Пояснительная записка по литературному чтению для 3 класса
Оценка 4.9
Документация
docx
чтение
3 кл
25.03.2018
Пояснительная записка к литературному чтению для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику Головановой.
В учебники по литературному чтению также включены целые разделы, которые помогают осмыслить важные духовные ценности своего и других народов: дружба, доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство — и принять их.Пояснительная записка по литературному чтению
Пояснительная записка.лит чт.docx
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе
нормативных документов:
1. Закон Министерства образования и науки Российской Федерации « Об
Образовании»
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (14 классы). (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6
октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22
сентября 2011 г. № 2357)
3. Приказ «О внесении изменений в Федеральный Государственный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 373
(зарегистрированный в Минюсте России 02.02.2016г №40936)
4. Концепции и программы для начальных классов комплекта «Школа России»
(Москва, «Просвещение», 2011 г.
5. Авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой
«Литературное чтение», которая входит в сборник программ «Школа
России» (М. «Просвещение»2011)
6. Образовательная программа МБОУ ЛСОШ №1 имени П. А. Маркова
7. Учебный план МБОУ ЛСОШ №1 имени П. А. Маркова на 20172018 учебный
год.
Курс обеспечен:
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение».
Ч 1,2 (М. «Просвещение» 2014)
Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий,
М.В. Голованова «Литературное чтение». 3 класс
Общая характеристика курса
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов
России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной
литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно
познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи,
рассказы, басни, драматические произведения. Учащиеся работают с книгами, учатся
выбирать их по своим интересам.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и
читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с
разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся,
на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык
чтения. Ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл
прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами
выразительного чтения.
Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение
собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или
прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Совершенствуется
монологическая речь (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему
для обсуждения), пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый,
выборочный и полный пересказ прочитанного. Совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование), учащиеся сравнивают художественные, деловые и
научнопознавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста, делить
текст на части, озаглавливать, составлять план. На основе чтения и анализа прочитанного
осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, осознают
духовнонравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы
деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное
произведение и проявлять собственные творческие способности. Учащиеся выбирают
произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования,
инсценирования и декламации. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и
сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей.
Место курса «Литературное чтение» в учебном плане
В 3 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).
I четверть – 36 ч
II четверть – 28 ч
III четверть – 40 ч
IV четверть – 32 ч
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Достижению этой цели служит художественное оформление учебников, текстовый и
иллюстративный материал. Поэтические и прозаические тексты художественных
произведений формируют потребность учащихся всматриваться и вслушиваться в
предметы и явления окружающего мира, видеть необычное в самом обычном,
эмоционально — образно воспринимать слово в художественном тексте.
В содержание учебников включены репродукции картин известных русских
художников (3 класс: часть 1 — к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре…»; 3 класс: часть 2 — репродукции с картин И. Шишкина,
А. Куинджи; 4 класс: часть 2 — плакаты, посвященные Великой Отечественной войне 1941
—1945 годов и т.д.).
Этические чувства,
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
доброжелательность и эмоциональнонравственная
Представленный в учебниках текстовый и иллюстративный материал направлен на
воспитание доброжелательности, отзывчивости, чувства сопереживания чувствам других
людей, взаимопонимания и взаимопомощи.
В учебники по литературному чтению также включены целые разделы, которые
помогают осмыслить важные духовные ценности своего и других народов: дружба,
доброта, любовь, понимание, терпение, ответственность, благородство — и принять их.
«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (3 класс) и др.
Система заданий и вопросов учебника позволит учащимся ориентироваться в
нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,
самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Кроме того, языковым материалом для анализа этических и нравственных ценностей
могут служить пословицы, поговорки, высказывания известных людей прошлого и
настоящего.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Учебник помогает овладеть основами коммуникативной деятельности, на
практическом уровне осознать значимость работы в паре, освоить правила работы в группе.
В учебнике много вопросов, которые начинаются со слов: «Обсуди с другом (или
друзьями)». При этом акцент делается на то, что успех может быть только, если работать
дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
Для парной и групповой работы предлагаются, как правило, вопросы нравственного
характера: «Какие качества людей ценит народ? Обсудите с друзьями. Подумайте над
смыслом пословиц и др.
Система вопросов и заданий учебника позволит научиться вести диалог в различных
коммуникативных ситуациях, соблюдать правила речевого этикета, участвовать в диалоге
при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совместно учащиеся будут
составлять несложные монологические высказывания о произведении или свои
собственные тексты, представлять их перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей,
педагогов), используя иллюстративный ряд (плакат, рисунок, презентацию). Например:
«Обсудите с другом: рассказчик и писатель — это одно и то же. Обоснуйте свое мнение»
(3 класс: часть 2, стр. 70—72); «Дополни свой рассказ о творчестве М. Пришвина
некоторыми сведениями о его жизни из энциклопедического словаря.
Результаты изучения курса.
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
воспитание художественноэстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со
своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаковосимволических средств представления информации о
книгах;
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинноследственных
связей, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения
и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Самое великое чудо на свете (5ч)
Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник
Иван Фёдоров. Урокпутешествие в прошлое. Оценка достижений.
Устное народное творчество (14ч)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. Произведения
прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская
игрушка. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская
народная сказка «Иванцаревич и серый волк». Русская народная сказка «Сивкабурка».
Художники – иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин. Обобщающий урок по теме «Устное
народное творчество». Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. Поэтическая тетрадь №1 (11 ч)
Проект «Как научиться читать стихи» ( на основе научнопопулярной статьи Я
Смоленского). Ф. И. Тютчев. Стихотворения. А. А. Фет. Стихотворения. И. Никитин.
Стихотворения. Произведения И. Сурикова. Путешествие в Литературную страну
(обобщающий урок). Оценка достижений.
Великие русские писатели (21 ч)
А. Пушкин. Лирические стихотворения. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Рисунки И Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. И. А.
Крылов. Басни. Произведения М. Ю. Лермонтова. Произведения Л. Н. Толстого. Оценка
достижений.
Поэтическая тетрадь №2 (6ч)
Стихи Н. А. Некрасова. К. В. Бальмонт «Золотое слово». И. А. Бунин. Выразительное
чтение стихотворений. Урокобобщение по теме «Поэтическая тетрадь. Оценка
достижений.
Литературные сказки (8ч)
Сказки Д. Н. Мамин – Сибиряка. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». В. Ф.
Одоевский «Мороз Иванович». Обобщающий урок по 1 части учебника). Оценка
достижений.
Былинебылицы (10ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. Куприн
«Слон». Урокпутешествие по «Былямнебылицам». Оценка достижений.
Саша Чёрный. Стихотворения. Произведения А.Блока. с.Есенин . стихотворения.
Поэтическая тетрадь (5 ч)
Люби живое (16ч)
М. Пришвин «Моя Родина» . И. СоколовМикитов «Листопадничек». В. И. Белов.
Рассказы. В.Бианки «Мышонок Пик». Б. С. Житков «Про обезьянку». В. Л. Дуров «Наша
Жучка». В. П. Астафьев «Капалуха». В. Ю. Драгунский «Он живой и светится». Урок
конференция «Земля – наш общий дом». Оценка достижений.
Поэтическая тетрадь (8 ч)
С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». А. Барто. Стихотворения. С.
В. Михалков «Если», «Рисунок». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». Обобщающий урок
по разделу. Оценка достижений.
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)
Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения.
А. П. Платонов. Рассказы. Произведения М. М. Зощенко. Рассказы Н. Носова.
Произведения В.Л.Драгунского. Обобщающий урок по разделу. Оценка достижений.
По страницам детских журналов (8ч)
Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. Ермолаев. Рассказы. Г. Б. Остер.
Стихотворения. Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка
достижений.
Мифы Древней Греции. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Обобщающий
урок.
Зарубежная литература (8 ч) РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована
готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень
читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Третьеклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим
предметам и в дальнейшей жизни;
бегло, выразительно читать текст;
выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов
устного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость
чтения менее 8090 слов в минуту);
улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и
интонационные связи в тексте;
описывать устно содержание репродукций картин известных художников и
сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;
самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в
главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по
названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по
тематик
научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Практическая часть обучения
Название
работы
тест
проект
Количество часов по четвертям
1 четверть
3
2
2 четверть
2
3 четверть
3
1
4 четверть
3
Пояснительная записка по литературному чтению для 3 класса
Пояснительная записка по литературному чтению для 3 класса
Пояснительная записка по литературному чтению для 3 класса
Пояснительная записка по литературному чтению для 3 класса
Пояснительная записка по литературному чтению для 3 класса
Пояснительная записка по литературному чтению для 3 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.