Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Иконка файла материала konsp_lit_3kl_ur14-15_+.doc
Литературное чтение Урок 14–15. Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ Тема: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (Рассказ К. Паустовского «Кот­ворюга») Цели:  • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;  • развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;   •  развитие умений  высказывать  и  аргументировать  своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. УРОК 1. 2  1. Проверка домашнего задания. Подробный пересказ рассказа «Игра» (можно по цепочке, по частям, в парах). 2. Введение в тему урока. 1. Чтение авторского текста (учебник, с. 73 до последнего абзаца). –  Как   вы   поняли,  что   значит   «повествование   от   первого   лица»?   Кто   может скрываться под словом «я»? (Главный герой или рассказчик.) –  Понаблюдаем,   как   это   у   К.   Паустовского,   его   рассказ   нам   предстоит прочитать. 2. Чтение последнего абзаца (с. 73). © ООО «Баласс», 2013 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 4. Находить ответы на  1II. Развитие  умений. 2 4 1 2 1 2 3  I. Работа с текстом рассказа. 1. Работа с текстом до чтения. 1.  Работа с заглавием и ключевыми словами (задания 1, 2 в тетради, с. 9), с иллюстрацией. а) Чтение заглавия рассказа. Вопросы: – Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот.) – Как называет его автор? Что означает слово ворюга? (Сравните: вор, воришка, ворюга;   хитрюга  –   о   ком   так   говорят.)   Какой   оттенок   у   этого   слова? (Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора…) б) Чтение ключевых слов. кот                                           накормили воровал                                       перестал воровать попался                                       хозяин и сторож – Можно ли догадаться по этим словам о содержании рассказа? – На какие группы по смыслу можно разделить эти слова? Предположите: что произойдёт в рассказе. в) Рассмотрим иллюстрацию. – Какой здесь кот? Обратите внимание на выражение глаз, позу. – Предположите, почему такая напряжённая поза у кота. 2. – Знаком ли вам писатель Константин Паустовский? Чего вы ждёте от встречи с ним? 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Первичное чтение (вслух, комбинированное). © ООО «Баласс», 2013 вопросы в тексте,  иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать  своё предположение на  основе работы с  иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по  2предложенному учителем  плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям,  выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию  к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Часть 1 читает учитель, вместе с детьми ведёт диалог с автором. Диалог   включён   в   учебник   (с.   74–75).   Помимо   диалога   с   автором,   нужны комментарии,   направленные   на   развитие   воображения   детей,   их   эмоций, например: «Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали» (Представили себе эту картину?) и т.п. Часть 2 – комментированное чтение учителя. 2 Дом   был   маленький.   Он   стоял   в   заброшенном   саду.  (Представьте   себе заброшенный   сад:   заросший,   глухой…)  Каждую   ночь   нас   будил   стук   диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Чтобы   пройти   к   берегу   озёр,   приходилось   вытаптывать   узкие   тропинки   в душистых высоких травах. (Вокруг никто не живёт, нетронутая природа.) Их венчики   качались   над   головами   и   осыпали   плечи   жёлтой   цветочной   пылью. (Представьте себе эти высокие, душистые травы: они выше человеческого роста!) Возвращались   мы   вечером,   исцарапанные   шиповником,   усталые,   со   связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках   рыжего   кота.  (Стоит   вернуться   домой,   и   красота   и   гармония разрушаются: снова босяцкие выходки кота! Босяцкие – от слова босяк, т.е. бродяга,   оборванец.   Рассказчик   и   сердится   на   кота,   и   одновременно улыбается…) Часть   3  читают   дети   вслух.   Важно   при   чтении   сохранить   эмоциональный настрой.   Здесь   возможны   короткие   комментарии   учителя,   цель   которых   – помочь детям эмоционально «прожить» ситуацию. Часть   4.   Комментированное   чтение,   диалог   с   автором.   При   чтении   нужно интонационно выделять подчёркнутые слова. 4 © ООО «Баласс», 2013 3С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. (Интересно, что это был за поступок? Вопрос задан, но ответа он не требует.) Куры   влезли   на   стол   в   саду   и,   толкая   друг   друга   и   переругиваясь,   начали склёвывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с победным криком прыгнул на стол. Куры   взлетели   с   отчаянным   воплем.   Они   перевернули   кувшин   с   молоком   и бросились, теряя перья, из сада. Впереди мчался, икая, голенастый петух­дурак, прозванный Горлачом. Кот нёсся за ним на трёх лапах, а четвёртой передней лапой бил петуха по спине.  (!)  От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что­то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. (!) После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошёл. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотнёй прятались под домом. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он тёрся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно  (Почему, как вы думаете?),  но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде. 2. Выявление первичного восприятия. – Почему вы смеялись, читая этот рассказ? 3. Обобщающий вопрос. –  Как вы думаете, почему кот перестал воровать и превратился из Ворюги в Милиционера? © ООО «Баласс», 2013 4УРОК 2. Объявляется тема урока, формулируется цель: проследить по ходу чтения, как кот Ворюга превратился в кота Милиционера. 2. Работа с текстом во время чтения (продолжение). 1. Перечитывание текста. По ходу чтения следим за постепенными изменениями в поведении кота. 2. Выборочное чтение, устное словесное рисование. Задание 1. Найдите и прочитайте, каким был кот в начале рассказа, когда его впервые   как   следует   рассмотрели,   и   в   конце   рассказа.   (Выборочное   чтение. Составление устного «портрета кота в развитии».) Задание 2. Рассмотрите нашу «портретную галерею» на доске. Здесь изображён кот в разные моменты. Какие строчки из текста больше всего подходят как подпись   под   каждым   из   портретов?   Прочитайте.   (Выборочное   чтение, обсуждение.) 3. Автор и рассказчик. – Кто увидел и рассказал эту историю? – Какой человек рассказчик? (Взрослый, мудрый, весёлый, с чувством юмора, добрый, душевный.) Здесь можно сказать, что рассказчик и автор – одно лицо. – Рассказ учителя о жизни Паустовского в Мещёре вместе с Р. Фраерманом и А. Гайдаром, о цикле «Мещёрская сторона» и т.д. 4.  Беседа   о   стиле   Паустовского   (ироническое   отношение   к   герою,   юмор, лиричность в описании природы…). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? © ООО «Баласс», 2013 5ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Ι V. Домашнее  задание. ПОСЛЕ УРОКА 1. 1. Подготовить выразительное чтение текста рассказа. 2. Нарисовать «портрет» кота из 1­й, 3­й или 4­й части рассказа. ПОСЛЕ УРОКА 2. 1. Устный рассказ о коте. (Дети самостоятельно выбирают, от чьего имени будут рассказывать: от имени автора, Рувима или Лёньки.) 2. Выразительное чтение самого смешного эпизода. 3. Подробный пересказ эпизода (учебник, с. 77, задание № 2). © ООО «Баласс», 2013 6

Посмотрите также