Повесть о летних путешествиях (глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur9.doc
Литературное чтение Урок 9. Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ Тема: Повесть о летних путешествиях (глава из повести И. Дика «В дебрях Кара­Бумбы») Цели:  • развитие умений относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;  • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;   •  развитие умений  высказывать  и  аргументировать  своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Этапы урока Ход урока Формирование УУД, ТОУУ Ι . Актуализация знаний. 2   Проверка домашнего задания. – Каким должен быть настоящий изыскатель?  Дети зачитывают свои варианты ответа на вопрос.   © ООО «Баласс», 2013 (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  1II. Развитие  умений. 2  4  1  2  1  2  3  Работа с текстом повести. 1. Работа с текстом до чтения. 1.1.  Задание   3   в  тетради   (с.   5).   (Чтение   ключевых   слов,   они   отражают события до и после какого­то важного момента.) 1.2. Чтение фамилии автора, названия. – На какие вопросы хочется узнать ответ? (Что такое дебри? Что такое Кара­ Бумба? Где она находится? И т.д.) –  Мы будем читать не всю повесть, а только её фрагмент, начало – главу под названием «Удар сабли». – Название главы помогает найти ответы на наши вопросы? (Нет, загадок стало ещё больше!) – Может быть, иллюстрация на с. 44 поможет? –  Обратите   внимание   на   тему   урока.   После   чтения   мы   вместе   определим особенности повести как жанра. 2. Работа с текстом во время чтения. 2.1. Первичное чтение. Читает учитель, по ходу чтения ведёт диалог с автором, комментирует текст. Ученики следят по тексту, участвуют в диалоге с автором. Часть 1 Комментируем слово тамбур (закрытая площадка пассажирского вагона). Обращаем   внимание   детей:   герои   куда­то   впервые   едут   одни,   и   у   них прекрасное настроение. Части 2, 3 Текст простой и доступный для понимания, поэтому нужно, чтобы дети вопросы в тексте,  иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. © ООО «Баласс», 2013 24. Учиться работать по  предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. его   эмоционально   «пережили»,   почувствовали   состояние   героев.   По   ходу чтения можно задать вопросы: Что же придумают ребята? Интересно, получится ли уговорить мам? (Это вопросы, не требующие ответов.) Часть 4 Обращаем   внимание,   что   условия   ребятам   поставили   очень   жёсткие, запретов было много, но они согласились: уж очень хотелось отправиться на Оку! Комментируем слова: баталия (сражение), взяли измором (добились своего, медленно и настойчиво воздействуя на мам). Часть 5 Обращаем   внимание:   ребята   нарушили   договор   с   мамами,   вместо   дачи отправились на Оку; кабальные условия (от слова кабала – полная, почти рабская зависимость, здесь – в переносном значении); при чтении обращаем также   внимание   на   настроение   героев   (они   счастливы,   свободны);   на картины природы. Часть 6 Комментарии учителя: – Всё в незнакомце ребятам было интересно. – У незнакомца замечательное чувство юмора, он явно любит приключенческие книжки («сеньоры», «дворец, окружённый олеандровыми рощами», и т.д.). –  Попробуйте предположить, кто этот незнакомец и чем будут «насыщены до предела» два дня. Часть 7 Комментарии: –  Владимир   Сергеевич   оказался   геологом,   значит…   (изыскателем,   по классификации Миши). – Талисман – это предмет, приносящий счастье, удачу. Часть 8 © ООО «Баласс», 2013 3Комментарии: –  Тальник  –   небольшая   ива,   растущая   по   берегам   рек,   кустарник; порекомендовал – предложил; пищзапас – запас пищи. – Обратите внимание: ещё один совет туристам, как разогреть еду на костре. –  Какой   «аварийный   случай»   может   произойти   (т.е.   «какая   неприятность»)? Предположите. –  Оказывается,   клубни   стрелолиста   и   корни   лопуха   очень   вкусные,  об   этом может знать только настоящий путешественник, изыскатель. – Ещё два интересных способа: пить чай без чашек и ложек и дезинфицировать воду. Части 9–10 После чтения 1­го абзаца части 10: – А вы как бы всю эту информацию уместили в короткий текст телеграммы? После 2­го абзаца: – Вы поняли, почему глава так называется? 2.2. Обобщающая беседа. а) «Мы на много дней отсекли себе дорогу в Москву» – так заканчивается глава. Попробуйте предположить, как будут развиваться события дальше. б) – Похожи ли чем­то герои И. Дика на героев повести С. Голицына? (Они  тоже  изыскатели, путешественники, любят  и знают природу, не  боятся трудностей…) в) – Получили мы ответы на вопросы, которые возникли у нас до чтения? (Про Кара­Бумбу так ничего и не узнали.) Кому из вас интересно, что было дальше, попробуйте найти книгу в библиотеке. 3. Работа с текстом после чтения. 3.1. Знакомство с повестью как жанром. © ООО «Баласс», 2013 4Сопоставление повести и рассказа. а)  Выполнение задания 4 на с. 6 тетради. Можно устно сравнить, например, рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» и повести С. Голицына и И. Дика. Общее: это литературные произведения в прозе. Различия: в повести несколько эпизодов из жизни героев, большее количество героев, повесть больше по объёму, чем рассказ. б) Проверяем себя: читаем текст в учебнике на с. 53. в)  Самостоятельное  выполнение  задания  5 на  с. 6  тетради  (вспоминаем,  что «Малыш и Карлсон» и «Золотой ключик» – это сказочные повести). 3.2. Рассказ учителя о писателе. Отец Иосифа Ивановича Дика был румыном, мать – литовка, но жили они в России. Он очень рано осиротел, долгое время был бездомным скитальцем, а позднее   определён   в   детский   дом.   Может   быть,   эти   страницы   его   жизни повлияли на его творчество. Свою первую книгу он написал в 17 лет. Всего их было   более   60,   и   большая   часть   посвящена   школьной   теме,   мальчишкам   и девчонкам. И. Дик в юности мечтал стать геологом. После окончания школы его с оркестром проводили из детского дома в Ленинградский горный институт. Но война помешала сбыться мечтам. После тяжёлого ранения (а в армии он был подрывником) с мыслью о геологии пришлось расстаться. Можно предположить, что свои мечты писатель воплотил в героях своих произведений. –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?   © ООО «Баласс», 2013 5ΙΙΙ . Итог. – Что вы узнали о себе, когда прочли главы из повестей С. Голицына и И. Дика? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. 1. Письменный ответ на вопрос: «Считаю ли я себя изыскателем?» по данному началу: «Изыскатели – это люди, которые …». 2.  Подготовить выразительное чтение отрывка из повести И. Дика (по выбору учеников). © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также