Цели:
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Литературное чтение
Урок 14–15.
Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Тема: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Котворюга»)
Цели:
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной
стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
УРОК 1.
2 1. Проверка домашнего задания.
Подробный пересказ рассказа «Игра» (можно по цепочке, по частям, в парах).
2. Введение в тему урока.
1. Чтение авторского текста (учебник, с. 73 до последнего абзаца).
– Как вы поняли, что значит «повествование от первого лица»? Кто может
скрываться под словом «я»? (Главный герой или рассказчик.)
– Понаблюдаем, как это у К. Паустовского, его рассказ нам предстоит
прочитать.
2. Чтение последнего абзаца (с. 73).
© ООО «Баласс», 2013
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
4. Находить ответы на
1II. Развитие
умений.
2 4 1 2 1 2 3
I. Работа с текстом рассказа.
1. Работа с текстом до чтения.
1. Работа с заглавием и ключевыми словами (задания 1, 2 в тетради, с. 9), с
иллюстрацией.
а) Чтение заглавия рассказа. Вопросы:
– Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот.)
– Как называет его автор? Что означает слово ворюга? (Сравните: вор, воришка,
ворюга; хитрюга – о ком так говорят.) Какой оттенок у этого слова?
(Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора…)
б) Чтение ключевых слов.
кот накормили
воровал перестал воровать
попался хозяин и сторож
– Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа?
– На какие группы по смыслу можно разделить эти слова?
Предположите: что произойдёт в рассказе.
в) Рассмотрим иллюстрацию.
– Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу.
– Предположите, почему такая напряжённая поза у кота.
2. – Знаком ли вам писатель Константин Паустовский? Чего вы ждёте
от встречи с ним?
2. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение (вслух, комбинированное).
© ООО «Баласс», 2013
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли
в устной и письменной
форме.
4. Умение работать в паре
и в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать
своё предположение на
основе работы с
иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по
2предложенному учителем
плану.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё
отношение к героям,
выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию
к обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Часть 1 читает учитель, вместе с детьми ведёт диалог с автором.
Диалог включён в учебник (с. 74–75). Помимо диалога с автором, нужны
комментарии, направленные на развитие воображения детей, их эмоций,
например: «Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали» (Представили себе
эту картину?) и т.п.
Часть 2 – комментированное чтение учителя.
2
Дом был маленький. Он стоял в заброшенном саду. (Представьте себе
заброшенный сад: заросший, глухой…) Каждую ночь нас будил стук диких
яблок, падавших с веток на его тесовую крышу.
Чтобы пройти к берегу озёр, приходилось вытаптывать узкие тропинки в
душистых высоких травах. (Вокруг никто не живёт, нетронутая природа.) Их
венчики качались над головами и осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.
(Представьте себе эти высокие, душистые травы: они выше человеческого
роста!)
Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, со связками
серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких
выходках рыжего кота. (Стоит вернуться домой, и красота и гармония
разрушаются: снова босяцкие выходки кота! Босяцкие – от слова босяк, т.е.
бродяга, оборванец. Рассказчик и сердится на кота, и одновременно
улыбается…)
Часть 3 читают дети вслух. Важно при чтении сохранить эмоциональный
настрой. Здесь возможны короткие комментарии учителя, цель которых –
помочь детям эмоционально «прожить» ситуацию.
Часть 4. Комментированное чтение, диалог с автором. При чтении нужно
интонационно выделять подчёркнутые слова.
4
© ООО «Баласс», 2013
3С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже
совершил благородный и неожиданный поступок. (Интересно, что это был за
поступок? Вопрос задан, но ответа он не требует.)
Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали
склёвывать из тарелок гречневую кашу.
Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с победным криком прыгнул на
стол.
Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и
бросились, теряя перья, из сада. Впереди мчался, икая, голенастый петухдурак,
прозванный Горлачом.
Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой передней лапой бил петуха по
спине. (!) От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара чтото
бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. (!)
После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо
стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл.
С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй
прятались под домом.
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги.
Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.
Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что
это не совсем удобно (Почему, как вы думаете?), но мы были уверены, что
милиционеры не будут на нас за это в обиде.
2. Выявление первичного восприятия.
– Почему вы смеялись, читая этот рассказ?
3. Обобщающий вопрос.
– Как вы думаете, почему кот перестал воровать и превратился из Ворюги в
Милиционера?
© ООО «Баласс», 2013
4УРОК 2.
Объявляется тема урока, формулируется цель: проследить по ходу чтения,
как кот Ворюга превратился в кота Милиционера.
2. Работа с текстом во время чтения (продолжение).
1. Перечитывание текста.
По ходу чтения следим за постепенными изменениями в поведении кота.
2. Выборочное чтение, устное словесное рисование.
Задание 1. Найдите и прочитайте, каким был кот в начале рассказа, когда его
впервые как следует рассмотрели, и в конце рассказа. (Выборочное чтение.
Составление устного «портрета кота в развитии».)
Задание 2. Рассмотрите нашу «портретную галерею» на доске. Здесь изображён
кот в разные моменты. Какие строчки из текста больше всего подходят как
подпись под каждым из портретов? Прочитайте. (Выборочное чтение,
обсуждение.)
3. Автор и рассказчик.
– Кто увидел и рассказал эту историю?
– Какой человек рассказчик? (Взрослый, мудрый, весёлый, с чувством юмора,
добрый, душевный.) Здесь можно сказать, что рассказчик и автор – одно лицо.
– Рассказ учителя о жизни Паустовского в Мещёре вместе с Р. Фраерманом и А.
Гайдаром, о цикле «Мещёрская сторона» и т.д.
4. Беседа о стиле Паустовского (ироническое отношение к герою, юмор,
лиричность в описании природы…).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
© ООО «Баласс», 2013
5ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Ι
V. Домашнее
задание.
ПОСЛЕ УРОКА 1.
1. Подготовить выразительное чтение текста рассказа.
2. Нарисовать «портрет» кота из 1й, 3й или 4й части рассказа.
ПОСЛЕ УРОКА 2.
1. Устный рассказ о коте. (Дети самостоятельно выбирают, от чьего
имени будут рассказывать: от имени автора, Рувима или Лёньки.)
2. Выразительное чтение самого смешного эпизода.
3. Подробный пересказ эпизода (учебник, с. 77, задание № 2).
© ООО «Баласс», 2013
6