вывод. Жизнь Петра и Февронии чистая и светлая, без лести и хитрости, без лукавства и обмана; христианские заветы исполнялись ими; любя друг друга, любили всех равно; сказатель – автор хотел, чтобы герои повести послужили примером в жизни, «в отношении к людям, и тогда они удостоятся божеской милости, благости».
2. Словарная работа.
Учитель. В каком веке происходили события повести?
Ученик. В XII – начале XIII веках.
Учитель. Кем и когда была написана повесть?
Ученик. Повесть была написана в XVI веке талантливым русским писателем Ермолаем – Еразмом.
Учитель. Текст написан очень давно, поэтому нам необходим словарь урока
Чадолюбивые (устар.) – любящие своих детей.
Искони́́ (высок.) – издавна, с незапамятных времен.
поведать (устар.) – сообщить.
Пронырливый – ловкий, проникающий всюду путем хитрости, ловкости, происков.
Диви́́ться (прост.) – приходить в удивление.
Наветы (устар.) – клеветы, ложное обвинение.
Блаженный – 1) в высшей степени счастливый; 2) глуповатый (юродивый).
Отрок
струп
обиняк
навет сирый
преставится
просвещение
праведный
благочестие
ладан
фимиам
инок
канонизировать
3. Составление таблицы «Черты сказки и жития в повести».
- Дома вы должны были найти в произведении признаки сказки и черты жития. Результат работы оформим в таблице (на доске).
Признаки сказки |
Черты жития |
1. Сказочный зачин. 2. История о мудрой деве. 3. Сказочный герой – змей-искуситель. 4. Волшебные вещи: агриков меч. 5. Загадки. 6. Задания – испытания. 7. В языке повести – постоянные эпитеты («лукавый змей», «мудрая дева»). 8. Добро побеждает зло. |
1. Автор создает идеальные образы. 2. Восхваляющие эпитеты (Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная). 3. Любовь к Богу. 4. Чудеса, которые творит герой. 5. Необычная смерть и посмертные чудеса. |
- Для создания образов Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, жития.
IV. Подведение итогов урока.
– Какой теме посвящена «Повесть…» и какими чувствами пронизан каждый поступок главных героев?
V. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Подумать над вопросом: Какие жизненные ценности утверждаются в повести. Приготовиться к выразительному чтению «Повести…» по ролям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.