Разработка практической работы для студентов 1- 2 курса СПО, а также обучающихся 10-11 классов по теме "Правописание местоимений" рассчитана на 1 час и состоит из: целей, методических указаний, теоретического материала, заданий, критериев оценки качества выполнения практического занятия для обучающихся. Данная разработка может быть использована при изучении нового материала, а так же при закреплении изученного.Разработка практического занятия с методическими указаниями по русскому языку для студентов 1,2 курса СПО
Правописание местоимений..docx
Тема: Правописание местоимений.
Продолжительность – 1 час
Цель: знать лексикограмматические разряды местоимений, особенности их изменения и
правописания.
Методические указания:
Ответить на вопросы, опираясь на материал учебника § 46.
Подготовиться к устному ответу.
Выполнить предложенные задания письменно.
Оснащение занятия: компьютер, проектор, карточки с заданием, учебник: Гольцова Н.Г.,
Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 1011 классы: учебник для
общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник.
Теоретический материал:
1. У местоимений 3го лица он, она, оно, они в косвенных падежах после всех
непроизводных (первообразных) и некоторых производных предлогов, управляющих род.
п., пишется начальная н: с ним (ней, ними), по нему (ней, ним), вокруг него (неё, них) и т. д.
Буква н не присоединяется к личным местоимениям 3го лица, если они употребляются с
производными предлогами, управляющими дат. п.: вопреки ему (ей, им), наперекор ему
(ей, им) и др.
2. У неопределённых местоимений пишется только приставка не, которая при этом всегда
является ударной: н кто, н который, н кий
3. В отрицательных местоимениях под ударением пишется не, без ударения — ни: н кого
— никог , н чем — нич м
Если отрицательные местоимения употребляются с предлогами, предлог всегда ставится
между отрицательной частицей и местоимением; такие сочетания пишутся в три слова (ни
у кого, ни с кем, ни о чём).
4. Частицы кое, то, либо, нибудь у неопределённых местоимений пишутся через дефис:
коекто, ктото, чтолибо, комунибудь и т. д.
и т. д.
ое ее
ее
и т. д.
ее
ее
ее
ее
Выполните задания:
Задание №1. Ответьте на вопросы, используя материал учебника § 46.
1. Как пишутся местоимения 3го лица он, она, оно, они?
2. Как пишутся неопределенные местоимения?
3. Как пишутся отрицательные местоимения?
Задание №2. Образуйте неопределённые местоимения, подбирая к выделенным словам
подходящие по смыслу частицы (то, либо, нибудь, кое). Возможны ли варианты?
Аргументируйте свой выбор.
1. Страстно желая сказать что... в высшей степени обидное, он шагнул к Дымову. (Ч.) 2.
Неизвестно только, придёт ли она сама собой или нужно что... делать для её
приближения. (Алд.) 3. Я хотел было повернуть обратно, но человек этот, очевидно
заметив кого... с другой стороны насыпи, побежал туда. (А. Г.) 4. Но зато вряд ли на
каком... судне когда... испытывали люди такое беспредельное обожание, как мы к нашему
капитану. (Купр.) 5. Ростопчин... хотел было сказать какое..., подходившее к случаю,
народное великорусское словцо, но ничего не мог вспомнить. (Алд.) 6. Конечно, страшно,
нечего и говорить, но ему самому надо ведь как... выбраться. (А. Г.) 7. Я, может быть,
буду чем... полезна. (Купр.) 8. Если кто... подходил к ней во время её материнских
чувств, то она [собака] рычала, кашляла и кусалась. (Купр.) 9. Через каких... пять минут в кухне уже, весело завывая и распространяя малиновое тепло, горела плита. (Абр.) 10.
Наверное, он [мужик] где... спрятался, от работы отлынивает. (С.Щ.)
Задание №3. Прочитайте выразительно. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
Сделайте морфологический разбор выделенных местоимений.
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что н...когда т...ж...лый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится ещ..., что Вы при мне
Спокойно обн...маете другую,
Не пр ч...те мне в адовом огне
Г..реть за то, что я не Вас ц...лую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ноч...ю — всуе...
Что н...когда в ц...рковной т...шине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
(М. Цветаева)
ое
Задание №4. Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного
употребления местоимений в предложениях. Внесите исправления.
1.Руководитель практики посоветовал студентам записывать наблюдения в
дневники, чтобы потом можно было их систематизировать и выступить на конференции. 2.
Мать Наташи, когда она задержалась в школе, очень волновалась. 3. Проводники
предложили отъезжающим занять свои места. 4. Она посоветовала ему побольше обращать
на себя внимания. 5. Учитель предложил ученику ответить на некоторые вопросы по
своему докладу.
Самостоятельная аудиторная работа
Исправьте предложения с грамматическими ошибками в образовании форм
местоимений. Охарактеризуйте форму каждого местоимения.
1. Ихнее пальто осталось в гардеробе. 2. Учитель спрашивал об нём. 3. У ней очень
тяжёлый характер. 4. Мать велела сыну принести свой дневник. 5. Брату восемь лет, а я
старше него на три года.
Критерии оценки качества выполнения практического занятия
1.Объем выполненного задания.
2.Правильность выполненного задания.
3.Аккуратность оформления заданий.
«5» выполнены все задания без ошибок, даны ответы на вопросы.
«4» выполнены все задания, допущены 13 орфографические ошибки.
«3» выполнены все задания, допущено 5 орфографических ошибок.
«2» выполнены не все задания, допущено более пяти ошибок.
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№
практич.
занятия
Перечень
ПК и ОК,
отработанны
х на занятии
Дата
выполнения
Результат
выполнения
работы
Подпись
преподавателя
Примечание Итоговая оценка за выполнение
практических – занятий по УД
Практическая работа "Правописание местоимений"
Практическая работа "Правописание местоимений"
Практическая работа "Правописание местоимений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.