Познавательно-речевое развитие дошкольников через игровую деятельность

  • Документация
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценности, ориентации в окружающем мире. В этот период дети постигают мир природы и человека. От взрослых зависит, чтобы усвоенные представления, которые дает этот мир, отразились в речи человека. Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, решаются задачи по развитию логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки, формируется мотивация к активной деятельности.
Иконка файла материала Познаваетльно-речевое развитие.docx

Познавательно-речевое развитие дошкольников через игровую деятельность

                  Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценности, ориентации в окружающем мире. В этот период  дети постигают мир природы и человека. От взрослых зависит, чтобы усвоенные представления, которые дает этот мир, отразились в речи человека.

                 Познавательно-речевое развитие осуществляется во всех видах деятельности, используются разные  формы работы.

              Ведущим  видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтому  я использую на занятиях игровые приемы, ситуации с игровой мотивацией. Игра – не ради игры, а для того, чтобы пробудить огонек пытливости и любознательности. Важно, чтобы игровая задача совпадала с учебной. Исходя из этого, проводятся занятия: «Путешествие в лес»,  «Перепутанная страна», «Сказка-ложь, а в ней намек…» и др. Место проведения занятий - то космодром, то зимний лес, где детям приходится по колено утопать в снегу, спасая животных и птиц, то огромное поле, засаженное овощами, где дети собирают урожай, имитируя труд взрослых, то «Перепутанная страна», где нужно помочь  жителям этой страны. Частыми гостями на занятиях бывают сказочные персонажи (Лесовичок, Водяной и др.).

           Принимая участие в этих играх, дети проявляют большую активность, решаются задачи по развитию логического мышления, речи, творческого воображения, смекалки, формируется мотивация к активной деятельности.

          При знакомстве с временами года, я использую физ.  минутки, которые помогают детям легче запомнить особенности каждого времени года, а также физ.  минутки: “Сутки”, “Дни недели”.       

              В своей работе использую приемы наглядного моделирования (мнемотехнику) при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений, работе над пословицами, чистоговорками, скороговорками.

              Созданы необходимые условия для организации сюжетно-ролевых игр, что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером-сверстником, партнером-взрослым.  Игры и игровые упражнения, обыгрываемые сюжеты активизируют речь детей. Например, в сюжете «Магазин» дети рассматривают разные предметы, определяют их цвет, материал, место расположение на прилавке, а затем закрепляют полученную информацию через загадки-описания. Закрепление принципа квалификации предметов по одному или нескольким признакам проходит в игровых упражнениях: «Съедобное-несъедобное», «Дикие и домашние животные», «Четвертый лишний» и др.

                   Решая задачи по познавательно-речевому развитию, я стараюсь организовать обучающий процесс так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать гипотезы, не боясь сделать ошибки. Вовлекая ребенка в разнообразную деятельность, я создаю условия для того ,чтобы он сам    мог добывать знания, а не брать готовые и  «глотать» их без усилий.

       Большое значение в моей работе имеет игровая технология ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач). Методика ТРИЗ способствует выявлению в человеке творческого начала,  развитию у детей творческих задатков.

                   Например, метод «Мозговой штурм»: дети кричат, выплескивают свои идеи, идеи летят как ядра из пушки. Принимаются любые решения, даже самые абсурдные. Может быть, оно окажется самым лучшим. Важно не качество, а количество. Метод предполагает свободное высказывание без всяких доказательств. При анализе идей запрещена любая критика (не только словесная, но и молчаливо-скептическая улыбка и т.п.) Между участниками «Мозгового штурма» должны быть установлены доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником, подхватывалась и развивалась другими.

                            Например, дети отвечают на вопрос, что можно сделать, чтобы  Лиса не съела Колобка. (Его можно пересолить, переперчить, с помощью волшебной палочки сделать его невидимкой, резиновым, колючим, липким и т.д.)

                   Или, например, как сделать, чтобы Лиса сама убежала из Заюшкиной избушки? (Дети предлагают выманить ее оттуда сыром, игрушечной курицей, натопить печку, чтобы было очень жарко или, наоборот, напустить холода. А что, если суметь сохранить избушку изо льда летом, и Лиса не будет отнимать у Заюшки избушку, и будет жить в своей. Как это сделать?) Дети задумываются: как сохранить лед летом?

              Они могут прийти к идеальному конечному результату - построить избушку из искусственного льда. (Например, каток «Медео». Нужна специальная установка, но сделать можно).

              При работе со сказкой я использую прием  эмпатии (вхождение в образ). Например, что нам хочет ответить Репка? Как бы вы поступили на месте одного из героев сказки?

              При работе с методикой ТРИЗ использую игру «Хорошо-плохо». В основу этой игры положен закон единства и борьбы противоположностей. Эта игра подводит к пониманию и ощущению противоречий в окружающем мире. Например, изучая тему «Транспорт», можно спросить у детей: хорошо что есть машины? (Дети отвечают: можно перевести груз, поехать на дачу и т.п.) А что плохого в машине? (загрязняет воздух, задавить может и т.д.)

                   В гости пришли герои сказок: Лиса, Волк, Колобок, Петушок, Баба-Яга, Бабка, Дед, Медведь. Одни из них хорошие, другие - плохие. Как узнать, какие они? (по поступкам). Дети характеризуют: Лиса - плохая, потому что всех обманывает, съела Колобка, выгнала Зайчика из его избушки. Медведь - хороший, спас Машеньку, НО сломал Теремок.  Петушок – смелый, выгнал Лису, НО не послушался Кота. Колобок - не послушался бабушку, убежал и т.п.

                   Такая работа учит детей доказывать, рассуждать.

Прием аналогий: кто из этих героев самый трудолюбивый? (Дед, Бабка); самый смелый? (Петушок); самый непослушный? (Колобок, Петушок в сказке «Кот, Лиса и Петух» ).

Прием сравнения: человеческие качества приписывают животным и, наоборот, людям - качества животных. Говорят, что человек труслив, как … (заяц); злой, как… (волк); упрямый, как… (осел); болтливый, как …(сорока).

- Игра «Отрицание НЕ «догадайтесь, о ком мы будем говорить сегодня на занятии.                                                          

 - Мы будем говорить  НЕ о том,    кто летает в ступе (Баба Яга);

- Кто выгнал Лису из Заюшкиной  избушки (Петушок);

- кто ходит злой и голодный (Волк);    

-кто посадил овощ (Дед) и т.п.        

Дети ставят фишку на этого героя или убирают его. Остался  1  герой. Например, Алдар Косе.  

-Какой  был Алдар Косе?  

Дети отвечают: добрый, смелый, трудолюбивый, хитрый. 

–А хитрым быть хорошо? (решение противоречий).

Игра-фантазия «Что было бы, если бы…»

-…все игрушки заговорили. Что бы они сказали?

-…исчезли все деревья?

-…не было весны? После Зимы сразу наступило Лето?  И т.п.

                     ТРИЗ  можно сравнить с крыльями, поднимающими человека ввысь. Элементы этой методики могут использоваться во всех играх, диалогах. Достаточно обычных способностей, обычной памяти, обычных знаний, чтобы включиться в творчество. Каждый ребенок способен стать Гением, так как в каждом человеке есть основа для формирования творческой личности. Методика ТРИЗ - инструмент для развития у детей творческих задатков, фантазии, способный сделать жизнь подрастающего поколения интеллектуально насыщенной и интересной.