Правоохранительные органы

Правоохранительные органы

Разработки уроков
docx
обществознание
8 кл—9 кл
10.02.2020
1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов цели их деятельности; выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. 2. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции. 3. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в группах, формулировать и задавать вопросы, умения анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное. 4.Обучить учащихся навыкам работы с нормативно-правовой базой, научной и учебной литературой; умению формулировать определение понятия собственными словами. 5.Вместе с учащимися сформулировать определение понятия «правоохранительные органы»;

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Konspekt_uroka_Pravookhranitelnye_organy.docx

 

Учебная тема - Право

Тема урока - Правоохранительные органы

Тип урока - открытие нового знания

Формы урока - фронтальная работа, работа в группах, игровые приемы

Цель урока

1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов цели их деятельности; выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. 
2. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции. 
3. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в группах, формулировать и задавать вопросы, умения анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное. 

4.Обучить учащихся навыкам работы с нормативно-правовой базой, научной и учебной литературой; умению формулировать определение понятия собственными словами.

5.Вместе с учащимися сформулировать определение понятия «правоохранительные органы»;

Формирование УУД

Предметные:

учащиеся овладеют правовыми понятиями, способами научного исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ источников, соотнесение фактов, систематизация и обобщение юридического материала, выявление причинно-следственных связей). Предметная компетенция способствует не только самореализации учащегося, но помогает в выборе профессиональной траектории. 

Метапредметные:

- познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему,  выделять и анализировать  необходимую информацию из текста и источников, строить рассказ для устного выступления.

- регулятивные: смогут составлять план и последовательность своих действий по подготовке к выступлению.

- коммуникативные: участие  в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные:

сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; вы­ражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятель­ности, понимать значениеправоохранительных органов в жизни человека, общества и государства, формировать   нравственную культуру, развивать уважение к членам семьи;

Основные понятия: правоохранительные органы, закон, суд, полиция, нотариат, прокуратура, адвокатура, мировой судья

Учебное оборудование

учебник, компьютер, проектор, маршрутные листы, пакеты материалов для работы в группах

Ресурсы

1.     Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учрежде­ний/под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - Москва, Просвещение, 2013.

2.     О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Рабочая тетрадь по обществознанию, 9 класс.  М.: Просвещение, 2013.

3.     Методическое пособие по курсу «Право» 10-11 классы (профильный уровень образования): пособие для учителя/ Т.В. Кашанина А.В. Кашанин – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011

4.     Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – М., 2004.

     Актуальность данного урока заключается в повышении мотивации подростков на дальнейшее познание юриспруденции с целью самоопределения в выборе будущей профессии.  Данная тема урока позволяет углубить правоведческие знания, знакомит с основами профессиональной деятельности юриста. Урок направлен на удовлетворение познавательных интересов школьников в юридической области. Данная тема может и должна заинтересовать тех, кто стремится связать своё будущее с профессией правоведа и тех, кто просто хочет повысить уровень своей правовой культуры.

 

Ход урока:

 

I. Организационный момент (3 мин.) Приветствие учащихся. Проверка посещаемости, наличия учебников, тетрадей.

 

II. Актуализация знаний (15 мин)

Прежде чем приступить к изучению новой темы необходимо проверить домашнее задание.

Какую тему на прошлом уроке мы с вами изучали?

-Правонарушения и юридическая ответственность.

1.Дайте определение, что такое правонарушение?

2. Дайте определение, что такое преступление?

3.Что такое юридическая ответственность?

4. Принцип, согласно которому каждый обвиняемый считается (предполагается) невиновным, пока его вина не будет доказана судом. С латинского означает предположение.

Презумпция невиновности.

Тест по теме "Правонарушение и юридическая ответственность"

Объяснить! Тестовая работа предоставлена в виде варианта заданий по ГИА. В части А вам необходимо выполнить 3 задания с выбором ответа, в части В – 1 соотнести вопрос с предложенным ответом, часть С дать развернутый ответ на поставленный вопрос. Для выполнения дается 8 минут.    Сдаем работы.

Вариант 1

А 1. Психическое состояние, при котором лицо во время совершения общественно опасного деяния не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или бездействия:

1) презумпция невиновности

2) правовая невменяемость

3) правонарушение

4) правоспособность

А 2. Какой вид юридической ответственности регулирует Трудовой кодекс РФ?

1) уголовную

2) дисциплинарную

3) административную

4) гражданскую

А 3. Верно ли, что:

а) наличие вины является обязательным признаком правонарушения;

б) умысел является одной из форм вины

1) верно только; а 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

В 1. Что характеризует гражданскую ответственность?

1) компенсационный характер

2) конфискация имущества

3) увольнение с работы

4) имущественные отношения

5) полное возмещение вреда

С1. Каковы признаки правонарушения?

Вариант 2

А 1. Виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания:

1) проступок 2) правонарушение 3) поведение 4) преступление

А 2. Применение мер государственного принуждения характерно:

1) для моральной ответственности

2) для юридической ответственности

А 3. Верно ли, что:

а) признаком правонарушения может быть как действие, так и бездействие;

б) признаком правонарушения является причинение вреда?

1) верно только а 2) верное только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А 4. Верно ли, что:

а) административная ответственность является видом юридической ответственности;

б) административная ответственность наступает за противоправные деяния в сфере управления?

1) верно только а 2) верно только б 3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

В 1. Какие из правонарушений относятся к преступлениям?

1) нарушение правил дорожного движения

2) ложное сообщение об акте терроризма

3) несвоевременная оплата аренды

4) опоздание на работу

5) вымогательство наркотических средств

6) угон автомобиля

С1. Что такое юридическая ответственность? Перечислите виды юридической ответственности.

 

III. Изучение нового материала (20 мин)

 

Ребята переходим к новой теме, обратите внимание на слайд

 (погружение в тему урока)

«Законы хороши: но их надобно ещё хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы»

- Ребята, как вы понимаете это высказывание Николая Михайловича Карамзина?

-Для чего нужны законы?

- Кто должен хорошо исполнять законы?

-Как быть, если законы нарушаются?

-Кого можно назвать стражами закона?

-Как называют органы, охраняющие закон?

-Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. О чем пойдет речь?

Тема урока: Правоохранительные органы.

Проблемный вопрос: -Каковы функции правоохранительных органов и что общего у всех правоохранительных органов?

Сценка

Стук в дверь, входит Дима грустный,

-Здравствуйте, извините за опоздание, можно войти(грустный)

- Здравствуй Дима! Проходи

Задерживает взгляд на экране и говорит, «Да уж, хороши законы – чтобы люди были счастливы!» (с ехидством)

- Дима, что за пессимизм, что -  то произошло?

- Представляете, нас в очередной раз затопили соседи. А мамка недавно ремонт сделала. Кто нам будет возмещать расходы за ремонт затопленной квартиры? Куда родителям обращаться?

- Дима, ты успокойся, сегодня у нас как раз тема урока «Правоохранительные органы», изучив её мы поможем тебе разобраться в сложившейся ситуации. Согласен?

Помимо проблемной ситуации куда обратится Диме и его родителям, что бы вы ещё хотели узнать сегодня на уроке? Каких знаний вам недостаточно по теме «Правоохранительные органы»?

План:

1.                  Какие государственные органы называют правоохранительными?

2.                  Суд.

3.                  Прокуратура.

4.                  Адвокатура.

5.                  Нотариат.

 

Молодцы ребята! Вы самостоятельно сформулировали задачи сегодняшнего урока. Нам с вами действительно предстоит

1. Изучить полномочия, функции различных правоохранительных органов.

2. Выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов.

А прежде, чем начать изучение, давайте ответим на вопрос, что такое правоохранительные органы.

А пока вы отвечаете, группа быстрого реагирования в лице Ярцевой Кати и Кищук Кати с помощью гаджета и словаря Даля найдут определение, что такое правоохранительные органы.

Записываем в рабочий лист тему урока – «Правоохранительные органы»

А теперь даем определение:

Правоохранительные органы — обособленная группа, государственных органов, осуществляющая деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека, проведению оперативно-розыскной деятельности и оказанию юридической помощи.

1.                  Какие государственные органы называют правоохранительными?

Правоохранительные органы делятся на государственные и негосударственные.

‎К государственным правоохранительным органам РФ относят: прокуратуру, Министерство внутренних дел (МВД), Федеральную службу безопасности (ФСБ).

Негосударственные (адвокатура, частный нотариат, частные охранные службы и др).

Работа у доски с размещением

 

Ребята, вы рассажены по группам, каждой группе необходимо справится с оперативным заданием. У вас на столах -  учебники, отдельные статьи Конституции РФ, информация о правоохранительных органах. Вам необходимо познакомиться с этими источниками, ответить на вопрос в карточке.  Каждая группа получает одинаковый комплект карточек. Ваша задача – после изучения материала выбрать те карточки, которые относятся к функциям вашего правоохранительного органа, и прикрепить их под нужным названием на доске.

 

Время работы – 6 минут.

 

Выступает 1 человек от группы, лидера группы вы выбираете сами. Проверяем, правильно ли группы выбрали функции правоохранительных органов.

Каждая группа заполняет таблицу по ходу выступления групп.

Правоохранительный орган

                       Какие функции выполняет

Полиция

 

Суд

 

Адвокатура

 

Прокуратура

 

Нотариат

 

 Первый правоохранительный орган разберем вместе, чтобы была понятна структура выполнения задания. Первый правоохранительный орган, с которым мы разберемся это полиция, внимание на экран здесь нам поможет разобраться Спирин Сергей Валерьевич

1.                  Полиция ( Видео)

Одним из основных органов внутренних дел является полиция, которая представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Полиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Основными задачами криминальной полиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление розыска лиц, скрывающихся от суда и следствия, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших. В состав криминальной полиции входят оперативно-розыскные подразделения (уголовный розыск, подразделение по борьбе с экономическими преступлениями, подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков), криминалистические лаборатории и иные подразделения, необходимые для решения задач, стоящих перед криминальной милицией.

В состав полиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, участковые инспекторы и иные подразделения, необходимые для выполнения задач, возложенных на криминальную полицию.

 

1.                  Суд.

Судебная власть - как вы знаете, ветвь государственной власти. Суд осуществляет правосудие, применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок. Тем самым он осуществляет функцию защиты прав. Большинство дел рассматривается в районных (городских), областных судах.

Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность- от решения суда всегда зависит человеческая судьба. Согласно Конституции РФ, судьей может стать только профессиональный юрист, проработавший по специальности не менее пяти лет и с 25 лет.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Судьи несменяемые. Судьи неприкосновенны.

Российское законодательство предусматривает, что по ходатайству обвиняемого его дело может быть рассмотрено судом присяжных. Присяжным заседателем может стать любой человек (за исключением священников, судей, военнослужащих) не моложе 25 лет и не старше 70 лет. Присяжные заседают отдельно от судьи. Кроме того, суды дают санкцию (разрешение) на арест подозреваемого, на проведение обыска в его доме, а также на прослушивание его телефонных разговоров.

Правосудие осуществляется в установленном законом порядке, основанном на принципе равенства граждан перед законом и судом, на уважение достоинства человека в открытом судебном разбирательстве, на национальном языке судопроизводства.

Решение суда, пока оно не вступило в силу, можно обжаловать в вышестоящем суде.

 

3. Прокуратура – единая федеральная централизованная система органов, которая обеспечивает верховенство закона, поддержание законности, защиту прав и свобод человека и гражданина.

Важнейшей функцией Прокуратуры РФ является прокурорский надзор за исполнением законов. Она следит за тем, как соблюдают закон различные учреждения, должностные лица, граждане.

Прокурор участвует в судебном процессе от имени государства, поддерживая государственное обвинение. Он рассматривает дело с точки зрения того, какой ущерб нанесли действия обвиняемого, кто и как пострадал из-за них: человек, общество или государство. Если выяснится, что человек невиновен в совершенном преступлении, то прокурор должен отказаться от обвинения.

В современных условиях жизни российского общества важное значение имеет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Прокуратура рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина. Любой человек может подать заявление в прокуратуру, если нарушены его права. Получив такое заявление, прокуратура проводит проверку изложенных в нём фактов, и если они подтверждаются, то заводит уголовное дело. Это дело будут вести (расследовать) следователи, работающие в прокуратуре.

Деятельность прокурора требует высокого профессионализма, нравственности и гражданского мужества. Он должен быть безупречным в соблюдении законности и всех требований, предъявляемых к профессии юриста.

4. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Она не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова: адвокат не может применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона.

Какую же юридическую помощь оказывают адвокаты? Они дают консультации и справки по правовым вопросам; составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.

Особое место в деятельности адвоката занимает представление интересов того или иного лица (физического или юридического), которое принято называть доверителем. Адвокаты могут участвовать в производстве по делам об административных правонарушениях и в разбирательстве дел в судах и иных органах разрешения конфликтов. По желанию доверителя адвокат может представлять его интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, в том числе иностранных и международных.

Адвокат и доверитель заключают письменный договор, независимо от места жительства или места нахождения доверителя. За свою работу адвокат получает вознаграждение. Если такой договор не заключается и адвокат участвует в уголовном судопроизводстве в качестве защитника по назначению государственных органов, то его труд оплачивается за счёт средств федерального бюджета.

Кроме того, законодательство предусматривает оказание адвокатами в отдельных случаях бесплатной юридической помощи, например, ветеранам Великой Отечественной войны, жертвам политических репрессий, лицам, чей среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законом соответствующего субъекта РФ.

Несовершеннолетним, находящимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, юридическая помощь в любом случае оказывается бесплатно.

5. Нотариат.

Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения.

В каких ситуациях, с какими просьбами человек, как правило, обращается к нотариусу? Засвидетельствовать верность копий документов и выписок из них или подлинность подписей на документах, удостоверить сделку. Кроме того, именно нотариусы наделены полномочиями выдавать свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверять факт нахождения гражданина в определённом месте или факт его нахождения в живых и. д. Таким образом, нотариусы юридически закрепляют гражданские права и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.

Нотариусы могут работать в государственных нотариальных конторах или заниматься частной практикой. Нотариальные действия и иные услуги являются, как правило, платными.

IV. Закрепление изученного материала (5 мин)

Исходя из тех знаний, которые вы открыли сегодня на уроке, давайте сделаем вывод.

-Что общего у всех правоохранительных органов? (они защищают закон и правопорядок)

- На основании чего действуют правоохранительные органы? (на основании закона)

Проблемный вопрос: -Каковы функции правоохранительных органов и что общего у всех правоохранительных органов?

   Проблемная ситуация, так куда же обратиться Диме и его родителям?

Конечно же в суд.

Мы ответили на все поставленные задачи, а теперь я предлагаю оценить собственную деятельность на уроке.

V. Подведение итогов работы Оценивание работы обучающихся

На уроке я работал  

Своей работой на уроке я   

Урок показался мне

За урок я       

Мое настроение       

Материал урока был мне

 

 

VI. Домашнее задание Учебник параграф 11, Тестовые работу с сайта ФИПИ, Решу ОГЭ

*Подготовка доклада «Как вести себя в полиции при задержании»

 Если останется время

2) Куда вы обратитесь для передачи в наследство сыну квартиры, оставленной бабушкой?(нотариус)

3) Представьте себе, что с вами произошла такая история, снимая вечером деньги с банкомата, вы неподалёку нашли банковскую карту? Как вы поступите? (полиция

 

 

Приложение.

История адвокатуры России

                  Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной реформой 1864г. адвокатура стала новым юридическим учреждением России. В дореформенное время роль адвокатов выполняли частные лица -  стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не регулировались законодательно, и к ним не предъявлялось никаких требований. Их обязанность ограничивалась составлением некоторых документов.

                  По судебным уставам 1864г. адвокаты разделились на две группы? Присяжные поверенные и частные поверенные. Присяжные поверенные объединялись в корпорацию со своим внутренним самоуправлением, выборными органами (советы) и надзорами за деятельностью со стороны судебных органов. Их задачи – защита по уголовным делам, представительство по гражданским и юридическим делам; консультации. Требования: возраст 25 лет, высшее юридическое образование, 5 лет судебной практики. Существовал институт помощников присяжных поверенных (лица с высшим образованием, но без судейской практики). Советы присяжных поверенных – органы самоуправления корпорации. Должность председателя и членов совета выборные. Совет принимал и увольнял присяжных, осуществлял дисциплинарную практику, распределял бесплатные дела, регулировал споры между присяжными. Решения принимались большинством голосов. Деятельность совета контролировалась судебной палатой. В 1874 г. был учрежден институт частных поверенных. Им выдавались свидетельства, на основании которых частные поверенные могли принимать участие в производстве гражданских дел.

                  В таком виде адвокатура существовала до 1917 года.


 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)