Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата:12.09.18
Урок 8
Тема:
Цель: познакомить учащихся с основами лингвистических знаний, с основным положениями науки о языке.
Задачи: активизировать знания учащихся о составе слова, полученные во 2 классе; познакомить с алгоритмом
полного разбора по составу; выполнить первые два пункта отрабатываемого алгоритма.
Характеристика деятельности учащихся:
Повторяем состав слова
Заканчивать предложения. Дополнять схему. Знакомиться с алгоритмом разбора слова по составу.
Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом. Использовать образец устного
рассуждения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
(работа в паре). Группировать слова по заданному основанию. Анализировать варианты инструкций
нахождения корня и устанавливать правильный ответ. Распознавать родственные слова, находить слова, не
отвечающие заданному условию. Учитывать степень сложности задания и определять для себя
возможность/невозможность его выполнения. Понимать схему. Восстанавливать и формулировать задание по
результату его выполнения
I. Чистописание.
Х о д у р о к а
ез ез // вб // удзрф // дв зв рб // бу вз вр
Подберезовик, боровик – грибы.
II. Словарный диктант.
Адрес, облако, герой, посуда, месяц, спасибо, вокзал, конфета, язык, обед.
III. Повторение изученного материала.
1. Актуализация опорных знаний.
У ч и т е л ь . Во 2 классе мы с вами строили здание из кирпичиков. Это здание – словообразование. Что
обозначает термин «словообразование»?
Вспомните, как называется:
часть слова, которая изменяется…
окончание, не выраженное звуками…
часть слова без окончания…
общая часть родственных слов…
часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов…
часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…
2. Чтение алгоритма.
Н а д о с к е написаны условные обозначения:
У ч и т е л ь . Какие части слова так обозначаются?
– Какие части слова остались без обозначения? Обозначьте их на доске.
Прочитайте алгоритм разбора слова по составу (учебник).
– Всегда ли окончание может быть выражено звуками?
– Вспомните, что значит изменить форму слова? Как меняется форма слова? Приведите примеры.
– Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания? Приведите примеры таких слов.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а3. Выполнение упражнения 2 по вариантам (учебник).
Учащиеся выписывают слова, отмечают окончания и основу и доказывают правильность своего
выбора.
I в а р и а н т – слова с окончанием, выраженным звуками;
II в а р и а н т – слова с нулевым окончанием;
III в а р и а н т – слова, не имеющие окончания.
4. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» (учебник).
Учащиеся читают об этимологии слова кафе.
5. Работа с рубрикой «Давай подумаем» (учебник).
З а д а н и е : Выберите из предложенных вариантов правильный ответ.
Чтобы найти корень, надо…
6. Выполнение упражнения 3 устно (учебник).
З а д а н и е : назовите группы однокоренных (родственных) слов.
IV. Итог урока.
– Что мы сегодня повторили на уроке?
– Из каких частей состоит слово?
Домашнее задание: составьте слова по схемам и запишите их:
;
;
;
.
Работа по учебнику
Рубрика «Вспомни 2 класс» повторение материала, изучавшегося в разделе «Состав слова» во 2 классе.
Учащиеся устно заканчивают предложения следующими словами: окончанием, нулевым, основой, корнем,
суффиксом, приставкой. Далее, при определении частей слова, оставшихся в схеме без обозначения,
учащиеся называют основу и окончание. Полная схема чертится на доске и в тетрадях.
Рубрика «Обрати внимание» вводит полный алгоритм разбора слова по составу. Не следует сразу
просить учащихся прочитать текст рубрики сначала, учитель представляет алгоритм разбора слов по
составу, выполняя все этапы на доске.
При этом его задача заключается и в актуализации знаний учащихся, так как отдельные операции разбора
слова по составу знакомы ученикам со 2 класса. Учащиеся могут записать в тетради схематичный алгоритм
(можно оформить его в качестве памятки на отдельной карточке).
Упражнение 1 — отработка первого пункта (алгоритма) плана разбора слов по составу. В процессе
выполнения упражнения учащиеся вспоминают способ изменения формы имен существительных и имен
прилагательных. Если учащиеся забыли, как изменяется форма слова, учитель предлагает им обратиться к
памятке «Правильно изменяй форму слова» (учебник, ч. 1, с. 151). Выполняется письменно фронтально.
Учитель по очереди вызывает учащихся к доске. Запись на доске и в тетради:В процессе выполнения упражнения учащиеся определяют, что в словах дождик и хлеб окончание
нулевое, поэтому при ответе на последний вопрос упражнения они должны лишь еще раз объяснить, что
нулевое окончание — это окончание, не выраженное звуками, его наличие доказывается изменением формы
слова, при котором на смену нулю звука приходит окончание, выраженное звуками.
Рубрика «Вспомни 2 класс» повторение различия слов с нулевым окончанием и слов, у которых вообще
нет окончания (неизменяемые). Учащиеся должны вспомнить, что окончаний нет у слов, форма которых не
изменяется, такими словами являются первые слова в парах: кино, пальто, шоссе. При работе с рубрикой
учащиеся указывают, что у вторых слов в парах окончание есть, но оно нулевое. Учитель просит вспомнить
еще несколько неизменяемых слов, после этого он предлагает прочитать материал рубрики «Путешествие в
прошлое». При ответе на содержащийся в рубрике вопрос учащиеся должны определить, что значение слова
кафе в русском языке более широкое: в современном русском языке кафе это небольшой ресторан, где
можно не только попить кофе, но и пообедать, поужинать.
Упражнение 2 тренировка в различении слов с окончанием, выраженным звуками, слов с нулевым
окончанием и слов, не имеющих окончания; отрабатывается также умение находить в словах основу и
окончание, пользуясь при необходимости памяткой «Правильно изменяй форму слова». Выполняется
письменно фронтально, с поочередным выходом учащихся к доске. Работающий у доски ученик объясняет
выбор столбика, в который записывается слово, находит и отмечает окончание и основу, используя при этом
образец устного рассуждения; к словам первого и второго столбиков записывается по одному слову,
доказывающему правильность выделения окончания. Запись на доске и в тетради:
Возможная ошибка. Ученик вместо нулевого окончания в слове медведь выделяет как окончание ь.
Помощь. Обратить внимание на звуковой состав основы, последний звук которой — мягкий согласный
[д'], на письме его мягкость обозначается ь или последующей гласной буквой медве[д']ю).
Рубрика «Давай подумаем» направлена на закрепление правильного действия для нахождения корня.
После того как учащиеся определят, что правильным является второе утверждение, учитель спрашивает, что
находится с помощью действия, описываемого в первом утверждении. Учащиеся говорят, что в первом
утверждении описывается действие по нахождению основы.
Упражнение 3 отработка понятия «родственные слова». Выполняется фронтально устно. Учащиеся
выделяют следующие группы родственных слов: 1) жалоба, жалкий, жалость, жалеть, 2) нос, носик,
носатый, переносица. Слова, не вошедшие ни в одну из групп: лак, носить, жалить. При объяснении учащи
еся должны обратить внимание на значение слов. Работа со словом носик проводится с подробным
комментарием устно. Образец устного рассуждения читается учителем. Письменная запись: носик (нос,
носатый, переносица).
Дополнительное задание. После выделения корня в слове носик устно выполнить первый пункт плана
разбора слова по составу.
Упражнение 4 (трудное) отработка умения подбирать к заданному слову родственные слова, являющиеся
определенной частью речи. Выполняется устно фронтально или предлагается для индивидуальной работы.
Возможные трудности. Подбором к слову лёд существительного (ледник, ледышка) и глагола
(заледенеть, оледенеть).Возможный вариант выполнения:
солонка
солить
ледник
заледенеть
Дополнительное задание. Повторить названия частей речи (без использования термина). Учитель задает
опорные для осознания языковых понятий вопросы: как называются слова, обозначающие предметы? Как
называются слова, обозначающие признаки предметов? И т. д.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение над корнями, в которых происходит чередование
звуков. Проблемная ситуация, в том что ученики могут, основываясь на формальном различии корней (снег
и –снеж), назвать их корнями разных слов. Поэтому при доказательстве неправильности иного утверждения
обратить внимание на общее значение корня в словах снег и снежок (однокоренные, родственные слова и на
возможность чередования согласных в корнях слов, вызванного стремлением языка к благозвучности
произношения. В качестве своих примеров дети могут назвать пары однокоренных слов: река речка, сапог
сапожок, друг подружка, верх вершина и т. д.
Упражнение 5 отработка умения подбирать слова с заданными корнями, в которых есть чередование
согласных. В классах невысоким темпом работы может не проводиться. Основная часть задания выполняется
письменно в парах, с последующей фронтальной проверкой результатов работы. Первые два пункта разбора
слова по составу любого из записанных слов выполняются фронтально с подробным устным комментиро
ванием своих действий и краткой записью в тетради.
Образец записи:
1) книжный (книжного, книжному, книжным);
2) книжный (книга, книжка, книголюб).
Домашнее задание. Повторить алгоритм разбора слов по составу (с. 16 учебника). Выполнить
дополнительное