Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Повторяем признаки и типы текстов
Д а т а : 1 6 . 0 9 . 1 8
У р о к 10
Тема:
Ц е л ь : совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Задачи: повторить изученные типы текстов (рассуждение и повествование), развивать умение формулировать
основную мысль текста, определять типы текстов, выбирать подходящий заголовок, составлять план.
Оборудование: типы текстов.
Характеристика деятельности учащихся:
Понимать текст, выявлять основную мысль текста. Соотносить свой ответ с рядом предложенных.
Контролировать свои действия при устном ответе: логично строить высказывание, отбирать необходимые
языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Различать типы текста. Выбирать
заголовок к тексту из ряда предложенных, обосновывать свой выбор. Составлять план текста. Подбирать
заголовки к текстам на заданную тему
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
ППП /// ППП ///
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
II. Повторение изученного материала. Особенности типа текстов.
Работа по учебнику
Упражнение 1 повторение признаков текстарассуждения, обсуждение вариантов ответов. Выполняется
фронтально устно. Текст и задание к упражнению читает учитель. Ученики должны объяснить, почему
правильным является ответ Сережи, а Коля и Нина ошиблись. Важно, чтобы в аргументации ответов звучали
слова «объясняет», «показывает», «доказывает» и другие, подтверждающие принадлежность данного текста к
типу рассуждения.
Дополнительное задание. Подобрать к тексту заголовок.
Учитель. Прочитайте текст упражнения 1 (учебник). Как вы думаете, кто из ребят правильно определил тип
текста? К какому типу относится этот текст?
– О чем может говориться в текстеописании? В текстерассуждении? В текстеповествовании? Чем эти
тексты отличаются друг от друга?
Прочитайте текст упражнения 2 (учебник). К какому типу текста он относится? Маша назвала этот текст
описанием. Права ли она? Почему?
Выберите заголовок, который подходит к тексту. Почему другие заголовки не подходят?
Задание: запишите заголовок текста в тетрадь. (Первый полет.)
Упражнение готовит к обсуждению вопросов рубрики «Вспомни 2 класс». Повторение может быть
организовано по примеру упр. 2 урока 5 (см. комментарий).
Упражнение 2 повторение признаков текстаповествования, подбор заголовков к тексту, составление
плана текста. Выполняется фронтально. Текст читают учащиеся. Ученики должны указать, что Миша ошибся,
назвав текст описанием, и привести доказательства того, что текст в упражнении повествование (события
последовательно сменяют друг друга).
Обратите внимание. В первом абзаце текста присутствуют элементы и описания (описание воробьишки), и
рассуждения («Наверное, это был его первый полёт, который закончился уроками плавания»). Учеников,
указавших на эту особенность текста, следует похвалить за внимание и хорошее чувство языка, отметив при
1этом, что в большинстве текстов (особенно крупных) действительно можно встретить смешение разных типов
речи. Если класс хорошо подготовлен, но ученики не скажут об этой особенности текста, учитель может
предложить внимательно проанализировать первый абзац и найти примеры описания и рассуждения. Если
учащиеся класса испытывают трудности в определении типа текста, то на данном этапе обучения методически
нецелесообразно акцентировать их внимание на смешении разных типов речи в одном абзаце.
В работе по подбору подходящих к тексту заголовков следует учитывать как предложенные правильные
варианты (Воробьишка, Первый полёт), так и придуманные самими учащимися (варианты записываются
учителем на доске, откуда ученики могут списать понравившийся им заголовок).
Составление плана текста предлагается по усмотрению учителя; в классах с невысоким темпом работы
может не проводиться. Перед началом работы по составлению плана учитель просит учеников еще раз
прочитать текст, подумать, зачем автор рассказал эту историю, определить основную мысль к кета и соотнести
ее с выбранным заголовком, сформулировать, (найти в тексте слова) основную мысль каждого абзаца пункты
плана. Предлагаемые учениками пункты плана учитель записывает на доске.
Вариант плана.
1. Бабушка нашла воробьишку в кадушке с водой.
2. Дедушка посоветовал отнести воробья на крышу.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Упражнение 3 творческая работа.
Вариант проведения. Учитель просит учеников вспомнить какуюнибудь историю и подобрать к ней
заголовок так, чтобы можно было представить содержание рассказа. Ученики называют свои заголовки, а
учитель записывает их на доске, а рядом имена авторов заголовков. Затем учитель предлагает ученикам
догадаться, о чем может идти речь в истории, которая называется... (указывается заголовок). Ученик, давший
название своей истории, соглашается или не соглашается с предположениями одноклассников, а затем
рассказывает свою историю. При таком варианте проведения упражнения важно следить, чтобы название
истории и ее содержание действительно совпадали. Если ученики обнаружат несоответствие, следует
организовать работу по корректированию заголовка. В результате обсуждения на доске к имени ученика и
заголовку (откорректированному) его истории добавляется пояснение, о чем рассказывается в тексте,
например: Наташа. Заголовок «Летающий цветок». История про красивую бабочку.
Обратите внимание. Творческие задания, связанные с написанием собственных текстов, мы не ре
комендуем на данном этапе обучения предлагать для домашней работы, так как ученики еще не овладели
необходимыми навыками письменной речи. Напоминаем, что цель уроков блока «Развитие речи» — научить
правильному составлению различных типов текстов с соблюдением законов их построения. Следовательно,
большинство заданий к упражнениям этого блока являются учебными, т. е. направленными на овладение
учениками способом речевой деятельности, алгоритмом решения той или иной языковой задачи. Задание
«Запиши историю, которая произошла с тобой летом» может быть предложено, но оно не будет учебным, так
как ученики пока не знают, как его выполнить правильно. Поэтому такого рода задания лучше включать в уроки
окружающего мира или литературного чтения, где ученики будут в первую очередь выражать собственное
мнение по тому или иному вопросу, рассказывать о том, что их интересует, оценивать то, что с ними произошло,
и т. д.
IV. Итог урока.
2– Какие типы текстов вы знаете?
Домашнее задание: каждому ученику выдается карточказадание с текстом. Озаглавьте текст и составьте к
нему план.
3