Практико-ориентированное обучение как один из способов повышения эффективности урока математики
Оценка 4.7

Практико-ориентированное обучение как один из способов повышения эффективности урока математики

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
docx
математика +1
9 кл—11 кл
21.09.2020
Практико-ориентированное обучение как один из способов  повышения эффективности урока математики
Любой учитель, желающий получить реальные и положительные результаты своего труда, занят анализом, поиском и воплощением в жизнь интересных находок и инноваций (необязательно исключительно новых элементов, но «новых» с точки зрения их применения в новых условиях). А каковы эти новые условия для учителя математики? Так получается, что внешних сложностей и противоречий можно обнаружить достаточно: значительное увеличение объема содержания обучения, сокращение учебного времени на его усвоение учащимися, обязательная итоговая аттестация по математике, чрезвычайное переполнение образовательного пространства информацией, подчас избыточной, и многое другое.
Доклад Практико-ориентированное обучение.docx

Практико-ориентированное обучение как один из способов

повышения эффективности урока математики

 

                                                                                   Ермилова Н.А.

                                                         учитель математики высшей категории

                                                         ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №3»

Любой учитель, желающий получить реальные и положительные результаты своего труда, занят анализом, поиском и воплощением в жизнь интересных находок и инноваций (необязательно исключительно новых элементов, но «новых» с точки зрения их применения в новых условиях). А каковы эти новые условия для учителя математики? Так получается, что внешних сложностей и противоречий можно обнаружить достаточно: значительное увеличение объема содержания обучения, сокращение учебного времени на его усвоение учащимися, обязательная итоговая аттестация по математике, чрезвычайное переполнение образовательного пространства информацией, подчас избыточной, и многое другое. И только осмысленный подход, и качественный анализ методического потенциала обучения математике позволяют учителю выделить те элементы образовательного процесса, которые, несомненно,  будут способствовать эффективному обучению.

В проекте новых стандартов образования одним из основных требований к усвоению знаний учащихся является умение применять полученные знания в реальных жизненных ситуациях. Поэтому одним из основных направлений модернизации современного математического образования является усиление его прикладной направленности. Данный подход не отрицает значимость фундаментальных знаний, но акцентирует внимание на умении использовать их на практике. Прикладная составляющая ориентирована на решение средствами математики практических задач смежных дисциплин и задач из повседневной жизни.

C целью реализации данного требования ФГОС на своих уроках я использую технологию практико-ориентированного обучения. Практико-ориентированные задачи – это математические задачи, в содержании которых представлены ситуации из окружающей нас действительности. Решение  таких задач формируют у обучающихся практические навыки использования математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни.

       При решении практико-ориентированных задач на уроках математики, я ставлю конкретные цели:

1) Доказать учащимся необходимость изучения математики.

2) Формирование  у учащихся умений применения полученных знаний на практике.

3) Подготовка обучающихся к сдаче ГИА.

Каждый раз, когда на уроке необходимо дать новое понятие, определение, мне приходится отвечать на вопросы учащихся: «А зачем это надо изучать в школе? Где это можно применить?» Поэтому при изучении новой темы считаю необходимым показать ученикам, где используется данный материал, для чего он нужен. Это помогает повысить мотивацию к учению и приблизить полученные знания к жизненным ситуациям. Например, при введении определения синуса можно использовать понятие крутизны подъёма. При изучении показательной функции, можно продемонстрировать применение её на практике. Многие процессы: охлаждение тела, давление воздуха в зависимости от высоты подъёма, самоиндукция в катушке после включения постоянного напряжения, радиоактивный распад описываются с помощью показательной функции. Изучение арифметической и геометрической прогрессии можно показать на примерах размножения бактерий и микроорганизмов.

Полезно давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут к утверждению и сделают вывод. Например, в том, что биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке, ученики могут убедиться, построив их и получив сами это утверждение.

С целью осознания роли математики в жизненной практике, можно предложить  школьникам просчитать свой семейный бюджет, составить калькуляцию (смету) и определить, сколько денег надо семье тратить на питание в месяц, какую прибыль можно получить при вкладе в банк, сколько нужно купить обоев, чтобы оклеить стены квартиры и т.д.

В учебниках по УМК авторов А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир  содержится немало текстовых задач практического содержания. Это задачи, связанные с бытовыми вопросами, обработкой информации в виде таблицы или диаграммы.  Значительную часть времени уделяю решению задач на смеси, сплавы и растворы, используя понятие концентрации и закон сохранения массы.

 Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету, способствуют развитию любознательности и творческой активности учащихся.

      Повышенное внимание  задачам практического содержания уделяется  и в содержании контрольно-измерительных материалов для подготовки к ГИА. ГВЭ по математике в 11 классе состоит из трёх модулей: «Алгебра», «Геометрия» и «Реальная математика». Название раздела «Реальная математика» говорит само за себя. Задания этого модуля проверяют умения использовать приобретенные знания  в практической деятельности и повседневной жизни,   строить и исследовать простейшие математические модели. Рассмотрим каждое задание этого модуля.

п/п

Хар-ка задания

Основные требования

Примеры

1

Анализ

таблиц

Уметь пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот.

В таблице даны нормативы по бегу на 30 метров для учащихся 9-х классов.

 

мальчики

девочки

оценка

5

4

3

5

4

3

время,с

4,6

4,9

5,3

5,0

5,5

5,9

Какую оценку получит мальчик, если он пробежал за 5,1 c?

1) Норматив не выполнен;             3) «4»;           

2) «5»;                                               4)  «3»

2

Чтение графиков

Уметь  описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами; читать графики.

  На рисунке изображён график изменения атмосферного давления в городе Липецке за три дня. По горизонтали указаны дни недели, по вертикали — значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба. Укажите наименьшее значение атмосферного давления в среду.

http://xn--80aaicww6a.xn--p1ai/get_file?id=31

3

Решение практи-ческих расчётных задач

Уметь решать несложные практические расчетные задачи;   задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой полученных

 результатов. 

Мультиварка, которая стоила 2500 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. При покупке этой мультиварки  покупатель отдал кассиру 3000 рублей. Сколько рублей сдачи     получить покупатель?

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Примене-ние геометри-ческих знаний в окружаю-щем нас мире

Уметь описывать реальные ситуации   с использованием геометрических понятий и теорем, решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин

Дима вышел из дома и пошёл по  направлению на север. Пройдя 400 м,  повернул на восток и прошел ещё 300м. На каком расстоянии от дома (в метрах) оказался Дима?

5

 Анализ  диаграмм

Уметь анализировать  числовые данные, представленные в виде таблиц,  диаграмм,   графиков

 На диа­грам­ме по­ка­зан воз­раст­ной со­став на­се­ле­ния Китая.

Сколь­ко при­мер­но людей млад­ше 14 лет про­жи­ва­ет в Китае, если на­се­ле­ние Китая со­став­ля­ет 1,3 млрд людей?

1) около 100 млн

2) около 260 млн

3) около 325 млн

4) около 150 млн

get_file?id=6067

6

Решение задач на комбинато-рику статистистику и теорию вероятнос-тей

Уметь решать практические задачи, требующие систематического перебора вариантов; сравнивать шансы наступления случайных событий, оценивать

вероятности, сопоставлять и исследовать модели

реальной ситуации с использованием аппарата вероятности и статистики

В индивидуальной гонке по биатлону участвуют 102 спортсмена, из них 6 спортсменов из России. Порядок, в котором спортсмены стартуют, определяется жребием. Найдите вероятность того, что первым на дистанцию уйдёт спортсмен не из России.

7

Работа c формулами

Уметь осуществлять практические расчеты по формулам, составлять несложные

формулы, выражающие зависимости между величинами

Площадь круга можно вычислить по формуле , где S – площадь (в кв. метрах), R – радиус (в метрах). Пользуясь этой формулой найдите чему будет равен радиус круга, если его площадь равна 108 м² (П=3).

 

Наличие в  ГВЭ  по математике практико-ориентированных задач, с которыми каждый из нас встречается в повседневной  жизни, делает процесс итогового повторения нужным, понятным и интересным для каждого выпускника. Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации. Особенность этих заданий (связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию их любознательности, творческой активности, закреплению и углублению теоретических знаний, овладению новых умений и навыков.

Таким образом, в свете реализации концепции математического образования практико-ориентированные задачи являются востребованными, играют важную роль в формировании мотивации  к изучению предмета,  повышают эффективность урока и качество математического образования.

 

 

 

 


 

Практико-ориентированное обучение как один из способов повышения эффективности урока математики

Практико-ориентированное обучение как один из способов повышения эффективности урока математики

Полезно давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут к утверждению и сделают вывод

Полезно давать ученикам задания, в которых они через собственное исследование или практическую работу самостоятельно придут к утверждению и сделают вывод

Решение практи-ческих расчётных задачУметь решать несложные практические расчетные задачи; задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой полученных результатов

Решение практи-ческих расчётных задачУметь решать несложные практические расчетные задачи; задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой полученных результатов

Решение задач на комбинато-рику статистистику и теорию вероятнос-тей

Решение задач на комбинато-рику статистистику и теорию вероятнос-тей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020