Повторяем состав слова

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 8.docx
Дата:12.09.18 Урок 8 Тема: Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке. Задачи: активизировать знания учащихся о составе слова, полученные во 2 классе; познакомить с алгоритмом полного разбора по составу; выполнить первые два пункта отрабатываемого алгоритма. Характеристика деятельности учащихся:         Повторяем состав слова Заканчивать предложения. Дополнять схему. Знакомиться с алгоритмом разбора слова по составу. Контролировать   собственные   действия   в   соответствии   с   алгоритмом.   Использовать   образец  устного рассуждения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа   в   паре).   Группировать   слова   по   заданному   основанию.   Анализировать   варианты   инструкций нахождения корня и устанавливать правильный ответ. Распознавать родственные слова, находить слова, не отвечающие   заданному   условию.   Учитывать   степень   сложности   задания   и   определять   для   себя возможность/невозможность его выполнения. Понимать схему. Восстанавливать и формулировать задание по результату его выполнения I. Чистописание. Х о д   у р о к а ез  ез // вб // удзрф // дв зв рб // бу вз вр Подберезовик, боровик – грибы. II. Словарный диктант. Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, вокзал, конфета, язык, обед. III. Повторение изученного материала.  1. Актуализация опорных знаний.  У ч и т е л ь .  Во 2 классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Это здание – словообразование. Что обозначает термин «словообразование»? Вспомните, как называется:  часть слова, которая изменяется…  окончание, не выраженное звуками…  часть слова без окончания…  общая часть родственных слов…  часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов…  часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов… 2. Чтение алгоритма. Н а   д о с к е  написаны условные обозначения:  У ч и т е л ь .  Какие части слова так обозначаются? – Какие  части  слова  остались  без  обозначения?  Обозначьте  их  на доске. ­ Прочитайте алгоритм разбора слова по составу (учебник).  – Всегда ли окончание может быть выражено звуками? – Вспомните, что значит изменить форму слова? Как меняется форма слова? Приведите примеры. – Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания? Приведите примеры таких слов.                                               Ф и з к у л ь т м и н у т к а3. Выполнение упражнения 2 по вариантам (учебник). Учащиеся выписывают слова, отмечают окончания и основу и доказывают правильность своего выбора.  I  в а р и а н т  – слова с окончанием, выраженным звуками;  II  в а р и а н т  – слова с нулевым окончанием; III  в а р и а н т  – слова, не имеющие окончания. 4. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).  Учащиеся читают об этимологии слова кафе.  5. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (учебник).  З а д а н и е :  Выберите из предложенных вариантов правильный ответ. Чтобы найти корень, надо… 6. Выполнение упражнения 3 устно (учебник).  З а д а н и е :  назовите группы однокоренных (родственных) слов.  IV. Итог урока.  – Что мы сегодня повторили на уроке? – Из каких частей состоит слово? Домашнее задание: составьте слова по схемам и запишите их: ;   ;   ;   . Работа по учебнику Рубрика «Вспомни 2 класс» ­ повторение материала, изучавшегося в разделе «Состав слова» во 2 классе. Учащиеся устно заканчивают предложения следующими словами:  окончанием, нулевым, основой, корнем, суффиксом,   приставкой.   Далее,   при   определении   частей   слова,   оставшихся   в   схеме   без   обозначения, учащиеся называют основу и окончание. Полная схема чертится на доске и в тетрадях. Рубрика  «Обрати  внимание»  вводит   полный   алгоритм   разбора   слова   по   составу.   Не   следует   сразу просить   учащихся   прочитать   текст   рубрики   ­   сначала,   учитель   представляет   алгоритм   разбора   слов   по составу, выполняя все этапы на доске. При этом его задача заключается и в актуализации знаний учащихся, так как отдельные операции разбора слова по составу знакомы ученикам со 2 класса. Учащиеся могут записать в тетради схематичный алгоритм (можно оформить его в качестве памятки на отдельной карточке). Упражнение  1  —  отработка   первого   пункта   (алгоритма)   плана   разбора   слов   по  составу.   В  процессе выполнения   упражнения   учащиеся   вспоминают   способ   изменения   формы   имен   существительных   и   имен прилагательных. Если учащиеся забыли, как изменяется форма слова, учитель предлагает им обратиться к памятке   «Правильно   изменяй   форму  слова»  (учебник,   ч.   1,   с.   151).   Выполняется   письменно   фронтально. Учитель по очереди вызывает учащихся к доске. Запись на доске и в тетради:В   процессе   выполнения   упражнения   учащиеся   определяют,   что   в   словах  дождик  и   хлеб   окончание нулевое, поэтому при ответе на последний вопрос упражнения они должны лишь еще раз объяснить, что нулевое окончание — это окончание, не выраженное звуками, его наличие доказывается изменением формы слова, при котором на смену нулю звука приходит окончание, выраженное звуками. Рубрика «Вспомни 2 класс» ­ повторение различия слов с нулевым окончанием и слов, у которых вообще нет окончания (неизменяемые). Учащиеся должны вспомнить, что окончаний нет у слов, форма которых не изменяется, такими словами являются первые слова в парах:  кино, пальто, шоссе.  При работе с рубрикой учащиеся указывают, что у вторых слов в парах окончание есть, но оно нулевое. Учитель просит вспомнить еще несколько неизменяемых слов, после этого он предлагает прочитать материал рубрики «Путешествие в прошлое». При ответе на содержащийся в рубрике вопрос учащиеся должны определить, что значение слова кафе  в русском языке более широкое: в современном русском языке кафе ­ это небольшой ресторан, где можно не только попить кофе, но и пообедать, поужинать. Упражнение  2  ­   тренировка   в   различении   слов   с   окончанием,   выраженным   звуками,   слов   с   нулевым окончанием   и   слов,   не   имеющих   окончания;   отрабатывается   также   умение   находить   в   словах   основу   и окончание,   пользуясь   при   необходимости   памяткой   «Правильно   изменяй   форму   слова».   Выполняется письменно фронтально, с поочередным выходом учащихся к доске. Работающий у доски ученик объясняет выбор столбика, в который записывается слово, находит и отмечает окончание и основу, используя при этом образец   устного   рассуждения;   к   словам   первого   и   второго   столбиков   записывается   по   одному   слову, доказывающему правильность выделения окончания. Запись на доске и в тетради: Возможная ошибка. Ученик вместо нулевого окончания в слове медведь выделяет как окончание ь. Помощь. Обратить внимание на звуковой состав основы, последний звук которой — мягкий согласный [д'], на письме его мягкость обозначается ь или последующей гласной буквой медве[д']ю). Рубрика «Давай подумаем»  направлена на закрепление правильного действия для нахождения корня. После того как учащиеся определят, что правильным является второе утверждение, учитель спрашивает, что находится   с  помощью   действия,   описываемого   в   первом   утверждении.   Учащиеся   говорят,   что   в   первом утверждении описывается действие по нахождению основы. Упражнение   3  ­   отработка   понятия   «родственные   слова».   Выполняется   фронтально   устно.   Учащиеся выделяют следующие группы родственных слов: 1)  жалоба, жалкий, жалость, жалеть,  2)  нос, носик, носатый, переносица. Слова, не вошедшие ни в одну из групп: лак, носить, жалить. При объяснении учащи­ еся   должны   обратить   внимание   на   значение   слов.   Работа   со   словом  носик  проводится   с   подробным комментарием   устно.   Образец   устного   рассуждения   читается   учителем.   Письменная   запись:  носик   (нос, носатый, переносица). Дополнительное задание.  После   выделения   корня   в  слове  носик  устно   выполнить   первый  пункт  плана разбора слова по составу. Упражнение 4 (трудное) ­ отработка умения подбирать к заданному слову родственные слова, являющиеся определенной частью речи. Выполняется устно фронтально или предлагается для индивидуальной работы. Возможные   трудности.  Подбором   к   слову  лёд  существительного   (ледник,   ледышка)  и   глагола (заледенеть, оледенеть).Возможный вариант выполнения: солонка солить ледник заледенеть Дополнительное задание.  Повторить названия частей речи (без использования термина). Учитель задает опорные для осознания языковых понятий вопросы: как называются слова, обозначающие предметы? Как называются слова, обозначающие признаки предметов? И т. д. Рубрика «Давай подумаем»  организует наблюдение над корнями, в которых происходит чередование звуков. Проблемная ситуация, в том что ученики могут, основываясь на формальном различии корней (­снег­ и –снеж­), назвать их корнями разных слов. Поэтому при доказательстве неправильности иного утверждения обратить внимание на общее значение корня в словах снег и снежок (однокоренные, родственные слова и на возможность   чередования   согласных   в   корнях   слов,   вызванного   стремлением   языка   к   благозвучности произношения. В качестве своих примеров дети могут назвать пары однокоренных слов: река ­ речка, сапог ­ сапожок, друг ­ подружка, верх ­ вершина и т. д. Упражнение  5  ­ отработка умения подбирать слова с заданными корнями, в которых есть чередование согласных. В классах невысоким темпом работы может не проводиться. Основная часть задания выполняется письменно в парах, с последующей фронтальной проверкой результатов работы. Первые два пункта разбора слова по составу любого из записанных слов выполняются фронтально с подробным устным комментиро­ ванием своих действий и краткой записью в тетради. Образец записи: 1) книжный (книжного, книжному, книжным); 2) книжный (книга, книжка, книголюб). Домашнее   задание.  Повторить   алгоритм   разбора   слов   по   составу   (с.   16   учебника).   Выполнить дополнительное