Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"
Оценка 4.6

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
31.03.2017
Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"
Главный герой повести И. Шмелёва – юный, наивный мальчик, который с радостью воспринимает приход долгожданной весны, шумный бег капели, тёплый солнечный свет, красоту окружающего мира... Он одухотворяет его, познаёт через новые краски, звуки... Но мартовская капель для героя – это не только признак наступающей весны. Она связана ещё и с сокровенным для каждого православного человека обычаем – с началом Великого поста...Главный герой повести И. Шмелёва – юный, наивный мальчик, который с радостью воспринимает приход долгожданной весны, шумный бег капели, тёплый солнечный свет, красоту окружающего мира... Он одухотворяет его, познаёт через новые краски, звуки... Но мартовская капель для героя – это не только признак наступающей весны. Она связана ещё и с сокровенным для каждого православного человека обычаем – с началом Великого поста...
Урок 3.doc
Урок 3   ПРАВОСЛАВНЫЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ Цель урока – рассказать о православных традициях Задачи: 1) узнать, что такое пост;               2) узнать, что такое масленица;               3) узнать, что такое пасха;               4) узнать, кто такие ангелы;               5) узнать о происхождении незнакомых выражений;               6) познакомиться со стихами, посвящёнными православным обычаям        Главный герой повести И. Шмелёва – юный, наивный мальчик, который с  радостью воспринимает приход долгожданной весны, шумный бег капели,  тёплый солнечный свет, красоту окружающего мира... Он одухотворяет его,  познаёт через новые краски, звуки...        Но мартовская капель для героя – это не только признак наступающей  весны. Она связана ещё и с сокровенным для каждого православного человека обычаем   – с началом Великого поста.       Что такое Великий пост?        Пост – освобождение духовного существа человека через утеснение  телесного.      Вот что об этом говорит Иоанн Лествичник: «Пост есть чистота молитвы,  светило души, хранение ума, Истребление сердечной бесчувственности, дверь  умиления, здравие тела, врата рая и небесное наслаждение...»      Пост – это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни,  период наиболее активной духовной работы по исправлению своих  недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа.      В течение года в русской православной церкви существует четыре  многодневных поста, один из которых – Великий пост.      Что христиане называют Великим постом?      В Библии сказано, что Иисус Христос был поведен Духом в пустыню,  сорок дней подвергался различным искушениям, ничего не ел. Физически и  духовно постом и воздержанием очищался от старого, готовясь к трудному и  сложному делу – спасению человеческой души. Поэтому Великий пост  ­ пост  в честь Христа, а последняя Страстная Седмица (семь дней) – воспоминания о последних днях его земной жизни, страданиях и смерти.      С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В  Чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное  время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом. Рыба разрешается в Благовещение и в Вербное  воскресение. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра. В Страстную  пятницу нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.      Великому посту предшествуют  три подготовительных недели:  1. неделя о Мытаре и Фарисее, 2. неделя о блудном сыне, 3. неделя о Страшном суде; это воскресенье называется ещё  мясопустным, ибо это последний день мясоеда и уже с понедельника  до Пасхи мясо есть нельзя.      Неделя перед Великим постом называется Масленицей, когда во все дни  разрешается вкушение яиц и молочных продуктов. Зиму надо провожать  обильной едой. А ещё в этот день катаются на лошадях, устраивают кулачные  бои, сжигают в поле чучело из прошлогодней соломы (надо вернуть земле  малую часть собранного, и она воздаст ещё больше в новый урожай).       Масленица – семейный праздник. В это время особо встречают молодых,  создавших семью прошлой осенью, они обязательно идут к тёще на блины и  зовут её к себе полакомиться вкусным угощением.      Последний день Масленицы – Прощеное воскресение. В этот  день  читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание  вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в  храм, в конце службы читаются проповеди о прощении обид, о посте и  молитва с благословением на Великий пост. Прихожане просят прощения  друг у друга. Оно является непременным условием очищения сердца и  успешного проведения Великого поста.      Великий пост длится сорок дней – от Чистого понедельника до пятницы  шестой недели.      Первую неделю полагается проводить особо строго: не есть первые три  дня.  По вечерам (в понедельник, вторник, среду и четверг), в начале повечерья,  читают Мефимоны, ­ Великий канон Андрея Критского. В нём рассказывается вся ветхозаветная и новозаветная история.      Первое воскресенье Великого поста посвящено торжеству православия, а  второе – святому Григорию Паламе, Архиепископу Солунскому, одному из  учителей церкви, четко изложившему богословие о божественных энергиях  (благодати) и возможности духовного преображения человека.      Третье воскресенье, с которого начинается четвёртая неделя Великого  поста, посвящено Кресту Господню. Постный подвиг трудный, поэтому  вспоминают об Иисусе, который совершил ещё более трудный подвиг.       Четвёртое воскресенье посвящено памяти Иоанна Лествичника,  знаменитого монаха, который написал книгу « Лестница» о духовном   преображении человека.      На пятой неделе поста в среду вечером и в четверг утром читается великий канон Андрея Критского, на этот раз полностью. Эта служба называется Великим Стоянием или в простонародье – Мариино стояние. Поэтому на ней  читается житие Марии Египетской, великой грешницы, ставшей праведницей  и великой святой.      Пятое воскресенье посвящено Марии Египетской. Обычно на время  Великого поста приходится празднование Благовещения – 7 апреля. В этот  день послан был Гавриил к Деве Марии возвестить ей несказанную радость,  что она родит сына – предвечного Бога и спасёт людей от грехов их. Праздник Благовещения – один из самых любимых верующими праздников. Это встреча  весны, пробуждение новых сил природы. В этот день пекут из теста  «жаворонков». Дети несут их куда­нибудь повыше: на крышу сарая, на скирду сена, подбрасывают высоко в небо и звонко закликают весну. В этот день  выпускают на волю птичек в знак того, что начинается освобождение рода.      В пятницу на шестой неделе кончается Великий пост и начинается  Страстная Седмица, требующая особенно строгого воздержания не только в  пище, но в помыслах и делах...      В Великий Понедельник вспоминают об иссохшей смоковнице, иссохшей  до корня, как образ человека, предавшего Иисуса на смерть.      В Великий Вторник – притчи Иисуса Христа о десяти девах, о талантах, о  Страшном суде.      В Великую Среду читают о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и  приготовившей его тело к погребению.      В Великий Четверг повествуется о Тайной Вечере. Вечером читают 12  избранных евангельских отрывков, повествующих о страдании и смерти  Иисуса Христа.  Эти «12 евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время  чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтения «12  евангелий», называют Четверговой и непотушенной уносят домой, чтобы  затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.      В Великую Пятницу вспоминают суд и осуждение Христа, его распятие,  страдание и смерть на кресте. В этот день нельзя готовить пищу и вообще  вкушать что – либо.      В Великую Субботу читают о погребении Спасителя, а в конце литургии –  благословление хлебов, затем идёт освещение пасхи, куличей, яиц.      Вся Страстная седмица служит приготовлению верующих к великому  торжеству, «празднику праздников», когда над миром зазвучит пасхальное  благовествование о Воскресении Христовом.          Пасха... Яркий, необычный, запоминающийся праздник. ­ Как вы думаете, чем? ­ Разноцветными крашеными яйцами, сладкими куличами, неповторимым,  мелодичным, праздничным колокольным звоном... Он похож на звук  мартовской капели, нетерпеливый, весёлый, радостный, живой... Если  маленькие капельки – вестники весны, то звон колокола – вестник  приближающейся, непонятной, но великой минуты, когда, по – библейскому преданию, прилетел ангел, чтобы сообщить о воскресении Христа... Капельки  и колокола – одно неразрывное цело, связанное с весной, постом и Пасхой, их  звук мелодичен и неповторим. ­ Что же представляет собой праздник Пасхи?      Светлое Воскресение Христово наименовано Пасхой и считается самым  главным праздником христианской церкви. Воспоминания о страданиях и  воскресении Христа легли в церковную обрядность Страстной недели поста и  Святой недели Пасхи.      Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с  субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования.  В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального  приветствия: « Христос воскресе! Воистину воскресе!».       Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит; Заря глядит уже с небес... Христос Воскрес! Христос Воскрес!                                                              С полей уж снят покров снегов,                                                              И реки рвутся из оков,                                                              И зеленеет ближний лес...                                                              Христос Воскрес! Христос Воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля... Весна идёт, полна чудес, Христос Воскрес! Христос Воскрес!                                                               Как солнце блещет ярко!                                                               Как неба глубь светла.                                                               Как весело и громко                                                                Гудят колокола. Немолчно в Божьих храмах Поют: « Христос Воскрес!» И звуки дивной песни Доходят до небес.                                                               А. Плещеев     «...И вот праздник, наконец, наступал – ночью с субботы на воскресенье  в  мире совершался некий дивный перелом. Христос побеждал смерть и  торжествовал над нею. Воскресение Христово связано со спасением людей.  Спасение человека – с его покаянием и обновлением...» И. Бунин. На душе становится радостнее, светлее, хочется быть добрее и сказать от  всего переполненного сердца: « Воистину воскрес!»      Праздник Пасха наступает между 22 марта и 24 апреля, в первый  воскресный день после весеннего равноденствия и первого мартовского  полнолуния. Каковы его   особенности? Они древнего происхождения.  Например, обычай целовать друг друга (христосоваться) – подражание  древней традиции лобзания мира и святой любви, причём верующие  уподобляются ученикам Христовым и ученицам, когда последние  собеседовали между собою о воскресшем Иисусе. Обычай дарить красные  яйца ведётся от Марии Магдалины, которая по вознесении Христа пришла в  Рим для проповедования Евангелия и, представши пред императором  Тиберием, подала ему красное яйцо со словами: « Христос воскресе!», и  таким образом начала свою проповедь.  Император, усомнившись в возможности для смертного воскреснуть из  мёртвых, сказал:  ­ В это так же трудно поверить, как в то, что это белое яичко может стать в  сей момент красным!       И в тот же момент белое яичко стало красным.       Красное яйцо – символ Воскресения, символ Пасхи. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. Красный  цвет – радость Воскресения и возрождения рода человеческого, но это и цвет  пролитой на Кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.      « По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла  Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот сделалось великое  землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил  камень от дверей гроба и сидел на нём, вид его был, как молния, и одежда его  бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как  мёртвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: « Не бойтесь, ибо знаю,  что вы ищите Иисуса распятого. Его здесь нет – он воскрес, как сказал.  Подойдите, посмотрите место, где он лежал, и пойдите скорее, скажите  ученикам его, что Христос воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее;  там его увидите. Вот, я сказал вам». И, выйдя поспешно из гроба, они со  страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам его.      Когда же шли они возвестить ученикам его, и се Исус встретил их и сказал: «Радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги его и поклонились ему»                                                                                         ( Евангелие от Матфея,                                                                                            28, 1 – 9)                    Празднование Пасхи в православной церкви отличается особенною  торжественностью. В святых храмах при отверстых царских вратах в  продолжение всей пасхальной недели божественные службы совершаются в  лучших светлых облачениях, при чём чтение псалтырей прекращается и  слышится только одно пение; во всех песнопениях святой Пасхи повторяется  одна радостная преславная песнь о воскресшем Христе и о победе его над адом и смертью, о нашем избавлении через него от греха, проклятия и смерти.  В течение всех семи дней праздника целодневный красный колокольный звон  завершает церковное торжество Пасхи.       Как праздновалась Пасха в семье?       Обычно во время Страстной недели и Светлой седмицы православные  люди освобождались от работы и учёбы, чтобы наибольшее время уделить  посту, молитве, празднику. На Страстной неделе стараются каждый день  побыть на богослужении, особенно строго – с Великого четверга до  воскресенья, на этой неделе исповедуются и причащаются.       Одновременно в доме и во дворе всё чистят, моют, красят и приводят в  порядок, чтобы на Пасху всё сияло и радовало глаз. Если во время поста всё  было в тёмных тонах: и одежда, и убранство жилья, то к Пасхе везде  появляются светлые, белые и красные цвета. Работа начинается с  понедельника и ещё более возрастает в Чистый четверг и пятницу, когда в  семье все днём моются, начинают варить, стряпать для пасхального стола,  красят яйца, заводят тесто для куличей, готовят сырную пасху. На этой же  неделе посещают кладбище и приводят в порядок могилы родных и близких.       Куличи, яйца и другая снедь освящаются в храме после пасхальной  службы.       Во время пасхальной недели с колоколен часто раздаётся пасхальный  трезвон. В эти дни каждый может залезть на колокольню и излить свою душу в звоне колоколов.       На Светлую седмицу православные совершают дела милосердия. Кормят  нищих, навещают больных, посылают куличи, яйца и другую еду в приюты,  богодельни, больницы.       На первый день Пасхи в дома верующих приходили приглашаемые  священники и служили праздничный молебен. В течение Светлой седмицы  приходили родственники и друзья поздравить с праздником. Их радушно  принимали, приглашали к столу и потчевали пасхальными угощениями.       В пасхальную неделю дети и взрослые много играли. Для детей: каток –  горка для яиц с выигрышем предметов внизу, которых коснётся яйцо;  «чоканье» яйцами с выигрышем разбитого яйца; прятанье яиц и игрушек... Для взрослых и юношей были лапта, городки, хоровое пение, хороводы.       В субботу пасхальной недели в храме раздают артос – освящённый  намоленный в алтаре хлеб, который в течение года дают больным для  ускорения выздоровления.           Воскресение Христово В день Пасхи, радостно играя, высоко жаворонок взлетел, И, в небе синем исчезая, Песнь воскрешения запел. И песнь ту громко повторяли                                                       И степь, и холм, и тёмный лес.                                                       « Проснись, земля, ­ они вещали –                                                       Проснись: твой царь, твой бог воскрес! Проснитесь горы, долы, реки, Хвалите господа с небес. Побеждена им смерть вовеки. Проснись и ты, зелёный лес.                                                       Подснежник, ландыш серебристый,                                                       Фиалка – зацветите вновь,                                                        И воссылайте гимн душистый                                                        Тому, чья заповедь – любовь».                                                                                                                                                                            Е. Горчакова   Во время Великого поста и праздника Пасхи происходят значительные  изменения в душе человека, в его взаимоотношениях с богом и духовным  миром: «В сознании Православной церкви событие Воскресения Христова есть  один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника  она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник  Светлого Христова воскресения. Поэтому и самое Пасхальное  богослужение у нас единственное и неповторимое, оно есть сплошное  ликование. Если бы мы стали проводить удивительные песнопения этой  необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось  бы просто переписать её целиком потому что трудно решить, какому из  песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны.       Вся эта служба – один сплошной, непрерывный, неумолкающий,  торжественный гимн Светлому Христову Воскресению. Победа жизни  над смертью, примирение Бога с человеком и человека с Богом... В  светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди  соприкасаются, и всякая преграда между ними исчезает.       Для православного сознания – Пасха есть время, когда открывается  небесный мир. В эту ночь и в эти дни православное сознание отрывается  от земли, и русский православный человек живёт в небесном мире, с  Богом, со святыми, с умершими родными и друзьями.          Светлый праздник Христова воскресения есть прорыв в вечность, в  небесный мир, который в свою очередь спускается к нам на землю. Всё  перемешивается – люди и ангелы, живые и умершие, все живут одной  общей жизнью, общим ликованием, общим восторгом.  В этот день человек всецело сливается с вечной жизнью Царства  Небесного» (Протоиерей Сергий Четвериков) В тексте повести много слов и словосочетаний, связанных с православными традициями и обычаями: « Пасха», «Великий пост», «пасхальные яички»,  «великопостная стирка», «грибной рынок», «покумиться на родинах»,  «ангелы»...       Ангелы... Обратимся к Евангелию. Кто они такие?       С именем ангела у нас связано представление о самом дорогом, святом,  привлекательном, чистом, совершенном, прекрасном, неземном. И то, что не  совсем ясно нам, со всей очевидностью открывает про ангелов слово Божие.       Ангелы – это духи, но не связанные, подобно нашему человеческому духу,  плотью. Их не мучит голод, не томит жажда. Не ведом им упорный  человеческий труд для добывания хлеба насущного. Ангелы не знают ни  нашего пространства, ни времени. Они быстролётны и быстродвижны: сейчас  ангел в одном месте, а через мгновение – в другом. Ни стен, ни запоров для  них нет. В царстве ангелов нет ни дней, ни ночей, ни завтра, ни сегодня. Для  них на небе – всегда Пасха.       Как же, скажете, помогает нам Бог через ангелов – хранителей, когда мы  не видим их? Да, они невидимы, но человек испытывает их действия. Когда  мы плачем, то часто слёзы бывают сладостны, а душа трепещет от прилива  какого – то благодатного чувства – это бог посылает ангела – хранителя,  который утешает человека. Это есть тайна божественная: дано нам ощущать  помощь, чувствовать дивное утешение, а то, каким образом это происходит,  остаётся тайной действия силы Божией.       Господь посылает своего ангела в каждый вновь выстроенный храм для  служения при святом Престоле в алтаре. И срок этого послушания определён  до скончания века. Даже если храм лежит в руинах, ангел не может покинуть  определённого ему места служения. Трудно описать скорбь вестника Божия,  когда храм осквернён, поруган, разрушен... Но нет такого греха, которого  Бог не простил бы, если видит раскаяние. И покаянными трудами в этом случае  могут служить работы по восстановлению церквей.       Над всеми ангельскими чинами поставлены архангелы. Соответственно  особенностям служения семи архангелов каждому в православной традиции  усвоено собственное изображение.       Михаил – вождь небесных сил.       Рафаил – «врачевание Божие», целитель человеческих недугов.      Уриил – «огонь или свет Божий», просветитель потемнённых в вере.       Селафиил – «молитвенник Божий» и людей возбуждающий к молитве.       Исгудиил – «хвала Божия», укрепляющий трудящихся людей для славы  Божией.       Варахиил – «благословение Божие»,раздаятель его и ходатай.       Гавриил – «сила Божия» вестник великой тайны воплощения Бога,  приносящий молитвы Святых к Престолу Божию.       Архангельский чин ангелов служит для научения людей. Архангелы,  которых всего семь, учат, как устраивать свою жизнь по воле Божией. Господь открывает архангелам свою волю о каждом человеке, потому они  знают, какие невзгоды, искушения, соблазны ждут его на жизненном пути: от  губительного отклоняют человека; на другой, верный путь наставляют. АНГЕЛ  ­  ХРАНИТЕЛЬ Ангел Богом дан с рожденья. Он – хранитель. Круглый год Божие благословенье С детства каждому несёт.                                                Ангел ада жаждет мщенья –                                                 Бог низверг с небес его.                                                Бьются ангелы с рожденья                                                Из – за сердца твоего. Милый мой! Живи разумно, За отечество радей. Будь прилежным, скромным, умным И полезным для людей.                                                                            В.Смирнов      ... Интересны словосочетания «грибной рынок», «великопостная стирка»,  «покумиться на родинах». Что они означают?       Великопостная стирка – это стирка перед Великим постом, когда  наступает чистый четверг. Пост  ­  символ очищения от старого, ненужного,  бесполезного, и встречать его нужно обновлёнными, чистыми, с доброй и  открытой душой. Для этого следует «прозреть» духовно и физически,  поэтому и происходят такие большие стирки.       Грибной рынок – рынок, на котором продавались лишь постные продукты.       Покумиться на родинах. Кум и кума – крёстные отец и мать по отношению к родителям крестника. Кумиться – вступать в кумовские отношения. Родины – празднование рождения младенца. Следовательно, покумится па родинах –  вступление в кумовские отношения на праздновании рождения младенца, то  есть становиться крёстными малыша, который обретает второе рождение,  ангелов – хранителей, Бога, постигая жизнь, становится верующим человеком.        Итак, И. Шмелёв – великий мастер русского слова. Показывая в своей  повести патриархальность России, её религиозность, он пробуждает в  читателе « чувство Родины и её старины», воспитывает «любовь к родному  пепелищу», развивает внимание к каждому своему слову.

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"

Православные обычаи и традиции в произведении Ивана Шмелёва "Лето Господне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017