Повторение и обобщение изученного о союзе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

7 класс Тема урока: Повторение и обобщение изученного о союзе Цели урока: образовательная: повторение и обобщение изученного о союзе; формирование умения определять роль союзов в предложении; закрепление навыков правописания союзов; развивающая: развитие памяти, логического мышления, внимания, приобретение качественных практических умений и навыков – письма, чтения, слушания, говорения, положительных эмоций при изучении русского языка; воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности учащихся. Оборудование: разноуровневые карточки, компьютер + проектор, А.Б. Малюшкин «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс» Основные понятия урока: Сочинительные и подчинительные союзы, орфограммы, пунктограммы. Ресурсы: —учебник; — раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план параграфа записан на боковой доске, схемы в учебнике;Арепьева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная школа», Орловского района, Орловской области. 7 класс Тема урока: Повторение и обобщение изученного о союзе Цели урока: образовательная: повторение и обобщение изученного о союзе; формирование умения определять роль союзов в предложении; закрепление навыков правописания союзов; развивающая: развитие памяти, логического мышления, внимания, приобретение качественных практических умений и навыков – письма, чтения, слушания, говорения, положительных эмоций при изучении русского языка; воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности учащихся. Оборудование: разноуровневые карточки, компьютер + проектор, А.Б. Малюшкин «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс» Основные понятия урока: Сочинительные и подчинительные союзы, орфограммы, пунктограммы. Ресурсы: —учебник; — раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план параграфа записан на боковой доске, схемы в учебнике; Ход занятия. «Союзы не что иное…как средство, которыми идеи соединяются;… подобны они гвоздям или клею…» М.В. Ломоносов №№ Этапы урока Содержание этапа 1. Организационный момент. Настрой учеников Словесный метод: Здравствуйте, ребята! Успокойтесь детвора, Начинать урок пора. Нынче всем на удивленье Наш урок на повторенье. Союз сегодня повторим, Орфограммы закрепим. 2. Актуализация знаний (Опрос учащихся по заданному на дом материалу). Проверка домашнего задания. 1) Устная проверка домашнего (метод: беседа с элементами анализа творческих работ) Вашим домашним заданием было создание образа слова СОЮЗ. Какие ассоциации вызвало у вас это слово? (рисунки, объяснение учащихся). (Слушаем чтение 2-3 творческих работ учащихся). -Чем понравились прочитанные отрывки? Какие предложения использовали их авторы? -Задайте дополнительные вопросы по уже изученному материалу и оцените ответы товарищей. Молодцы ребята! Вы показали, что слово союз многозначное. 2) Синтаксический разбор предложения (метод: наблюдение над языковым фактом) -Запишите предложение, объясните правописание союзов и некоторых орфограмм, произведите синтаксический разбор: Реч(?) тогда дост..гает своей цели когда за каждым словом чу…ствуется душа говорящего (Н. Шелгунов). 3) Самостоятельная работа уч-ся с карточками (цель индивидуально повторить изученное, выявить уровень знаний уч-ся) Карточка1(На «4»). Распознавание грамматических значений сочинительных союзов. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Выделите в овал сочинительные союзы, укажите их грамматическое значение. 1. Не от росы ур…жай а от поту. 2. Добрая пословица (не) в бровь а в глаз. 3. Мал ёрш(?) да колюч(?). 4. Без нитк… да иголки шубы (не)пошить. 5. Перо пиш…т а ум водит. 6. С умом за дума(н, нн0 а без ума сдела(н, нн)о. 7. Мал золотник да дорог. Карточка 2 ( На «3»). Разграничение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сначала сложносочинённые предложения. В них нельзя от одного предложения к другому поставить вопрос. Затем выпишите сложноподчинённые предложения. В них от одного простого предложения к другому можно поставить вопрос. Укажите сочинительные и подчинительные союзы. 1. В болтливост… скрывается лож… а лож…, как извес…но, есть мать свех пороков.». Льстят (за)тем чтобы господствовать под видом покорност… 3. Все языки стремят…ся к точност... а точность требует кратк…сти и сжат…сти. 4. Глаза страшат…ся а руки делают. Карточка 3 ( На «5»). Конструирование сложноподчинённых предложений. Закончите начатые предложения так, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Поставьте пропущенные запятые. Обведите в овал подчинительные союзы. 1. Сегодня у любителей хо(к, кк) ея праз…ник------. 2. В прошлогодн…м ч…мпионате у извес…ной ст…личной к…манды был очень удачный старт------. 3. Гол был забит по вине вратаря-------. 4. По реакц… зрителей (не)глядя на лёд можно было сказать-------. 5. Опасн…ные моменты у ворот обеих команд возникали часто-----. 3. Психологическая подготовка учащихся обобщению и закреплению материала. Определение целей урока. Целеполагание. Актуализация знаний учащихся. Слово учителя: Следующим заданием мы актуализируем свои знания. По учебной цепочке дадим характеристику части речи союз. Союз – это… Учащиеся: Союз - служебная часть речи. Союз - не отвечает на вопросы. Союз - не является членом предложения. Союзы – соединяют однородные члены предложения. Союзы – соединяют простые предложения в сложные. Союзы по строению делятся на простые (и, а, но) и составные (так что, потому что). Союзы делятся на производные (что) и непроизводные (но). Союзы по значению делятся на две группы сочинительные и подчинительные. Определение темы урока Посмотрите записи на нашей доске и в ваших тетрадях. Определите, чем мы с вами будем заниматься на этом уроке. Слово учителя: Сегодня на этом уроке мы будем закреплять и обобщать изученное о союзах, их служебной роли в предложении, употреблении их в речи и потренируемся различать союзы и похожие на них части речи. Целеполагание  Хорошо усвоив, материал вы сможете хорошо написать контрольный диктант и обязательно справитесь с грамматическим заданием;  Вы сможете объяснить эту тему отсутствующему по болезни однокласснику, а в будущем и своим детям;  Я буду вами гордиться, друзья будут считать вас умными, способными и успешными. 5 Анализ текста Слово учителя: Для закрепления материала произведём на этом уроке анализ текста № 19 из рабочей тетради по русскому языку для 7 класса Малюшкина А.Н. Откройте с. 62. Вопросы и задания: 1. Работа в группах: 1 группа выполняет 1-4 задание; 2 группа выполняет 5-7 задание. Вывод: В тексте - описании «Начало весны» рассказывается о том, как пробуждается природа в марте; что чувствует всё живое в это волшебное время года; какие мысли передают настроение человека. 2. Самостоятельная работа: - Выполните самостоятельно задание 8 (Расставьте в тексте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы). 3. Работа у доски (1 ученик): - Выполните задание 12 (Произведите морфологический разбор одного подчинительного союза). 6. 7. Физминутка Задание на развитие мышления. Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут – тоже покажем: Крылья сложили назад. Отметьте истинные и ложные высказывания, поставив справа от них соответственно буквы Л и И. 1 Союз – самостоятельная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. 2 По своему строению союзы бывают простыми и составными. 3 По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные. 4 Сочинительные союзы по значению делятся на четыре разряда. 5 Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложносочиненное. 6 Союз ДА (в значении НО) является сочинительным, противительным 7 Подчинительный союз КОГДА указывает на причину (Проверка, объяснение с доказательством истинного и ложного, 0 ош.- 5, 1-2 ош.- 4). 8. 9. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия. Подведение итогов урока в форме беседы -Что мы узнали новое на этом уроке? -Было ли вам трудно? –Что было самым интересным на уроке? Почему? — Назовите разряды сочинительных союзов? Почему они все называются сочинительными? - Какие союзы и почему называются подчинительными? - Дайте определение союза как части речи. Расскажите, чем отличается союз от самостоятельных частей речи. Комментирование домашнего задания (Беседа с учащимися о порядке выполнения домашнего задания): 1. Повторите теоретический материал параграфов 54-60. 2. Выполните оставшиеся задания из комплексного анализа текста (9; 11; 13). - Какое из оставшихся заданий кажется вам наиболее трудным? Почему? Как вы будете его выполнять? 3. Сочините лингвистическую сказку о союзе. Спасибо.
Иконка файла материала Повторение и обобщение изученного о СОЮЗЕ. Урок в 7 классе.docx
Арепьева Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Малокуликовская средняя общеобразовательная  школа», Орловского района, Орловской области. 7 класс Тема урока:  Повторение и обобщение изученного о союзе Цели урока: образовательная: повторение и обобщение изученного о союзе; формирование  умения определять роль союзов в предложении; закрепление навыков  правописания союзов; развивающая: развитие памяти, логического мышления, внимания, приобретение  качественных практических умений и навыков – письма, чтения, слушания,  говорения, положительных эмоций при изучении русского языка; воспитательная: формирование коммуникативных качеств личности учащихся. Оборудование: разноуровневые карточки, компьютер + проектор, А.Б. Малюшкин  «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс»  Основные   понятия   урока:   Сочинительные   и   подчинительные   союзы, орфограммы, пунктограммы. Ресурсы: —учебник; — раздаточные материалы (карточки с заданиями для повторения), план  параграфа записан на боковой доске, схемы в учебнике; Ход занятия. «Союзы не что иное…как средство,  которыми идеи соединяются;…  подобны они гвоздям или клею…»М.В. Ломоносов Этапы урока №№ 1. Организационный момент. Содержание этапа Настрой учеников Словесный метод: Здравствуйте, ребята!  Успокойтесь детвора,  Начинать урок пора.  Нынче всем на удивленье   Наш урок на повторенье.  Союз сегодня повторим,  Орфограммы закрепим.  2. Актуализация Проверка домашнего задания. (Опрос   знаний учащихся по   заданному   на   дом материалу). 1          Устная   проверка   домашнего   (метод: беседа   с   элементами   анализа   творческих работ) Вашим домашним заданием было создание образа  слова СОЮЗ. Какие ассоциации вызвало у вас это  слово? (рисунки, объяснение учащихся). (Слушаем   чтение   2­3   творческих   работ учащихся). ­Чем понравились прочитанные отрывки? Какие предложения использовали их авторы?  ­Задайте дополнительные вопросы по уже  изученному материалу и оцените ответытоварищей.  Молодцы ребята! Вы показали, что слово союз  многозначное. 2)  Синтаксический разбор предложения (метод: наблюдение над языковым фактом)     предложение, ­Запишите объясните правописание   союзов   и   некоторых   орфограмм, произведите синтаксический разбор: Реч(?) тогда дост..гает своей цели когда за каждым   словом   чу…ствуется   душа говорящего (Н. Шелгунов).    3)  Самостоятельная работа уч­ся с карточками (цель   индивидуально   повторить   изученное, выявить уровень знаний уч­ся) Карточка1(На «4»).  Распознавание грамматических значений сочинительных союзов. Спишите,   расставляя   пропущенные   запятые. Выделите в овал сочинительные союзы, укажите их грамматическое значение.  1 Не   от   росы   ур…жай   а   от   поту.     2. Добрая пословица (не) в бровь а в глаз. 3.   Мал   ёрш(?)   да   колюч(?).     4.   Без нитк… да иголки шубы (не)пошить. 5. Перо пиш…т а ум водит. 6. С умом за дума(н, нн0 а без ума сдела(н, нн)о. 7. Мал золотник да дорог. Карточка 2 ( На «3»).Разграничение сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Выпишите, расставляя пропущенные запятые, сначала сложносочинённые предложения. В них нельзя от одного предложения к другому поставить вопрос. Затем выпишите сложноподчинённые предложения. В них от одного простого предложения к другому можно поставить вопрос. Укажите сочинительные и подчинительные союзы. 1 В болтливост… скрывается лож…  а  лож…, как извес…но, есть мать свех  пороков.». Льстят (за)тем чтобы  господствовать под видом  покорност… 3. Все языки стремят… ся к точност... а точность требует  кратк…сти и сжат…сти. 4. Глаза  страшат…ся а руки делают. Карточка 3 ( На «5»). Конструирование сложноподчинённых предложений. Закончите   начатые   предложения   так,   чтобы получились   сложноподчинённые   предложения. Поставьте   пропущенные     запятые.   Обведите   в овал подчинительные союзы.  1 Сегодня у любителей хо(к, кк) ея праз… ник­­­­­­.   В   прошлогодн…м   ч… мпионате   у   извес…ной   ст…личной   к…   2.3. Психологическая подготовка учащихся обобщению   закреплению материала.  Определение   целей урока. Целеполагание. манды был очень удачный старт­­­­­­. 3. Гол был забит по вине вратаря­­­­­­­. 4. По   реакц…   зрителей   (не)глядя   на   лёд можно было сказать­­­­­­­. 5. Опасн…ные моменты   у   ворот   обеих   команд возникали часто­­­­­. Актуализация знаний учащихся.   и Слово учителя: Следующим заданием мы  актуализируем свои знания. По учебной цепочке  дадим характеристику части речи союз. Союз – это…  Учащиеся:   Союз ­ служебная часть речи. Союз ­ не отвечает на вопросы. Союз ­ не является членом предложения. Союзы – соединяют однородные члены  предложения. Союзы – соединяют простые предложения в  сложные. Союзы по строению делятся на простые (и, а, но) и  составные (так что, потому что). Союзы делятся на производные (что) и  непроизводные (но). Союзы по значению делятся на две группы  сочинительные и подчинительные. Определение темы урокаПосмотрите записи на нашей доске и в ваших тетрадях. Определите, чем мы с вами будем заниматься на этом уроке. Слово учителя: Сегодня на этом уроке мы будем закреплять и обобщать изученное о союзах, их служебной роли в предложении,   употреблении их в речи и потренируемся различать союзы и похожие на них части речи.           Целеполагание   Хорошо усвоив, материал  вы сможете   хорошо написать контрольный диктант и  обязательно справитесь с  грамматическим заданием;  Вы сможете объяснить эту тему  отсутствующему по болезни  однокласснику, а в будущем и своим  детям;    Я буду вами гордиться, друзья будут считать вас умными, способными и  успешными.  5 Анализ текста Слово учителя: Для   закрепления   материала   произведём   на этом  уроке анализ  текста  №  19 из  рабочей тетради   по   русскому   языку   для   7   класса Малюшкина А.Н. Откройте с. 62.    Вопросы и задания:1 Работа в группах: 1 группа выполняет 1­4 задание; 2 группа выполняет 5­7 задание. Вывод: В тексте ­ описании «Начало весны» рассказывается   о   том,   как     пробуждается природа в марте; что чувствует всё живое в это   волшебное   время   года;   какие   мысли передают настроение человека. 2 Самостоятельная работа: ­   Выполните   самостоятельно   задание   8 (Расставьте   в   тексте   недостающие   знаки препинания.   нужно, пропущенные буквы).   Вставьте, где   3. Работа у доски (1 ученик):  ­   Выполните   задание   12   (Произведите морфологический одного подчинительного союза). разбор     6. Физминутка Руки подняли и покачали –   Это деревья в лесу.  Руки нагнули, кисти встряхнули –  Ветер сбивает росу.  В стороны руки, плавно помашем –  Это к нам птицы летят.  Как они сядут – тоже покажем:  Крылья сложили назад. Отметьте истинные и ложные высказывания,7. Задание на развитие мышления. поставив справа от них соответственно буквы Л  и И. Союз – самостоятельная часть речи, которая  1 связывает как члены предложения, так и простые  предложения в составе сложного. По своему строению союзы бывают простыми  2 и составными. По значению союзы делятся на две группы:   3 сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы по значению делятся   4 на четыре разряда. Подчинительные союзы связывают простые   5 предложения в сложносочиненное. Союз ДА (в значении НО) является   6 сочинительным, противительным Подчинительный союз КОГДА указывает на   7 причину  (Проверка, объяснение с доказательством  истинного и ложного, 0 ош.­ 5, 1­2 ош.­ 4). 8. Подведение   итогов урока. Рефлексия. Подведение итогов урока в форме  беседы ­Что мы узнали новое на этом уроке? ­Было ли вам трудно?  –Что было самым интересным на уроке?  Почему? — Назовите разряды сочинительных союзов?9. Домашнее задание. Почему они все называются сочинительными? ­ Какие союзы и почему называются  подчинительными? ­ Дайте определение союза как части речи.  Расскажите, чем отличается союз от  самостоятельных частей речи. Комментирование домашнего задания  (Беседа с учащимися о порядке выполнения  домашнего задания): 1 Повторите теоретический материал  параграфов 54­60. 2  Выполните оставшиеся задания из  комплексного анализа текста (9; 11; 13). ­ Какое из оставшихся заданий кажется вам  наиболее трудным? Почему? Как вы будете  его выполнять? 3 Сочините лингвистическую сказку о  союзе. Спасибо.