Урок русского языка в 10 классе
Тема: Правописание имен числительных.
Цель:
- научить правильному употреблению числительных в устной речи и развивать навыки правописания имен числительных.
-повторить изученные сведения об имени числительном (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция);
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Словарный диктант (подготовка к ЕГЭ)
Вследствие, в одиночку, в отличие, впоследствии, в течении, в связи, все равно, галерея, дискуссии, дешевый, достоин, в бессчетном количестве, плещутся и брызжут, выровненные волны, чуть-чуть обвевает прохладой, ломаной линией, изжелта-красный хребет, миниатюрные беленные негашеной известью домики, с серебряными вершинами, давно не крашенные деревянные беседки, бесчисленные золотисто-желтые осенние листья, далеко не безопасно ходить, площадка усеяна камешками, пробиваются растения, подбираться понемногу, по ледяным дорожкам, вверх полозьями.
III.Актуализация знаний и проверка уровня владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.
Что вы знаете о числительных?
1.Блиц-опрос
- Я вам задам несколько вопросов, вы должны ответить на них. Работать вы будете в группах. Сейчас ваша задача – не только скорость, а качество выполнения. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен.
1.Какая часть речи называется именем числительным?
Проверка правильных ответов на слайдах. (Слайды 4-12) (Имя числительное называет число, количество предметов при счете или порядковый номер того или иного предмета и отвечает на вопросы: сколько? который? (какой?)
2.Как отличаются имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
(Числительные можно записывать словами, цифрами, а другие части речи-только словами.)
3.По строению какие числительных вы знаете?
(Простые: три, шесть, сто
Сложные: шестьдесят, шестьсот, двухсотый
Составные: сто тридцать два, пятьсот двадцать восемь)
4.Назовите разряды количественных числительных.
(Количественные :семь, десять, триста.
Порядковые : седьмой, десятый, трехсотый.
Собирательные : трое, семеро, оба, обе.
К количественным числительным примыкают дробные : одна четвертая; пять целых, три десятых.)
5.С какими существительными сочетаются собирательные существительные?
( Собирательные числительные сочетаются:
А) с существительными м.р: трое мужчин;
Б)с существительными общего рода: четверо сирот;
В) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое медвежат;
Г) с существительными, не имеющими формы ед.ч.: двое очков
Д) с существительными, обозначающими парные предметы: двое лыж.
6.Как склоняются количественные числительные?
7.В каких числительных пишется мягкий знак в середине?
Ь пишется |
Ь не пишется |
На конце числительных 5-20 и 30 (пять, двадцать семь, тридцать) |
В середине 15-19 (восемнадцать) |
В середине числительных От 50-80 (семьдесят) От 500-900 (шестьсот) |
Какие правила нужно знать, чтобы правильно употреблять имя числительное?
Следует выучить несколько простых правил, которые регулируют правописание имен числительных.
1. У числительных «ПЯТЬ» – «ДЕВЯТНАДЦАТЬ», а также «ДВАДЦАТЬ» и «ТРИДЦАТЬ» Ь пишется на конце, а у числительных «ПЯТЬДЕСЯТ» – «ВОСЕМЬДЕСЯТ» и «ПЯТЬСОТ» – «ДЕВЯТЬСОТ» – в середине слова.
2. Числительные «ДЕВЯНОСТО» и «СТО» имеют окончание О в именительном и винительном падежах, а в остальных падежах – окончание А. (ИСТРАТИТЬ СТО РУБЛЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ СТА РУБЛЕЙ). Числительное «СОРОК» в именительном и винительном падежах имеет нулевое окончание, а в остальных падежах – окончание А. ( ЕМУ НЕТ И СОРОКА ЛЕТ). В именительном и винительном падежах числительное «ДВЕСТИ» имеет окончание И, а числительные «ТРИСТА» и «ЧЕТЫРЕСТА» – окончание А. (СУЩЕСТВУЕТ УЖЕ ТРИСТА ЛЕТ).
3. Сложные числительные (и количественные, и порядковые), состоящие из двух основ, пишутся слитно (ШЕСТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЫЙ, ДЕВЯТЬСОТ, ДЕВЯТИСОТЫЙ).
4. Составные числительные пишутся раздельно, имея столько слов, сколько в числе значащих цифр, не считая нулей (ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРИ. ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТРЕТИЙ). Однако порядковые числительные, оканчивающиеся на -ТЫСЯЧНЫЙ, -МИЛЛИОННЫЙ, -МИЛЛИАРДНЫЙ пишутся слитно (СТОТЫСЯЧНЫЙ, ДВУХСОТТРИДЦАТИПЯТИМИЛЛИАРДНЫЙ).
5. Дробные числительные пишутся раздельно (ТРИ ПЯТЫХ, ТРИ ЦЕЛЫХ И ОДНА ВТОРАЯ), но числительные ДВУХСПОЛОВИННЫЙ, ТРЕХСПОЛОВИННЫЙ, ЧЕТЫРЕХСПОЛОВИННЫЙ пишутся слитно. Числительное ПОЛТОРА и ПОЛТОРАСТА имеют лишь две падежные формы: ПОЛТОРА (ПОЛТОРЫ в ж. Р.), ПОЛТОРАСТА для именительного и винительного падежа и ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА для всех остальных падежей без родовых различий.
6. B составных количественных числительных склоняются все образующие их слова (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ – ДВУХСОТ ПЯТИДЕСЯТИ ШЕСТИ, ДВУМЯСТАМИ ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ ШЕСТЬЮ), При склонении дробных числительных также изменяются обе части (ТРИ ПЯТЫХ – ТРЕХ ПЯТЫХ – ТРЕМ ПЯТЫМ – ТРЕМЯ ПЯТЫМИ – О ТРЕХ ПЯТЫХ).
7. НО при склонении составного порядкового числительного изменяется только окончание последней составной части (ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОЙ – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТОГО – ДВЕСТИ ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЫМ).
8. Слово ТЫСЯЧА склоняется, как существительное женского рода на -А; слова МИЛЛИОН и МИЛЛИАРД склоняются, как существительные мужского рода с основой на согласный.
9. Обратите внимание: числительные ОБА (м. и ср. р.) и ОБЕ (ж. р.) склоняются по-разному: у числительного ОБА основой для склонения является ОБОJ- (ОБОИХ, ОБОИМ, ОБОИМИ), а у числительного ОБЕ основа ОБЕJ- (ОБЕИХ, ОБЕИМ, ОБЕИМИ).
10. Обратите внимание: при смешанном числе существительным управляет дробь, и оно употребляется в родительном падеже единственного числа: 1 2/3 м (ОДНА ЦЕЛАЯ И ДВЕ ТРЕТЬИХ МЕТРА).
IV. Закрепление знаний, развитие умений и навыков.
-Выполнение упражнения из учебника (упр.283 (I)): запишите числительные в творительном падеже (1285 экземпляров книг, 1 1 ∕2 , 8 котят, 37 экскурсантов)
(3 человека работают у доски. По ходу выполнения задания проговаривается алгоритм выполнения: определить разряд числительного, вспомнить особенности склонения числительного данного разряда, правильно произнести и написать числительное в нужном падеже).
-Перед вами несколько предложений, в которых пропущены числительные. Вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом изменить окончания у существительных.
(Предложения записаны в раздаточном материале.
Задание выполняется устно с объяснением и привлечением таблицы сочетаемости-несочетаемости собирательных числительных с именами существительными)
Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….
(Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.
Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .
(Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель.
По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.
Город расположен на (оба, обе) берегах реки.
У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.
Мы гордились (оба, обе) братьями.
-А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?
(При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре, с существительными, имеющими только формы множественного числа (сутки, сани, ножницы), возникает синтаксическая несочетаеместь: нельзя сказать ни “двадцать два суток”, ни “двадцать две сутки”, ни “двадцать двое суток”. В подобных случаях, в зависимости от контекста, проводится или лексическая правка (замена слова, вставка другого слова), или грамматическая перестройка предложения (замена одной конструкции другой). Например: вместо “22 суток” можно сказать: двадцать два дня (если текст не связан с терминологическим употреблением слова сутки, например в истории болезни), в течение двадцати двух суток и т. п. Ср. в деловом стиле: двадцать две штуки ножниц; приобрести сани в количестве двадцати двух штук).
V. Рефлексия. Подведение итога урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
Упр.283 (II)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.