Урок – практикум.
Урок обществознания в 6 классе по теме «Человек среди людей»
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Учитель: Мелехина Татьяна Серафимовна, МБОУ «СУВУ №14 «Подросток»,
г. Чусовой, Пермский край.
Класс: 6
Предмет: обществознание.
Автор УМК: Л.Н. Боголюбов. Обществознание, 6 класс.
Тема урока: Практикум по теме «Человек среди людей»
САМОАНАЛИЗ урока
Урок обществознания разработан и проведён согласно учебно – тематическому планированию, является повторением темы «Человек среди людей».
При разработке урока учитывались требования новых образовательных стандартов: постановка проблемы перед классом, самостоятельная работа учащихся, работа в группах с последующей самопроверкой, использование ИКТ (презентация), мотивация к учебной деятельности, актуализация знаний, рефлексия.
Методическое обоснование урока: урок в 6 классе проводится при повторении темы №2 «Человек среди людей», данный урок является 11 в теме.
Предлагаемый урок – практикум направлен на повторение материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку, раздаточный
материал: Буклеты, карточки с заданиями, наглядность.
В классе обучаются дети, имеющие различные способности к обучению (обучающие с ОВЗ – 5 человек, норма – 3 человека). При планировании урока учитывались индивидуальные особенности учащихся, уровень и темп усвоения, поэтому на уроке использовалась презентация, материал изучался в ходе практической деятельности и в процессе общения: учитель – учащиеся, ученик – ученик.
Тип урока – урок рефлексии.
Цели урока:
Содержательная: проверка качества и прочности усвоенного материала, сформированности умений и навыков, внесение корректив, выявление пробелов в знаниях.
Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.
Задачи:
Общеобразовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Человек среди людей»; закрепить умение работать с продуктивными заданиями.
Воспитательные: вовлечь учащихся в активную практическую деятельность; проявить наибольшую активность в выполнении заданий.
Развивающие: совершенствовать навыки анализа текста, обобщения; формировать навыки самоконтроля.
Планируемые результаты
Предметные:
ü Объяснять значение понятий по теме «Человек среди людей»;
ü отвечать на «тонкие» – простые вопросы;
ü самостоятельно анализировать текст, находить в нем правильный ответ.
Личностные:
ü Создание ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.
Метапредметные:
ü Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
ü воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
ü владеть приемами работы с текстом, читать/слушать текст с разной глубиной понимания.
Формы, связи, технологии, ресурсы.
Формы деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:
Активные — учитель ученик
Интерактивные — учитель ученик
ученик
Формы обучения: самостоятельная работа, взаимоконтроль, алгоритм.
Используемые приёмы обучения: «Интрига», «Шкатулка», «Составление алгоритма», «Хорошо – плохо», «Словесное упражнение», «Вводный вопрос», «Зигзаг», «Тонкие вопросы», «Диктант значений», «Лестница успеха».
Метапредметные связи: русский язык.
Технологии:
ü Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович).
ü Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов).
ü Приём интерактивного обучения (Ш.А.Амонашвили).
ü Технологии уровневой дифференциации.
Ресурсы: УМК, опорная схема, раздаточный материал.
Структура урока:
1. Этап мотивации.
2. Этап актуализации знаний по теме «Человек среди людей».
3. Обобщение и систематизация знаний.
4. Рефлексия (подведение итогов занятия).
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
На первом этапе урока (этап мотивации) использовался приём «Интрига», в зашифрованной криптограмме учащиеся должны были разгадать тему уроку. Задание оказалось затруднительным, не сразу поняли ученики, что цифра соответствовала букве алфавита. Физминутка позволила включить ребят в ход урока, активизировать познавательную деятельность.
Основным этапом на уроке является этап актуализации знаний, здесь используются разные приёмы деятельности:
Приём «Шкатулка» – ученики работают в группах, из предложенного набора слов выбирают те слова, которые относятся к теме «Человек среди людей», затем дают пояснение терминам.
Приём «Составление алгоритма» – активно работают с буклетом, заполняют пробелы в схемах.
Прием «Хорошо – плохо» – групповая работа. В таблице распределяют чувства на симпатии и антипатии. Затем, в ходе фронтального опроса, называют виды межличностных отношений. Этот этап урока был особенно успешным для всех учащихся.
Прием «Словесное упражнение». Выполняют продуктивное задание – имея задачную формулировку, дают ответ и фиксируют его в буклете. Самопроверка и самооценка.
На этом этапе урока учащиеся работали достаточно активно.
Этап обобщения и систематизации знаний. Физминутка дала возможность ребятам немного отдохнуть. Приём «Вводный вопрос» вновь включил учащихся в урок.
Приём «Зигзаг». Работают в группе – анализируют текст и дают аргументированный ответ. На этом этапе возникли трудности: ребята работали в команде, уровень восприятия текста и его понимание разный, поэтому были небольшие паузы. Но правильные ответы они видели на экране, поэтому в дальнейшем сориентировались по тексту и уже давали правильные ответы.
Приём «Тонкие вопросы» систематизировал знания учеников и позволил им справиться с заданием «Диктант значений»
Четвёртый этап урок – это «Лестница успеха». Ученики сами оценили себя, на какой ступеньке оказался каждый из них в результате деятельности во время урока.
На этапе домашнего задания учащимся было предложено дифференцированное домашнее задание (прописано в буклете) – на выбор.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность.
Урок проведён с использованием здоровьесберегающей технологии. Реализации поставленной цели способствовало решение личностных, метапредметных и предметных задач.
Эффективность урока достигалась с помощью сочетания и чередования фронтальной, индивидуальной, групповой форм работы во время актуализации имеющихся знаний, систематизации и закрепления нового материала.
На стадии рефлексии была организована самооценка своей деятельности, результатом урока стал буклет. Обязательным элементом урока была физкульминутка.
На мой взгляд, все поставленные задачи урока были реализованы, запланированные этапы выполнены. Урок прошел продуктивно, интересно. Время между этапами урока было распределено оптимально и рационально использовалось. Контроль и самоконтроль показали, что тема усвоена хорошо.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||
1. Этап мотивации
|
1) Прием «Интрига»: вопрос классу – на компьютере криптограмма (зашифровано слово – Человек среди людей: 25 6 13 16 3 6 12 19 18 6 5 10 13 32 5 6 11 (слайд 1) |
Эмоционально настраиваются на урок. Определяют тему урока «Человек среди людей»
|
||||||
2) Глазодвигательное упражнение (физминутка): «Глаз – путешественник» Развесить в разных углах и по стенам класса буквы, из которых надо сложить слово. Задание: Исходное положение – стоя, найти глазами буквы. Определить вид деятельности – практикум ( практическая деятельность). Результат (конечный продукт) – БУКЛЕТ (раздает ученикам) (слайд 4) Ключевым звеном в теме является ЧЕЛОВЕК- определение записывают в БУКЛЕТ (слайд 5) |
Стоя, находят глазами буквы и на доске оформляют слово – ПРАКТИКУМ Цель – систематизировать знания по теме «Человек среди людей»
Работают в буклетах. |
|||||||
2. Этап актуализации знаний по теме «Человек среди людей». |
3) Приём «Шкатулка». Ученикам выдает конверты с набором слов. Задание: выбрать слова – сложить в шкатулку, которые относятся к изучению темы «Человек среди людей», объяснить значение терминов. (слайд 6-9) 4) Приём «Составление алгоритма». Предлагает ученикам алгоритм с пропущенными несколькими звеньями. – заполняем пробелы в схеме
это особенная связь
с окружающими
основа межличностных отношений
(слайд 10-11) |
Работа в группах. Из предложенного набора слов выбирают те слова, которые относятся к теме «Человек среди людей», Объясняют термины.
Индивидуальная работа – алгоритм.
В буклетах заполняют пробелы в схемах.
|
||||||
5) Прием «Хорошо-плохо». Работа в группе Раздели перечисленные ниже чувства на 2 группы: + и -
(слайд 12) |
Работают в группе – распределяют чувства на симпатии и антипатии.
|
|||||||
6) Виды межличностных отношений: (слайд 13-14) |
Ответы уч-ся: Ø Знакомство; Ø Приятельство; Ø Товарищество; Ø Дружба; Ø Любовь. |
|||||||
6) Прием «Словесное упражнение»: Учитель зачитывает предложения – уч-ся определяют вид отношений: 1. Маша и Юля отдыхали вместе в лагере. 2. Саша и Федя всегда готовы прийти друг другу на выручку. 3. Глеб и Настя – одноклассники. 4. Диана и Марина вместе идут домой после уроков. 5. У Паши есть соседка тётя Зина. Они здороваются при встрече. 6. Серёжа и Данил иногда вместе играют во дворе в футбол. 7. Серёжа и Данил всё свободное время проводят вместе – играют во дворе в футбол, ходят в кино и кафе. 8. Сергей и Данил живут в соседних дворах и по пути в школу здороваются. 9. Сергей и Данил – одноклассники, у них хорошие отношения, хотя они часто спорят по разным вопросам. 10. У меня появилась собака и я её очень… Эталон ответа на экране – взаимопроверка. Критерии оценивания. (слайд 15-18) |
Учащиеся в буклетах фиксируют ответы. Самопроверка. Самооценка. 1) 1. Знакомство. 2) 2. Дружба. 3) 3. Товарищество. 4) 4. Приятельство. 5) 5. Знакомство. 6) 6. Приятельство. 7) 7. Дружба. 8) 8. Знакомство. 9. Товарищество |
|||||||
Физминутка |
|
|||||||
7) Приём «Вводный вопрос» С момента рождения ЧЕЛОВЕК является членом той или иной группы. В какие группы входишь ты? (слайд 20) |
Учащиеся дают ответ: 1. Семья. 2. Класс. 3. Городской житель. 4. Кружок, секция. |
|||||||
8) Прием «Зигзаг». Задание для работы в группах: (на столах тексты) прочитать текст и выполнить задание. Приложение 1. (слайд 22-26) |
Работают в группе – анализируют текст и дают аргументированный ответ. Развитие у уч-ся следующих умений: анализировать текст совместно с другими людьми; доступно передавать информацию другому человеку. |
|||||||
3. Обобщение и систематизация знаний о политике. |
9) Прием «Тонкие вопросы»: Тонкие вопросы: ü Через общение человек получает знания … ü С помощью общения происходит передача … ü Благодаря общению люди учатся оценивать… ü В общении формируется… (слайд 27-28) |
Учащиеся дают репродуктивный однозначный ответ на тонкие вопросы ü Об окружающем мире ü Опыта, усвоения нравственных ценностей ü Поступки и отношения ü Характер |
||||||
|
10) Приём «Диктант ЗНАЧЕНИЙ» Учитель диктует не слова, а их значения. Ученики должны по значениям определить слова и написать их. 1. Обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе. 2. Средство общения людей. 3. Способы порицания и поощрения. 4. Столкновение. 5. Биосоциальное существо, обладающее даром речи, мышлением и способностью изготавливать орудия труда (слайд 29-31)
|
Ученики пишут диктант.
СТЕРЕОТИП.
РЕЧЬ. САНКЦИИ. КОНФЛИКТ.
ЧЕЛОВЕК Оценка учителя. |
||||||
4. Рефлексия (подведение итогов занятия). |
11) Лестница успеха
(слайд 33) |
Ученик сам оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценивает достигнутые результаты. |
||||||
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
12) Предлагает учащимся дифференцированное д\з (прописано в буклете) – на выбор.: 1. Тест (сильный ученик). Приложение 2. 2. Презентация по теме «Человек среди людей» (средний ученик). 3. Составить кроссворд по теме «Человек среди людей» (слабый ученик). (слайд 34) |
Формирование у учащихся положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий.
|
Приложение 1. Задание группам для работы с текстом.
Прочитайте текст и выполните задание.
Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека. Человек рождается, и первая забота о нём – матери; постепенно (уже через несколько дней) о нём начинает заботиться отец (до рождения ребёнка забота о нём уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребёнка родители готовились, мечтали о нём)…
Постепенно дети становятся объектами всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своём селе, городе и стране… Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота объединяет людей, крепИт память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребёнка, провести через дорогу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… – всё это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
1. Выделите смысловые фрагменты текста.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1. Забота скрепляет отношения между людьми.
2. Забота родителей о детях и забота детей о семье, школе.
3. Забота как проявление чувства любви, дружбы, патриотизма.
4. Человеку легко делать добрые дела.
2. Какова, по мнению автора, роль заботы в отношениях людей?
Забота скрепляет отношения между людьми, объединяет людей, крепИт память о прошлом и направлена целиком на будущее.
3. Какие примеры добрых поступков приведены в тексте?
1.
Накормить ребёнка.
2. Провести через дорогу старика.
3. Уступить место в трамвае.
4. Хорошо работать.
5. Быть вежливым и обходительным.
Приложение 2.
Тест по обществознанию по теме «Межличностные отношения»,
6 класс
Работа состоит из 16 заданий. Заданий с кратким ответом — 12, с развернутым ответом — 4.
Система оценивания заданий
Задания 1–12 оцениваются 1 баллом.
Правильное выполнение заданий 13–16 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) или неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Шкала перевода баллов в оценку.
Оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Балл |
0-6 |
7-9 |
10-13 |
14-16 |
1. Найдите наиболее точное определение: Межличностные отношения — это: 1) взаимосвязи, которые возникают между людьми в совместной деятельности и общении 2) контакты человека с окружающим миром 3) воздействие общества на личность 4) чувства, которые возникают между людьми
2. Закончите предложение правильно. По стилю межличностные отношения: 1) не отличаются друг от друга 2) разделяются на отношения знакомства и товарищества 3) делятся на официальные и личные 4) бывают позитивные и негативные
3. Укажите позицию, из перечисленных ниже, которая обобщает приведённый перечень: знакомство, приятельство, товарищество, дружба, любовь: 1) межличностные стереотипы 2) деловые и личные контакты 3) участие в совместной деятельности 4) виды межличностных отношений.
4. Найдите наиболее точное определение. Стереотип – это: 1) привычка, сформировавшаяся на основе повторения сходных действий 2) антипатия к другим людям 3) обобщенное представление об особенностях людей, часто неточное, упрощенное 4) внутреннее расположение к другому человеку
5. Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие стереотип: 1) Летние месяцы дети Петровых проводят у бабушки. 2) Игорь Петров считает, что все девочки болтушки. 3) По воскресеньям семья Петровых отправляется на дачу. 4) Несколько лет подряд Игорь Петров побеждал в школьной математической олимпиаде.
6. Выберите правильное высказывание: 1) Стереотипы могут отрицательно влиять на межличностные отношения. 2) Межличностные отношения могут быть только деловыми. 4) Приятели — это самые верные друзья. 5) Любые контакты между людьми относятся к межличностным отношениям.
7. Основой межличностных отношений в первую очередь является: 1) стереотипы 2) материальные потребности 3) отсутствие ограничений 4) взаимодействие
8. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведённый перечень: доверие, уважение, благодарность, восхищение: 1) чувства, которые объединяют людей 2) чувства, порождающие антипатию 3) формальные (официальные) чувства 4) межличностные отношения
9. Приятельские отношения в первую очередь связаны с возможностью: 1) разделить досуг 2) встретить человека по дороге в школу 3) доверить тайну 4) участвовать в совместной деятельности
10. Какой из приведённых примеров иллюстрирует понятие межличностные отношения: 1) Известный учёный-историк выступил перед старшеклассниками. 2) Однажды шестиклассник Андрей встретил на улице знаменитого клоуна. 3) Группа учеников работает над проектом. 4) Настя регулярно читает блог популярного певца.
11. Выберите правильное высказывание: 1) Знакомства — наиболее редкий вид межличностных отношений. 2) В межличностных отношениях важны взаимопонимание и взаимодействие. 3) Официальные межличностные отношения не требуют взаимодействия. 4) Чувства всегда мешают установлению межличностных отношений.
12. Верно ли, что:
А) Межличностные отношения - это совокупность взаимодействий между людьми.
Б) Межличностные отношения - особая связь человека с другими людьми.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А и Б 4) неверны оба суждения
13. Заполните пропуск в таблице.
|
Неприязнь, отрицательное отношение |
Симпатия |
Внутреннее расположение, благожелательное отношение |
14. Заполните пропуск в таблице.
Виды межличностных отношений
Знакомство |
Приятельство |
Дружба |
Любовь |
|
15. Приведите в соответствие положения первого столбца со вторым. Ответ напишите в виде набора цифр.
Примеры межличностных отношений. |
Виды межличностных отношений. |
А. Директор - секретарь Б. Учитель-ученик В. Мама - дети Г. Государство - граждане Д. Братья-сёстры Е. Друзья-товарищи |
1.Деловые 2.Личные |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
16. Приведите в соответствие положения первого столбца со вторым. Ответ напишите в виде набора цифр.
Эмоции |
Виды эмоций |
А. Гнев Б. Радость В. Страх. Г. Обида Д. Интерес. Е. Восторг |
1.Положительные 2.Отрицательные |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ключ
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1 |
3 |
4 |
3 |
2 |
1 |
4 |
1 |
1 |
3 |
|
|||||||||
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
||||
2 |
3 |
антипатия |
товарищество |
А Б В Г Д Е 1 1 2 1 2 2
|
А Б В Г Д Е 2 1 2 2 1 1 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.