Повторяем признаки и типы текстов

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 10.docx
Повторяем признаки и типы текстов Д а т а : 1 6 . 0 9 . 1 8 У р о к   10 Тема: Ц е л ь : совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Задачи: повторить изученные типы текстов (рассуждение и повествование), развивать умение формулировать основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план. Оборудование: типы текстов. Характеристика деятельности учащихся: Понимать текст, выявлять основную мысль текста. Соотносить свой ответ с рядом предложенных.  Контролировать свои действия при устном ответе: логично строить высказывание, отбирать необходимые  языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Различать типы текста. Выбирать  заголовок к тексту из ряда предложенных, обосновывать свой выбор. Составлять план текста. Подбирать  заголовки к текстам на заданную тему Х о д   у р о к а I. Чистописание.  ППП  ///  ППП  /// Правда в огне не горит и в воде не тонет.  II. Повторение изученного материала.  Особенности типа текстов. Работа по учебнику Упражнение  1  ­ повторение признаков текста­рассуждения, обсуждение вариантов ответов. Выполняется фронтально   устно.   Текст   и   задание   к   упражнению   читает   учитель.   Ученики   должны   объяснить,   почему правильным является ответ Сережи, а Коля и Нина ошиблись. Важно, чтобы в аргументации ответов звучали слова «объясняет», «показывает», «доказывает» и другие, подтверждающие принадлежность данного текста к типу рассуждения. Дополнительное задание. Подобрать к тексту заголовок. Учитель. Прочитайте текст упражнения 1 (учебник). Как вы думаете, кто из ребят правильно определил тип  текста? К какому типу относится этот текст? – О чем может говориться в тексте­описании? В тексте­рассуждении? В тексте­повествовании? Чем эти  тексты отличаются друг от друга? Прочитайте текст упражнения 2 (учебник). К какому типу текста он относится? Маша назвала этот текст  описанием. Права ли она? Почему? Выберите заголовок, который подходит к тексту. Почему другие заголовки не подходят?  Задание: запишите заголовок текста в тетрадь. (Первый полет.) Упражнение   готовит   к   обсуждению   вопросов  рубрики   «Вспомни   2   класс».  Повторение   может   быть организовано по примеру упр. 2 урока 5 (см. комментарий). Упражнение  2  ­ повторение признаков  текста­повествования, подбор заголовков к тексту,  составление плана текста. Выполняется фронтально. Текст читают учащиеся. Ученики должны указать, что Миша ошибся, назвав текст описанием, и привести доказательства того, что текст в упражнении ­ повествование (события последовательно сменяют друг друга). Обратите внимание. В первом абзаце текста присутствуют элементы и описания (описание воробьишки), и рассуждения   («Наверное,   это   был   его   первый   полёт,   который   закончился   уроками   плавания»).   Учеников, указавших на эту особенность текста, следует похвалить за внимание и хорошее чувство языка, отметив при 1этом, что в большинстве текстов (особенно крупных) действительно можно встретить смешение разных типов речи.   Если  класс  хорошо  подготовлен,  но ученики  не  скажут  об этой  особенности  текста,   учитель   может предложить   внимательно   проанализировать   первый   абзац   и   найти   примеры   описания   и   рассуждения.   Если учащиеся класса испытывают трудности в определении типа текста, то на данном этапе обучения методически нецелесообразно акцентировать их внимание на смешении разных типов речи в одном абзаце. В работе по подбору подходящих к тексту заголовков следует учитывать как предложенные правильные варианты  (Воробьишка,   Первый   полёт),  так   и   придуманные   самими   учащимися   (варианты   записываются учителем на доске, откуда ученики могут списать понравившийся им заголовок). Составление плана текста предлагается по усмотрению учителя; в классах с невысоким темпом работы может   не   проводиться.   Перед   началом   работы   по   составлению   плана   учитель   просит   учеников   еще   раз прочитать текст, подумать, зачем автор рассказал эту историю, определить основную мысль к кета и соотнести ее с выбранным заголовком, сформулировать, (найти в тексте слова) основную мысль каждого абзаца ­ пункты плана. Предлагаемые учениками пункты плана учитель записывает на доске. Вариант плана.  1. Бабушка нашла воробьишку в кадушке с водой. 2. Дедушка посоветовал отнести воробья на крышу. Ф и з к у л ь т м и н у т к а Упражнение 3 ­ творческая работа. Вариант   проведения.   Учитель   просит   учеников   вспомнить   какую­нибудь   историю   и   подобрать   к   ней заголовок   так,   чтобы   можно   было   представить   содержание   рассказа.   Ученики   называют   свои   заголовки,   а учитель записывает их на доске, а рядом ­ имена авторов заголовков. Затем учитель предлагает ученикам догадаться, о чем может идти речь в истории, которая называется... (указывается заголовок). Ученик, давший название   своей   истории,   соглашается   или   не   соглашается   с   предположениями   одноклассников,   а   затем рассказывает   свою   историю.   При   таком   варианте   проведения   упражнения   важно   следить,  чтобы  название истории   и   ее   содержание   действительно   совпадали.   Если   ученики   обнаружат   несоответствие,   следует организовать работу по корректированию заголовка. В результате обсуждения на доске к имени ученика и заголовку   (откорректированному)   его   истории   добавляется   пояснение,   о   чем   рассказывается   в   тексте, например: Наташа. Заголовок ­ «Летающий цветок». История про красивую бабочку. Обратите внимание.  Творческие  задания, связанные  с написанием  собственных  текстов,  мы не ре­ комендуем на данном этапе обучения предлагать для домашней работы, так как ученики еще не овладели необходимыми навыками письменной речи. Напоминаем, что цель уроков блока «Развитие речи» — научить правильному составлению  различных типов текстов с соблюдением законов их построения. Следовательно, большинство   заданий   к   упражнениям   этого   блока   являются  учебными,  т.   е.   направленными   на   овладение учениками  способом  речевой   деятельности,   алгоритмом   решения   той   или   иной   языковой   задачи.   Задание «Запиши историю, которая произошла с тобой летом» может быть предложено, но оно не будет учебным, так как ученики пока не знают, как его выполнить правильно. Поэтому такого рода задания лучше включать в уроки окружающего мира или литературного чтения, где ученики будут в первую очередь выражать собственное мнение по тому или иному вопросу, рассказывать о том, что их интересует, оценивать то, что с ними произошло, и т. д. IV. Итог урока. 2– Какие типы текстов вы знаете?  Домашнее задание: каждому ученику выдается карточка­задание с текстом. Озаглавьте текст и составьте к нему план.  3