Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"
Оценка 4.8

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл—11 кл +1
06.12.2017
Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"
Задания практической работы по русскому языку ""Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление" выстроены таким образом, что студенты после выполнения должны знать определение омонимов, паронимов; какие группы слов называются синонимами, антонимами; различать омофоны, омографы, омоформы; давать толкование лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; находить в предложенных текстах синонимы и антонимы; определять роль синонимов и антонимов в речи.Практическая работа по русскому языку " "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление..docx
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Продолжительность ­ 1 час Цель:  должны знать определение омонимов, паронимов; какие группы слов называются синонимами, антонимами; различать омофоны, омографы, омоформы; давать толкование лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; находить в предложенных текстах синонимы и антонимы; определять роль синонимов и антонимов в речи. Методические указания: 1.Внимательно прочитайте задание. 2.Подготовьте ответы на поставленные вопросы, опираясь на материал учебника. 3.Выполните письменно задания. Теоретический материал: оо Ом нимами   (от греч.  Homos  — одинаковый,  опута  — имя) называются слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего в значении. Н а например:  гриф1  ­   фантастическое   животное   в   античной   мифологии;  гриф2  —   у музыкальных   инструментов,   например:   у   скрипки;  гриф3  —   печать,   штемпель   с изображением чьей­либо подписи, а также оттиск этой подписи. Причины появления омонимов в языке различны. Омонимами могут стать слова, вошедшие в русский язык из других языков и случайно совпавшие по звучанию. например: рейд1— водное пространство у входа в порт, удобное для стоянки судов (от гол. reede) и рейд2 — набег подвижных военных сил в тыл противника (от англ. raid). Омонимы могут возникнуть в результате звуковых изменений, которые происходят в   языке.   Так,   например,   появились   омонимы  лук  (растение)   —  лук  (орудие);  мир (вселенная)   —  мир  (тишина,   отсутствие   войны);   в   древнерусском   языке   эти   слова произносились и писались по­разному. К образованию омонимов ведёт распад полисемии: значения многозначного слова могут так далеко отойти друг от друга, что мы начинаем воспринимать их как разные слова. Например: лавка (скамья) — лавка (магазин); лихой (’плохой, причиняющий горе’) — лихой (’смелый, бравый’) и др. Помимо   лексических   омонимов   (принадлежащих   всегда   к   одной   части   речи), выделяются другие разновидности омонимии, а именно: Омоф рмыоо Омоф ныоо  — слова, совпадающие по звучанию и написанию в какой­либо одной или нескольких грамматических формах, например: печь (сущ.) — печь (глаг.); мой (мест.) — мой (повел, накл. глаг.); пила (сущ.) — пила (прош. вр. глаг. пить); простой (прил.) — простой (сущ.); лечу (лечить) — лечу (лететь).   —   слова,   разные   по   написанию,   но   одинаковые   по   произношению, например: луг — лук, пруд — прут, изморозь — изморось, гриб — грипп, вперемежку — вперемешку, бачок — бочок, развеваться — развиваться, компания — кампания. Ом графы   — слова, которые пишутся одинаково, но имеют ударение на разных слогах,   например:  мука   —   мука,   замок   —   замок,   стрелки   —   стрелки,   засыпать   — засыпать, расплачусь — расплачусь. оо Различать слова­омонимы помогает контекст. Явление омонимии часто используют в художественных целях как средство для создания каламбуров. Паронимы (от греч. Para — вблизи, около, опута — имя) — это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. Например: абонемент — абонент, дипломат — дипломант —дипломник, человечный — человеческий, экскаватор — эскалатор и др. Как   правило,   паронимами   являются   слова   одного   корня,   родственные   слова. Паронимический ряд  составляют слова, принадлежащие к одной части речи. Например: представить — предоставить (глав); эффектность — эффективность (сущ.). Так как паронимы сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи. Чтобы не сделать ошибки, необходимо понимать, в чём заключается смысловое различие слов, знать, с какими словами они могут употребляться. Например: представить справку, отчёт, проект  —  предоставить  слово, равные права, кредит;  оплатить  проезд — заплатить  за проезд;  одеть  ребёнка  —  надеть  пальто на ребёнка;  эффективный метод — эффектный вид и т. д. Син нимы  (от греч. Synonymos — одноимённый) — это слова, разные по звучанию, но близкие или тождественные по значению. Например: алфавит — азбука, тут — здесь, многозначность — полисемия, хитрый — смекалистый, бросить — кинуть. оо Синонимами могут быть и устойчивые словосочетания (фразеологические единицы). Например:  бездельничать — бить баклуши, помочь — оказать помощь, далеко — за тридевять земель. Слова­синонимы   могут   различаться   оттенками   значения:  ходить   —   бродить   — шагать — шествовать; обидеть — оскорбить.  В 1­м примере глаголы, передавая одно действие,   подчеркивают   разный   его   способ,   во   2­м   —   разную   степень   интенсивности действия:  оскорбить  —   «очень   сильно   обидеть».   Такие   синонимы   получили   название идеограф ческих  (или смысловых). ио Слова­синонимы  могут  обозначать  одно  и   то  же   явление   действительности,   но употребляться в разных стилях речи или иметь разную стилистическую окраску. Например: глаза  (нейтр.) —  очи  (поэтич.) —  гляделки  (простореч.);  лоб  (нейтр.) —  чело  (устар., поэтич.); лицо (нейтр.) — лик (поэтич.); проглядеть (нейтр.) — проворонить (разг). Это стилистические синонимы. Группа синонимов образует  синонимический ряд  (глаза — очи — гляделки — зенки). В синонимический ряд входят слова одной и той же части речи. Ср.:  ключ — источник   —  родник  (суш.);  ключевой   —   родниковый  (прилаг.);  кратко   —   сжато   — лаконично — сокращённо — вкратце  (нареч.);  организовать — создать — учредить — образовать — сформировать (глаг.). оо Синонимы разнообразят речь, делают её богаче, ярче, выразительнее. Ант нимы  (от греч. Anti — против, опута — имя) — это слова, противоположные по   значению.   Например:  добро   —   зло,   близко   —   далеко,   свет   —   тьма,   весёлый   — грустный, мало — много.  Антонимические пары могут составлять и фразеологические единицы: бить баклуши — трудиться в поте лица (работать не покладая рук). Антонимы   свойственны   словам   со   значением   качества.   Существительные   с конкретным   значением   (типа  стол,   стул,   пальто)   антонимов   не   имеют,   мало   их   и   у числительных. Наиболее   богаты   антонимами   прилагательные,   качественные   наречия,   глаголы. Среди предлогов тоже можно отметить антонимичные пары: из — в, от — к, под — над и др. Большинство   антонимов   —   это   слова   разных   корней.   Но   встречаются   и однокоренные антонимы. Противоположное значение в таких случаях создаётся с помощью отрицательных   приставок  не­,   без­,   анти­,   контр­  и   др.   Например:  опытный   — неопытный, знакомый — незнакомый, вкусный — безвкусный, военный — антивоенный, революция — контрреволюция. Многозначное   слово   в   зависимости   от   значения   может   иметь   разные   антонимы. Например:  свежий  хлеб —  чёрствый  хлеб;  свежий  ветер —  тёплый  ветер;  свежая газета — старая газета. Антонимы   используются   в   пословицах,   поговорках,   в   языке   художественной литературы   (в   частности,   в   названиях   произведений),   например:  Не   дорого   начало,   а похвален   конец;   Умей   видеть   великое   в   малом;   Маленькое   дело   лучше   большого безделья; «Война и мир», «Живые и мёртвые». В художественной литературе антонимы часто используют для создания антит зыео —   стилистического   приёма,   заключающегося   в   резком   противопоставлении   понятий, явлений: Я царь — я раб, я червь — я бог (Г. Державин); Страна рабов, страна господ. (М. Лермонтов) Задание №1. ­ Что называется омонимами? Приведите примеры. Задайте 3 вопроса по § 4. ­ Прочитайте стихотворение М. Цветаевой. Определите вид омонимов. АА УА оА МУК  И М КА «Все перемелется, будет мук й!»оА Люди утешены этой наукой. Станет мук ю, что было тоской? Нет, лучше м кой! Люди, поверьте: мы живы тоской! Только в тоске мы победны над скукой. Всё перемелется? Будет мук й?оА Нет, лучше м кой! уА уА Задание №2. паронимов). По § 5 ответить на вопросы: Что называется паронимами? Как избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов? ­ Объясните разницу между словами в парах (для справок используйте словарь Войти — взойти, вдохнуть — вздохнуть, деловой — деловитый, усвоить — освоить, неизмеримый   —   несоизмеримый,   эффектный   —   эффективный,   искусный   — искусственный,   одеть   —   надеть,   главный   —   заглавный,   командированный   — командировочный, сшить — пошить. ­ Выберите из скобок существительные, подходящие по смыслу к каждому из прилагательных. Гарантийный,   гарантированный   (работа,   паспорт,   ремонт,   мастерская,   срок). Генеральный,   генеральский   (сражение,   план,   чин,   директор,   погоны,   уборка   квартиры). Земляной,  землистый, земельный (цвет лица,  участок,  холм). Защитительный,  защитный (речь,   панцирь,   приспособление,   аргумент,   насаждение).   Гармоничный,   гармонический (человек,   общество,   ряд,   колебание,   ансамбль,   спектакль).   Ледовый,   ледяной   (покров, крыша, ветер, взгляд, голос). Задание №3. ­ Составить словарь понятий по § 6, 7 ­ Подберите синонимы к словам. Придумайте предложения со словами одного из синонимических рядов. Красивый,   дружба,   смеяться,   множество,   дефект,   воспоминания,   осторожность, защитник, торжественность, преимущество, победить, близкий. ­ Подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи. Радость, много, друг, смелый, горький, найти, зло, вверху, тьма, земля, горячий, узкий, больной, говорить, любить, смеяться, длинный, начало, чистый, вспомнить. Самостоятельная аудиторная работа Тут же сейчас же явился и защитник знаменитый Фетюкович и как (бы) какой (то) подавлен..ый гул пронесся в зале. Это был длин..ый сухой человек с длин..ыми тонкими ногами с чре..вычайно длин..ыми бледными тонкими пальцами с обритым лицом со скромно пр..чесан..ыми   довольно   короткими   волосами   с   тонкими   изредк..   кривившимися   не   то насмешкой не то улыбкой губами. На вид ему было лет сорок. Лицо его было (бы) и пр..ятным если бы не глаза его сами по себе (не) большие и (не) выразительные но до редкости бли..ко один от другого поставлен..ые так что их ра..деляла всего только одна тонкая косточка его продолговатого тонкого носа. Словом физиономия эта имела в себе что (то) резко птичье что поражало. (Ф. М. Достоевский.) Задания к тексту: 1. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, расставьте недостающие знаки препинания. 2. Письменно объясните, с какой целью автор использует неоднократное повторение прилагательных длинный и тонкий. 3. Подберите однокоренные слова к слову физиономия. 4. Подберите синонимы к слову невыразительный. 5.   Слово   скромный   (скромно)   произошло   от   древнерусского   слова  кромы,   что значило «ткацкий станок», которое связано с древненемецким  рама  — «рама, станина». Дайте толкование слова скромно  (скромный) и логически свяжите значение, бытовавшее ранее, и современное.  Объем выполненного задания Правильность ответов Аккуратность оформления заданий. Критерии оценки качества выполнения практического занятия 1. 2. 3. «5» ­ выполнено верно 3 задания. «4» ­ выполнено 3 задания, есть незначительные недочеты. «3» ­ выполнено 2 задания верно «2» ­ выполнено менее 2 заданий. ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ № практич. занятия Перечень ПК и ОК, отработанны х на занятии Дата выполнения Результат выполнения работы Подпись преподавателя Примечание Итоговая оценка за выполнение практических – занятий по УД

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"

Практическая работа "Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2017