Повторяем правописание безударных гласных в корне слова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 9.docx
Дата: 13.09.13 Урок 9 Тема:                                                                Повторяем правописание                                                                    безударных гласных в корне слова  Цель: формировать навыки грамотного, осознанного письма. Задачи: повторение орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова», тренировка в обозначении буквами безударных гласных в корне слова. Оборудование: запись на доске. Характеристика деятельности учащихся: Устанавливать   место   и   тип   орфограммы   в   слове.   Контролировать   правильность   выполнения   задания. Находить   ошибки и объяснять  причины их  появления.  Восстанавливать  текст,  заполняя  пропуски.  Находить слова по заданному основанию подбирать проверочные слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Понимать информацию, представленную в виде таблицы, дополнять таблицу Оборудование: запись на доске. Х о д   у р о к а I. Чистописание.  бр  уд  еж  вд  ув  ва  ол  вы  бе  бу движение, звание, время, бумага. II. Повторение изученного материала.  1. Актуализация опорных знаний.  У ч и т е л ь .  Послушайте стихотворение «Две буквы». Буква А и буква О Обижаются давно: – Нас, ни в чем не виноватых, Часто путают ребята. Букве А стоять здесь стыдно, Ей и больно и обидно.  Вдруг у Лямина Петра Выползут из­под пера. Больше всех Петруша Лямин Издевается над нами. Изуродует он слово – Пишет через А – карова. То какая­то «трова», То какие­то «драва». Буква А и буква О Обижаются давно: – Скачем мы без всяких правил Как Петруша нас заставил Будто мы ему враги, Хоть из азбуки беги! Л. Дружинина О какой орфограмме нам хотят напомнить буквы? Что   вам   известно   о   правописании   безударных   гласных   в   корне   слова?   Как   надо   проверять   безударную гласную в корне слова? 2. Отработка написания безударной гласной в корне. 1) В ы п о л н е н и е   упражнения 1 по вариантам (рабочая тетрадь).  I  в а р и а н т  – 1 столбик, II  в а р и а н т  – 2 столбик. З а д а н и е :  измените форму слова так, чтобы ударный гласный звук в корне стал безударным. 1Ф и з к у л ь т м и н у т к а 2) В ы п о л н е н и е   упражнения 4 с объяснением (учебник).  З а д а н и е :  запишите  слова  в  таблицу,  заменяя  звуковую запись буквенной.  [а] – а,   [а] – о,   [и] – и,   [и] – е,   [и] – я. 3) В ы п о л н е н и е   упражнений 2 или 3 по выбору учащихся с последующей самооценкой (рабочая тетрадь).  III. Итог урока. – Как произносятся безударные гласные в словах?  – Что надо сделать, чтобы не ошибиться при их написании? Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1); упражнение 3 (учебник).  Работа по учебнику Упражнение 1 ­ отработка умения определять безударные гласные звуки в слове. Выполняется фронтально. При   выяснении   причин   ошибок   Ксении   учащиеся   должны   указать   на   то,   что   часть   ошибок   связана   с неправильным определением ударного гласного звука в словах: она отметила ударные звуки как безударные. Одна ошибка связана с тем, что ученица вместо буквы ударного гласного отметила букву согласного: это говорит о том, что Ксения нетвердо знает буквы гласных и не всегда может отличить гласный звук от согласного. При выполнении задания учитель вызывает учеников по очереди к доске (каждый вызванный записывает по одному предложению и подробно комментирует свои действия). Вариант выполнения. Учитель просит обозначать черточкой не все безударные гласные, а лишь те, которые находятся в корне слова. Это усложнит выполнения задания, так как к основной задаче ­ определить безударные гласные и, соответственно, ударный в слове ­ прибавляется дополнительная: определить часть слова, в которой находится безударный гласный. Упражнение  2   ­   повторение   способа   проверки   орфограммы  «Безударные   проверяемые   гласные   в   корне слова», тренировка в обозначении безударных гласных буквами. Сначала работа выполняется фронтально устно, затем — письменно. Вопросы   учителя.  Какие   буквы   пострадали   ­   буквы   гласных   или   согласных?   Пропущенные   буквы обозначают ударные или безударные гласные? В какой части слова находятся пропущенные буквы? Что нужно сделать, чтобы определить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в корне слова? Рубрика «Вспомни 2 класс»  ­  обобщение ответов на поставленные учителем вопросы к упражнению 2 и формулировка правила проверки безударных гласных (ответ на последний вопрос). После того как учащиеся прочитают приведенные в рубрике примеры, учитель просит их назвать случаи, когда з качестве проверочного слова выступает родственное слово первый и второй примеры), и определить, как проверена орфограмма в третьем   случае   (с   помощью   изменения   формы   слова».   Затем   учащиеся   фронтально   устно   подбирают проверочные   слова   к   словам   с   пропущенными   буквами,   повторяют   алгоритм   списывания   и   приступают   к самостоятельному списыванию текста с параллельным заполнением пропусков (перед словом с пропущенной буквой записывается подобранное проверочное слово). Возможная трудность. Подбор проверочного слова к слову найти. Помощь. Учитель на доске пишет слово найденный. Упражнение  3  ­ различение орфограмм «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и «Безударные непроверяемые гласные в корне слова». В процессе выполнения упражнения учащиеся должны определить, во­ первых, есть ли в слове безугарный гласный в корне, во­вторых, можно ли проверить безугарный гласный в корне слова или нет. Отсутствие в задании подсказки о наличии в упражнении слов с ударными гласными в корне позволяет учителю проверить внимательность учащихся и их умение отличать ударный гласный от безударного. Выполняется   письменно   в   парах.   После   выполнения   осуществляется   фронтальная   проверка.   При   ответе   на 2вопросы: «Канне слова остались?» и «Почему?» ­ учащиеся должны назвать лова речка, горка, сказка, гнёзда, глазки, поле (потому что гласный ЗВУК в корне является ударным) и словарные слова собака, '00ва (потому что безударный гласный в корне проверить нельзя). Упражнение  4  ­   орфографический   тренинг   в   обозначении   буквами   безударных   гласных   в   корне   слова. Выполняется письменно, начало упражнения ­ фронтально с комментированием действий, после записи четырех ­ пяти   слов   ­   самостоятельно.   Обязательное   условие   выполнения   упражнения:   учащиеся   сначала   записывают подобранное проверочное слово, а потом ­ слово с проверяемой орфограммой. Образец: воды — вода. Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1) Упражнение  1  ­   орфографический   тренинг   обозначения   буквами   безударных   гласных   в   корне   слова. Выполняется самостоятельно. Учитель просит подчеркивать в записываемых словах орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова». Упражнение 2 ­ орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно. Упражнение  3 ­ тренировка в подборе проверочных слов и в обозначении буквами безударных гласных в корне слова. Выполняется фронтально.  Вопрос учителя  в ходе выполнения: почему перед словом  дорога  не оставлено   место   для  написания   проверочного   слова?  Учащиеся   должны  указать   на  то,   что  в   этом  слове,   в отличие от остальных слов, орфограмма «Безударные непроверяемые гласные в корне слова». Упражнение 4 ­ повторение написания словарных слов из курса 2 класса. Выполняется в парах. Ответы: 1 ­ ветер, 2 ­ класс, 3 ­ завтра, 4 ­ кино, 5 ­ рисунок, 6 ­ коньки, 7 ­ овощи, 8 ­ космос. Словарная   работа.  Объяснить,   какую   букву   нужно   вставить   на   месте   пропусков   в   словарных   словах, записанных   учителем   на   доске:  р...кета,   м...лина,   остр...в,   п...рог.  После   того   как   буквы   будут   вписаны, прочитать слова орфографически, записать их по памяти (слова на доске на это время закрываются), а после сверить правильность написания орфограмм с записью на доске. 3