Православные традиции на уроках литературы в старших классах.
Урок по теме: «Апрель
- месяц птиц».
(17 апреля - День журавля)
Цели: познакомить учащихся с обычаями и традициями русского народа, вызвать
чувство сопричастности к культуре своего народа, помочь осознать себя часть
целого, пробудить ответственность за живое, что окружает тебя.
Задачи: создать условия для формирования этнокультурной идентичности
школьников;
развить
у учащихся бережное отношение к сохранению традиций и обычаев русского народа,
а также творческое и ассоциативное мышление;
воспитать
любовь к живому миру и стремление бережно относиться к родной природе .
Оборудование: репродукции рисунков и картин птиц, фотографии птиц, которыми
украшен класс и доска, мультимедийная установка, раздаточный материал с
фрагментами текста главы “Благовещение” из романа И. Шмелева “Лето Господне”.
Опережающее домашнее задание: подобрать пословицы, поговорки, сказки, в которых
журавль является главным героем; найти информацию о том, с чем журавль
ассоциируется в разных странах мира.
Всё, что есть на
душе, до конца
выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых
прославленных птиц. (Н.Рубцов)
Человек - он ведь тоже природа...
Так давайте природу беречь.
(С.Островой)
Ход занятия
Учитель:
- Ребята, в нашей школе каждый год весной проходит
месячник экологического воспитания (Попутное определение значения слова
экология - науки, исследующей взаимоотношения человека с окружающей средой),
отмечается праздник земли, воды, птиц. И всё это приходится именно на апрель.
Наверное, это не случайно. Как вы думаете, почему?
Всё в мире “премудро сотворено”, как говорил И. Шмелёв, и чтобы глубже понять
смысл этой традиции, давайте обратимся к страницам его прекрасного романа “Лето
Господне”, который называют поэмой в прозе, поэмой русской жизни.
Припомните, в связи с чем мы уже перелистывали страницы этой книги?
-
Когда говорили о Рождестве, Пасхе, о наступлении весны на уроке “Мелодия весны”
- глава “Мартовская капель”.
Учитель:
- Сегодня мы обратимся к главе, которая называется...
А как она называется, вы мне подскажете сами, если правильно назовёте праздник,
который русский православный народ отмечал вчера.
-
Благовещение. «Глава из романа И. Шмелёва «Лето господне».
Со слов «А какой-то завтра денёчек будет?» до «..Но
соловьи что-то распелись. Светлое Благовещенье отходит».
Учитель:
- Как вы думаете, почему он так называется?
-
Архангел Гавриил возвестил Деве Марии, что она обрела благодать у Бога и родит
Спасителя мира
Учитель:
- “ Богородице Дево, радуйся, Благодатная Мария,
Господь с тобою, благословенная ты в жёнах, благословен плод чрева твоего, яко
Спаса родила еси душ наших”, - так звучит главная молитва этого праздника, или
ангельское приветствие. С этого дня, по сути, началось спасение человечества.
Учитель:
- А какие приметы, поверья связаны с этим праздником?
Вот это вам и подскажет отрывок из романа И. Шмелёва.
Чтение учащимися фрагментов из главы “Благовещение”.
Учитель:
- Заметили ли вы особенность композиции главы?
-
Части главы отделены друг от друга пробелами в соответствии со временем - утро
и вечер дня накануне праздника, обедня и вечер праздничного дня.
Учитель:
- На что обращает внимание в своих описаниях автор?
-
На описание состояния души главного героя, традиций, примет, связанных с этим
праздником. А ещё описанием того, как ведут себя птицы. Видно, что наступает
время их активного пробуждения. И люди всё больше обращаются к ним, соединяя
течение своей жизни с проявлением особенностей жизни птиц.
Вывод:
по народному поверью, Благовещение - самый большой праздник на
небесах и на Земле (и даже в аду в этот день грешников, как и в пасху, не
мучают),
-считается большим грехом выполнять какие -либо
работы:
* девица косы не заплетает,
* птица гнёзда не вьёт,
- строгий пост облегчается,
- выпускают птиц на волю (Благовещение - птиц на волю отпущенье),
- начитают петь птицы.
Учитель:
- Теперь вы, я надеюсь, понимаете, почему именно
апрель считается месяцем птиц. И замечательно, что это является традицией,
которая сохраняет единственное и неповторимое лицо своего народа, связывает
поколения друг с другом.
Народ, который чтит свои традиции, всегда крепок и силён, никакие трудности
его не сломят, он не потеряет своего лица и языка, и его всегда будут узнавать
по обычаям, вкусам, правилам, которым он следует, и уважать за его самобытность.
А ещё в апреле отмечают День журавля. 17 апреля он впервые подаёт свой голос.
Давайте, ребята, обратимся к этой чудной птице, которая любима и в народе, и в
литературе.
Литературный монтаж: стихотворение М. Яснева и народные заклички. (Используется
полифоническое чтение)
Последние
слёзы сосульки роняют,
Всё
ярче окраска у вешней зари,
Весенние
гости - грачи прилетают,
Всё
громче токуют в лесу глухари.
Скворец по-хозяйски уселся на крышку.
И как он взъерошен, и как говорлив.
Приятное сердцу курлыканье слышу -
По небу плывут журавли.
Ики,
ики, ики, ики, -
Крики!
Крики! Крики!
Икли,
икли, икли -
Это
журавли! Это журавли!
Летят журавли в поднебесье,
Оставив вдали тёплый юг.
Курлычут они свои песни,
На север летят, где их ждут.
Летят
они, клином врезаясь Курли, курли, курли,
В
разреженный воздух небес, Летят,
летят журавли!
И
с южным приютом прощаясь, Курлы-си,
курлы-си
Мечтают
о крае чудес. По Руси! По Руси!
О
крае, где ждут их берёзки,
Озёра,
водою полны,
Где
и их отголоски, Икли,
икли, икли -
Когда
улетали они. Журавли! Журавли!
И
вот позади все преграды,
Милей
не найти им земли.
И
снова их видеть мы рады -
Летят,
к нам летят журавли.
Ты - латы, ты - латы
С высоты! С высоты!
То - то - ты, то - то - ты,
Журавли идёт в домы!
Учитель:
- Прилёт журавлей и в былые времена, и сейчас
долгожданное событие. Возвращение этих птиц всегда связывалось с наступлением
весны и тепла. Поэтому отношение к журавлям всегда было особенным. В народных
пословицах, поговорках, сказках журавль часто выступал в качестве главного
героя. Давай вспомним некоторые из них.
-
Пословицы, поговорки:
Лучше
синица в руках, чем журавль в небе.
Журавль прилетел и теплынь принёс.
Кто когда хочет, а журавль ко спасу.
Журавль ходит по болоту, нанимается на работу.
Сказка
«Лиса и журавль»
Учитель:
-А сейчас ребята покажут вам небольшую
инсценировку, которая называется “О самом главном”. Посмотрев её, попытайтесь
ответить, почему она так называется и какова её главная мысль.
Инсценировка “О самом главном”.
Автор:
Апрель пришёл. Весь снег растаял,
И стало ярче в небе солнце.
Собралась птиц большая стая
В лесном местечке у болотца:
Соловей, снегирь и дрозд,
Выше веткой сидит клёст,
С ним птенцы - один, другой,
Оба вывелись зимой.
На суку сидят сова,
Ворон - чёрная голова,
Воробей, ещё синица,
Очень маленькая птица.
Перед ними ходят кругом
Друг за другом, друг за другом
Журавли. Ведь они ещё в апреле
Прилетели, прилетели.
Им сказал вдруг ворон - птица:
Ворон:
- Разрешите обратиться.
Где вы были, где летали,
Что в чужом краю узнали?
Как погода там, на юге?
Говорят, там нету вьюги
Птицы (хором):
- Расскажите поскорей!
Автор:
- Просят птицы журавлей.
1-й
журавль:
- Мы летали далеко,
Было это нелегко.
Погостили мы немного
И в обратную дорогу.
Юг, конечно, хорошо.
Вьюги нет, всегда тепло.
Солнце светит день - деньской,
Луч играет золотой.
Реки плавные текут,
Травы буйные растут.
Птенец-клёст:
- Я никогда на юге не был,
Слетать туда моя мечта.
Там ярче солнце, выше небо,
Природа, чудные места.
Другой
птенец:
- И
я давно хочу на юг,
С тобой я, братик, полечу.
С тобой на юг отправляюсь я,
Слетать на юг - моя мечта.
Автор:
- Тут
старый ворон крикнул:
Ворон: - Кши!
Что разгалделись, малыши!
Чего устроили здесь гам?
Ведь слово дали журавлям!
Автор: - И тут журавль продолжил речь:
Первый: - Да. Много было нынче встреч.
Мы там, на юге, увидали
Собратьев из различной дали.
Там были стерх, красавка,
Журавль даурский и монах.
Ещё был африканский
Да, удивительный он птах.
Вожак:
- Подожди, мой друг, постой, -
Автор:
-Перебил вожак седой.
Вожак:
- Далеко, друзья, летали,
Разных журавлей встречали.
Только где бы ни бывали,
Мы по Родине скучали,
По родным местам и Волге,
По озёрам синим и лесам.
Сборы наши ведь недолги,
Вновь поднялись в небеса.
Летели клином журавлиным,
Сердечко билось всё сильней,
И не казался путь нам длинным
Обратно к родине своей.
Второй -На юге хорошо, прекрасно.
Всегда тепло и ясно.
Но краше и милей не знаем,
Чем наша Родина, мы края!
Сова:
- Какие мудрые слова!
Автор:
- Сказала умная сова.
Соловей:
- На свете нет страны моей
милей!
Автор:
- Пропел российский соловей.
И закричала птичья стая:
Все
птицы:
-Россия нам земля родная!
Журавль - преданная своему краю птица. Где бы ни были журавли, как ни теплы
далёкие земли, эти птицы всегда возвращаются домой. Так и люди: хорошо в
гостях, а дома лучше.
Учитель:
- Что ещё символизирует образ журавлей?
Просмотр отрывка из видеозаписи Урока мужества 9 мая 2020 год
Память о том, что никогда нельзя забывать тех, кто не вернулся с полей
сражения, кто погиб, защищая свою Родину. Наверное, поэтому так много
памятников и монументов в честь погибших на фронте, содержащих скульптурное
изображение журавлей.
Просмотр слайдов с изображением памятников с журавлями в сопровождении песни
“Птицы”.
Учитель:
Журавль у многих народов ассоциируется с чем-то очень важным и значимым. Можете
ли привести примеры?
-
Ответы учащихся.
Учитель:
- Н. Рубцов писал:(см.
эпиграф) Что же просыпается в душе русского человека при виде этих птиц? С
чем ассоциируется журавль в России?
-
С весной, с понятиями “Родина” , верностью, с
любовью к отчему краю, с памятью, с болью Отчизны о погибших сыновьях, с миром
на Земле.»
Учитель:
- На Руси журавли наравне с аистами и соловьями считались “божьими птицами” Заботясь о них, любя и охраняя, мы сохраняем и себя, ведь человек... (читаем в эпиграфе слова С.Острового).
Послушаем стихотворение Н. Заболоцкого “Журавли”
Чтение стихотворения “Журавли”.
Учитель:
- Стихотворение “Журавли” заключает в себе прямой и
переносный смысл. В чем заключается прямой смысл стихотворения?
-
Убита “частица дивного величья”. Поэтическое слово напоминает нам о том, что
природа беззащитна, она нуждается в нашей защите. И только ощущая
ответственность за неразрывную связь себя и природы, можно жить с чистой
совестью.
Учитель:
- А кто понял переносный смысл этого стихотворения?
-
Это стихотворение и о людях, о смене поколений, которые наследуют лучшие
качества своих предшественников.
Учитель:
- Так с чем же ещё ассоциируются журавли?
-
С бессмертием.
Подведение итогов:
- Сегодня мы много узнали удивительного о птицах. Как мы увидели, в птицах, живущих рядом с нами, воплощено философское представление людей о мире: о свободе и неволе, о верности и предательстве, о радости и горе, о жизни и смерти. Часто их прекрасный облик воплощает в себе красоту мира, духовную и поэтическую высоту. Поэтому - то наши писатели и поэты так часто использовали образ птиц в своих произведениях, со многими из которых мы познакомимся на уроках литературы. Я верю, мы ещё много узнаем интересного и важного о нашей природе, о её взаимоотношениях с человеком.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.