Праздник Донского фольклора

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: 1.Познакомить детей с историей возникновения загадок, поговорок, пословиц. 2.Расширить представления детей о малых жанрах Донского фольклора. 3.Прививать интерес к изучению устного народного творчества Донского края. 4. Развивать познавательную активность, речь, мышление учащихся. 1.Организационная часть: Я спешу сказать вам:«Здравствуйте!» Чтоб пожелать Вам здоровья доброго. Я спешу сказать Вам:«Благости!» Чтоб пожелать Вам счастья нового. Я спешу сказать Вам:»Радости!» Удач, успехов и везения! И всем, сидящим в этом классе Прекраснейшего настроения! - Ребята! Сегодня у нас урок «Праздник Донского фольклора». И на этом празднике у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их .
Иконка файла материала 1 (24).docx
Праздник Донского фольклора Урок литературного чтения Цели:1.Познакомить детей с историей возникновения загадок, поговорок, пословиц. 2.Расширить представления детей о малых жанрах Донского фольклора. 3.Прививать интерес к изучению устного народного творчества Донского края. 4. Развивать познавательную активность, речь, мышление учащихся. Урок литературного чтения по теме: «Донской фольклор» 1.Организационная часть: Я спешу сказать вам:«Здравствуйте!» Чтоб пожелать Вам здоровья доброго.Я спешу сказать Вам:«Благости!» Чтоб пожелать Вам счастья нового. Я спешу сказать Вам:»Радости!» Удач, успехов и везения! И всем, сидящим в этом классе Прекраснейшего настроения! - Ребята! Сегодня у нас урок «Праздник Донского фольклора». И на этом празднике у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их . 2.Вступительное слово учителя. -Край Донской- жемчужина России. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.(Слайды) «Степь родная! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездовым следом конского копыта, курганы в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу. Низко кланяюсь и по - сыновьи целую твою прекрасную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Так говорил великий русский писатель Михаил Александрович Шолохов. -А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? Откуда они появились? -Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак».Большинство учёных считает, что оно тюрского происхождения и означает»вольный человек».Первое появление слова « казак» в документах относится к 1444 году Давным –давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Поэтому они бежали в степи, где было много дичи, селились на островах, где в реке была рыба. Так с 16 века в грамотах употреблялось название земля донских казаков, а в 18 веке на карте появляется Земля Войска Донского.-Край Донской, край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных , гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей. -Ребята, а какими чертами характера обладали казаки? (честность, храбрость, уважение к старшим) -Обо всём этом, а также об обычаях , привычках, жизненном укладе казаков мы узнаём из произведений устного народного творчества. -Что такое устное народное творчество? А какие виды устного народного творчества известны вам? Кто является творцом этих произведений? 3. Основная часть. -Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых видах устного народного творчества донских казаков. В разных жанрах народного слова отразились представления народа о счастье и горе, о нормах поведения в обществе, о героизме и любви к своей Родине. _ К нашему уроку мы готовились долго .Каждый из вас собирал загадки, пословицы , поговорки и старинные казачьи слова. Вам помогали ваши родители, бабушки и дедушки., вы пользовались различной литературой, интернетом. Затем вы поделились на 4 группы. Каждая группа приготовила свою страницу, разработала содержание и форму подачи. -Итак, начинаем ! Слово предоставляется 1 группе. (Ученица представляет свою группу) Наша группа работала с пословицами поговорками. Пословицы и поговорки- древнейшие жанры народного творчества. Они известны во всём мире. Не обошли они и донской край. Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не отбезделья молвится». Собранные нами пословицы и поговорки мы разделили на несколько тем и оформили в виде «раскладушки». Я отобрала пословицы на тему:»Одна у казака родная мать, одна у него и Родина» Вот некоторые из них. Казак скорей умрёт, чем с родной земли уйдёт. Казакам мила родная сторона. Казаком родиться- Всегда пригодиться. Родимая сторонушка- матушка, а чужая- мачеха. На чужой сторонушке рад своей воронушке. В гостях хорошо, а дома лучше. Слава предков не ржавеет. 2 ученик:Казаки были трудолюбивые люди, поэтому у них было много пословиц и поговорок о труде и трудолюбии. На страницу «Дерево сильно корнями, а человек –трудом» я разместил следующие пословицы и поговорки.( читает 3-4 ) Донская земля дармоедов не кормит. От безделья не бывает у казака веселья. Казак – донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и хоре молодец. Кто ленится, тот не ценится. Дерево смотри в плодах, а казака в делах. Землю красит солнце, а человека труд. Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.Казак без труда, что земля без воды. Не красна изба углами – красна пирогами. В гостях хорошо, а дома лучше. Где родился, там и пригодился. Нет ничего краше, чем Родина наша. Не нужен и клад, коли в семье лад. Каждый кулик своё болото хвалит. Чем богаты, тем и рады. Сначала подумай, потом говори. Жизнь прожить, не дорогу перейти. Нет друга ищи , а нашёл – береги. Кто рано встаёт, тому Бог даёт. Маленькое дело, лучше большого безделья. Землю красит солнце, а человека труд. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 3 ученик :Большую роль в жизни казака играл конь. Конь помогал казаку на службе, в боевых действиях, в хозяйстве. Не зря говорили:»Казак без коня- сирота».На эту страницу я поместил следующие пословицы и поговорки(Зачитывает 3-4) Казак сам голодает, а коня накормит. Казак без коня, что солдат без ружья . Казаку конь- отец родной и товарищ дрогой. Казак голоден, а конь его сыт. Казак с конём и днём, и ночью.Казак без седла, черкес без кинжала. Не гони коня кнутом, а гони коня овсом. Добр конь да копыта отряхивает.. 4 ученик(Седов Ж.) Я отбирал пословицы и поговорки на тему:»Счастье не ищут, а делают.»Казаки обладали многими качествами: смелостью, добротой, терпением. Вот некоторые пословицы об этом.(читает 3-4) Учитель: -Я предлагаю вам игру:»Собери пословицу». (В конверте 4 пословицы, разделённые на 2 части. Их надо найти и соединить.) Слово предоставляется 2 группе. Наша группа собирала загадки родного края и оформила их в виде «Чуда дерева.» 1 уч.(Любибогова П.)С древнейших времён люди думали, что и дерево, и рыба, и птица- все понимают человеческий язык. И собираясь на охоту или рыбную ловлю, они старались вслух не произносить тех слов, которые связаны с успехом предстоящего дела. А для того, чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали «загадочную речь». Вот загадки из той тайной речи и родились. 2 уч(Лёвин А.).Сначала эта речь служила для того, чтобы помочь молодым людям тайный язык выучить. Бывало, зимним вечером, когда переделаны все дела по хозяйству, собирались и стар и мал в какой- нибудь избе. И старики начинали молодым людям мудрёные вопросы задавать. Попробуйте и вы ответить на некоторые из них. (Каждый из группы говорит: Я загадаю вам загадки о…..) (Приложение 2) ФИЗМИНУТКА ИГРА: «А МЫ ПРОСО СЕЯЛИ…» Слово предоставляется 3 группе.Ученица(Каймакова Я.) Донской говор принято считать диалектом русского языка. Как необычно красиво звучала речь казаков! А какими интересными словами она была наполнена! Знаете ли вы , что значит- гуторить? а банить? Что такое завеска ? Мы изучили собранные вами слова и оформили их в виде презентаций. Презентация 1 : Казачий курень.(Каймакова Я.) Я приглашаю вас в казачий курень. Входим в светлую горницу. Посередине большой стол, накрытый настольником. У стены стоит лавка. На лавке цибарка с корцом и подойник. На стене красиво вышитый рушник и ружо. У печи- рогач. Ходили казаки в шароварах, а казачки носили панёвы .На ногах носили чирики и карпетки. Много интересного встречаем в казачьем курене. Презентация 2: Пойду в огород..(Картушина И.) А теперь пройдёмте на леваду. Здесь у нас растут тыкла и бураки. Выросли большие вилки и крупные памадоры. А в саду богатый урожай яблок и дулёнки. Около плетня распустился азовский светок. Но иногда на леваде можно встретить сербучку. Вот каков он, казачий огород! Презентация 3:На скотном дворе.(Липовская З.) Я приглашаю вас на скотный двор. У казаков всегда было много скотины. Это и крупные животные- бугаи и мелкие- ягноки. Были у них на базах и кузята. А по двору важно ходил кочет. Клуша охраняет своих курят от врагов. Интересно наблюдать за всей живностью, не хочется уходить со двора. Презентация 4:Животный мир Донского края.(Любибогов В.) Я приглашаю вас в лес, где мы увидим животных Донского края. Вот красавец елень. А это бурый ведьмедь. Хитрая лиска поглядывает на нас. А вот злой бирюк скалит зубы. Быстро скачет маленький жид. Это гулюшка, а это серая карга. У лесного озера встречаем лягу .А в воде плавают чикамасы и верши. В лесу много павуков. Как богат животный мир Донского края.(Диск) Слово 4 группе. Ученик 1(Коротков И,) В фольклоре казаков известны все жанры сказок: волшебные, бытовые, докучные, о животных, небылицы, анекдоты, и каждый жанр прекрасен по своему .Наши предки были талантливымисочинителями и весёлыми рассказчиками. Они любили посмеяться друг над другом. Например: Мы с тобой шли? Шли. Кожух нашли? Нашли. Я тебе его дал? Дал. Ты его взял? Взял. Где же он? Что? Ну мы с тобой шли?..... Ученик 2(Ткаченко А.)В сказках казаки отражали свои мечты о свободной жизни, передавали любовь к родному краю, победе над злом, справедливости. Мы приготовили инсценировку донского сказа : «Что на свете всего милее.» Учитель. -А нашим гостям мы хотим представить ещё один жанр народного фольклора- частушки. В старину они именовались припевками и страданиями. Исполнялись всегда на людях, в праздники. В них отражались быт и нравы казаков, их отношения, крестьянский календарь. ( Исполняются частушки) 1.Кукарекает петух, Ссорятся индюшки. Мы сейчас вам пропоём Новые частушки. 2.Я частушку запеваю Первую, начальную. Я хочу развеселить Публику печальную. 3.Не хотела я плясать Стояла и стеснялася. Но гармошка заиграла Я не удержалася. 4.Здесь народу очень много Здесь народу сто один. И из этого народаМне понравился один. 5.Мой милёнок по деревне Ходит улыбается. Оказалось зубы вставил Рот не закрывается. 6.По деревне я шла И Ванюшу видела. Под кустом сидел и плакал Курица обидела. 7.Говорят я боевая Боевой остануся. Ох, и горе тому будет Кому я достануся. 8.Мы подружки боевые, Боевые только две. Мы нигде не подкачаем, Ни в работе , ни в гульбе. 9.Мне не надо пуд гороху Мне одну горошинку. Мне не надо двух корявых, Мне одну хорошеньку. 10.Если б не было воды, Не было б и кружки. Если б не было девчат, Кто бы пел частушки. 11. Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги.Оглянулася назад: Сапоги мои лежат. 12.Разрешите станцевать, Разрешите топнуть. Неужели в вашем доме Полвицы лопнут? 13.Мы частушки вам пропели Хорошо ли , плохо ли. А теперь мы вас попросим, Что вы нам похлопали! 4. Заключение. А)Рефлексия: Какие жанры Донского фольклора мы теперь с вами знаем? А зачем нам их надо изучать? Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое. Интерес к фольклору- одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве. И то и другое также необходимо, хлеб, воздух, общение. Так любите свою природу, свой край, свой народ, родину. Изучайте всё то, что оставлено нам в наследство предками. Б) Итог урока. Ребята! У вас на партах лежат плоды и цветы трёх цветов: красные, желтые и синие. Если вам понравился урок -вы берёте красный плод или цветок, если вам было скучно-жёлтый, если не понравился- синий . Давайте украсим наше дерево.

Посмотрите также