Православные традиции на уроках литературы в старших классах.
Оценка 4.7

Православные традиции на уроках литературы в старших классах.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
28.02.2023
Православные традиции на уроках литературы в старших классах.
Православные традиции на уроках литературы в старших классах могут быть реализованы путем применения интеграции литературы с основами христианской культуры, экологии и искусства. Урок по теме: «Апрель - месяц птиц» помогает глубже понять традиции, преемственную связь поколений, философию жизни
Православные традиции.docx


     Православные традиции на уроках литературы в старших классах.

                                   Урок по теме: «Апрель - месяц птиц».
                                             (17 апреля - День журавля)
 
     Цели: познакомить учащихся с обычаями и традициями русского народа, вызвать чувство сопричастности к культуре своего народа, помочь осознать себя часть целого, пробудить ответственность за живое, что окружает тебя.
    Задачи: создать условия для формирования этнокультурной идентичности школьников;
 развить у учащихся бережное отношение к сохранению традиций и обычаев русского народа, а также творческое и ассоциативное мышление;
 воспитать любовь к живому миру и стремление бережно относиться к родной природе .
   Оборудование: репродукции рисунков и картин птиц, фотографии птиц, которыми украшен класс и доска, мультимедийная установка, раздаточный материал с фрагментами текста главы “Благовещение” из романа И. Шмелева “Лето Господне”.
   Опережающее домашнее задание: подобрать пословицы, поговорки, сказки, в которых журавль является главным героем; найти информацию о том, с чем журавль ассоциируется в разных странах мира.


                                                              Всё, что есть на душе, до конца                

                                        выражает рыданье

                                                                    И высокий полёт этих гордых

 прославленных птиц. (Н.Рубцов)

Человек - он ведь тоже природа...

                                                               Так давайте природу беречь.

                                                                                            (С.Островой)


                                                        Ход занятия
 Учитель:

- Ребята, в нашей школе каждый год весной проходит месячник экологического воспитания (Попутное определение значения слова экология - науки, исследующей взаимоотношения человека с окружающей средой), отмечается праздник земли, воды, птиц. И всё это приходится именно на апрель. Наверное, это не случайно. Как вы думаете, почему?
  Всё в мире “премудро сотворено”, как говорил И. Шмелёв, и чтобы глубже понять смысл этой традиции, давайте обратимся к страницам его прекрасного романа “Лето Господне”, который называют поэмой в прозе, поэмой русской жизни.
   Припомните,  в связи с чем мы уже перелистывали страницы этой книги?
- Когда говорили о Рождестве, Пасхе, о наступлении весны на уроке “Мелодия весны” - глава “Мартовская капель”.
Учитель:

- Сегодня мы обратимся к главе, которая называется... А как она называется, вы мне подскажете сами, если правильно назовёте праздник, который русский православный народ отмечал вчера.
- Благовещение. «Глава из романа И. Шмелёва  «Лето господне».

Со слов «А какой-то завтра денёчек будет?» до «..Но соловьи что-то распелись. Светлое Благовещенье отходит».
Учитель:

- Как вы думаете, почему он так называется?
- Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она обрела благодать у Бога и родит Спасителя мира
Учитель:

- “ Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария, Господь с тобою, благословенная ты в жёнах, благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших”, - так звучит главная молитва этого праздника, или ангельское приветствие. С этого дня, по сути, началось спасение человечества.
Учитель:

- А какие приметы, поверья связаны с этим праздником? Вот это вам и подскажет отрывок из романа И. Шмелёва.
                  Чтение учащимися фрагментов из главы “Благовещение”.
Учитель:

- Заметили ли вы особенность композиции главы?
- Части главы отделены друг от друга пробелами в соответствии со временем - утро и вечер дня накануне праздника, обедня и вечер праздничного дня.
Учитель:

- На что обращает внимание в своих описаниях автор?
- На описание состояния души главного героя, традиций, примет, связанных с этим праздником. А ещё описанием того, как ведут себя птицы. Видно, что наступает время их активного пробуждения. И люди всё больше обращаются к ним, соединяя течение своей жизни с проявлением особенностей жизни птиц.
Вывод: по народному поверью, Благовещение - самый большой праздник на небесах и на Земле (и даже в аду в этот день грешников, как и в пасху, не мучают),
            -считается большим грехом выполнять какие -либо работы:

              * девица косы не заплетает,
              * птица гнёзда не вьёт,
            - строгий пост облегчается,
            - выпускают птиц на волю (Благовещение - птиц на волю отпущенье),
            - начитают петь птицы.
Учитель:

- Теперь вы, я надеюсь, понимаете, почему именно апрель считается месяцем птиц. И замечательно, что это является традицией, которая сохраняет единственное и неповторимое лицо своего народа, связывает поколения друг с другом.
    Народ, который чтит свои традиции, всегда крепок и силён, никакие трудности его не сломят, он не потеряет своего лица и языка, и его всегда будут узнавать по обычаям, вкусам, правилам, которым он следует, и уважать за его самобытность.
    А ещё в апреле отмечают День журавля. 17 апреля он впервые подаёт свой голос. Давайте, ребята, обратимся к этой чудной птице, которая любима и в народе, и в литературе.
        Литературный монтаж: стихотворение М. Яснева и народные заклички. (Используется полифоническое чтение)

Последние слёзы сосульки роняют,
Всё ярче окраска у вешней зари,
Весенние гости - грачи прилетают,
Всё громче токуют в лесу глухари.

                     Скворец по-хозяйски уселся на крышку.
                     И как он взъерошен, и как говорлив.
                     Приятное сердцу курлыканье слышу -
                     По небу плывут журавли.

Ики, ики, ики, ики, -
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли -
Это журавли! Это журавли!

                        Летят журавли в поднебесье,
                        Оставив вдали тёплый юг.
                        Курлычут они свои песни,
                        На север летят, где их ждут.

Летят они, клином врезаясь                     Курли, курли, курли,
В разреженный воздух небес,                  Летят, летят журавли!
И с южным приютом прощаясь,              Курлы-си, курлы-си
Мечтают о крае чудес.                              По Руси! По Руси!

О крае, где ждут их берёзки,
Озёра, водою полны,
Где и их отголоски,                                    Икли, икли, икли -
Когда улетали они.                                     Журавли! Журавли!

И вот позади все преграды,
Милей не найти им земли.
И снова их видеть мы рады -
Летят, к нам летят журавли.
  
              Ты - латы, ты - латы
              С высоты! С высоты!
              То - то - ты, то - то - ты,
              Журавли идёт в домы!

Учитель:

  - Прилёт журавлей и в былые времена, и сейчас долгожданное событие. Возвращение этих птиц всегда связывалось с наступлением весны и тепла. Поэтому отношение к журавлям  всегда было особенным. В народных пословицах, поговорках, сказках журавль часто выступал в качестве главного героя. Давай вспомним некоторые из них.
- Пословицы, поговорки:

                                           Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
                                           Журавль прилетел и теплынь принёс.
                                           Кто когда хочет, а журавль ко спасу.
                                           Журавль ходит по болоту, нанимается на работу.

Сказка  «Лиса и журавль»
Учитель:

   -А сейчас ребята покажут вам небольшую инсценировку, которая называется “О самом главном”. Посмотрев её, попытайтесь ответить, почему она так называется и какова её главная мысль.

                      Инсценировка “О самом главном”.
Автор:

             Апрель пришёл. Весь снег растаял,
             И стало ярче в небе солнце.
             Собралась птиц большая стая
             В лесном местечке у болотца:
             Соловей, снегирь и дрозд,
             Выше веткой сидит клёст,
             С ним птенцы - один, другой,
             Оба вывелись зимой.
             На суку сидят сова,
             Ворон - чёрная голова,
             Воробей, ещё синица,
             Очень маленькая птица.
             Перед ними ходят кругом
             Друг за другом, друг за другом
             Журавли. Ведь они ещё в апреле
             Прилетели, прилетели.
             Им сказал вдруг ворон - птица:
  Ворон:

            - Разрешите обратиться.
              Где вы были, где летали,
              Что в чужом краю узнали?
               Как погода там, на юге?
              Говорят, там нету вьюги 
   Птицы (хором):

            - Расскажите поскорей!
   Автор:

             - Просят птицы журавлей.
1-й журавль:

                     - Мы летали далеко,
                      Было это нелегко.
                      Погостили мы немного
                      И в обратную дорогу.
                      Юг, конечно, хорошо.
                      Вьюги нет, всегда тепло.
                      Солнце светит день - деньской,
                      Луч играет золотой.
                      Реки плавные текут,
                      Травы буйные растут.
Птенец-клёст:

                      - Я никогда на юге не был,
                        Слетать туда моя мечта.
                        Там ярче солнце, выше небо,
                        Природа, чудные места.
                      
Другой птенец:

                        - И я давно хочу на юг,
                           С тобой я, братик, полечу.
                           С тобой на юг отправляюсь я,
                           Слетать на юг - моя мечта.
      Автор:        

                          - Тут старый ворон крикнул:
     Ворон:          - Кши!
                         Что разгалделись, малыши!
                         Чего устроили здесь гам?
                         Ведь слово дали журавлям!
     Автор:        - И тут журавль продолжил речь:
   Первый:      - Да. Много было нынче встреч.
                         Мы там, на юге, увидали
                         Собратьев из различной дали.
                         Там были стерх, красавка,
                         Журавль даурский и монах.
                         Ещё был африканский
                         Да, удивительный он птах.
Вожак:            

                       - Подожди, мой друг, постой, -
 
 Автор:            -Перебил вожак седой.
 Вожак:           - Далеко, друзья, летали,
                         Разных журавлей встречали.
                         Только где бы ни бывали,
                         Мы по Родине скучали,
                         По родным местам и Волге,
                         По озёрам синим и лесам.
                         Сборы наши ведь недолги,
                         Вновь поднялись в небеса.
                         Летели клином журавлиным,
                         Сердечко билось всё сильней,
                         И не казался путь нам длинным
                         Обратно к родине своей.

Второй           -На юге хорошо, прекрасно.
                         Всегда тепло и ясно.
                         Но краше и милей не знаем,
                         Чем наша Родина, мы края!
Сова:              

                       - Какие мудрые слова!
Автор:             

                         - Сказала умная сова.
Соловей:        

                         - На свете нет страны моей милей!
Автор:                       

                        - Пропел российский соловей.
                          И закричала птичья стая:
Все птицы:     

                          -Россия нам земля родная!

   Журавль - преданная своему краю птица. Где бы ни были журавли, как ни теплы далёкие земли, эти птицы всегда возвращаются домой. Так и люди: хорошо в гостях, а дома лучше.

 Учитель:

 - Что ещё символизирует образ журавлей?

    Просмотр отрывка из видеозаписи Урока мужества 9 мая 2020 год

    Память о том, что никогда нельзя забывать тех, кто не вернулся с полей сражения, кто погиб, защищая свою Родину. Наверное, поэтому так много памятников и монументов в честь погибших на фронте, содержащих скульптурное изображение журавлей.
 
    Просмотр слайдов с изображением памятников с журавлями в сопровождении песни “Птицы”.

Учитель: Журавль у многих народов ассоциируется с чем-то очень важным и значимым. Можете ли привести примеры?
- Ответы учащихся.
Учитель:

   - Н. Рубцов писал:(см. эпиграф) Что же просыпается в душе русского человека при виде этих птиц? С чем ассоциируется журавль в России?
- С весной, с понятиями “Родина” , верностью, с любовью к отчему краю, с памятью, с болью Отчизны о погибших сыновьях, с миром на Земле.»
Учитель:

- На Руси журавли наравне с аистами и соловьями считались “божьими птицами” Заботясь о них, любя и охраняя, мы сохраняем и себя, ведь человек... (читаем в эпиграфе слова С.Острового).

 Послушаем стихотворение Н. Заболоцкого “Журавли”
                              Чтение стихотворения “Журавли”.
Учитель:

- Стихотворение “Журавли” заключает в себе прямой и переносный смысл. В чем заключается прямой смысл стихотворения?
- Убита “частица дивного величья”. Поэтическое слово напоминает нам о том, что природа беззащитна, она нуждается в нашей защите. И только ощущая ответственность за неразрывную связь себя и природы, можно жить с чистой совестью.
Учитель:

- А кто понял переносный смысл этого стихотворения?
- Это стихотворение и о людях, о смене поколений, которые наследуют лучшие качества своих предшественников.
Учитель:

- Так с чем же ещё ассоциируются журавли?
- С бессмертием.
Подведение итогов:

- Сегодня мы много узнали удивительного о птицах. Как мы увидели, в птицах, живущих рядом с нами, воплощено философское представление людей о мире: о свободе и неволе, о верности и предательстве, о радости и горе, о жизни и смерти. Часто их прекрасный облик воплощает в себе красоту мира, духовную и поэтическую высоту. Поэтому - то наши писатели и поэты так часто использовали образ птиц в своих произведениях, со многими из которых мы познакомимся на уроках литературы. Я верю, мы ещё много узнаем интересного и важного о нашей природе, о её взаимоотношениях с человеком.


                        
                        

                          


 

Скачано с www.znanio.ru

Православные традиции на уроках литературы в старших классах

Православные традиции на уроках литературы в старших классах

И всё это приходится именно на апрель

И всё это приходится именно на апрель

На что обращает внимание в своих описаниях автор? -

На что обращает внимание в своих описаниях автор? -

По небу плывут журавли. Ики, ики, ики, ики, -

По небу плывут журавли. Ики, ики, ики, ики, -

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Расскажите поскорей! Автор: -

Расскажите поскорей! Автор: -

Да, удивительный он птах. Вожак: -

Да, удивительный он птах. Вожак: -

Учитель: - Что ещё символизирует образ журавлей?

Учитель: - Что ещё символизирует образ журавлей?

Учитель: - Так с чем же ещё ассоциируются журавли? -

Учитель: - Так с чем же ещё ассоциируются журавли? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2023