1
Урок 26
(5 класс)
Преобразование информации
по заданным правилам
Цель: предметные – представление об обработке информации путём её преобразования по
заданным правилам;
метапредметные – умение анализировать и делать выводы; ИКТ компетентность;
умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач;
личностные – понимание роли информационных процессов в современном мире.
Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации;
2) расширить представления учащихся о круге задач, связанных с вычислениями по
заданным правилам, ведущих к получению нового содержания, новой информации.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Обработка информации»;
2) плакат «Обработка информации»;
I. Актуализация и проверка знаний
1) ученики перечисляют основные действия с информацией;
2) приводятся примеры обработки информации, ведущие к изменению её формы,
но не содержания;
3) ученик называет приложение, используемое для обработки текстовой
информации;
4) ученик называет приложение, используемое для обработки графической
информации;
5) ученик называет приложение, используемое для обработки числовой
информации;
6) визуально проверяется выполнение №158, №159, №162 в РТ (при
необходимости – обсуждение).
РТ № 158 Зашифруйте с помощью таблицы из предыдущего задания следующие
слова:2
II.
Объяснение нового материала
Мы подробно рассмотрели, как можно обрабатывать информацию, изменяя
её форму, но не содержание. Теперь рассмотрим случаи, когда в результате
обработки возникает новая информация.Слайд 10 Слайд 11
3
При решении задач по известным правилам очень важно выбирать наиболее
эффективное правило (способ) решения задачи. Это хорошо демонстрируется в
№163 в РТ. Его целесообразно в быстром темпе выполнить всем вместе (можно
организовать работу «по цепочке»), делая соответствующие записи в тетради.
Важная часть урока – практическая работа с приложением Калькулятор.
Это и работа компьютерного практикума, и задания в рабочей тетради. Задания
подобраны так, чтобы ученики не только познакомились с эффективными
приёмами использования калькулятора для вычислений, но и анализировали
получаемые результаты, учились делать выводы.
Вначале рекомендуем предложить ученикам самостоятельно выполнить
№164 в РТ.4
III. Физкультминутка
Чтобы быть всегда в порядке,
Делаем зарядку.
Щёки трём, разогреваем,
Шею тоже разминаем,
Уши надо растереть,
Вправо, влево посмотреть.
Пальцы крепко мы сжимаем,
А затем их разжимаем.
Растираем мы ладошки
И похлопаем немножко.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем дальше продолжать.
Закрепим за шеей руки,
И не будет больше скуки,
Вправо, влево повернёмся,
Широко все улыбнёмся.
IV. Практическая работа
Далее следует рассмотреть более подробно возможности приложения
Калькулятор и выполнить № 167 в РТ. Работа с памятью Калькулятора позволит
эффективно выполнить вычисления и разгадать числовой кроссворд (№168 в РТ).
Далее ученики выполняют самостоятельно №169 и №170 в РТ. В №170 (столбец
«Число Х» заполняется учениками совместно с учителем. Учитель подводит детей к
выводу о том, почему при любых исходных данных получается именно такой
результат.
Ученики самостоятельно выполняют №173. Узнать очередной сомножитель
ребята могут делением произведения на известный сомножитель. А вывод они
должны сделать, проанализировав полученные результаты.5
V.
Дома: § 12 (с.87 – 88), РТ: № 165, 166, 173, 174