ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Учитeль руccкого языкa и литeратуры
КГУ «Гимназия №38», г. Караганда, Казахстан
В стремительно развивающемся мире, в нашем современном обществе
востребованы люди, готовые и умеющие адаптироваться к изменениям.
В условиях обновленного образования в Казахстане процесс обучения
ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации
концепции «образование в течение всей жизни». И именно цифровизация
направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения. В связи с
интенсивным развитием информационнокоммуникативных технологий и возник
термин «цифровизация».
Система образования может обеспечить обществу уверенный переход в
цифровую эпоху. Доказательством служит программа «Цифровой Казахстан»,
принятая в 2017 году и дополненная 19 апреля 2019 года.
Цифровая доступность и мобильность были отмечены в Плане по
цифровизации Министерства образования и науки Республики Казахстан (МОН
РК). Блокчейн в системе образования это «прозрачность и справедливость, то
есть в обязательном порядке вся информация о распределении грантов в вузы,
получении аттестации депутатов и многое другое будет находиться на портале в
открытом доступе»[3] .
В 2019 году все лето школы Казахстана работают, чтобы любой человек
смог обучиться цифровой грамотности. И все это в рамках программы
«Цифровой Казахстан». И я тоже окончила такие курсы (сертификат
прилагается).
В Казахстане успешно функционируют электронные классные журналы
Кundelik и Bilimal , которые приравнены к бумажной отчётности. Директор,
учителя, родители, ученики видят оценки, домашние задания, сообщения
учителей родителям, развитие учеников из четверти в четверть. «Дети должны
иметь доступ к информационным технологиям через мобильный телефон, через
свои гаджеты»[3].
В XXI веке в веке высоких компьютерных технологий сoвременный
ученик живет и развивается в информационном пространстве, поэтому главной
задачей учителя становится не передача ребенку готовых знаний, а создание
условий для саморазвития, самореализации, то есть создание условий для
формирования личности ребенка через oбучение «приемам и способам решения
проблем». Такой подход помогает школьнику раскрывать и развивать свои
творческие и интеллектуальные способности, избежать умственного и нервного
напряжения от необходимости заучивать, «зубрить» материал.
Увеличение умственных нагрузок на уроках заставило меня задуматься: как
поддержать к русскому языку интерес, как на протяжении всего урока
активизировать педагогический процесс. Компьютерные программные средства на уроках русского языка и
литературы позволяют разнообразить формы и методы обучения, облегчают
контроль знаний, повышают наглядность, обеспечивают дифференциацию и
развивают познавательную активность учеников. Например, на пятом уроке
семиклассникам после изучения темы «Структура семьи и семейные ценности»
было дано задание: на ноутбуках создать слайдшоу «Семейное древо» с
описанием достоинств своей семьи. Я их заранее предупредила о теме урока
«Семейное древо». Ученики в течение 20 минут работали в классе со своими
материалами (фотографиями семьи, мнениями членов семьи и др.), с
предыдущими текстами, видео, презентациями по теме. Работу учащиеся
отправили мне по электронной почте.
Или в 12 «F» классе на урокеисследовании ученики приготовили
содержательные презентации работ «Мир Пушкина в романе М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита» и «Мир Гоголя в романе М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита». На следующем уроке обменялись презентациями и написали
отзывы (рецензии) на работу одноклассников.
Или в 11 классе на уроке русского языка «Богатые и бедные» ученики
приготовили видео «Интервью о взглядах людей на социальное неравенство».
После просмотра видеороликов провела дискуссию, в которой каждый ученик
выразил своё отношение к данной проблеме.
Ученики на уроках создают видео: рекламу, анкеты, интервью –
оформляют слайдшоу, буклеты, словарики, исследованный новый материал
оформляют в виде минипроектов и др.
Сейчас педагог – организатор учебнопознавательной, поисковой,
проектной деятельности, также учителю надо участвовать и в творческих
конкурсах различного уровня.
Я в течение многих лет участвовала во многих конкурсах, много
достижений есть. Расскажу о последних: в 20182019 учебном году в I
Всероссийском конкурсе мастерклассов заняла 1 место в рамках XVIII
Интернетпедсовета,
2 место в Республиканском конкурсе видеоуроков,
получила Почетную грамоту в МГУ за участие в XI Всероссийском конкурсе
читательских эссе, заняла 1 место в творческом конкурсе сайта «Солнечный
свет» за актерское мастерство, победила в Национальной интеллектуальной
олимпиаде (русский язык 1 место, литература – 2 место) и др. В 2019 году (18
мая) награждена специальным нагрудным знаком «Лучший учитель –Үздік
ұстаз» по итогам VIII республиканского независимого общественного конкурса.
В помощь учителю создано много сайтов. Я являюсь членом
Всероссийского клуба «1сентября», состою в сетевых сообществах ЦПM (Центр
педагогического мастерства), Всероссийского интернетпедсовета,
Всероссийских порталов: « Proshkolu», «Prodlenka», «Солнечный свет» и др.
Создала свой сайт на «nsportal.ru». На форуме CPM создала несколько тем.
Таким образом, испoльзование медиа технологий позволяет проводить: индивидуальную работу с учениками с помощью различных гаджетов
(электронной почты, телефона, письма, факса и др.);
интерактивное обучение через интернет, телевидение и другие СМИ,
включающие звук, видео, графику и др.
исследовательскую деятельность с помощью компьютерных программ;
урок с видеосюжетами, звуковым сопровождением слайдов и др.
Однако есть и проблемы:
программная и материальная база для информационных технологий
устаревает каждые три года;
использование в полную силу интернета в учебной деятельности начнется
тогда, когда на одного ученика будет приходиться один компьютер.
И этот барьер нужно преодолеть.
В наше время цифровые ресурсы позволяют совершенствовать процесс
обучения: оптимизируется темп освоения программы, формы и методы
способствуют дальнейшему повышению эффективности обучения. У учителя
появились новые возможности и выбор: использование виртуализации,
дополненной реальности. Конечно, цифровизация ведет к перестройке всех
существующих представлений и устоявшихся норм.
И это позитивные изменения. Обучение обучению продолжается.
Преимуществ у цифровой образовательной среды достаточно.
Использованные ресурсы
1. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie
tekhnologii/library/2013/07/23/iktkompetentnostsovremennogo
2. http://ymksalehard.ru/index.php/napravleniyaraboty/112nauchnometodicheskaya
iinnovatsionnoeksperementalnayarabota/nauchnometodicheskayarabota/282
vliyanieiktkompetentsiipedagoganakachestvoobrazovaniya
3. https://ru.sputniknews.kz/society/20180417/5317053/kazakhstancifrovizaciya
obuchenie.html
http://journals.uspu.ru/attachments/article/2133/14.pdf
4.
5. https://inbusiness.kz/ru/news/blokchejnkakshkolnoezavtra
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
ПРЕИМУЩЕСТВА ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.