Урок литературы для 6-го класса по повести известного узбекского писателя Гафура  Гуляма "Озорник"  интересен в качестве урока внеклассного чтения ,проводится в конце изучения повести. Игровая форма урока позволит учащимся вспомнить страницы повести,показать знание материала, посоревноваться и проявить свои творческие способности.
            
        
        
        
                    
                
                    Урок 
русского языка в 7классе 
на тему «Частица как 
часть речи».
Учитель Нурманова З.А.
                                                      
Тема урока: Частица как часть речи.
Цели урока: образовательная: усвоить частицу как часть речи, значения частиц;
развивающая: выработать умение определять  частицы в предложении, их 
значение, закрепить раздельное написание частицы с другими словами;
воспитательная: воспитывать культуру общения учащихся, гостеприимство.
           Тип урока: изучение нового материала 
Оборудование: таблица «Частица как часть речи».
Методы: слово учителя, чтение и анализ, работа с таблицей, выполнение 
заданий управлений по учебнику, работа по рами.
Ход урока:
 I Оргмомент. Мониторинг посещаемости  учащихся. Проверка наличия 
учебных принадлежностей.
  Слово учителя о целях и задача урока.
II. Проверка домашнего задания.
  Чтение вслух домашнего сочинения рассуждения по заданному началу 
тему»Почему человек должен учится» (23 роботы).
   Краткая обсуждение прочитанных робот, определения тезиса, доказательств и
вывода.
   Сочинения собираются на проверку.
III. Введение и объяснение нового материала.
Задание: прочитать стихотворение.
    Ответить на вопросы: какая часть речи выделена? Какова роль частиц в 
предложении?
    Много ль имён у подружки Полины?Как бы, друзья, не запутаться тут.
    Полей частенько зовут её в школе,
    Поленькой папа и мама зовут.
    Полюшка тётя её называет.
    Полька! кричит озорник во дворе…
    Кто же, скажете ка мне, подсчитает, 
    Сколько имён у подруг моей?
Работа с таблицей «Частица как часть речи».
Делаем вывод:
    Частица служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения  
в предложение или служит для образования форм слов.
    Частицы не изменяются и не являются членами предложения.
IV. Активизация и закрепление нового материала.
    Работа с лингвистическим текстом упр. 272. Прочитать текст. С 
выделенными частицами устно составить предложения. 23  понравившихся 
предложения записать в тетрадь.
   Упр. 273. Списать предложения, указать  частицы. Устно определить их 
знание.
    Упр. 274. Списать пословицы, раскрывая скобки. Частицы заключить в 
прямарольник, союзы в овал.
V.  Итого урока. Оценивание работы учащихся.
VI. Домашние задание: &62, упр.275.
Урок литературыв 6а  классе на тему
«Повесть Гафура Гуляма»
«Озорник».
Учитель Нурманова З.А.
Тема урока: Повесть Гафура Гуляма «Озорник».
Цель урока: образовательная: в игровой форме вспомнить и обобщить 
содержание повести Г.Гуляма «Озорник».
развивающая: развивать грамотную литературную речь учащихся, память, 
внимание, умение слушать друг друга, работать в группе;
воспитательная: воспитывать  любовь к чтению художественной литературы.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок игра.
Оборудование: увеличенная обложка книги «Озорник», карточки с заданиями 
для групповой работы, экран, проектор.
Методы: слово учителя, ответы на вопросы, работа с текстом, лексическая 
работа, устное словесное рисование.
Ход урока: I. Оргмомент.
Мониторинг посещаемости класса.
II. Вступительное слово участия:
Гафура Гулям замечательный узбекский писатель посвятил детям много 
интересных произведений. Одно из них повесть «Озорник», главного героя 
которого мы все полюбили. Он сам рассказываем о своих приключениях.
   «Много разных приключений, весёлых и грустных, пришлось пережить герою 
этой книги. А всётаки с «Носам» остались те, кто сами хотели дурачить и 
одурачивать других», писал Гафур Гулям.
    По выражении самого писателя, «Озорник» смотрит на мир «сквозь хитрые 
стёклышки смеха». Сегодня и мы с вами посмотрим «сквозь хитрые стёклышки 
смеха» Озорника на всё, что окружено неунывающего героя и всё, что с ним 
происходило.
III. Класс делится на группы.
Игра первая «Бумеранг».Учитель читает вопросы. За каждый правильный ответ группы получают по 
одному баллу.
 1. Где происходят события, описанные в повести «Озорник»?
2. Как назывался махалля, в прошло детство Гафура Гуляма? В этом же районе 
живёт и наш главный герой?
3. Что означает слово «кургантаги» в перевозе на русский язык?
4. Сколько лет Озорнику?
5. В какие игры играли мальчишки из махалли?
6. Люди каких профессий жили в махалле Кургантаги?
7. Что было самым замечательным в чайхане Ильхама чайханщика?
8. Сколько дней проработал Озорник у бая?
Игра вторая «Узнать героя».
Тексты спроецированы на экран.
определить героя повести по описанию, назвать его имя.
(За каждый правильный ответ один балл).
1. «У меня, знаете, такая болезнь с детства, что я неи нет, а время от времени 
должен  соврать, хоть и помимо воли. Лишь бы  потом меня не ругали…»
2. «У него есть привычка после каждого пустяка задавать один и тот же вопрос:
«А что дальше? И если вы не найдётесь, что ответить, вас ждёт самая  
настоящая взбучка».
3. «Худощавый парень в лёгком халате нараспашку, подпоясанном голубым 
шёлковым платком. Через плече у него перекинут другой платок, кисейнқй, в 
горошек, ан ногах кожанқе кавуши...
Игра третья “Снежный кош”.
  Участвоавют лидеры групп.
 Задание: перечислить вправильной последовательности “несчатья”, которые 
придумал для бая Озорник.
Коменда победителя получает пять баллов.
  Игра четвёртая “Объяснительный словарь”.
Группа получают по два набора арточек: один набор со словами из повести, 
друшой с их лексическими значениями.
   Задания: к каждому слову подобрать его объянение.
Оценивание по пятибалльной системе.
  Ашички игра в кости.
 Гуза недозревшая хлопковая коробочка.
Календар странствующий дервиш.
 Кушик песня, частушка.
Саманмелкая рубленная солома.
Табиб знахарь, лекарь.
Танга мелкая серебряная монета.
Игра пятая “Вереница развлечений”.Учитель: В своей повести Гафур Гулям подробно описал игры, в которые 
играл в дестве. В эти же игры играли и Озорник и его друзья.Это, по словам 
автора, было целая “вереница развлечений”.
   Группа выягивают конверт с карточками, на которых написаны названия игр 
(у всех групп разные названия).
Задание: в течение двух трёх минут вспомнить и описать игру. За каждый 
правильный ответ пять баллов.
“Батман батман”,
«Белый тополь зелёный тополь»,
«Головка моей птички», друже.
IV. Закрепления.
V. Подведение итогов урока.
 Оценивание учащихся.
 VI. Творческое домашнее задание: подготовить рисунки к повести или 
оформить обложку книги «Озорник».Урок русского языка
в 6а классе
на тему «имя числительное.
Повторение»
Учитель   Нурманова З.А.8 апреля 2017 г.
3й урок по расписанию.
Тема урока: Имя числительное.
Повторение.
 Цели урока: обучающая занимательной форме закрепить знания учащихся об 
имени числительном как о части речи; воспитательная познавательную 
активность; прививать интерес к Узбекскому фольклору и любовь к родному 
языку; развивающая; совершенствовать навыки полного устного ответа на 
вопрос, склонять и определять синтаксическую роль числительных.
Тип урока: урок повторения и закрепления знаний.
Методы: вопросо ответная беседа,
выборочно распределительный диктант, грамматические задания по вариантам,
работа с сигнальными картами, занимательные паузы.
Оборудование: сигнальные карты, проектор, интерактивная доска.
Ход урока: I. Ормомент.
IIIV.Повторение и закрепление материала по разделу «Имя числительное».
Вопросо ответная беседа.
Что называется числительным?
На какие разряды делятся числительные?
Как они изменяются?
Как отличить количественные от порядковых?
Расскажите о простых и составных числительных. Приведите примеры.
Когда пишется мягкий знак на конце и в середине числительных?
 Какие разряды количественных числительных вы знайте? Приведите примеры.
Расскажите о дробных и собирательных числительных. Как они изменяются?
Какими членами предложения могут быть имена числительные?
Выборочно распределительный диктант.
Задание: выписать числительные распределив их в два колонки количественные
и порядковые.
Про Стоножку.
Жила Стоножка под городом Белым  занималась
Делом.
Вдруг из города
Пришло письмо Стоножке:
«Приглашаем
На горячие лепёшки».
И Стоножка,
Не раздумывая много,
Собралась
И поспешила в путь дорогу.Но представьте,
Что как раз на полдороге
У Стоножки
Перепутались все ноги!
Задние  с передними,
Первые с последними!
Девяностая с Тридцатой,
Тридцать Третья с Сорок Пятой,
Двадцать Первая с Восьмой,
А Девятая с Седьмой!
Пропусти! кричит Вторая.
Третья стонет: Умираю!
Пятая толкается,
Шестая спотыкается!
Плачет Сотая от боли:
Отдавили все мозоли!
Шестьдесят Четвёртая
Свалилась полумертвая!..
Что делать бедной Стоножке?
Пришлось распутывать ножки!
А в Беломто
Стынут лепёшки!...
Б.Заходер.
Вопрос: почему не следует выписывать слова Стоножка, на полдороге, все 
(ноги), с последними (ногами), сперва; парою?
 По каким признакам эти слова похожи на числительные?
Занимательная пауза «Это интересно!»
  Числительные два, три, четыре, как и  числительное один, в древнерусском 
языке были счётными прилагательными, поэтому они согласовались в 
существительными в роде, числе и падеже, числительное два согласовывалось с 
существительным только в форме двойственного числа. В современном русском
языке у числительных два, три, четыре оказалось особое склонения, отличное от
склонения числительных, начиная с пяти.
Задания по вариантам.
1. Подсчитать результат и записать все цифры словами.
I вариант
48+12=
89+33=
72:2=
16*10=
II вариант
44+11=
5018=
99:3=
12*5=2. Просклонять числительные:
99, 115; 594.                                        74; 122; 639.
Занимательная пауза «Это интересно!»
   Числительное миллион придумал итальянский путешественник Марко Поло, 
посетивший в XIV веке Китай и  восхищавшийся кго несметными богатствами: 
мили поитальянски тысяча; они соответствует русскому суффиксу
ищ. Получается «тысячища» тысяча тысяч.
Работа с сигнальными картами.
   Определить синтаксическую функцию числительных.
1. Первая лепёшка из крашика теста.
2. Дерево срубил десять посади.
3. Один глупец спросит сто мудрецов не ответят.
4. Четыре стороны у света, а одна всегда открыта.
5. Сеял семеро, косит один.
6. И сорок лет для правды не срок: выйдет наружу.
7. Что один день, что тысяча: потерял не отыщутся.
8. Там, где отведал соли,
сорок раз скажи «Салом!»
9. Два арбуза под мышкой не унесёшь.
(узбекские народные пословицы
 и поговорки в переводе А.Наумова).
Занимательная пауза «Это интересно!.
   Число семь у многих народов считается магическим,, волшебным. Этому есть 
несколько объяснений. Один из них связывает это с наблюдениями древних  
концах мира, следя за движениями планет по ночному небу пришли к выводу о 
наличии нескольких сфер этажей по числу известных им шести планет и 
Солнце. Поэтому движение Луна имеет четыре семидневные фазы, неделя 
состоит из семи дней.
   В далёком прошлом выражение быть на  седьмом небе понималось не в 
переносном значении «был в состоянии восторга, счастья, радости», а 
буквально. Люди верили в то что существуют несколько лежащих один над  
другим небес, язык же сохранил для  нас это свидетельство.
Загадки с именами числительными.
 Сама одна, лиц четыре, детишек шестнадцать
отгадать загадки (устно).
(тюбетейка)
 В пустом дупле по сто домов, по сто котлов, в середине Ярмарка.                
(улей)
 Четыре ноги, два уха,Один нос да брюхо.                                                       (самовар)
 Семьсот ворот,
Да один вход.                                                              (сеть, невод)
 У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток на спинке.                          ( рыба)
 Раскинулся золотой мост
На семь сёл, на семь вёрст.                                         (радуга)
 Два сестрицы в ряд бегут,
Вместе не сойдутся.                                                    (колеи)
V. Подведение итогов урока.
Оценивание работы учащихся.
VI. Домашнее задание: составить текст на тему «Мой режим дня». Время 
записать с помощью числительных.