Практическое занятие по дисциплине ОДБ. Математика. Тема. Теорема о трёх перпендикулярах
Оценка 4.9

Практическое занятие по дисциплине ОДБ. Математика. Тема. Теорема о трёх перпендикулярах

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
математика
10 кл—11 кл
14.12.2022
Практическое занятие по дисциплине ОДБ. Математика. Тема. Теорема о трёх перпендикулярах
Разработка практического занятия по дисциплине ОДБ. Математика (10-11 класс) для студентов 1 курса педагогического колледжа. Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.01 Дошкольное образование
Практическое занятие. Теорема о трех перпендикулярах.pdf

Практическое занятие 16

Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

 

 

 

Тема. Применение теоремы о трех перпендикулярах. Решение задач.

Цель: продолжить формировать представление о перпендикуляре к плоскости, наклонной, основе наклонной, проекции наклонной на плоскость, расстоянии от точки к плоскости; сформировать представление о том, где используется перпендикулярность в реальной жизни, понятие перпендикулярности как основного принципа архитектуры; формировать умения представлять прямую, перпендикулярную к плоскости и решать задачи, применяя знания о перпендикулярности прямой и плоскости; формировать умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач по данной теме; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; развивать пространственное мышление студентов, воспитывать математическую культуру. 

Оборудование: стереометрический набор, презентация PowerPoint к теме.

 

 

 

Литература

 

1.     Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10 – 11 классы: учеб. для общеоразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.

2.     Чекова А.М. Агебра и начала анализа. 7 – 11 классы. Учеб. пособие. – Изд. 4-е, испр. и доп. – Х.: Країна мрійтм, 2008. – 200 с.

3.     Генденштейн Л.Э., Ершова А.П. Математика. Наглядный справочник с примерами для школьников и абитуриентов. – Х.: «Гимназия», - 2002. 

4.     А.М. Колмогоров, О.М. Абрамов та др. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 1011 кл. серед шк. – М.: Просвещение, 1993. 

5.     Пособие по математике для поступающих в вузы: Учеб. Пособ. Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлов В.И., Яковлева Т.Х.; под ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Наука, 1985. – 480с.

6.     Погорєлов О.В. Геометрія. Стереометрія. Підручник за 10-11 кл. Київ : Освіта, 1994 – 128с.  

7.     Афанасьєва О.М., Бродский Я.С., Павлов О.Л. Геометрія 10 -11кл. : Пробний підручник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2004

 

Ход занятия

 

1. Актуализация опорных знаний студентов, мотивация обучения

 

1.1. Фронтальный опрос

 

      Прямые в пространстве называются перпендикулярными?

      Какие свойства прямой и плоскости, перпендикулярных между собой, вы знаете?

      Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.

      Сколько прямых, перпендикулярных к данной плоскости, можно провести через данную точку?

      Сколько плоскостей, перпендикулярных к данной прямой, можно провести через данную точку?

      Что такое перпендикуляр, опущенный из данной точки к плоскости?

      Что такое наклонная, проводимая с данной точки к плоскости?

      Дайте определение расстояния от прямой к параллельной ей плоскости.

      Сформулируйте теорему о трех перпендикуляры.

        

1.2.   Проверка выполнения домашнего задания

 

1.3.   Минутка каллиграфии

 

1.4.   Устный счет. Игра

 

2. Сообщение темы и задач занятия

 

При прокладке воздушной линии кабельной компьютерной сети между двумя зданиями (девяти- и пятиэтажка) начинающие монтажники столкнулись с проблемой – в наряде была указана высота зданий, между которыми нужно подвесить сетевой кабель, и проекционное расстояние между точками подключения, которое измерялось по земле между зданиями. Достаточно ли им получить на складе бухту кабеля длиной 27 м прежде, чем приступить к монтажу, если высота зданий 28 м и 14 м, расстояние между зданиями 20 м, запас на провис кабеля 2 м? 

Достаточно ли будет 22 метра? А 27 метров? Разница между высотами зданий 14 метров, может отрезать 14 метров кабеля? Или нужно считать по-другому?

 

 (202+142=596; √596=24,41 (м); 24,41+2=26,41 м) Достаточно 26,41 м

Можно ли использовать при рассуждении свойства «египетского» треугольника? (Можно, если принять сторону 14 близкой к 15 и рассуждать с допуском, тогда гипотенуза будет равна 25 м, еще 25+2 м запаса получим 27 м. Ответ: не более 27 метров понадобится.)

Какие геометрические понятия мы использовали при решении:

высота, длина, перпендикулярно, расстояние, теорема Пифагора, «египетский» треугольник. Все они нам знакомы на плоскости. Пришло время изучить, как ведут

себя перпендикуляр и наклонная в пространстве.

Сегодня на занятии мы продолжим изучение раздела «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Главная цель нашего занятия – выяснить, что понимается под понятиями перпендикуляра и наклонной в стереометрии; изучить свойства расстояний от точки до плоскости, между параллельными плоскостями; между прямой и параллельной ей плоскостью, между скрещивающимися прямыми, научиться применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач.

 

3.       Закрепление и осмысление изученного материала

 

3.1.              Мини-тестирование по теоретическим вопросам

 

Тестовая проверка усвоения определений.

 

Вопрос

Вариант ответа

1. Как называется отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной?

а) отрезок;

б) угол;

в) проекция;

г) расстояние.

2. Прямая, проведенная в плоскости и перпендикулярная проекции наклонной на эту плоскость, перпендикулярна и...

а) самой себе;

б) самой наклонной;

в) самой проекции;

г)        самому перпендикуляру.

3. Расстояние от точки до прямой равно длине...

а) наклонной;

б) медианы;

в) проекции; 

г)перпендикуляра

4. Из двух наклонных, исходящих из одной точки, не лежащей на данной плоскости, больше та, у которой...

а) перпендикуляр больше;

б) проекция меньше;

в) проекция больше;

 

г) перпендикуляр меньше.

 

3.2.              Решение задач (фронтально)

 

Задача № 1. Точка А не лежит в плоскости, а точка Е - принадлежит этой плоскости. АЕ =

13, проекция этого отрезка на плоскость равна 5. Каково расстояние от точки А до данной плоскости?

Решение.  АС2=АЕ2-СЕ2;  АС = 12 единиц.

 

Задача № 140 стр. 44. Из точки А, не принадлежащей плоскости α, проведены к этой плоскости перпендикуляр АО и две равные наклонные АВ и АС. Известно, что угол ОАВ равен углу ВАС и равен 60º, АО = 1,5 см. Найдите расстояние между основаниями наклонных.

Решение.

Рассмотрим прямоугольный ∆ОАВ: угол ОАВ 60º, угол АОВ= 90º, угол АВО

= 30º. Гипотенуза АВ равна удвоенному катету АО, как противолежащему углу

30º. АВ = 1,5*2=3 (см). Рассмотрим равнобедренный по условию ∆ВАС: угол ВАС=60º, значит треугольник равносторонний, АВ=АС=ВС = 3 (см).

Ответ: ВС= 3 см - расстояние между основаниями наклонных.

 

Задача № 141 стр. 44. Один конец данного отрезка лежит в плоскости α, а другой находится от нее на расстоянии 6 см. Найдите расстояние от середины данного отрезка до плоскости α. Решение.

∆ АОВ и ∆СDВ подобны по двум углам, АС равно половине АВ, значит СD будет равно половине АО, 6/2= 3 см.  Ответ: 3 см.

 

             3.3.     Работа в группах (творческое задание)

 

Составить текст сказки о единственности прямой, проходящей через точку перпендикулярно данной плоскости.

 

3.4. Решение задач (самостоятельно)

 

Задача №5. (устно) Дан куб ABCDA1B1C1D1. Заполните пропуски о взаимном расположении прямых и плоскостей 

CC1…DC;       AA1…DCB;       D1C1…DCB;      B1C1…DD1C1;

D1C1…DC1; A1D1..DC1;  BB1…AC; A1B…BC; A1B…DC1.

Ответ: CC1DC; AA1DCB; D1C1ǀǀDCB; B1C1DD1C1; В1C1DC1; A1D1DC1;  BB1AC; A1BBC; A1BǀǀDC1.

 

Задача         №6.   (устно)       Дано:          ∆ ABC - прямоугольный; AM AC; M (ABC)

Доказать: AC AMB

Доказательство.

Т.к. AC AB и AC AM, а AM AB, т.е. АМ и АВ лежат в    плоскости   АМВ, то AC AMB       по      признаку перпендикулярности прямой и плоскости. Ч.т.д.

 

Задача №7. (устно) Дано: ВМDC - прямоугольник, M ABC, MB AB

Доказать: CD ABC

Доказательство. 

MB BC, т.к. ВМDC – прямоугольник, MB AB по условию,  BC AB, т.е. ВС и АВ лежат в плоскости АВС    MB ABC по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. СD МВ по свойству сторон прямоугольника CD ABC по теореме о двух параллельных      прямых,     одна из      которых перпендикулярна к плоскости (то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости).Ч.т.д.

 

Задача №8. (устно) Дано: АВСD – прямоугольник,

M ABC, MB BC Доказать: AD AM Доказательство.

1) ABC =    90°,   т.к.    АВСD         –        прямоугольник BC AB, BS MB по условию, MB AB в точке В, т.е. МВ и АВ лежат в плоскости АМВ BC AMB по

признаку перпендикулярности прямой и плоскости. 2) BC AD (по свойству сторон прямоугольника) AD AMB по теореме о двух параллельных прямых, одна из которых перпендикулярна плоскости (то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости). 3) Т.к. AD AMB AD AM по определению прямой, перпендикулярной плоскости. Ч.т.д.

 

Задача         №      9.       (устно)       Дано:          АВСD – параллелограмм, M ABC, МВ = МD, МА = МС Доказать: MO ABC Доказательство.

1)       т.к. О –       точка          пересечения         диагоналей параллелограмма, то АО = СО и ВО = DO. ∆ BMD - равнобедренный, т. к. ВМ = МD по условию, значит МО - медиана и высота, т.е. MO BD. 2) Аналогично доказывается в ∆ AMC: MO AC. 3) Итак, MO BD и MO AC. А ВD  и  АС – пересекающиеся прямые, лежащие в плоскости АВС MO ABC по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. Ч.т.д.

 

 

 

Рефлексия

 

      Прямые в пространстве называются перпендикулярными?

      Какие свойства прямой и плоскости, перпендикулярных между собой, вы знаете?

      Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.

      Сколько прямых, перпендикулярных к данной плоскости, можно провести через данную точку?

      Сколько плоскостей, перпендикулярных к данной прямой, можно провести через данную точку?

      Что такое перпендикуляр, опущенный из данной точки к плоскости?

      Что такое наклонная, проводимая с данной точки к плоскости?

      Дайте определение расстояния от прямой к параллельной ей плоскости. Сформулируйте теорему о трех перпендикуляры.

 

 

 

 

Самооценивание

 

На радиальной диаграмме Венна изображены градации впечатлений от сегодняшнего занятия. Выберите для себя, как вы сейчас себя ощущаете.

.

 

Домашнее задание

 

1) [1] §19, 20   №   145, 157

 

 

 

Практическое занятие 16 Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

Практическое занятие 16 Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве

Ход занятия 1. Актуализация опорных знаний студентов, мотивация обучения 1

Ход занятия 1. Актуализация опорных знаний студентов, мотивация обучения 1

Достаточно ли будет 22 метра?

Достаточно ли будет 22 метра?

Расстояние от точки до прямой равно длине

Расстояние от точки до прямой равно длине

Работа в группах (творческое задание)

Работа в группах (творческое задание)

Задача №8. (устно) Дано: АВСD – прямоугольник,

Задача №8. (устно) Дано: АВСD – прямоугольник,

Дайте определение расстояния от прямой к параллельной ей плоскости

Дайте определение расстояния от прямой к параллельной ей плоскости
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022