Тема урока: "П. П. Бажов. Сказ "Медной горы хозяйка". Отличие сказа от сказки".
Эпиграф к уроку: «Чем велик и прекрасен человек? Одухотворенным трудом. Вне труда и нет человека». П. П. Бажов
Цели: 1. Познакомить учащихся личностью и с произведениями П. П. Бажова, дать понятие о жанре «сказ», раскрыть его особенности;
2.
Развивать способности быстро и грамотно отвечать на вопросы, выражать свои
впечатления, подготавливать краткие сообщения и выступать с ними; оценивать
ответы товарищей, умение работать в группе;
3. Научить понимать различие сказа и сказки;
4. Воспитывать интерес к русской литературе, к текстам и истории их создания,
воспитывать восприимчивость к художественному слову.
Ход урока
1. Организация начала урока. Приветствие. Мотивация
-Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Улыбнитесь друг другу, поздоровайтесь с нашими гостями. Сегодня мы окунемся в мир литературы, в мир бажовских сказов.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание вместе с детьми.
Тема сегодняшнего урока «П. П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки»
- Как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?
- будем размышлять о... (прочитанном: о героях, поступках);
- поучимся высказывать… (свои мысли, своё мнение);
- постараемся выразить… (свои чувства, настроение, отношение к прочитанному);
3. Изучение нового материала.
А) Запись темы урока и эпиграфа в тетрадь. Работа с эпиграфом.
- К нашему уроку я подобрала эпиграф. Это слова самого П.П. Бажова. Как вы думаете, что хотел сказать писатель?
- Как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Каким бывает труд, в который вложена душа человека? (упорный, радостный, делает красивые вещи)
У меня в руках шкатулка, правда, не с малахитовыми самородками, с минералами, природными камнями, которыми богата наша земля. Подержите в руках камни, почувствуйте их гладкость и прохладу. О чем они вам напоминают? Подобные камни добывал Степан в горном руднике. Из таких камней мастера делают прекрасные украшения, шкатулки и другие вещи, радующие глаз и душу человека.
Надеюсь, и вы сегодня на уроке будете трудиться с душой.
Б) Слово о писателе.
Ответом на вопрос, что такое «одухотворенный труд», может служить
и рассказ о жизни и творчестве самого П.П. Бажова.
Разговор о Бажове – это прежде всего разговор о МАСТЕРЕ. Мастером был его
отец, мастерицей-кружевницей – мать, и люди, окружавшие писателя в детстве,
тоже были по-своему необыкновенными. Да и место, в котором прошло его детство,
наполнено легендами и тайнами. Павел Петрович Бажов родился 15(28)
января, в Сысертском заводе,
близ Екатеринбурга, в семье
горнозаводского мастера.
Его детство и отрочество прошли в городке Сысерть. Сысерть живописно расположилась на крутых склонах глубокой долины р.Сысерть и образованных ею прудов, среди хвойных лесов у подножия горы Бесенковой.
Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими. Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе. собирались ребятишки послушать интересные истории.
Слушал и Павлуша тайные сказы на Думной горе от дедушки Слышко, запоминал. Настоящее имя дедушки Слышко - Василий Алексеевич Хмелинин, а получил он такое прозвище за любовь к словечку "слышь", "слышь-ко".
Учился Павел Бажовв духовном училище (1889-93) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893-99).
Выучившись, Павел Петрович Бажов стал учителем. Смолоду полюбились ему уральские сказы за красоту слова, за справедливость.
Был Павел Петрович уже немолод, подросли его дети, серебряной стала борода, поэтому и назвали его сразу ласково «дедушка Бажов». Как добрый волшебник, подарил людям чудо- «Малахитовую шкатулку»- книгу сказов - самоцветов.
День и ночь работал Бажов: крупица к крупице, слово к слову, искра к жемчужине – лист за листом оживали его сказы.
Книга «Малахитовая шкатулка» – о талантливых рабочих-умельцах. Бажов везде и всегда, в любом деле ценил трудолюбие, он, как старый уральский мастер, терпеливо оттачивал каждую фразу. Недаром Евгений Пермяк написал о нем такие замечательные слова: «И распустились на белых листах неувядаемых каменные цветы. Ожили злые и добрые чудовища. Золотые полозы. Голубые змейки. Юркие ящерки. Веселые козлики. Верные лебеди. Пятьдесят шесть дорогих сказов вычеканил словесных дел мастер, и добрая половина из них – об умных руках, о труде».
-Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель:
“Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.
В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Самым известным стал его сказ “Медной горы Хозяйка”. В ней, как в узоре на малахите, затейливо переплетались судьбы простых уральских людей и дела горных волшебников.
4. Постановка проблемного вопроса.
- Ребята, а вам понравился сказ «Медной горы Хозяйка»?
- Что больше всего запомнилось? Что показалось необычным? Кто из героев понравился и чем? Какие герои вызвали ваше сочувствие? (ответы детей)
Изучая литературу, посвящённую творчеству П.П.Бажова, можно заметить, что в некоторых критических статьях Бажова называют чудесным сказочником, а в других – сказителем. Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель?
-Кого можно назвать сказочником? Сказителем?
- Что необходимо сделать, чтобы ответить на данный вопрос? (сопоставить сказ и сказку)
- Что нам необходимо сделать, чтобы сопоставить сказ и сказку? (найти сходство и различие)
1) Словарная работа. Сказ и сказка… Насколько близки эти жанры литературы и чем они отличаются?
Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к глаголу «сказывать», полноту значений которого прекрасно объясняет В.И.Даль.
(На карточках: Ска́зывать, сказа́ть что кому, говорить или объявлять устно, изъяснять, извещать, молвить или баить; рассказывать, сообщать, повествовать.)
Обратите внимание на корни слов «сказ» и «сказка», сказывать. Сделайте вывод.
-Таким образом, «сказ» и «сказка» однокоренные слова, однако есть существенные отличия у этих терминов.
- Вспомните, что такое сказка как жанр?
Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.
Можем мы сейчас дать определение, что такое сказ? (нет)
Давайте заполним сравнительную таблицу в ваших рабочих листах и выведем особенности сказа. попробуем сформулировать Определение сказа после совместной работы.
2) Заполнение сравнительной таблицы "Сказ и сказка".
Линии сравнения |
СКАЗ |
СКАЗКА |
Начало и концовка |
Не имеет зачина |
Есть зачин «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве»и др. |
События |
Реальные. «Быль с элементами сказочного» |
Вымышленные. |
Авторство |
Есть автор. |
Народ |
Место действия |
Реальное. |
Вымышленные (в некотором царстве, в некотором государстве) |
Образ повествователя |
Свидетель или участник действий. Живой разговорный язык с использованием просторечий, диалектных уральских слов. |
Нет рассказчика-повествователя. |
Герои |
Исторические, реальные и вымышленные. Нет деления на добрых и злых. |
Вымышленные, фантастические существа. Или добрые, или злые. |
Общее |
сказ и сказку сказывают, есть необычные персонажи (Хозяйка медной горы), происходят необыкновенные события. |
- Сначала мы поработаем вместе, а потом по группам.
А. Просмотр начала мультфильма "Медной горы Хозяйка".
- Сравните начало сказа и сказки «Медное, серебряное и золотое царства» (раздаточный материал).
- Прочитайте концовку сказки (раздаточный материал). Что заметили? А как заканчивается сказ «Медной горы хозяйка»? Был ли счастлив Степан?
Б. П. П. Бажов говорил, что в основе его сказов — «быль с элементами сказочного». Как вы это понимаете? А в сказке события реальные или вымышленные? (вымышленные)
Заполняем таблицу.
В. Работа по группам. Объединяемся в 4 группы, каждая группа заполняет свою часть таблицы.
Карточка- задание для группы №1.
1. Кто является автором сказок?
2. Высказывания П.П.Бажова показывают, были ли его сказы только «восстановлением по памяти» или всё же созданием автора.
Например, о сказе «Серебряное копытце» писатель говорил: «Рассказы о том, что есть такой козёл с серебряным копытцем, я слышал от Булатова, охотника».
Когда Павла Петровича спрашивали о «Огневушке-поскакушке»: «А сюжета в таком виде, как в Вашем сказе, Вы не встречали?» Бажов отвечал: «Пожалуй, нет. Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где».
3. Какой вывод можно сделать об авторстве сказок и сказов?
Карточка-задание для группы №2
1. Вспомните, как обычно в сказках описывается место действия.
2. Как об этом говорится в сказе? Прочитайте.
Раздаточный материал: Гумёшки – старейшее на Урале месторождение меди и богатейшее месторождение малахита, открытые крестьянами- рудознатцами в 1702г. В сказах, когда говорится о Медной горе, имеется в виду Гумёшевский рудник, который приобрёл всемирную известность как основной поставщик изумительного по красоте и рисунку зелёного поделочного камня — малахита. Именно этим малахитом отделаны залы Зимнего и Версальского дворцов, Исаакиевского собора. Месторождение до наших дней остается действующим.
3. Сделайте вывод. Где происходит действие в сказке? В сказе?
Карточка-задание для группы №3
1.Познакомьтесь с термином «рассказчик».
Рассказчик - условный образ человека, от лица которого ведется повествование в литературном произведении.
2.Есть ли рассказчик в сказке?
3.Каким вы представляете рассказчика в сказе «Медной горы Хозяйка»?
4.Объясните незнакомые слова. Сделайте вывод об особенностях языка рассказчика.
Оба в горе робили-
Артуть-девка-
Лопочет-
Одежа-
Мудровать-
Даром глаза пялишь-
Виду не оказывает -
Обробеть -
Наигрыш вести-
Земли незнатко -
Карточка-задание для группы №4
1. Герои сказок очень разные. В сказке мы можем встретить крестьянина и царя, Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, говорящего ворона, волка и Колобка. Что их всех объединяет?
2. На какие две группы их можно разделить всех сказочных героев? Что они олицетворяют?
3. Какими качествами обладают главные герои сказок, побеждающие злодеев?
4. Кто является главным героем сказа?
5. Есть ли фантастические существа в сказе?
6. Можем ли мы разделить волшебных героев сказа на положительных и отрицательных? Почему?
7. Какую роль играет в сказе образ Хозяйки Медной горы? Многие боятся её, почему? К кому она добра?
Г. Физкультминутка. Учитель зачитывает отрывок из сказа «Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка». Дети повторяют движения.
Д. Представление результатов работы групп.
- Что заметили общего в сказке и сказе?
5.Выводы по уроку. Продолжите высказывание:
Сказ- это…… Сказ и сказка имеют много…… Но в отличие от сказки….
- Так кто же П.П.Бажов - уральский сказочник или сказитель? (ответы детей)
7. Рефлексия
- Какова была цель урока? Достигнута ли она?
-Что вызывало наибольшие затруднения на уроке?
– Перед каждым из вас на парте лежат по 3 цветных кружка-камушка. А на доске изображение покосного ложка. Если вам после сегодняшнего урока захотелось узнать больше о сказах Павла Петровича Бажова, приклейте зеленый камушек, если вы на уроке работали хорошо, но могли бы лучше, приклейте голубой, а если испытывали трудности, то – красный. Давайте все вместе полюбуемся на наш луг, сияющий волшебными камнями. Всем спасибо, за то, что вы так здорово потрудились сегодня на уроке не только умом, но и душой, и сердцем, а это дорогого стоит.
Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах - жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей. Сам Бажов, как большой мастер, вложил очень много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить всем нам драгоценную "Малахитовую шкатулку". Каждый из вас может ее открыть, "достать" из нее сказ и полюбоваться Бажовским, уральским словом.
8. Домашнее задание. Нарисовать иллюстрации к сказу Бажова «Медной горы Хозяйка».
9. Оценивание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.