Практическое занятие 16
Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве
Тема. Применение теоремы о трех перпендикулярах. Решение задач.
Цель: продолжить формировать представление о перпендикуляре к плоскости, наклонной, основе наклонной, проекции наклонной на плоскость, расстоянии от точки к плоскости; сформировать представление о том, где используется перпендикулярность в реальной жизни, понятие перпендикулярности как основного принципа архитектуры; формировать умения представлять прямую, перпендикулярную к плоскости и решать задачи, применяя знания о перпендикулярности прямой и плоскости; формировать умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических задач по данной теме; формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни; развивать пространственное мышление студентов, воспитывать математическую культуру.
Оборудование: стереометрический набор, презентация PowerPoint к теме.
Литература
1. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10 – 11 классы: учеб. для общеоразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 255 с.
2. Чекова А.М. Агебра и начала анализа. 7 – 11 классы. Учеб. пособие. – Изд. 4-е, испр. и доп. – Х.: Країна мрійтм, 2008. – 200 с.
3. Генденштейн Л.Э., Ершова А.П. Математика. Наглядный справочник с примерами для школьников и абитуриентов. – Х.: «Гимназия», - 2002.
4. А.М. Колмогоров, О.М. Абрамов та др. Алгебра и начала анализа: Учеб. для 1011 кл. серед шк. – М.: Просвещение, 1993.
5. Пособие по математике для поступающих в вузы: Учеб. Пособ. Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлов В.И., Яковлева Т.Х.; под ред. Г.Н. Яковлева. – М.: Наука, 1985. – 480с.
6. Погорєлов О.В. Геометрія. Стереометрія. Підручник за 10-11 кл. Київ : Освіта, 1994 – 128с.
7. Афанасьєва О.М., Бродский Я.С., Павлов О.Л. Геометрія 10 -11кл. : Пробний підручник. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2004
Ход занятия
1. Актуализация опорных знаний студентов, мотивация обучения
1.1. Фронтальный опрос
• Прямые в пространстве называются перпендикулярными?
• Какие свойства прямой и плоскости, перпендикулярных между собой, вы знаете?
• Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.
• Сколько прямых, перпендикулярных к данной плоскости, можно провести через данную точку?
• Сколько плоскостей, перпендикулярных к данной прямой, можно провести через данную точку?
• Что такое перпендикуляр, опущенный из данной точки к плоскости?
• Что такое наклонная, проводимая с данной точки к плоскости?
• Дайте определение расстояния от прямой к параллельной ей плоскости.
• Сформулируйте теорему о трех перпендикуляры.
1.2. Проверка выполнения домашнего задания
1.3. Минутка каллиграфии
1.4. Устный счет. Игра
2. Сообщение темы и задач занятия
При прокладке воздушной линии кабельной компьютерной сети между двумя зданиями (девяти- и пятиэтажка) начинающие монтажники столкнулись с проблемой – в наряде была указана высота зданий, между которыми нужно подвесить сетевой кабель, и проекционное расстояние между точками подключения, которое измерялось по земле между зданиями. Достаточно ли им получить на складе бухту кабеля длиной 27 м прежде, чем приступить к монтажу, если высота зданий 28 м и 14 м, расстояние между зданиями 20 м, запас на провис кабеля 2 м?
Достаточно ли будет 22 метра? А 27 метров? Разница между высотами зданий 14 метров, может отрезать 14 метров кабеля? Или нужно считать по-другому?
(202+142=596; √596=24,41 (м); 24,41+2=26,41 м) Достаточно 26,41 м
Можно ли использовать при рассуждении свойства «египетского» треугольника? (Можно, если принять сторону 14 близкой к 15 и рассуждать с допуском, тогда гипотенуза будет равна 25 м, еще 25+2 м запаса получим 27 м. Ответ: не более 27 метров понадобится.)
Какие геометрические понятия мы использовали при решении:
высота, длина, перпендикулярно, расстояние, теорема Пифагора, «египетский» треугольник. Все они нам знакомы на плоскости. Пришло время изучить, как ведут
себя перпендикуляр и наклонная в пространстве.
Сегодня на занятии мы продолжим изучение раздела «Перпендикулярность прямых и плоскостей». Главная цель нашего занятия – выяснить, что понимается под понятиями перпендикуляра и наклонной в стереометрии; изучить свойства расстояний от точки до плоскости, между параллельными плоскостями; между прямой и параллельной ей плоскостью, между скрещивающимися прямыми, научиться применять теорему о трех перпендикулярах при решении задач.
3. Закрепление и осмысление изученного материала
3.1. Мини-тестирование по теоретическим вопросам
Тестовая проверка усвоения определений.
Вопрос |
Вариант ответа |
1. Как называется отрезок, соединяющий основания перпендикуляра и наклонной? |
а) отрезок; б) угол; в) проекция; г) расстояние. |
2. Прямая, проведенная в плоскости и перпендикулярная проекции наклонной на эту плоскость, перпендикулярна и... |
а) самой себе; б) самой наклонной; в) самой проекции; г) самому перпендикуляру. |
3. Расстояние от точки до прямой равно длине... |
а) наклонной; б) медианы; в) проекции; г)перпендикуляра |
4. Из двух наклонных, исходящих из одной точки, не лежащей на данной плоскости, больше та, у которой... |
а) перпендикуляр больше; б) проекция меньше; в) проекция больше; |
|
г) перпендикуляр меньше. |
3.2. Решение задач (фронтально)
Задача № 1. Точка А не лежит в плоскости, а точка Е - принадлежит этой плоскости. АЕ =
13, проекция этого отрезка на плоскость равна 5. Каково расстояние от точки А до данной плоскости?
Решение. АС2=АЕ2-СЕ2; АС = 12 единиц.
Задача № 140 стр. 44. Из точки А, не принадлежащей плоскости α, проведены к этой плоскости перпендикуляр АО и две равные наклонные АВ и АС. Известно, что угол ОАВ равен углу ВАС и равен 60º, АО = 1,5 см. Найдите расстояние между основаниями наклонных.
Решение.
Рассмотрим прямоугольный ∆ОАВ: угол ОАВ 60º, угол АОВ= 90º, угол АВО
= 30º. Гипотенуза АВ равна удвоенному катету АО, как противолежащему углу
30º. АВ = 1,5*2=3 (см). Рассмотрим равнобедренный по условию ∆ВАС: угол ВАС=60º, значит треугольник равносторонний, АВ=АС=ВС = 3 (см).
Ответ: ВС= 3 см - расстояние между основаниями наклонных.
Задача № 141 стр. 44. Один конец данного отрезка лежит в плоскости α, а другой находится от нее на расстоянии 6 см. Найдите расстояние от середины данного отрезка до плоскости α. Решение.
∆ АОВ и ∆СDВ подобны по двум углам, АС равно половине АВ, значит СD будет равно половине АО, 6/2= 3 см. Ответ: 3 см.
3.3. Работа в группах (творческое задание)
Составить текст сказки о единственности прямой, проходящей через точку перпендикулярно данной плоскости.
3.4. Решение задач (самостоятельно)
Задача №5. (устно) Дан куб ABCDA1B1C1D1. Заполните пропуски о взаимном расположении прямых и плоскостей
CC1…DC; AA1…DCB; D1C1…DCB; B1C1…DD1C1;
D1C1…DC1; A1D1..DC1; BB1…AC; A1B…BC; A1B…DC1.
Ответ: CC1DC; AA1DCB; D1C1ǀǀDCB; B1C1DD1C1; В1C1DC1; A1D1DC1; BB1AC; A1BBC; A1BǀǀDC1.
Задача №6. (устно) Дано: ∆ ABC - прямоугольный; AM ⊥ AC; M ∉ (ABC)
Доказать: AC ⊥ AMB
Доказательство.
Т.к. AC ⊥ AB и AC ⊥ AM, а AM ⋂ AB, т.е. АМ и АВ лежат в плоскости АМВ, то AC ⊥ AMB по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. Ч.т.д.
Задача №7. (устно) Дано: ВМDC - прямоугольник, M ∉ ABC, MB ⊥ AB
Доказать: CD ⊥ ABC
Доказательство.
MB ⊥ BC, т.к. ВМDC – прямоугольник, MB ⊥ AB по условию, BC ⋂ AB, т.е. ВС и АВ лежат в плоскости АВС ⇒ MB ⊥ ABC по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. СD ∥ МВ по свойству сторон прямоугольника⇒ CD ⊥ ABC по теореме о двух параллельных прямых, одна из которых перпендикулярна к плоскости (то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости).Ч.т.д.
Задача №8. (устно) Дано: АВСD – прямоугольник,
M ∉ ABC, MB ⊥ BC Доказать: AD ⊥ AM Доказательство.
1) ∠ABC = 90°, т.к. АВСD – прямоугольник ⇒ BC ⊥ AB, BS ⊥ MB по условию, MB ⋂ AB в точке В, т.е. МВ и АВ лежат в плоскости АМВ ⇒ BC ⊥ AMB по
признаку перпендикулярности прямой и плоскости. 2) BC ∥ AD (по свойству сторон прямоугольника) ⇒ AD ⊥ AMB по теореме о двух параллельных прямых, одна из которых перпендикулярна плоскости (то и другая прямая перпендикулярна к этой плоскости). 3) Т.к. AD ⊥ AMB ⇒ AD ⊥ AM по определению прямой, перпендикулярной плоскости. Ч.т.д.
Задача № 9. (устно) Дано: АВСD – параллелограмм, M ∉ ABC, МВ = МD, МА = МС Доказать: MO ⊥ ABC Доказательство.
1) т.к. О – точка пересечения диагоналей параллелограмма, то АО = СО и ВО = DO. ∆ BMD - равнобедренный, т. к. ВМ = МD по условию, значит МО - медиана и высота, т.е. MO ⊥ BD. 2) Аналогично доказывается в ∆ AMC: MO ⊥ AC. 3) Итак, MO ⊥ BD и MO ⊥ AC. А ВD и АС – пересекающиеся прямые, лежащие в плоскости АВС ⇒ MO ⊥ ABC по признаку перпендикулярности прямой и плоскости. Ч.т.д.
Рефлексия
• Прямые в пространстве называются перпендикулярными?
• Какие свойства прямой и плоскости, перпендикулярных между собой, вы знаете?
• Сформулируйте признак перпендикулярности прямой и плоскости.
• Сколько прямых, перпендикулярных к данной плоскости, можно провести через данную точку?
• Сколько плоскостей, перпендикулярных к данной прямой, можно провести через данную точку?
• Что такое перпендикуляр, опущенный из данной точки к плоскости?
• Что такое наклонная, проводимая с данной точки к плоскости?
• Дайте определение расстояния от прямой к параллельной ей плоскости. Сформулируйте теорему о трех перпендикуляры.
Самооценивание
На радиальной диаграмме Венна изображены градации впечатлений от сегодняшнего занятия. Выберите для себя, как вы сейчас себя ощущаете.
.
Домашнее задание
1) [1] §19, 20 № 145, 157
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.