Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Оценка 4.6

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
психологическая работа +1
Взрослым
17.08.2019
Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
1. Что такое педагогическая ситуация? – Педагогическая ситуация – это кратковременное взаимодействие учителя с учеником (или коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую сторону). 2. Можно предупредить конфликт в педагогической ситуации? – Главное в психологическом умении учителя – не допускать острых педагогических ситуаций. Существуют правила предупреждения конфликта, которыми должен пользоваться педагог: Правило 1. «Нельзя за каждым отрицательным поступком видеть только отрицательные мотивы». Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета». Правило 3. «Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия». Правило 4. «Школьников можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности». Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована).
урок 8.docx
Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя Тема:  Решение педагогических ситуаций . Цели и задачи: 1. Обучить студентов построению и применению алгоритма решения  педагогических ситуаций. 2. Развивать навыки применение теоретических знаний для решения практических задач,  навыки психологического анализа педагогических ситуаций и умения определять их  мотивацию. 3. Воспитывать личностную готовность работать с человеком, формировать практические  навыки педагогической импровизации и педагогической находчивости, побуждать к  проявлению педагогического артистизма и творческой инициативы. Способствовать  самостоятельности и саморазвитию студента. Оборудование: 1. Компьютер, видеопроектор, экран. 2. Карточки с заданиями по решению педагогических ситуаций. 3. Выставка методической литературы: Морозова О.П. Педагогические ситуации в художественной литературе. – М.:  Издательский центр «Академия», 2001. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб, Питер, 2002. Реан А.А., Коломинский Я Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999. Смирнов С.А. Педагогика. – М: Издательский центр «Академия», 1998. Столяренко Л.Д. Психология общения / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д:  Феникс, 2015. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.:  Педагогическое общество России, 1999. Ход урока: I. Организация студентов в начале занятий. Знакомство с темой(записать), целями  урока. II. Повторение и проверка знаний студентов, выявление глубины понимания и  степени прочности материала, актуализация необходимых знаний. Вопросы студентам и предполагаемые ответы: 1. Что такое педагогическая ситуация? – Педагогическая ситуация – это кратковременное взаимодействие учителя с  учеником (или коллективом класса) на основе противоположных норм, ценностей и  интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и  направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений (в лучшую или худшую  сторону). 2. Можно предупредить конфликт в педагогической ситуации? – Главное в психологическом умении учителя – не допускать острых педагогических  ситуаций. Существуют правила предупреждения конфликта, которыми должен  пользоваться педагог:  Правило 1. «Нельзя за каждым отрицательным поступком видеть только  отрицательные мотивы».  Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей  некомпетентности в преподавании своего предмета». Правило 3. «Школьники склонны  охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе  воздействия».  Правило 4. «Школьников можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов  оценки его личности». Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет»  (если она хорошо организована). 3. Если в педагогической ситуации конфликт все же произошел, какие оптимальные пути  выхода из него вы можете назвать? – Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством и  творческой удовлетворенностью своей работой. Чтобы выиграть психологическое  противоборство целесообразно использовать правила воздействия на личность  школьника в конфликтной ситуации. Правило 1. «Два возбужденных человека не в  состоянии прийти к согласию». Правило 2. «Задержка реакции». Правило 3. «Перевод  реакции». Правило 4. «Рационализация ситуации». Правило 5. «Парадоксальная  реакция». 4. Согласны ли вы с широко бытующим высказыванием «Учитель всегда прав?» – К сожалению, часто источником конфликтных ситуаций является резкая,  нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия такова: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо  реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и  ученик настраиваются против учителя. (Студенты конкретизируют теоретические положения: приводят примеры,  высказывают собственное мнение, анализируют опыт, полученный во время  педагогической практики). III. Введение преподавателем нового материала и организация учащихся по его  осмыслению и усвоению. Конкретные задачи урока: усвоить алгоритм решения педагогических ситуаций, научиться  делать психологический анализ конфликтных ситуаций, определять мотивацию действий  ребенка, намечать действия по разрешению конфликтных педагогических ситуаций. 1. Понятие алгоритма решения педагогической ситуации. 2. Этапы алгоритма решения педагогической ситуации. План к теме урока (записать). 1. Алгоритм – понятие, которое пришло в психологию и педагогику из области  математики. В словаре иностранных слов дается такое толкование этому понятию:  «алгоритм – совокупность математических операций, выполняемых в строго  установленном порядке, для решения задач определенного типа». В психологии и педагогике под алгоритмом понимается совокупность последовательных  действий, направленных, с одной стороны, на достижение воспитательного эффекта, а с  другой – на укрепление контакта в общении между ребенком и взрослым. Применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправленным,  последовательным и гуманным, предупреждает педагогические ошибки и помогает лучше  понять ребенка. Особенно важно применение алгоритма решения педагогический ситуации начинающими  педагогами для лучшего овладения профессиональным мастерством. «Мастерство – это  когда «что» и «как» приходят одновременно» – это высказывание русского режиссера и  актера Всеволода Мейерходьда является своеобразным эпиграфом к данной теме. 2. Выделяют шесть этапов алгоритма решения педагогической ситуации, каждому из  которых может соответствовать одно ключевое слово и определенное содержание и  значение. Первый этап   Содержание: оценка учителем ситуации и собственных эмоций. Значение: необходим, чтобы не навредить ребенку поспешными действиями и не осложнить отношения с ним.     «Стоп!». «Почему?»    . Рекомендации: воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую? Что я  сейчас хочу? Что я делаю?» Второй этап   Содержание: анализ мотивов и причин поступка ребенка. Значение: очень важен, так как именно причины определяют средства педагогического  воздействия. Рекомендации: владеть невербальным общением, по внешним признакам (взгляд, внешний  вид, поза и др.) хотя бы в общих чертах определить мотив неадекватного поведения  ребенка. Третий этап   Содержание: постановка педагогической цели «Что я хочу получить в результате своего  педагогического воздействия?» Значение: направить педагогическое воздействие не против личности, а против поступка. Рекомендации: задуматься над тем, как в конкретном случае показать ребенку, что вы его  принимаете таким, как он есть, понимаете его, но в тоже время не одобряете его действий. Четвертый этап «Как?» Содержание: выбор оптимальных средств для достижения поставленной цели «Каким  образом достичь желаемого результата?» Значение: если создать такие условия, где ребенок сам может сделать правильный выбор, а  не заставлять его поступать так, как нужно, можно добиться больших успехов в  воспитании. Эффективным является воздействие не через чувство страха, а через чувство  стыда. Рекомендации: Избегать угроз, наказаний, насмешек, записей в дневнике, жалоб. Отказ от  подобных средств дает огромные возможности для творчества педагога и делает общение  более плодотворным. Пятый этап   Содержание: разрешение педагогической ситуации. Значение: при правильном определении мотива, точности в формулировании цели и выборе оптимальных способов ее достижения этот этап приводит к успеху практического  действия, повышает авторитет учителя. Рекомендации: обращаться к ребенку не к такому, какой он «сегодня», а к такому, каким  он может быть «завтра». Шестой этап       «Анализ». Содержание: сравнение поставленной цели с достигнутыми результатами. Значение: позволяет оценить эффективность общения педагога с детьми и сформулировать новые перспективы. Рекомендации: не пренебрегать этим этапом. Сейчас мы рассмотрим и, пользуясь алгоритмом, сделаем психологический анализ  нескольких педагогических ситуаций.     «Действие».     «Что?» Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений Зная застенчивость Наиды, учительница предупреждает: — Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наиды есть  время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила  поощрительные оценки по данной теме, а у Наиды отметки пока нет. Девочка очень  возбудимая, учеба дается ей нелегко. В о п р о с ы и з а д а н и я 1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний? 2. Какие установки дает педагог? 3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации? Ситуация «Ситуация, сочетающая в себе две педагогические ошибки»: Ошибка 1. «Тоже мне, Толстой нашелся!» (общение­унижение или общение­оскорбление). Ошибка 2. «Снова двойка» (общение, снижающее веру в собственные силы). Роли: 1. Учительница. 2. Ученица. 3. Соседка по парте. Учительница (стоящей у доске ученице): Бездельница ты, Иванова! Лентяйка! Тупица! До чего ты бестолковая! Будущее твое светло и прекрасно, а главное – чисто. В дворники ты  может и сгодишься. Вот смотрю на тебя и думаю: что­то в тебе есть от обитателя зоопарка. Ну, просто ничем тебя не проймешь… садись на место, «гордость» ты наша. (В классе смех, учительница же довольна своим остроумием). Ну, что же?! Как всегда двойка! Предыдущих тебе, видно было мало?! Живи и радуйся! Соседка по парте: Не расстраивайся. Дома будут ругать? Ученица: Раньше я из­за двоек плакала, переживала. Не хотела и даже боялась идти домой. А теперь мне безразлично. Я в дневник даже не смотрю. Учительница (в сторону): Педагог – человек, а стало быть, он имеет право на проявление  своих чувств. Выставляя одного на «посмешище», тем самым учишь других. Правда,  сегодня можно было бы поставить «тройку», но объективность превыше всего! Вопросы студентам: 1. Права ли учительница в данной ситуации? 2. Можно ли разрешить эту ситуацию иначе, используя знания об алгоритме решения  педагогических ситуаций? Одна из самых распространенных причин возникновения конфликтной педагогической  ситуации – выставленная низкая отметка. Конфликт усиливается в случае, если отметка не мотивирована и отсутствует оценочное суждение учителя с разъяснением положительных  (а они есть всегда!) и отрицательных сторон ответа ученика. Отметка – мощный  мотивационный фактор, затрагивающий не только познавательную деятельность, но и все  сферы жизни ребенка. Отметка превращается в характеристику личности, влияет на  самооценку, определяет систему социальных отношений ребенка в семье и школе.  Психофизиологические исследования показывают, что низкие отметки являются сильным  психотравмирующим фактором и резко снижают работоспособность детей в течение всего  дня. Вот как пишет об этом выпускник филиала в своем сочинении «Учитель – каким я  хочу его видеть». (Зачитывается отрывок из сочинения). К сожалению, часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная  реакция учителя на отклоняющееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия  такова: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо реагирует на это, проявляя  тем самым свою педагогическую слабость, в итоге класс и ученик настраиваются против  учителя. (Демонстрация фрагмента фильма С. Ростоцкого «Доживем до понедельника»). Обсуждение. Вопрос студентам: Кто из учителей, на ваш взгляд, прав в этой ситуации? И почему? Таким образом, предупреждая конфликтные ситуации, педагогу следует предварять  собственные действия тонкой умственной работой, вникать в индивидуальные  психологические особенности детей, определять мотивы, владеть различными способами  предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций. И еще: следует помнить, что если  ученик по отношению к учителю бросил вызов, значит, у него есть на это пока непонятная  потребность. Учителю необходимо психологически готовить себя к возможности возникновения ситуаций, обязательно верить в свои силы и стараться выйти из  конфликтной ситуации с достоинством и творческим удовлетворением своей работой. IV. Первичное закрепление нового материала и организация работы по выработке у  учащихся умений и навыков применения знаний на практике. Вопросы студентам: 1. Какой этап алгоритма решения педагогической ситуации считается наиболее значимым? 2. Какие способы решения педагогических ситуаций говорят о низком уровне  профессионального мастерства? 3. Какое значение имеет последний этап алгоритма, заключающийся в анализе  педагогического воздействия? Пополнить опыт решения педагогических ситуаций можно, поработав с представленной на  выставке литературой. (Обзор литературы). V. Формулирование домашнего задания и инструктаж по его выполнению. 1. Задание: составление алгоритма решения педагогической ситуации. Инструктаж: в ходе педагогической практики понаблюдать за общением учителя с детьми  и описать конфликтную педагогическую ситуацию. Составить алгоритм решения этой  ситуации. В случае несогласия с действиями педагога разработать свой вариант решения. 2. Самостоятельно проанализировать 2­3 педагогические ситуации из учебной литературы,  представленной на выставке, письменно ответить на вопросы. VI. Подведение итогов урока. Выставление отметок. Приложение. Дополнительный материал. 1. Карточки «Психолого­педагогические ситуации». Работа в мини­группах. 2. Анализ педагогических ситуаций из опыта работы выпускников колледжа.

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Предмет.МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2019