Повышение мотивации на логопедических занятиях с помощью элементов ИКТ
Оценка 4.6

Повышение мотивации на логопедических занятиях с помощью элементов ИКТ

Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
25.06.2020
Повышение мотивации на логопедических занятиях с помощью элементов ИКТ
Внедрение новых информационных технологий – требование современности. Применение компьютера – попытка учить весело, радостно, без принуждения. Детям интересно все, что связано с компьютером. Т.о.повышается учебная мотивация, повышается речевая и познавательная активность ребенка на логопедических занятиях.
Ивашкина Моё выступлениеИКТ.docx

МКОУ  “Альменевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

"Повышение мотивации к логопедическим занятиям с помощью элементов ИКТ"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Автор: Ивашкина О.И.

                                                                    учитель-логопед

 

                                           2017

В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями. Соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает результативность логопедической работы в целом.

Внедрение новых информационных технологий – требование современности. Применение компьютера – попытка учить весело, радостно, без принуждения.

Детям интересно все, что связано с компьютером. Т.о.повышается учебная мотивация, повышается речевая и познавательная активность ребенка на логопедических занятиях.

Компьютерная техника призвана помочь учителю-логопеду на коррекционных занятиях делать то, что без компьютера делать чрезвычайно сложно, делать то, чего не делали раньше, по-новому и более качественно делать то, что делали раньше.

Компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация школьников. Очень часто ни желания учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей.

Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков. А если взять во внимание то, что в настоящее время возросло количество детей, у которых к нарушениям речи присоединяется синдром дефицита внимания и гиперактивности, то можно констатировать, что в работе с такими детьми требуется особый индивидуальный подход. Они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях, чему и способствует использование ИКТ.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные положительными эмоциями не становятся полезными - это « мертвый» груз.

В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. В настоящее время  учителя-логопеды имеют возможность использовать готовые обучающие и развивающие компьютерные программы и игры: «Развитие речи», «Играем и учимся», «Баба-Яга учится читать» «Домашний логопед»,   игры с портала Мерсибо и другие. которые помогают вносить в ход занятия элемент новизны, придаёт  занимательность коррекционному процессу например

для работы над звукопроизносительным компонентом речи используется программа «Домашний логопед»

  Программа помогает в автоматизации поставленных звуков, предоставляя более 500 красочных слайдов- картинок. Ребёнок сам или с помощью взрослого находит слова-названия на определённый звук. Кроме того, в программе записаны образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). А мини-игра «Угадай-ка» привлекает внимание к звукам окружающего мира, развивая тем самым фонематическое восприятие.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г. О. Аствацатуров, Л. Е. Шевченко, 2008) предназначена для детей   дошкольного и младшего школьного возраста в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению. 

 

http://festival.1september.ru/articles/566489/img2.jpgНовый рисунок (10)Новый рисунок (11)

Программа содержит четыре раздела:

  • Неречевые звуки (знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).
  • Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).
  • Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).
  • Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

 

В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа научит  ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогут расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Обучающая программа «Весёлая азбука» для деток, которые начинают изучать буквы и звуки. Программа состоит из 4 игр «Найти букву», «Дед Буквоед», «Экзамен», «Раскраска»

Игра Веселая Азбука

 

Программа «Баба Яга учится читать»

Изображение 081

разрабатывалась для того, чтобы ребёнок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Яркое эстетичное оформление. Любимые сказочные герои. Забавные зверушки и волшебная атмосфера с первых секунд прочно овладевают вниманием детей и делают программу интересной и захватывающей. Всего в игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых задаёт учитель-логопед.

Содержание   игры «Играем и учимся» реализуется через решение следующих задач: 

         расширение и систематизация знаний и представлений ребенка об окружающем мире,

         знакомство со всеми звуками русского языка, их характеристиками, закрепление их правильного произношения,

         развитие навыков фонематического анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги,

         увеличение словарного запаса,

         развитие навыков чтения,

         развитие зрительной и слуховой памяти, логического мышления,

         развитие мелкой моторики пальцев,

         закрепление знаний и практическое применение орфографических правил у учащихся начальных классов, развитие орфографической зоркости,

 

Коробочка диска

Особое внимание хотелось бы уделить развивающему порталу  «Мерсибо».  Мерсибо – это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет.

 Сайт содержит большое количество развивающих игр для:

  • Развития фонематического слуха,
  • Постановки звуков,
  • Развития связной речи,
  • Обучения чтению,
  • Обучения счету,
  • Общей дошкольной подготовки,
  • Развития грамотности.

А также профессиональные дополнения:

  • Материалы для подготовки занятий,
  • Конструктор картинок,
  • Рабочий стол специалиста.

 

Так же на логопедических занятиях я активно использую авторские мультимедийные презентации. Они направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков,  коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной речи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.

 Мультимедийные презентации - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.

Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

 По данным Центра прикладных исследований Университета Штата Миннесота, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более50% того, что он видит и слышит одновременно.

Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.

 Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях, в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями. Авторские презентации реализуют принцип интерактивности обучающих программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности. Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер – ребенок» постепенно из лидирующей позиции может переходить в пассивную наблюдательскую.

Правила создания презентаций:

           Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Можно менять его несколько раз в течение презентации. Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей.

           Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, а также изображения, способные вызывать у детей испуг .

           Не стоит перегружать презентацию спецэффектами. Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступает пресыщение и утомление. Кроме того некоторые эффекты некомфортны для восприятия, утомляют зрение и отвлекают от темы занятия.

 

 

Виды презентаций, используемые в  моей работе :

  • Презентации- картинки (для обследования звукопроизношения, автоматизации и дифференциации звуков, артикуляционная гимнастика.);
  • Презентации- загадки, сказки;
  • Презентации — игры (на расширение словаря,  совершенствование лексико-грамматических категорий, развитие ВПФ, коррекция звукопроизношения);

  Развивающие занятия с применением  компьютера  должны  быть построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать.

Д.Б. Эльконин указывал  на целесообразность и необходимость игровой деятельности в младшем школьном возрасте. Игра влияет на «формирование всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных», в том числе и на формирование правильной речи, вызывает неподдельный интерес.

Я в своей деятельности широко использую возможности дидактических игр, как фабричного изготовления, так и самодельных. А с этого года приступила к изготовлению и компьютерных игр.

Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.

Очень удобно создавать, а затем использовать в работе презентации-игры  по конкретным темам.  С помощью презентаций, мы отправляемся с главным героем в путешествие, встречаем на своем пути препятствия, преодолеваем их. Дети зажигают свечки на праздничном пироге и считают их, ловят бабочек и читают слоги на них, рычат как тигры, играют с весёлыми человечками в прятки, рассаживают зверей в клетки  в зависимости от количества слогов – и не замечают, как выполняя всё это, усваивают звуковую сторону речи, накапливают словарь, работают над разными сторонами устной и письменной речи.

Мною были созданы (некоторые  в стадии подготовки) следующие презентации:

1.      Для автоматизации звука Р «Прогулка в зоопарк», «Музыкальные инструменты», «Транспорт», «Профессии», «Каникулы в Простоквашино», «День рождение Раи», «Приключения Буратино»

2.      Для автоматизации звука Л «Продукты питания», «Инструменты», «Птицы», «Цветы», «Одежда», «Золушка»

3.      Для автоматизации звука Ц «Семья Цветковых», «Как царь дочь замуж выдавал»

Проведение на подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях специально подобранных компьютерных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей  и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности:

- Развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков;
- Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания;
- Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах;
- Развитие эмоциональной сферы;
- Формирование учебной деятельности в целом;

Решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка.

Разрабатывая  различные презентации-игры, использую все возможности программы PowerPoint: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя или щелчка «мышки». В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.  Если задания подобраны с учетом зоны актуального и ближайшего развития ребенка, то выполнение их ему, хоть и с трудом, но доступно. Поэтому, при виде наглядного результата своих усилий, у ребенка повышается самооценка, снижается неуверенность, боязнь ошибиться, тревожность.

Использование компьютерных технологий при проведении работы с детьми с нарушением речи носит полифункциональный характер.

Это значит, что происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств детей согласно целям проведения занятий, но еще и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Так же развивается произвольная регуляция деятельности школьников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть
результаты своих поступков. Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов/символов, исключающих субъективную оценку, ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития речи и интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх и заданиях детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев». Мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности: следит за изображением, отдает команды пальцам рук и при этом еще и думает над заданием. Вот почему так важно формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях детей на компьютере.

Занятия с использованием компьютера проводятся фрагментарно и с обязательным соблюдением следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. с соблюдением СанПиНа:

1. Использование новых моделей компьютеров.

2. Занятия с использование компьютеров для детей 5–7 лет следует проводить не более 1 в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на занятиях для

детей 5 лет не должна превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6-7

лет – до 10 минут.

3. Проводить гимнастику для глаз, во время работы на компьютере необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора на другие предметы каждые 1,5–2 минуты на несколько секунд. Для этого создана картотека зрительных гимнастик по лексическим темам.

На занятиях с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически-рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели и роста ребенка, достаточный уровень освещенности, экран монитора должен находиться на уровне глаз ребенка или чуть ниже на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься в них.

 

Таким образом, применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

Библиография

1)      Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2)      Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А. «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе». Инструкция по эксплуатации. Сборник методических материалов.

3)      Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

4)      Ковалько В.И. Здоровиесберегающие технологии: школьник и компьютер. М., 2007

5)      Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

6)      Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы. Журнал «Логопед» №5 2008г.

7)      Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

8)      Левина Е.В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях. – ж. Логопед, № 3, 2011

9)      Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005

10)  Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения: Проект психол.концепции /  В.В.Рубцов и др. // Информатика и образование. – 1989.- N3.- с.3-16

11)  Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

12)  Н.Ф.Талызина. Компьютеризации обучения – научную основу // Вестник  Московского Университета. Сер.14, Психология. - 1986. - N1. - с.3-9

13)  О.И. Кукушкина, Е.Л.Гончарова. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с нарушениями в развитии/ в сб. научных трудов и проектных материалов ИПН РАО. .М.,1996

14)  Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

15)  Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями, www. human.perm.ru.

16)  Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-4

17)  Томилина С.М Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3 2006г.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МКОУ “Альменевская средняя общеобразовательная школа» "Повышение мотивации к логопедическим занятиям с помощью элементов

МКОУ “Альменевская средняя общеобразовательная школа» "Повышение мотивации к логопедическим занятиям с помощью элементов

В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями

В последние годы заметно увеличилось количество детей с речевыми патологиями

Мультимедийный проект «Развитие речи

Мультимедийный проект «Развитие речи

Яркое эстетичное оформление. Любимые сказочные герои

Яркое эстетичное оформление. Любимые сказочные герои

Развития фонематического слуха,

Развития фонематического слуха,

Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей

Это позволит удерживать непроизвольное внимание детей

Мною были созданы (некоторые в стадии подготовки) следующие презентации: 1

Мною были созданы (некоторые в стадии подготовки) следующие презентации: 1

Использование компьютерных технологий при проведении работы с детьми с нарушением речи носит полифункциональный характер

Использование компьютерных технологий при проведении работы с детьми с нарушением речи носит полифункциональный характер

Библиография 1) Беспалько

Библиография 1) Беспалько
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.06.2020