Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Повторяем: текст, его признаки и типы
Дата:09.09.18
Урок 5
Тема:
Цель: совершенствовать коммуникативные умения учащихся.
Задачи: повторение признаков текста (смысловая цельность; наличие заголовка, связанного с текстом;
последовательность предложений в тексте), работа с планом и окончанием текста.
Оборудование: запись на доске.
Характеристика деятельности учащихся:
Понимать текст, выявлять признаки текста. Соотносить предложенный план с текстом, проверять
правильность составленного плана. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь (работа в паре). Определять тип текста, подбирать заголовок, заканчивать текст.
Анализировать варианты окончаний текста и высказывать предположение об основной мысли возможных
текстов. Контролировать свои действия при устном ответе: логично строить высказывание, отбирать
необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи
Х о д у р о к а
Обратите внимание. В комментариях к урокам 2 класса неоднократно указывалось, как следует работать
с текстом на уроках блока «Развитие речи». В данном пособии известные учителю этапы работы над текстом для
каждого отдельного урока не повторяются. Напомним их: необходимо прочитать с учениками текст, обсудить
его основную мысль, целевую установку автора (ученики должны посвоему интерпретировать то, зачем автор
написал этот текст), обсудить заголовок текста и соотнести его с основной мыслью текста (при отсутствии
заголовка текст обязательно озаглавливается). При выполнении коллективной работы учителю следует
выписывать на доску те варианты, которые предлагают ученики, обсуждать и редактировать записи. В то же
время ученики должны иметь право выбрать тот вариант (заголовка, начала, окончания, плана текста), который
кажется им наиболее приемлемым: либо списать с доски коллективный вариант, либо записать свои варианты
(учитель обязательно поясняет, что индивидуально работающим ученикам он окажет помощь). Несмотря на то
что, как и во 2 классе, ученики в первую очередь осваивают структуру текста, в некоторые упражнения для 3
класса включены задания с элементами редактирования (выбор из ряда наиболее подходящего синонима, замена
неудачного слова или фразеологизма, исправление смысловой ошибки, связанной с неточным словоу
потреблением и др.). Если такое задание к упражнению отсутствует, учитель все же обращает внимание
учеников на наиболее точный и правильный выбор той или иной языковой единицы, подходящей к
анализируемому тексту.
׀׀׀
׀׀׀
///
I. Чистописание.
///
И и Ш ш Л л М м Я я С с
Самуил Яковлевич Маршак
II. Повторение изученного материала.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке мы с вами повторим известные сведения о тексте, его признаках и типах.
Послушайте несколько текстов.
В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь
был хорош. Коегде на березках еще оставался желтый лист. Сухая осенняя травка выглядывала изпод
снега желтой щеткой. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени…
В о п р о с ы по тексту:
– О чем я вам прочитала?
– Какой это тип текста?
– По каким признакам вы определили, что это текстописание?
Том окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова,
сравнил выбеленную полоску с необозримым материком неокрашенного забора и уселся на загородку под
деревом в полном унынии.
В о п р о с ы по тексту:
1– Какой тип текста я прочитала?
– Какие признаки текстаповествования вам известны?
Лес приносит человеку большую пользу. Он прежде всего – хранитель воды. Деревья защищают землю
от знойных лучей солнца и от ветров, а потому прохлада и сырость сохраняются долго в тени деревьев.
Весной снег в лесу тает не вдруг, но постепенно, влага долго сохраняется в лесу и питает ручьи и речки в
продолжение лета…
В о п р о с ы по тексту:
– Какой тип текста я прочитала?
– По каким признакам вы определили, что это текстрассуждение?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Определение типа текстов.
1. Работа по учебнику
Упражнение 1 комплексное повторение пройденного по 2 классе. Выполняется фронтально устно.
Текст стихотворении читает учитель или хорошо читающие ученики (можно организовать чтение по
четверостишиям).
– Можно ли стихотворение назвать текстом?
Проблема!
Учащиеся находят в стихотворении элементы текста, доказывают, что это – текстповествование.
Вопросы учителя. Сравните стихотворение и его заголовок: что является текстом, почему? О чем
рассказывает автор к стихотворении? Что дало возможность автору назвать свой текст «Грибной лес»?
Можно ли этот текст озаглавить подругому?
Ученики предлагают свои варианты заголовка текста, а учитель может фиксировать их на доске. Затем
организуется наблюдение за текстом и планом, который составил Саша (план неверный, названия каждой
части выбраны произвольно). Ученики должны аргументированно объяснить, что основное содержание
каждой части не соответствует предложенному в учебнике варианту. План данного текста можно не
(оставлять, однако необходимо остановиться на анализе каждого четверостишия, его основной мысли
(микротеме).
2. Анализ текста из упражнения 2 (учебник).
Упражнение 2 повторение текстаописания, подбор заголовка к тексту и выбор одного из
предложенных окончаний текста. Выполняется фронтально; хорошо подготовленным ученикам можно
предложить работать в парах с последующим обсуждением. Текст читает учитель или хорошо читающий
ученик. Определение типа текста (текстописание) учитель может предварить введением, направляющим
размышления учащихся: «Вспомните, во 2 классе мы познакомились с разными текстами описаниями,
повествованиями, рассуждениями. Одни из них мы сравнивали с последовательно сменяющими друг друга
кадрами кинопленки, другие с застывшим кадром, а третьи с объяснением того, почему происходят те или
иные действия, явления. Какой текст можно сравнить с застывшим кадром кинопленки? (Текстописание.)
Похож ли текст из упражнения на застывший кадр? Что описывает автор?»
– Можно ли сказать, что это текстописание?
– Как вы его озаглавите? (Звуки осени. Голос осени.)
– А теперь посоветуйтесь и выберите окончание текста из предложенных вариантов. Запишите в тетрадь
заголовок и текст с тем окончанием, которое вы выбрали.
На этом этапе работы уже можно предложить ученикам озаглавить текст, а варианты заголовков записать
на доске. Затем учитель обращает внимание на необходимость выбора подходящего по смыслу окончания
текста (можно обыграть ситуацию: «Мы забыли выполнить еще одно задание — на следующей странице даны
варианты окончания текста, ведь автор хотел нам еще чтото сказать».). После того как ученики объяснят,
что подходящим является окончание под цифрой 3, учитель предлагает прочитать текст целиком и
2подумать, не изменится ли теперь название текста (возможно, на доске будут варианты, подходящие к
целому тексту, однако важно, чтобы появился и такой заголовок: «Голос (голоса) осени»). В зависимости от
темпа работы учеников списывание текста можно предложить как домашнюю работу (вариант списать один
из абзацев текста). Анализ других вариантов окончания проводится по усмотрению учителя. При этом
важно, чтобы ученики объясняли, почему к данному в упражнении тексту эти окончания не подходят.
Окончание под цифрой 1 может завершать текст, в котором говорится о том, как общаются, разговаривают
друг с другом не только люди, но и животные (следует пояснить ученикам, выбравшим окончание под ци
фрой 1, что, очевидно, они буквально поняли слово разговаривать, забыв о таком языковом явлении, как
многозначность). Окончание под цифрой 2 может завершать текст, информирующий об осени как времени
года (можно предположить, что в тексте шла речь о временах года или о том, что происходит при смене
времен года).
IV. Итог урока.
– Можно ли определить содержание текста по его окончанию?
Домашнее задание: подберите примеры разных типов текста и определите их признаки.
34