Цели:
1.Познакомить детей с историей возникновения загадок, поговорок, пословиц.
2.Расширить представления детей о малых жанрах Донского фольклора.
3.Прививать интерес к изучению устного народного творчества Донского края.
4. Развивать познавательную активность, речь, мышление учащихся.
1.Организационная часть:
Я спешу сказать вам:«Здравствуйте!»
Чтоб пожелать Вам здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам:«Благости!»
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам:»Радости!»
Удач, успехов и везения!
И всем, сидящим в этом классе
Прекраснейшего настроения!
- Ребята! Сегодня у нас урок «Праздник Донского фольклора». И на этом празднике у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их .
Праздник Донского
фольклора
Урок литературного чтения
Цели:1.Познакомить детей с историей
возникновения загадок, поговорок,
пословиц.
2.Расширить представления детей
о малых жанрах Донского
фольклора.
3.Прививать интерес к изучению
устного народного творчества
Донского края.
4. Развивать познавательную
активность, речь, мышление
учащихся.
Урок литературного чтения по теме:
«Донской фольклор»
1.Организационная часть:
Я спешу сказать вам:«Здравствуйте!»
Чтоб пожелать Вам здоровья доброго.Я спешу сказать Вам:«Благости!»
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам:»Радости!»
Удач, успехов и везения!
И всем, сидящим в этом классе
Прекраснейшего настроения!
- Ребята! Сегодня у нас урок «Праздник Донского фольклора». И на
этом празднике у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их .
2.Вступительное слово учителя.
-Край Донской- жемчужина России. Неоглядные равнины, холмистые
края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.(Слайды)
«Степь родная! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и
жеребцов. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок,
суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим
гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании,
берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по - сыновьи
целую твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей
кровью политая степь!» Так говорил великий русский писатель Михаил
Александрович Шолохов.
-А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки?
Откуда они появились?
-Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак».Большинство
учёных считает, что оно тюрского происхождения и означает»вольный
человек».Первое появление слова « казак» в документах относится к
1444 году
Давным –давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые
крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но
не могли прокормить свои семьи. Поэтому они бежали в степи, где
было много дичи, селились на островах, где в реке была рыба. Так с 16
века в грамотах употреблялось название земля донских казаков, а в 18
веке на карте появляется Земля Войска Донского.-Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и
сказочный, земля сильных , гордых и в тоже время очень добрых и
открытых людей.
-Ребята, а какими чертами характера обладали казаки?
(честность, храбрость, уважение к старшим)
-Обо всём этом, а также об обычаях , привычках, жизненном укладе
казаков мы узнаём из произведений устного народного творчества.
-Что такое устное народное творчество?
А какие виды устного народного творчества известны вам?
Кто является творцом этих произведений?
3. Основная часть.
-Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых видах устного народного
творчества донских казаков. В разных жанрах народного слова
отразились представления народа о счастье и горе, о нормах
поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине.
_ К нашему уроку мы готовились долго .Каждый из вас собирал загадки,
пословицы , поговорки и старинные казачьи слова. Вам помогали ваши
родители, бабушки и дедушки., вы пользовались различной
литературой, интернетом. Затем вы поделились на 4 группы.
Каждая группа приготовила свою страницу, разработала содержание и
форму подачи.
-Итак, начинаем !
Слово предоставляется 1 группе.
(Ученица представляет свою группу)
Наша группа работала с пословицами поговорками. Пословицы и
поговорки- древнейшие жанры народного творчества. Они известны во
всём мире.
Не обошли они и донской край. Казаки были наблюдательными
людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы
и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной
мудрости народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не отбезделья молвится». Собранные нами пословицы и поговорки мы
разделили на несколько тем и оформили в виде «раскладушки».
Я отобрала пословицы на тему:»Одна у казака родная мать, одна у него
и Родина» Вот некоторые из них.
Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт.
Казакам мила родная сторона.
Казаком родиться- Всегда пригодиться.
Родимая сторонушка- матушка, а чужая- мачеха.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слава предков не ржавеет.
2 ученик:Казаки были трудолюбивые люди, поэтому у них было много
пословиц и поговорок о труде и трудолюбии. На страницу «Дерево
сильно корнями, а человек –трудом» я разместил следующие
пословицы и поговорки.( читает 3-4 ) Донская земля
дармоедов не кормит.
От безделья не бывает у казака веселья.
Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и
хоре молодец.
Кто ленится, тот не ценится.
Дерево смотри в плодах, а казака в делах.
Землю красит солнце, а человека труд.
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.Казак без труда, что земля без воды.
Не красна изба углами – красна пирогами.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Где родился, там и пригодился.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Не нужен и клад, коли в семье лад.
Каждый кулик своё болото хвалит.
Чем богаты, тем и рады.
Сначала подумай, потом говори.
Жизнь прожить, не дорогу перейти.
Нет друга ищи , а нашёл – береги.
Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
Маленькое дело, лучше большого безделья.
Землю красит солнце, а человека труд.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
3 ученик :Большую роль в жизни казака играл конь. Конь помогал
казаку на службе, в боевых действиях, в хозяйстве. Не зря
говорили:»Казак без коня- сирота».На эту страницу я поместил
следующие пословицы и поговорки(Зачитывает 3-4)
Казак сам голодает, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья .
Казаку конь- отец родной и товарищ дрогой.
Казак голоден, а конь его сыт.
Казак с конём и днём, и ночью.Казак без седла, черкес без кинжала.
Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
Добр конь да копыта отряхивает..
4 ученик(Седов Ж.) Я отбирал пословицы и поговорки на тему:»Счастье
не ищут, а делают.»Казаки обладали многими качествами: смелостью,
добротой, терпением. Вот некоторые пословицы об этом.(читает 3-4)
Учитель:
-Я предлагаю вам игру:»Собери пословицу».
(В конверте 4 пословицы, разделённые на 2 части. Их надо найти и
соединить.)
Слово предоставляется 2 группе.
Наша группа собирала загадки родного края и оформила их в виде
«Чуда дерева.»
1 уч.(Любибогова П.)С древнейших времён люди думали, что и дерево,
и рыба, и птица- все понимают человеческий язык. И собираясь на
охоту или рыбную ловлю, они старались вслух не произносить тех слов,
которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того, чтобы зверя
обмануть и друг друга понимать, придумали «загадочную речь». Вот
загадки из той тайной речи и родились.
2 уч(Лёвин А.).Сначала эта речь служила для того, чтобы помочь
молодым людям тайный язык выучить. Бывало, зимним вечером, когда
переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и мал в какой-
нибудь избе. И старики начинали молодым людям мудрёные вопросы
задавать. Попробуйте и вы ответить на некоторые из них.
(Каждый из группы говорит: Я загадаю вам загадки о…..)
(Приложение 2)
ФИЗМИНУТКА
ИГРА: «А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ…»
Слово предоставляется 3 группе.Ученица(Каймакова Я.) Донской говор принято считать диалектом
русского языка. Как необычно красиво звучала речь казаков! А какими
интересными словами она была наполнена! Знаете ли вы , что значит-
гуторить? а банить? Что такое завеска ? Мы изучили собранные вами
слова и оформили их в виде презентаций.
Презентация 1 : Казачий курень.(Каймакова Я.)
Я приглашаю вас в казачий курень. Входим в светлую горницу.
Посередине большой стол, накрытый настольником. У стены стоит
лавка. На лавке цибарка с корцом и подойник. На стене красиво
вышитый рушник и ружо. У печи- рогач. Ходили казаки в шароварах, а
казачки носили панёвы .На ногах носили чирики и карпетки. Много
интересного встречаем в казачьем курене.
Презентация 2: Пойду в огород..(Картушина И.)
А теперь пройдёмте на леваду. Здесь у нас растут тыкла и бураки.
Выросли большие вилки и крупные памадоры. А в саду богатый урожай
яблок и дулёнки. Около плетня распустился азовский светок. Но
иногда на леваде можно встретить сербучку. Вот каков он, казачий
огород!
Презентация 3:На скотном дворе.(Липовская З.)
Я приглашаю вас на скотный двор. У казаков всегда было много
скотины. Это и крупные животные- бугаи и мелкие- ягноки. Были у них
на базах и кузята. А по двору важно ходил кочет. Клуша охраняет
своих курят от врагов. Интересно наблюдать за всей живностью, не
хочется уходить со двора.
Презентация 4:Животный мир Донского края.(Любибогов В.)
Я приглашаю вас в лес, где мы увидим животных Донского края. Вот
красавец елень. А это бурый ведьмедь. Хитрая лиска поглядывает на
нас. А вот злой бирюк скалит зубы. Быстро скачет маленький жид. Это
гулюшка, а это серая карга. У лесного озера встречаем лягу .А в воде
плавают чикамасы и верши. В лесу много павуков. Как богат животный
мир Донского края.(Диск)
Слово 4 группе.
Ученик 1(Коротков И,) В фольклоре казаков известны все жанры сказок:
волшебные, бытовые, докучные, о животных, небылицы, анекдоты, и
каждый жанр прекрасен по своему .Наши предки были талантливымисочинителями и весёлыми рассказчиками. Они любили посмеяться
друг над другом.
Например: Мы с тобой шли? Шли. Кожух нашли? Нашли. Я тебе его дал?
Дал. Ты его взял? Взял. Где же он? Что? Ну мы с тобой шли?.....
Ученик 2(Ткаченко А.)В сказках казаки отражали свои мечты о
свободной жизни, передавали любовь к родному краю, победе над
злом, справедливости. Мы приготовили инсценировку донского сказа :
«Что на свете всего милее.»
Учитель.
-А нашим гостям мы хотим представить ещё один жанр народного
фольклора- частушки. В старину они именовались припевками и
страданиями. Исполнялись всегда на людях, в праздники. В них
отражались быт и нравы казаков, их отношения, крестьянский
календарь.
( Исполняются частушки)
1.Кукарекает петух,
Ссорятся индюшки.
Мы сейчас вам пропоём
Новые частушки.
2.Я частушку запеваю
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
3.Не хотела я плясать
Стояла и стеснялася.
Но гармошка заиграла
Я не удержалася.
4.Здесь народу очень много
Здесь народу сто один.
И из этого народаМне понравился один.
5.Мой милёнок по деревне
Ходит улыбается.
Оказалось зубы вставил
Рот не закрывается.
6.По деревне я шла
И Ванюшу видела.
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела.
7.Говорят я боевая
Боевой остануся.
Ох, и горе тому будет
Кому я достануся.
8.Мы подружки боевые,
Боевые только две.
Мы нигде не подкачаем,
Ни в работе , ни в гульбе.
9.Мне не надо пуд гороху
Мне одну горошинку.
Мне не надо двух корявых,
Мне одну хорошеньку.
10.Если б не было воды,
Не было б и кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки.
11. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.Оглянулася назад:
Сапоги мои лежат.
12.Разрешите станцевать,
Разрешите топнуть.
Неужели в вашем доме
Полвицы лопнут?
13.Мы частушки вам пропели
Хорошо ли , плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Что вы нам похлопали!
4. Заключение.
А)Рефлексия:
Какие жанры Донского фольклора мы теперь с вами знаем?
А зачем нам их надо изучать?
Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное
поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с
вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить
прошлое.
Интерес к фольклору- одно из проявлений интереса к своей истории, к
жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его
языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в
творчестве. И то и другое также необходимо, хлеб, воздух, общение.
Так любите свою природу, свой край, свой народ, родину. Изучайте всё
то, что оставлено нам в наследство предками.
Б) Итог урока.
Ребята! У вас на партах лежат плоды и цветы трёх цветов: красные,
желтые и синие. Если вам понравился урок -вы берёте красный плод
или цветок, если вам было скучно-жёлтый, если не понравился- синий .
Давайте украсим наше дерево.