Повторяем: текст, его признаки и типы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника "Русский язык" Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 5.docx
Повторяем:  текст, его признаки и типы Дата:09.09.18  Урок 5 Тема: Цель: совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Задачи:  повторение   признаков   текста   (смысловая   цельность;   наличие   заголовка,   связанного   с   текстом; последовательность предложений в тексте), работа с планом и окончанием текста.  Оборудование: запись на доске. Характеристика деятельности учащихся: Понимать   текст,   выявлять   признаки   текста.   Соотносить   предложенный   план   с   текстом,   проверять правильность   составленного   плана.   Осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в   сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Определять тип текста, подбирать заголовок, заканчивать текст. Анализировать   варианты   окончаний   текста   и   высказывать   предположение   об   основной   мысли   возможных текстов.   Контролировать   свои   действия   при   устном   ответе:   логично   строить   высказывание,   отбирать необходимые языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи Х о д   у р о к а Обратите внимание. В комментариях к урокам 2 класса неоднократно указывалось, как следует работать с текстом на уроках блока «Развитие речи». В данном пособии известные учителю этапы работы над текстом для каждого отдельного урока не повторяются. Напомним их: необходимо прочитать с учениками текст, обсудить его основную мысль, целевую установку автора (ученики должны по­своему интерпретировать то, зачем автор написал этот текст), обсудить заголовок текста и соотнести его с основной мыслью текста (при отсутствии заголовка   текст   обязательно   озаглавливается).   При   выполнении   коллективной   работы   учителю   следует выписывать на доску те варианты, которые предлагают ученики, обсуждать и редактировать записи. В то же время ученики должны иметь право выбрать тот вариант (заголовка, начала, окончания, плана текста), который кажется им наиболее приемлемым: либо списать с доски коллективный вариант, либо записать свои варианты (учитель обязательно поясняет, что индивидуально работающим ученикам он окажет помощь). Несмотря на то что, как и во 2 классе, ученики в первую очередь осваивают структуру текста, в некоторые упражнения для 3 класса включены задания с элементами редактирования (выбор из ряда наиболее подходящего синонима, замена неудачного   слова   или   фразеологизма,   исправление   смысловой   ошибки,   связанной   с   неточным   словоу­ потреблением   и   др.).   Если   такое   задание   к   упражнению   отсутствует,   учитель   все   же   обращает   внимание учеников   на   наиболее   точный   и   правильный   выбор   той   или   иной   языковой   единицы,   подходящей   к анализируемому тексту. ׀׀׀ ׀׀׀ /// I. Чистописание. ///  И и Ш ш Л л М м Я я С с Самуил Яковлевич Маршак II. Повторение изученного материала.  У ч и т е л ь .  Сегодня на уроке мы с вами повторим известные сведения о тексте, его признаках и типах.  Послушайте несколько текстов.  В следующий раз я попал на Светлое озеро уже поздней осенью, когда выпал первый снег. Лес и теперь был хорош. Кое­где на березках еще оставался желтый лист. Сухая осенняя травка выглядывала из­под снега желтой щеткой. Светлое озеро казалось больше, потому что не стало прибрежной зелени… В о п р о с ы  по тексту: – О чем я вам прочитала? – Какой это тип текста? – По каким признакам вы определили, что это текст­описание? Том окунул кисть в ведро и провел ею по верхней доске забора, повторил эту операцию, проделал ее снова, сравнил выбеленную полоску с необозримым материком неокрашенного забора и уселся на загородку под деревом в полном унынии.  В о п р о с ы  по тексту: 1– Какой тип текста я прочитала? – Какие признаки текста­повествования вам известны?  Лес приносит человеку большую пользу. Он прежде всего – хранитель воды. Деревья защищают землю от знойных лучей солнца и от ветров, а потому прохлада и сырость сохраняются долго в тени деревьев. Весной снег в лесу тает не вдруг, но постепенно, влага долго сохраняется в лесу и питает ручьи и речки в продолжение лета… В о п р о с ы  по тексту: – Какой тип текста я прочитала? – По каким признакам вы определили, что это текст­рассуждение?  Ф и з к у л ь т м и н у т к а III. Определение типа текстов. 1. Работа по учебнику Упражнение  1  ­ комплексное повторение пройденного по 2 классе. Выполняется фронтально устно. Текст   стихотворении   читает   учитель   или   хорошо   читающие   ученики   (можно   организовать   чтение   по четверостишиям). – Можно ли стихотворение назвать текстом?  Проблема! Учащиеся находят в стихотворении элементы текста, доказывают, что это – текст­повествование.  Вопросы   учителя.  Сравните   стихотворение   и   его  заголовок:   что   является   текстом,   почему?   О   чем рассказывает  автор к стихотворении? Что дало возможность  автору назвать  свой текст «Грибной лес»? Можно ли этот текст озаглавить по­другому? Ученики предлагают свои варианты заголовка текста, а учитель может фиксировать их на доске. Затем организуется наблюдение за текстом и планом, который составил Саша (план неверный, названия каждой части   выбраны   произвольно).   Ученики   должны   аргументированно   объяснить,   что   основное   содержание каждой   части   не   соответствует   предложенному   в   учебнике   варианту.   План   данного   текста   можно   не (оставлять,   однако   необходимо   остановиться   на   анализе   каждого   четверостишия,   его   основной   мысли (микротеме). 2. Анализ текста из упражнения 2 (учебник). Упражнение  2  ­   повторение   текста­описания,   подбор   заголовка   к   тексту   и   выбор   одного   из предложенных   окончаний   текста.   Выполняется   фронтально;   хорошо   подготовленным   ученикам   можно предложить работать в парах с последующим обсуждением. Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. Определение типа текста (текст­описание) учитель может предварить введением, направляющим размышления  учащихся:  «Вспомните,  во 2 классе  мы познакомились с разными текстами ­ описаниями, повествованиями, рассуждениями. Одни из них мы сравнивали с последовательно сменяющими друг друга кадрами кинопленки, другие ­ с застывшим кадром, а третьи ­ с объяснением того, почему происходят те или иные действия, явления. Какой текст можно сравнить с застывшим кадром кинопленки? (Текст­описание.) Похож ли текст из упражнения на застывший кадр? Что описывает автор?» – Можно ли сказать, что это текст­описание? – Как вы его озаглавите? (Звуки осени. Голос осени.) – А теперь посоветуйтесь и выберите окончание текста из предложенных вариантов. Запишите в тетрадь заголовок и текст с тем окончанием, которое вы выбрали. На этом этапе работы уже можно предложить ученикам озаглавить текст, а варианты заголовков записать на доске. Затем учитель обращает внимание на необходимость выбора подходящего по смыслу окончания текста (можно обыграть ситуацию: «Мы забыли выполнить еще одно задание — на следующей странице даны варианты окончания текста, ведь автор хотел нам еще что­то сказать».). После того как ученики объяснят, что   подходящим   является   окончание   под   цифрой   3,   учитель   предлагает   прочитать   текст   целиком   и 2подумать,  не  изменится   ли  теперь   название  текста  (возможно,   на  доске   будут варианты,   подходящие   к целому тексту, однако важно, чтобы появился и такой заголовок: «Голос (голоса) осени»). В зависимости от темпа работы учеников списывание текста можно предложить как домашнюю работу (вариант ­ списать один из   абзацев   текста).   Анализ   других   вариантов   окончания   проводится   по   усмотрению   учителя.   При   этом важно,   чтобы  ученики  объясняли,   почему   к  данному   в   упражнении   тексту   эти  окончания   не  подходят. Окончание под цифрой 1 может завершать текст, в котором говорится о том, как общаются, разговаривают друг с другом не только люди, но и животные (следует пояснить ученикам, выбравшим окончание под ци­ фрой 1, что, очевидно, они буквально поняли слово  разговаривать, забыв о таком языковом явлении, как многозначность). Окончание под цифрой 2 может завершать текст, информирующий об осени как времени года (можно предположить, что в тексте шла речь о временах года или о том, что происходит при смене времен года). IV. Итог урока. – Можно ли определить содержание текста по его окончанию? Домашнее задание: подберите примеры разных типов текста и определите их признаки.  34