Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата: 13.09.13
Урок 9
Тема: Повторяем правописание
безударных гласных в корне слова
Цель: формировать навыки грамотного, осознанного письма.
Задачи: повторение орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне слова», тренировка в обозначении
буквами безударных гласных в корне слова.
Оборудование: запись на доске.
Характеристика деятельности учащихся:
Устанавливать место и тип орфограммы в слове. Контролировать правильность выполнения задания.
Находить ошибки и объяснять причины их появления. Восстанавливать текст, заполняя пропуски. Находить
слова по заданному основанию подбирать проверочные слова. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Понимать информацию, представленную в виде
таблицы, дополнять таблицу
Оборудование: запись на доске.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
бр уд еж вд ув ва ол вы бе бу
движение, звание, время, бумага.
II. Повторение изученного материала.
1. Актуализация опорных знаний.
У ч и т е л ь . Послушайте стихотворение «Две буквы».
Буква А и буква О
Обижаются давно:
– Нас, ни в чем не виноватых,
Часто путают ребята.
Букве А стоять здесь стыдно,
Ей и больно и обидно.
Вдруг у Лямина Петра
Выползут изпод пера.
Больше всех Петруша Лямин
Издевается над нами.
Изуродует он слово –
Пишет через А – карова.
То какаято «трова»,
То какието «драва».
Буква А и буква О
Обижаются давно:
– Скачем мы без всяких правил
Как Петруша нас заставил
Будто мы ему враги,
Хоть из азбуки беги!
Л. Дружинина
О какой орфограмме нам хотят напомнить буквы?
Что вам известно о правописании безударных гласных в корне слова? Как надо проверять безударную
гласную в корне слова?
2. Отработка написания безударной гласной в корне.
1) В ы п о л н е н и е упражнения 1 по вариантам (рабочая тетрадь).
I в а р и а н т – 1 столбик,
II в а р и а н т – 2 столбик.
З а д а н и е : измените форму слова так, чтобы ударный гласный звук в корне стал безударным.
1Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2) В ы п о л н е н и е упражнения 4 с объяснением (учебник).
З а д а н и е : запишите слова в таблицу, заменяя звуковую запись буквенной.
[а] – а, [а] – о, [и] – и, [и] – е, [и] – я.
3) В ы п о л н е н и е упражнений 2 или 3 по выбору учащихся с последующей самооценкой (рабочая тетрадь).
III. Итог урока.
– Как произносятся безударные гласные в словах?
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться при их написании?
Домашнее задание: упражнение 4 (рабочая тетрадь № 1); упражнение 3 (учебник).
Работа по учебнику
Упражнение 1 отработка умения определять безударные гласные звуки в слове. Выполняется фронтально.
При выяснении причин ошибок Ксении учащиеся должны указать на то, что часть ошибок связана с
неправильным определением ударного гласного звука в словах: она отметила ударные звуки как безударные.
Одна ошибка связана с тем, что ученица вместо буквы ударного гласного отметила букву согласного: это говорит
о том, что Ксения нетвердо знает буквы гласных и не всегда может отличить гласный звук от согласного. При
выполнении задания учитель вызывает учеников по очереди к доске (каждый вызванный записывает по одному
предложению и подробно комментирует свои действия).
Вариант выполнения. Учитель просит обозначать черточкой не все безударные гласные, а лишь те, которые
находятся в корне слова. Это усложнит выполнения задания, так как к основной задаче определить безударные
гласные и, соответственно, ударный в слове прибавляется дополнительная: определить часть слова, в которой
находится безударный гласный.
Упражнение 2 повторение способа проверки орфограммы «Безударные проверяемые гласные в корне
слова», тренировка в обозначении безударных гласных буквами. Сначала работа выполняется фронтально устно,
затем — письменно.
Вопросы учителя. Какие буквы пострадали буквы гласных или согласных? Пропущенные буквы
обозначают ударные или безударные гласные? В какой части слова находятся пропущенные буквы? Что нужно
сделать, чтобы определить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в корне слова?
Рубрика «Вспомни 2 класс» обобщение ответов на поставленные учителем вопросы к упражнению 2 и
формулировка правила проверки безударных гласных (ответ на последний вопрос). После того как учащиеся
прочитают приведенные в рубрике примеры, учитель просит их назвать случаи, когда з качестве проверочного
слова выступает родственное слово первый и второй примеры), и определить, как проверена орфограмма в
третьем случае (с помощью изменения формы слова». Затем учащиеся фронтально устно подбирают
проверочные слова к словам с пропущенными буквами, повторяют алгоритм списывания и приступают к
самостоятельному списыванию текста с параллельным заполнением пропусков (перед словом с пропущенной
буквой записывается подобранное проверочное слово).
Возможная трудность. Подбор проверочного слова к слову найти.
Помощь. Учитель на доске пишет слово найденный.
Упражнение 3 различение орфограмм «Безударные проверяемые гласные в корне слова» и «Безударные
непроверяемые гласные в корне слова». В процессе выполнения упражнения учащиеся должны определить, во
первых, есть ли в слове безугарный гласный в корне, вовторых, можно ли проверить безугарный гласный в корне
слова или нет. Отсутствие в задании подсказки о наличии в упражнении слов с ударными гласными в корне
позволяет учителю проверить внимательность учащихся и их умение отличать ударный гласный от безударного.
Выполняется письменно в парах. После выполнения осуществляется фронтальная проверка. При ответе на
2вопросы: «Канне слова остались?» и «Почему?» учащиеся должны назвать лова речка, горка, сказка, гнёзда,
глазки, поле (потому что гласный ЗВУК в корне является ударным) и словарные слова собака, '00ва (потому что
безударный гласный в корне проверить нельзя).
Упражнение 4 орфографический тренинг в обозначении буквами безударных гласных в корне слова.
Выполняется письменно, начало упражнения фронтально с комментированием действий, после записи четырех
пяти слов самостоятельно. Обязательное условие выполнения упражнения: учащиеся сначала записывают
подобранное проверочное слово, а потом слово с проверяемой орфограммой. Образец: воды — вода.
Работа в тетради «Пишем грамотно» (№ 1)
Упражнение 1 орфографический тренинг обозначения буквами безударных гласных в корне слова.
Выполняется самостоятельно. Учитель просит подчеркивать в записываемых словах орфограмму «Безударные
проверяемые гласные в корне слова».
Упражнение 2 орфографический тренинг. Выполняется самостоятельно.
Упражнение 3 тренировка в подборе проверочных слов и в обозначении буквами безударных гласных в
корне слова. Выполняется фронтально. Вопрос учителя в ходе выполнения: почему перед словом дорога не
оставлено место для написания проверочного слова? Учащиеся должны указать на то, что в этом слове, в
отличие от остальных слов, орфограмма «Безударные непроверяемые гласные в корне слова».
Упражнение 4 повторение написания словарных слов из курса 2 класса. Выполняется в парах.
Ответы: 1 ветер, 2 класс, 3 завтра, 4 кино, 5 рисунок, 6 коньки, 7 овощи, 8 космос.
Словарная работа. Объяснить, какую букву нужно вставить на месте пропусков в словарных словах,
записанных учителем на доске: р...кета, м...лина, остр...в, п...рог. После того как буквы будут вписаны,
прочитать слова орфографически, записать их по памяти (слова на доске на это время закрываются), а после
сверить правильность написания орфограмм с записью на доске.
3