Практическое занятие по русскому языку на тему "Функциональные стили речи" рассчитано на студентов с разным уровнем знаний. При выполнении работы обучающиеся должны научиться определять основные признаки научного, официально-делового, публицистического, стилей; признаки разговорной речи; создавать тексты разного стиля. В разработке содержится также теоретический материал для урока.Практическая работа по русскому языку на тему "Функциональные стили речи"
Функциональные стили речи.docx
Практическая работа
Тема: Функциональные стили речи.
Продолжительность 2 часа.
Цель: знать основные признаки научного, официальноделового, публицистического,
стилей; признаки разговорной речи; создавать тексты разного стиля.
Оснащение занятия: компьютер, проектор, карточки с заданием, учебник: Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 1011 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник.
Методические указания:
1. Прочитать материал учебника.
2. Ответить на вопросы.
2. Подготовиться к устному ответу.
3. Выполнить предложенные задания письменно.
Теоретический материал:
Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также
изобразительновыразительные средства.
Стиль (лат. stilus, от греч. Stylos — палочка для письма) — способ словесного выражения
мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации
языковых средств в связи с задачами общения.
Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка,
имеющая определённую сферу функционирования и обладающая стилистически
значимыми (маркированными) языковыми средствами.
Язык художественной литературы является одним из функциональных стилей.
Художественная литература как вид искусства выполняет особую эстетическую функцию.
Научный стиль
Для научного стиля характерны отвлечённость и обобщённость описываемого
явления, логикопонятийная абстракция значения, логически последовательный характер
изложения, терминологичность, стремление к объективной оценке явления, к полноте
выражения, регламентированность нормативных языковых средств. Научный стиль имеет
преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение,
лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы,
конспект, аннотация и др. Разновидностями научного стиля являются собственно научный,
учебнонаучный и научнопопулярный стили. Последний находит воплощение в очерке,
научной статье, книге, предназначенной для широкого круга читателей.
План — последовательное указание основных структурных частей текста. Прежде чем
составить план, следует разделить текст на микротемы, определить его тему и основную
мысль. Планы бывают простыми и сложными. Простой план отображается тезисно по
пунктам с помощью назывных предложений. Сложный план подробно раскрывает
содержание каждого абзаца, включая в себя пункты и подпункты.
Правила составления плана: 1) прочитайте текст;
2) разделите текст на абзацы, при составлении сложного плана разделите абзац на
структурные части;
3) последовательно озаглавьте каждый абзац, при составлении сложного плана озаглавьте
структурные части абзаца;
4) запишите план на основе переработанного материала.
Тезис — сжатое содержание положения текста. Тезисы бывают первичными и вторичными.
Первичные тезисы являются оригинальным текстом, составляющимся для научных
конференций, заседаний и пр. Такие тезисы имеют строгую композицию: 1) преамбула —
актуальность работы; 2) тезисное изложение — основное содержание работы; 3)
заключительный тезис — вывод. Вторичные тезисы составляются на основе текста и
представляют собой его переработку. Вторичный тезис включает в себя тему (о чём
говорится в тексте) и основную мысль (что говорит автор текста) и, как правило, требует
дальнейшего доказательства.
Конспект — сокращённая запись содержания текста, лекции и др. Конспект строится на
основе плана и тезисов и представляет собой «вторичный» текст, дополненный
аргументами и выводами, но изложенный в сокращённом виде.
Правила составления конспекта:
1) прочитайте текст;
2) определите тему и основную мысль текста;
3) разделите текст на микротемы, назовите их;
4) составьте основные тезисы каждой микротемы;
5) дополните тезисы фактическим материалом (примеры, аргументы, доказательства,
выводы);
6) запишите конспект на основе переработанного материала.
Реферат — краткое изложение содержания текста (нескольких текстов) научных работ,
статей, книг и др. Основное назначение реферата — донести до слушателя (читателя)
основное содержание текста. Реферат состоит из следующих композиционных элементов:
1) введения; 2) основной части; 3) заключения; 4) списка используемой литературы. Во
введении излагают тему, предмет, актуальность, цель и задачи реферата. В основной части
формулируется главная мысль работы, её содержание в зависимости от цели и задач. В
заключении подводится итог работы, формулируются выводы — сжато обобщается
материал основной части.
Правила составления реферата:
1) сформулируйте тему, цель и задачи реферата;
2) подберите материал (список литературы) для реферирования;
3) разработайте план реферата;
4) выделите тезисы реферируемого материала, дополненные фактическим материалом,
последовательным изложением содержания;
5) напишите реферат.
Аннотация — краткая характеристика статьи, книги. В аннотации указывают прежде всего
автора, адресата, тему работы, отражают значимые и актуальные черты работы, излагают
структуру работы и раскрывают сё содержание.
Официальноделовой стиль
Официальноделовой стиль — это язык официальноделовых отношений, возникающих
между органами государства, организациями и частными лицами. Основной тип текста
официальноделового стиля — документ, соответствующий образцу со строго
установленными правилами, сдержанным изложением, точностью. В деловых текстах нельзя использовать экспрессивноокрашенные языковые средства, разговорную лексику,
изобразительновыразительные средства языка.
Официальноделовой стиль использует термины и профессионализмы (юридические,
бухгалтерские): импорт, истец, извещение, квитанция, контракт, спрос и т. д. Также в
официальноделовом стиле используются канцеляризмы — устойчивые обороты речи,
свойственные для языка документов: вышеуказанный, настоящий, согласно просьбе, в
установленном порядке и т. д.
Для официальноделового стиля характерны следующие языковые особенности:
местоимение Вы следует писать с прописной буквы: доводим до Вашего сведения;
содержание документа ведётся от третьего лица: ТАСС уполномочен заявить.
Официальноделовой стиль включает в себя такие жанры, как закон, устав, инструкцию,
акт, приказ, распоряжение, заявление, характеристику, справку, протокол, доверенность,
деловое письмо, объяснительную записку, приказ, решение, постановление и т. д.
Публицистический стиль
Публицистический стиль занимает особое место среди функциональных стилей, так как
основные функции, которые он выполняет, — это функции воздействия и сообщения.
Публицистический стиль реализуется в средствах массовой информации (СМИ) (это язык
газет, радио, телевидения и т. д.) и художественнопублицистических текстах.
Публицистический стиль использует ресурсы всех других стилей, в первую очередь
научного и художественного. К жанрам публицистического стиля относятся: очерки,
статьи, фельетоны, репортажи, интервью, реклама и др.
В публицистическом стиле отражаются общественно значимые явления, события,
проблемы, факты дня сегодняшнего. Стремление к эмоциональной насыщенности языка
определяет использование всех возможных изобразительновыразительных средств
(метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и др.). Однако эти приёмы превращаются в
языковые штампы, если они повторяются, тиражируются в различных публицистических
текстах.
Наиболее чётко в письменной форме публицистический стиль представлен на страницах
газет. Поэтому одной из его разновидностей является газетнопублицистический стиль.
Публицистический стиль быстро реагирует на всё новое. Многие неологизмы впервые
появляются на страницах газет. Например, в июне 2003 года газетами было
зарегистрировано такое новое слово, как марсоход.
К жанрам газетнопублицистического стиля относятся репортажи, статьи, рецензии,
интервью, заметки, отчёты, обзоры и др. К жанрам художественнопублицистического
стиля относятся очерки, эссе, фельетоны.
Статья — публицистический или научный текст, анализирующий какиелибо процессы,
явления, факты. Для статьи важно наличие актуальной проблемы и аргументов, выводов и
рекомендаций по решению проблемы. Также в статье используют обширный фактический
материал.
Рецензия — письменный анализ критического характера литературного произведения,
кинофильма и пр. В рецензии необходимо оценить произведение, его достоинства и
недостатки. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки. В
рецензии не нужно подробно пересказывать произведение, достаточно указать основной
сюжет в не более чем 2—3 предложениях, следует отметить актуальность произведения,
смысл названия, тему, идею, проблематику, особенности композиции, стиль автора,
средства создания образов и др. В заключении работы подводится итог, даётся общая
объективная оценка произведения, также важно отметить не только его недостатки, но и
достоинства: занимательность сюжета, новаторство автора. Эссе — прозаическое сочинение со свободной композицией. Эссе отражает
индивидуальные впечатления, мысли, чувства его автора на определённую тему Эссе, как
правило, излагается в свободной форме, не имеет строгих требований к композиции и
стилю изложения и основано на творческом мышлении. Приблизительная композиция
выглядит следующим образом: 1) введение — постановка проблемы; 2) основная мысль —
обоснование и аргументация проблемы; 3) заключение — подведение итогов работы.
Изложение материала сопровождается эмоциональностью,
экспрессивностью,
художественностью. В основе эссе поднимается проблема и излагается аргументация.
Правила составления эссе:
1) сформулируйте тему, цель и задачи эссе;
2) сформулируйте проблему (несколько проблем), подберите аргументацию (не менее трёх
аргументов);
3) напишите эссе на основе переработанного материала.
Очерк — малый жанр литературы, основанный на описательном характере какоголибо
предмета, явления. Очерк подразделяется на виды: портретный, проблемный, путевой.
Портретный очерк — анализ личности героя и его мировоззрения, который включает
описание внешности, поступков, биографические сведения. Проблемный очерк —
изложение социально значимой проблемы, где автор делится своим мнением по
сформулированной проблеме и аргументирует её. Путевой очерк — впечатления о
путешествиях, куда входят описание городов, стран, их жителей, нравов, традиций и пр.
Репортаж — сообщение о чёмлибо с места события. Основная задача репортажа —
создать эффект присутствия читателя, слушателя, зрителя. Для телевизионного репортажа
важна оперативность: происходящие события излагаются автором по ходу его действия,
печатный репортаж описывает сюжет события, сообщая значимую информацию. В
энциклопедическом словаре СМИ под редакцией А. Князева подчёркивается значимость
эмоциональности при составлении репортажа, на первый план которого «обязательно
выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей».
Тексты публицистического стиля, как и художественного произведения, отражают
индивидуальность автора, поэтому публицистический стиль часто смешивают со стилем
художественной литературы. В отличие от научного и официальноделового стилей,
публицистический стиль не является строго регламентированным и допускает
вариантность норм.
Разговорный стиль
В основе разговорного стиля лежит разговорная речь. Основной функцией разговорного
стиля является общение (коммуникация), а основная его форма — устная. В составе
разговорного стиля выделяются литературноразговорный стиль, использующий
общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно
просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от
литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.
Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные
письма, личная переписка, а также дневниковые записи).
Художественный стиль
Язык художественной литературы является инструментом художественного творчества
и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в языке
художественной литературы эти изобразительные средства выступают в особой роли:
целью их использования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на
читателя. Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных
слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется
всё многообразие изобразительновыразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.). Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы,
идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые
оттенки значения. Большую роль в художественном тексте играет многозначность.
Основная цель этого стиля речи — создать средствами языка художественные образы,
поэтому в художественной литературе широко используются живописующие,
эмоционально окрашенные обороты речи. Стремление к яркой образности заставляет
авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые
варианты и формы.
Язык художественной литературы как один из функциональных стилей во многом
противопоставлен научному стилю. Как говорил В.Г. Белинский, «философ говорит
силлогизмами, а поэт — образами и картинами. А говорят оба они одно и то же... Один
доказывает, другой показывает, и оба убеждают, только один — логическими доводами,
другой — картинами». Различия образного и безобразного мышления и их отражение в
языке положены в основу противопоставления науки и искусства и представляют разные
формы познания жизни.
Для языка художественной литературы характерно многообразие жанров, стилистических
средств и приёмов.
Выполните задания по вариантам.
1 вариант
1. Подготовить сообщение «Научный стиль» §112.
2. Прочитайте текст из школьного учебника. Выявите типичные признаки научного стиля:
а) термины (к какой области знаний относятся), наименование единиц измерения; б)
преобладающие части речи; в) синтаксические конструкции (тип сложного предложения,
чем осложнено простое в составе сложного) и т. д. Сделайте вывод.
В настоящее время описано более 600 тыс. растений и не менее 2,5 млн видов животных,
около 100 тыс. видов грибов и более 8 тыс. прокариот, а также до 800 видов вирусов.
Исходя из соотношения описанных и не определённых пока современных видов живых
организмов, учёные делают предположение о том, что современная фауна и флора
представлена около 4,5 млн видов организмов. Кроме того, используя палеонтологические
и некоторые другие данные, исследователи подсчитали, что за всю историю Земли на ней
обитало не меньше 1 млрд видов живых организмов.
2 вариант:
1. Подготовить сообщение «Официальноделовой стиль» §113.
2. Выпишите слова и словосочетания, относящиеся к лексике официальноделового стиля.
В каких стилях и жанрах могут использоваться не выписанные вами слова или
словосочетания?
Иметь место, нетрудоспособность, расторжение договора, обусловить, одинодинёшенек,
констатировать, истец, осуществление, согласно приказу, заявка на участие, распорядок
дня, в окрестностях города, термодинамика, принять к сведению, меланхоличный,
делопроизводство, торжественное открытие, короткая память, сойти с рук, новое
назначение, прошу предоставить, вследствие, регистрация брака, освидетельствование,
лабораторные испытания, юнец, безотлагательно, судить да рядить, уведомление,
необходимо осуществлять, рекламация, неустойка, кассационная жалоба, аукаться,
чарующий, ходатайство, в плановом порядке, добрый молодец, попридержать язык,
подсчитать свои возможности, вперегонки, именуемый, морфема, поставить в известность.
1. Подготовить сообщение «Публицистический стиль» §114.
3 вариант Напишите репортаж о проведении вашей группой какогонибудь культурного
2.
мероприятия (похода в музей, экскурсии, посещения театра).
4 вариант
Письмо
следует подписать собственноручно (недопустимо факсимильное
Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть,
1. Подготовить сообщение «Разговорный стиль» §115.
2. Ознакомьтесь с основными правилами составления писем. Какие из этих правил не
потеряли актуальности и сегодня? Какие советы вы бы взяли себе на заметку?
1. Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из
тетради, — признак дурного тона).
2. Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем; деловые письма обычно
печатают на машинке, компьютере и т. д.).
3. Письмо с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки
(если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).
4.
воспроизведение подписи).
5. Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при обращении,
приветствии, следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант — тот, кто
пишет письмо — и адресат — тот, кому пишут письмо).
6. Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится
упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).
7. Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить
сначала о делах адресата).
8.
заключение.
9. Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится
свободное (рабочее) время.
10. Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив — извинитесь за
плохой почерк.
11. Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или
иного слова — обратитесь к орфографическому словарю).
12. Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (возможно
пожелание увидеться в ближайшее время).
13. Письмо не должно содержать различного рода вставок между строк (или надписей на
полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а
затем — нужную информацию и инициалы своего имени.
14. Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
15. Письмо перед отправлением следует перечитать.
16. Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать (принято
сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем — название города, потом —
название улицы и номер дома).
Напишите письмо другу (подруге), брату (сестре), матери (отцу) и т. д.: а) на бумаге;
б) в электронной форме. Сравните их. Сделайте вывод.
5 вариант
1. Подготовить сообщение «Художественный стиль» §116.
2. Прочитайте, определите ведущее средство создания выразительности. Напишите свой
вариант продолжения текста. Озаглавьте его.
Утро было славное, свежее; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледноясной
лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались
песни жаворонков.
(И. Тургенев)
Напишите сочинение на тему «Любимый уголок моего города», использовав
материалы сайта вашего города.
Самостоятельная аудиторная работа
Критерии оценки качества выполнения практического занятия
1.Объем выполненного задания.
2.Правильность выполненного задания.
3.Аккуратность оформления заданий.
4. Защита работы
«5» выполнены все задания без ошибок.
«4» выполнены все задания, есть недочеты.
«3» выполнены все задания, допущены ошибки.
«2» выполнены не все задания, допущены ошибки.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№
практич.
занятия
Перечень
ПК и ОК,
отработанны
х на занятии
Дата
выполнения
Результат
выполнения
работы
Подпись
преподавателя
Примечание
Итоговая оценка за выполнение
практических – занятий по УД
Практическая работа "Функциональные стили речи".
Практическая работа "Функциональные стили речи".
Практическая работа "Функциональные стили речи".
Практическая работа "Функциональные стили речи".
Практическая работа "Функциональные стили речи".
Практическая работа "Функциональные стили речи".
Практическая работа "Функциональные стили речи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.